Как НКО может оценить эффективность кампании по сбору средств в Сети

Примером успешной краудфандинговой кампании можно считать проект документального фильма о ветеране Второй мировой войны Николае Васенине, уроженце Вятской губернии. Кампанию в 2014 году запустил режиссер из Екатеринбурга на Boomstarter. Изображение: фрагмент сайта boomstarter.ru
Примером успешной краудфандинговой кампании можно считать проект документального фильма о ветеране Второй мировой войны Николае Васенине, уроженце Вятской губернии. Кампанию в 2014 году запустил режиссер из Екатеринбурга на Boomstarter. Изображение: фрагмент сайта boomstarter.ru

Как неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция может объ­ек­тив­но оце­нить соб­ствен­ную кам­па­нию по сбо­ру пожерт­во­ва­ний в Сети? Нуж­но ли иметь план «б», думать об уни­каль­но­сти и логи­сти­ке, или доста­точ­но про­сто собрать заяв­лен­ную сум­му ? Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы пооб­ща­лась с экс­пер­та­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми круп­ней­ших кра­уд­фандин­го­вых плат­форм в Рос­сии и сфор­му­ли­ро­ва­ла 7 пока­за­те­лей успеш­ной кам­па­нии.

По мне­нию экс­пер­тов, орга­ни­за­ция может само­сто­я­тель­но про­ве­сти ана­лиз кам­па­нии, ведь ей доступ­на ста­ти­сти­ка про­ек­та. «Мы реко­мен­ду­ем НКО в про­цес­се кра­уд-кам­па­нии еже­не­дель­но про­во­дить мони­то­ринг всех инфор­ма­ци­он­ных актив­но­стей, а если воз­ни­ка­ют вопро­сы — обра­щать­ся к мене­дже­ру про­ек­та, кото­рый помо­жет сде­лать выво­ды после ана­ли­за ста­ти­сти­че­ских дан­ных и под­ска­жет, в каком направ­ле­нии дви­гать­ся даль­ше», — посо­ве­то­вал руко­во­ди­тель отде­ла бла­го­тво­ри­тель­ных и соци­аль­ных про­ек­тов Planeta.ru Алек­сей Саха­ров.

Руко­во­ди­тель «Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий» Алек­сей Сидо­рен­ко счи­та­ет, что если орга­ни­за­ция все же реши­ла обра­тить­ся к спе­ци­а­ли­стам, то ей необ­хо­ди­мо доку­мен­ти­ро­вать и ана­ли­зи­ро­вать эта­пы кам­па­нии. «Рефлек­си­руй­те пере­лом­ные момен­ты, слож­но­сти, запи­сы­вай­те каж­дый шаг. Если вы ска­же­те спе­ци­а­ли­сту: «Мы собра­ли столь­ко-то», то он вам ничем помочь не смо­жет. Нуж­на вход­ная инфор­ма­ция», — под­черк­нул экс­перт.

7 показателей того, что вы провели успешную кампанию и набрались опыта

1. Вы собра­ли всю заяв­лен­ную сум­му. Без­услов­но, если вы достиг­ли финан­со­вой цели, то про­ект завер­шен успеш­но. «Авто­ры, раз­ме­щая про­ект на Planeta.ru, ста­вят кон­крет­ную финан­со­вую цель и в ходе кра­уд-кам­па­нии рабо­та­ют над её дости­же­ни­ем, мак­си­маль­но рас­про­стра­няя инфор­ма­цию о кра­уд-кам­па­нии, добав­ляя инте­рес­ные награ­ды, вовле­кая спон­со­ров в допол­ни­тель­ные актив­но­сти, сотруд­ни­чая с биз­не­сом и бло­ге­ра­ми», — уточ­нил Алек­сей Саха­ров.

2. Вы вни­ма­тель­но сле­ди­ли за ходом кам­па­нии. Резуль­тат кам­па­нии важен, но и сам про­цесс име­ет не мень­шее зна­че­ние для НКО. Экс­пер­ты сове­ту­ют в про­цес­се кам­па­нии про­во­дить мони­то­ринг с помо­щью ста­ти­сти­ки. Алек­сей Саха­ров счи­та­ет, что это очень удоб­ным меха­низм для рабо­ты с награ­да­ми про­ек­та. Награ­ды мож­но груп­пи­ро­вать, отме­чать те, кото­рые уже были отправ­ле­ны авто­рам, смот­реть, какие из них вызва­ли наи­боль­ший инте­рес спон­со­ров, из каких источ­ни­ков люди захо­дят в про­ект или в какие дни поль­зо­ва­те­ли наи­бо­лее актив­ны.

«На осно­ва­нии это­го все­го надо делать выво­ды в ходе кра­уд-кам­па­нии: добав­лять награ­ды мак­си­маль­но при­ем­ле­мой для ауди­то­рии про­ек­та цено­вой кате­го­рии; награ­ды, похо­жие на те, кото­рые актив­нее все­го выби­ра­ют за под­держ­ку про­ек­та; делать боль­ший упор на тот источ­ник, отку­да в про­ект чаще все­го захо­дят; опре­де­лять «клю­че­вые» соци­аль­ные сети, отку­да в про­ект попа­да­ет боль­ше все­го поль­зо­ва­те­лей; про­во­дить допол­ни­тель­ные актив­но­сти в «пико­вые» дни». Алек­сей Саха­ров.

3. Вы нашли новых инве­сто­ров или спон­со­ров. Допу­стим, у вас не полу­чи­лось достичь финан­со­вой цели. Но зато вы нако­нец таки нашли инве­сто­ра. В таком слу­чае, по мне­нию экс­пер­тов, кра­уд­фандин­го­вую кам­па­нию тоже мож­но счи­тать успеш­ной. «Кра­уд­фандинг — мощ­ный инстру­мент не толь­ко для сбо­ра средств, но и pr. В ходе кра­уд-кам­па­нии НКО нахо­дят не толь­ко новых спон­со­ров, но и новых парт­не­ров, волон­те­ров, заря­жа­ют иде­ей сво­е­го про­ек­та огром­ное коли­че­ство людей», — напом­нил о дру­гих воз­мож­но­стях Алек­сей Саха­ров.

«Есть и необыч­ные при­ме­ры: зай­дя в кра­уд­фандин­го­вый про­ект «Жела­ние жить» , один поль­зо­ва­тель решил под­дер­жать его не день­га­ми, а свя­зал­ся с авто­ром и купил для моло­до­го чело­ве­ка, героя про­ек­та, элек­тро­ко­ляс­ку. То есть, успех в дан­ном слу­чае свя­зан с веща­ми». Алек­сей Саха­ров.

Изображение: скриншот с сайта planeta.ru
Изоб­ра­же­ние: фраг­мент сай­та planeta.ru

Экс­перт сове­ту­ет выгру­зить всю базу спон­со­ров, под­дер­жав­ших про­ект, вне­сти этих людей в свою базу и вза­и­мо­дей­ство­вать с ними в даль­ней­шем. Кста­ти, когда вы завер­ши­ли один про­ект, то може­те опуб­ли­ко­вать в новост­ной лен­те уже ново­го про­ек­та фото­гра­фии, под­твер­жда­ю­щие выпол­не­ние обя­за­тельств по преды­ду­ще­му про­ек­ту (напри­мер, постро­ен при­ют для живот­ных, закуп­ле­ны меди­ка­мен­ты, про­ве­де­на акция), и анон­си­ро­вать свой новый про­ект. Таким обра­зом, спон­со­ры не поте­ря­ют­ся, а вы смо­же­те зару­чить­ся регу­ляр­ной под­держ­кой.

4. Вы полу­чи­ли инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку и заве­ли кон­так­ты со СМИ. Дирек­тор по раз­ви­тию в Boomstarter Мария Док­ши­на убеж­де­на, что осо­бую роль при про­ве­де­нии кра­уд­фандин­га игра­ет инфор­ма­ци­он­ная кам­па­ния и про­дви­же­ние про­ек­та. «Мно­гие НКО бла­го­да­ря кра­уд­фандин­гу обре­та­ют хоро­шие кон­так­ты со СМИ. Актив­но дела­ют пресс-рели­зы и пост-рели­зы. И даже после завер­ше­ния про­ек­та о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции начи­на­ют писать жур­на­ли­сты», — отме­ти­ла Док­ши­на.

Экс­перт при­ве­ла в при­мер кра­уд­фандин­го­вую кам­па­нию доку­мен­таль­но­го филь­ма о вете­ране Вто­рой Миро­вой вой­ны Нико­лае Васе­нине, уро­жен­це Вят­ской губер­нии. Кам­па­нию в 2014 году запу­стил режис­сер из Ека­те­рин­бур­га Андрей Гри­го­рьев.

«В этой исто­рии совсем не глав­ное, что автор собрал день­ги на съем­ку филь­ма. Коман­да про­ек­та полу­чи­ла кру­той отзыв от Ива­на Урган­та, Вла­ди­ми­ра Позне­ра, Сер­гея Лав­ро­ва. Вы толь­ко пред­ставь­те, они пуб­лич­но выра­зи­лись в его под­держ­ку. И это был глав­ный успех кам­па­нии». Мария Док­ши­на.

В ито­ге фильм «Васе­нин» был выпу­щен при под­держ­ке Мини­стер­ства ино­стран­ных дел РФ. Пре­мье­ра филь­ма состо­я­лась в мае 2015 года.

5. Вы откры­ли для себя инте­рес­ные вари­ан­ты сотруд­ни­че­ства. По мне­нию Алек­сея Сидо­рен­ко, пра­виль­ный кра­уд­фандинг осно­ван на моти­ва­ции. «При сбо­ре есть жан­ро­вые огра­ни­че­ния, вре­мен­ные рам­ки, и если вы не соби­ра­е­те всю сум­му, то долж­ны буде­те запла­тить круп­ную комис­сию кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­ме, на кото­рой раз­ме­сти­ли про­ект. В этом слу­чае огра­ни­че­ния созда­ют про­стран­ство для кре­а­тив­но­сти. Нель­зя про­сто ска­зать: «Нам нуж­ны день­ги». Так их никто не даст. Надо пока­зать, какой это полез­ный и уни­каль­ный про­дукт», — отме­тил Сидо­рен­ко.

«Нуж­но при­вле­кать инте­рес­ных дизай­не­ров, сотруд­ни­чать с худож­ни­ка­ми. Исполь­зо­вать новые воз­мож­но­сти, напри­мер, 3D печать. Нуж­но побо­роть­ся за уни­каль­ность». Алек­сей Сидо­рен­ко.

Экс­перт уве­рен, что сей­час обще­ствен­ные орга­ни­за­ции слиш­ком мало уде­ля­ют вни­ма­ния дизай­ну суве­нир­ной про­дук­ции, но это непра­виль­ный под­ход.

6. Вы про­ду­ма­ли логи­сти­ку, и все рас­счи­та­ли. Экс­пер­ты уве­ре­ны, что у НКО дол­жен быть запас­ной вари­ант на слу­чай, если сум­му не удаст­ся собрать. Мария Док­ши­на сове­ту­ет 10% от сум­мы откла­ды­вать на чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции. «Сто­ит обра­щать вни­ма­ние на индек­са­цию цен. Напри­мер, что­бы не было про­блем с типо­гра­фи­ей, об этом нуж­но пом­нить. Цены рас­тут очень быст­ро», — пре­ду­пре­ди­ла экс­перт.

В бюд­жет кам­па­нии так­же нуж­но вклю­чить рас­хо­ды на поч­то­вую рас­сыл­ку суве­нир­ной про­дук­ции.

7. Вы полу­чи­ли обрат­ную связь и узна­ли, что дума­ют о вашем про­ек­те. Для пол­ной кар­ти­ны нуж­но поин­те­ре­со­вать­ся мне­ни­ем вашей ауди­то­рии, тех, кто решил вам помочь. Алек­сей Сидо­рен­ко сове­ту­ет узнать, какие эмо­ции испы­та­ли люди.

«НКО нуж­но про­ду­мать дол­го­сроч­ный эффект кам­па­нии. Будет ли она побуж­дать к тому, что­бы пожерт­во­вать боль­ше? Какое чув­ство у людей созда­лось после окон­ча­ния кам­па­нии? Гор­дят­ся ли они тем, что при­ня­ли уча­стие? Думай­те о том, что почув­ству­ют поль­зо­ва­те­ли, какой опыт будет для них». Алек­сей Сидо­рен­ко.

Узнать мне­ние ауди­то­рии мож­но раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Алек­сей Саха­ров напом­нил, что на стра­ни­це каж­до­го кра­уд­фандин­го­во­го про­ек­та есть вклад­ка «ком­мен­та­рии», где поль­зо­ва­те­ли могут делить­ся сво­и­ми мне­ни­я­ми по пово­ду про­ек­та, писать заме­ча­ния. Экс­перт посо­ве­то­вал бла­го­да­рить за любой пози­тив­ный ком­мен­та­рий, будь то на стра­ни­це про­ек­та или в соци­аль­ных сетях. А если вы полу­чи­ли нега­тив­ный отзыв — про­ра­ба­ты­вать про­бле­му, ста­ра­ясь ней­тра­ли­зо­вать нега­тив.

«Обрат­ная связь идёт и через инструк­цию по полу­че­нию награ­ды: после при­об­ре­те­ния награ­ды, поль­зо­ва­те­лю на почту при­хо­дит инструк­ция по её полу­че­нию, туда мож­но добав­лять при­ят­ные сло­ва и бла­го­дар­но­сти. Обрат­ная связь очень важ­на, пото­му что она поз­во­ля­ет чело­ве­ку в ещё боль­шей сте­пе­ни ощу­тить свою зна­чи­мость для кон­крет­но­го про­ек­та и кон­крет­но­го НКО». Алек­сей Саха­ров.

Отзы­вы мож­но полу­чить и от спон­со­ров: попро­сить их запол­нить анке­ту и решить с их помо­щью важ­ные для НКО вопро­сы (напри­мер, узнать о волон­те­рах, воз­мож­но­сти рас­счи­ты­вать на спон­со­ров-авто­мо­би­ли­стов или фото­гра­фов).