О каких метриках нужно знать при запуске проекта

Перед тем, как запустить проект, нужно проверить его на соответствие рынку. Сделать это помогут две метрики: активация и удержание. Фото с сайта www.pexels.com (ССO)
Перед тем, как запустить проект, нужно проверить его на соответствие рынку. Сделать это помогут две метрики: активация и удержание. Фото с сайта www.pexels.com (ССO)

Преж­де чем запус­кать про­ект, необ­хо­ди­мо узнать, будет ли он вос­тре­бо­ван сре­ди поль­зо­ва­те­лей. Для про­ве­де­ния пред­ва­ри­тель­ной рабо­ты сто­ит разо­брать­ся в клю­че­вых мет­ри­ках, по кото­рым мож­но опре­де­лить эффек­тив­ность вашей идеи. Автор одной из веду­щих книг для пред­при­ни­ма­те­лей Running Lean Эш Мау­рья (Ash Maurya) как раз сфор­му­ли­ро­вал три пра­ви­ла раз­ра­бот­ки мет­рик, кото­рым долж­ны сле­до­вать созда­те­ли про­ек­тов или стар­та­пов. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы пере­ве­ла ста­тью в его бло­ге.

Эш Мау­рья — осно­ва­тель и гене­раль­ный дирек­тор ана­ли­ти­че­ской ком­па­нии Spark59. Он запу­стил несколь­ко стар­та­пов, в том чис­ле успеш­ных пред­при­я­тий, таких как WiredReach, стал настав­ни­ком про­ек­тов TechStars, Mozilla Foundation и Capital Factory.

В сво­ей кни­ге он опи­сал модель «береж­ли­во­го стар­та­па». Впо­след­ствии она полу­чи­ла широ­кую попу­ляр­ность. Running Lean — это систе­ма­ти­че­ский про­цесс постро­е­ния пла­на при­быль­но­го биз­не­са, кото­рый при­во­дит вас от «пла­на а» к пла­ну, кото­рый рабо­та­ет, до того как вы израс­хо­ду­е­те все ресур­сы.

Еще по теме: Как «береж­ли­вый стар­там стал новым фор­ма­тов рабо­ты НКО».

Рабо­чая (или дей­ствен­ная) мет­ри­ка, по мне­нию Эша Мау­рьи, долж­на свя­зы­вать опре­де­лен­ное повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие с види­мым резуль­та­том. Она отли­ча­ет­ся от ста­ти­сти­че­ской мет­ри­ки (напри­мер, коли­че­ство посе­ще­ний стра­ни­цы или коли­че­ство загру­зок), кото­рая лишь фик­си­ру­ет, но не поз­во­ля­ет про­ана­ли­зи­ро­вать. Мау­рья сфор­му­ли­ро­вал три пра­ви­ла, кото­рые смог выде­лить из прин­ци­пов «береж­ли­во­го стар­та­па».

Правило 1. Измеряйте «правильное» макро

Экс­перт сове­ту­ет сфо­ку­си­ро­вать­ся на пра­виль­но мак­ро­эф­фек­те и не тра­тить уси­лия на то, что­бы доби­вать­ся роста под­пи­сок на про­дукт с низ­ким уров­нем удер­жа­ния. Он пре­ду­пре­жда­ет, что не нуж­но терять вре­мя.

1. Опре­де­ли­те клю­че­вые мет­ри­ки. Перед тем, как запу­стить про­ект, нуж­но про­ве­рить его на соот­вет­ствие рын­ку. Сде­лать это помо­гут две мет­ри­ки: акти­ва­ция и удер­жа­ние. Для вашей целе­вой ауди­то­рии вы долж­ны обес­пе­чить успеш­ный пер­вый опыт (то есть акти­ва­цию продукта/проекта) и самое глав­ное, заста­вить поль­зо­ва­те­ля вер­нуть­ся еще (удер­жать его).

Еще по теме: 10 бес­плат­ных инстру­мен­тов для веб-ана­ли­ти­ки.

2. Уста­но­ви­те соот­вет­ствие мет­рик с дей­стви­я­ми поль­зо­ва­те­ля. Затем вам нуж­но понять, как свя­зан поль­зо­ва­тель с акти­ва­ци­ей и удер­жа­ни­ем. Акти­ва­ция, как пра­ви­ло, начи­на­ет­ся с про­цес­са реги­стра­ции и закан­чи­ва­ет­ся опре­де­ле­ни­ем уни­каль­ных кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ ваше­го про­дук­та.

aktivatsiya-polzovatelya
Эта­пы дей­ствия по акти­ва­ции. Изоб­ра­же­ние: фраг­мент сай­та leanstack.com

Дей­ствия по удер­жа­нию мож­но опре­де­лить по таким пока­за­те­лям: сколь­ко раз в месяц захо­дил поль­зо­ва­тель на сайт, когда был его послед­ний визит, поль­зо­вал­ся ли он кноп­кой «рас­ска­зать дру­зьям».

Изображение: скриншот с сайта leanstack.com
Спо­со­бы опре­де­лить удер­жа­ние. Изоб­ра­же­ние: фраг­мент сай­та leanstack.com

Правило 2. Создавайте простые отчеты

Если ваш отчет состо­ит из несколь­ких стра­ниц, да еще и напи­сан слож­ным язы­ком, то им, по мне­нию Эша Мау­рьи, никто поль­зо­вать­ся не будет. Он счи­та­ет, что ответ дол­жен быть не боль­ше одной стра­ни­цы и создан в виде отче­та-ворон­ки. Они про­стые, нагляд­ные и хоро­шо отра­жа­ют про­цесс акти­ва­ции.

Изображение: скриншот с сайта leanstack.com
При­мер ворон­ки для сер­ви­са, кото­рый пред­ла­га­ет поль­зо­ва­те­лям бес­плат­ную проб­ную вер­сию на 14 дней. Изоб­ра­же­ние: фраг­мент сай­та leanstack.com

Так­же Эш Мау­рья сове­ту­ет при­ме­нить когорт­ный ана­лиз. В него может вой­ти «дата при­со­еди­не­ния поль­зо­ва­те­ля», «вер­сия про­грам­мы», «опе­ра­ци­он­ная систе­ма», «пол поль­зо­ва­те­ля».

Когорт­ный ана­лиз — это выде­ле­ние опре­де­лен­ной груп­пы поль­зо­ва­те­лей (когор­ты) и ана­лиз ее пове­де­ния во вре­ме­ни. Поль­зо­ва­те­лей в когор­те объ­еди­ня­ет совер­ше­ние дей­ствия на опре­де­лен­ном про­ме­жут­ке вре­ме­ни.

Эш Мау­рья пред­ла­га­ет для нача­ла соста­вить «еже­не­дель­ный когорт­ный отчет по дате при­со­еди­не­ния к про­ек­ту». Имен­но он помо­жет понять, какие из дей­ствий ока­зы­ва­ют в целом отри­ца­тель­ное или поло­жи­тель­ное дей­ствие на про­ект. Нуж­но все­го лишь сгруп­пи­ро­вать поль­зо­ва­те­лей по неде­лям, в кото­рые они под­пи­са­лись на ваш про­ект, и отсле­жи­вать все их дей­ствия за опре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

Дело в том, что еже­не­дель­ный когорт­ный отчет помо­жет более отчет­ли­во выде­лить зна­чи­тель­ные изме­не­ния в мет­ри­ках. Это поз­во­лит вам свя­зать заме­чен­ные изме­не­ния с осо­бым видом дея­тель­но­сти, кото­рую вы совер­ша­ли в опре­де­лен­ную неде­лю. Вы може­те создать когор­ту из любо­го поль­зо­ва­тель­ско­го пара­мет­ра, кото­рый вам нужен, и соста­вить отчет, что­бы отве­тить на сле­ду­ю­щие вопро­сы:

1. Какие поль­зо­ва­те­ли кон­вер­ти­ру­ют­ся луч­ше: вла­дель­цы Mac или Windows?

2. Под­твер­дит­ся ли, что одни клю­че­вые сло­ва поис­ка кон­вер­ти­ру­ют луч­ше, чем дру­гие?

3. Поль­зо­ва­те­ли како­го пола кон­вер­ти­ру­ют­ся луч­ше: муж­чи­ны или жен­щи­ны?

Самой важ­ной мет­ри­кой про­вер­ки соот­вет­ствия про­дук­та рын­ку явля­ет­ся удер­жа­ние. Отчет по удер­жа­нию может быст­ро ска­зать, дви­га­е­тесь ли вы в пра­виль­ном направ­ле­нии, созда­е­те ли вы про­дукт, дей­стви­тель­но нуж­ный поль­зо­ва­те­лям.

Правило 3. Ваши пользователи тоже могут стать метриками

С помо­щью мет­рик вы лег­ко може­те узнать, что дела­ли поль­зо­ва­те­ли на вашем сай­та. Но они не могут отве­тить на вопрос «поче­му?». Что­бы ваши мет­ри­ки ста­ли рабо­чи­ми (дей­ствен­ны­ми, как было ска­за­но выше) вы долж­ны при­вя­зать их к реаль­ным людям. Это помо­жет узнать о про­бле­мах, когда что-то пошло не так.

При про­вер­ке соот­вет­ствия про­дук­та рын­ка нуж­но пола­гать­ся на каче­ство, а не на коли­че­ство, посколь­ку перед запус­ком у вас еще не так мно­го поль­зо­ва­те­лей.

К при­ме­ру, Эш Мау­рья, про­сто создал спи­сок людей, кото­рым не уда­лось загру­зить при­ло­же­ние на теле­фон. Доста­точ­но про­сто набрать номер поль­зо­ва­те­ля или отпра­вить ему элек­трон­ное пись­мо, что­бы спро­сить лич­но, какие воз­ник­ли труд­но­сти при ска­чи­ва­нии.

Блог Эша Мау­рьи.