О каких метриках нужно знать при запуске проекта

Перед тем, как запустить проект, нужно проверить его на соответствие рынку. Сделать это помогут две метрики: активация и удержание. Фото с сайта www.pexels.com (ССO)
Перед тем, как запустить проект, нужно проверить его на соответствие рынку. Сделать это помогут две метрики: активация и удержание. Фото с сайта www.pexels.com (ССO)

Прежде чем запускать проект, необходимо узнать, будет ли он востребован среди пользователей. Для проведения предварительной работы стоит разобраться в ключевых метриках, по которым можно определить эффективность вашей идеи. Автор одной из ведущих книг для предпринимателей Running Lean Эш Маурья (Ash Maurya) как раз сформулировал три правила разработки метрик, которым должны следовать создатели проектов или стартапов. Корреспондент Теплицы перевела статью в его блоге.

Эш Маурья — основатель и генеральный директор аналитической компании Spark59. Он запустил несколько стартапов, в том числе успешных предприятий, таких как WiredReach, стал наставником проектов TechStars, Mozilla Foundation и Capital Factory.

В своей книге он описал модель «бережливого стартапа». Впоследствии она получила широкую популярность. Running Lean — это систематический процесс построения плана прибыльного бизнеса, который приводит вас от «плана а» к плану, который работает, до того как вы израсходуете все ресурсы.

Еще по теме: Как «бережливый стартам стал новым форматов работы НКО».

Рабочая (или действенная) метрика, по мнению Эша Маурьи, должна связывать определенное повторяющееся действие с видимым результатом. Она отличается от статистической метрики (например, количество посещений страницы или количество загрузок), которая лишь фиксирует, но не позволяет проанализировать. Маурья сформулировал три правила, которые смог выделить из принципов «бережливого стартапа».

Правило 1. Измеряйте «правильное» макро

Эксперт советует сфокусироваться на правильно макроэффекте и не тратить усилия на то, чтобы добиваться роста подписок на продукт с низким уровнем удержания. Он предупреждает, что не нужно терять время.

1. Определите ключевые метрики. Перед тем, как запустить проект, нужно проверить его на соответствие рынку. Сделать это помогут две метрики: активация и удержание. Для вашей целевой аудитории вы должны обеспечить успешный первый опыт (то есть активацию продукта/проекта) и самое главное, заставить пользователя вернуться еще (удержать его).

Еще по теме: 10 бесплатных инструментов для веб-аналитики.

2. Установите соответствие метрик с действиями пользователя. Затем вам нужно понять, как связан пользователь с активацией и удержанием. Активация, как правило, начинается с процесса регистрации и заканчивается определением уникальных конкурентных преимуществ вашего продукта.

aktivatsiya-polzovatelya
Этапы действия по активации. Изображение: фрагмент сайта leanstack.com

Действия по удержанию можно определить по таким показателям: сколько раз в месяц заходил пользователь на сайт, когда был его последний визит, пользовался ли он кнопкой «рассказать друзьям».

Изображение: скриншот с сайта leanstack.com
Способы определить удержание. Изображение: фрагмент сайта leanstack.com

Правило 2. Создавайте простые отчеты

Если ваш отчет состоит из нескольких страниц, да еще и написан сложным языком, то им, по мнению Эша Маурьи, никто пользоваться не будет. Он считает, что ответ должен быть не больше одной страницы и создан в виде отчета-воронки. Они простые, наглядные и хорошо отражают процесс активации.

Изображение: скриншот с сайта leanstack.com
Пример воронки для сервиса, который предлагает пользователям бесплатную пробную версию на 14 дней. Изображение: фрагмент сайта leanstack.com

Также Эш Маурья советует применить когортный анализ. В него может войти «дата присоединения пользователя», «версия программы», «операционная система», «пол пользователя».

Когортный анализ — это выделение определенной группы пользователей (когорты) и анализ ее поведения во времени. Пользователей в когорте объединяет совершение действия на определенном промежутке времени.

Эш Маурья предлагает для начала составить «еженедельный когортный отчет по дате присоединения к проекту». Именно он поможет понять, какие из действий оказывают в целом отрицательное или положительное действие на проект. Нужно всего лишь сгруппировать пользователей по неделям, в которые они подписались на ваш проект, и отслеживать все их действия за определенный промежуток времени.

Дело в том, что еженедельный когортный отчет поможет более отчетливо выделить значительные изменения в метриках. Это позволит вам связать замеченные изменения с особым видом деятельности, которую вы совершали в определенную неделю. Вы можете создать когорту из любого пользовательского параметра, который вам нужен, и составить отчет, чтобы ответить на следующие вопросы:

1. Какие пользователи конвертируются лучше: владельцы Mac или Windows?

2. Подтвердится ли, что одни ключевые слова поиска конвертируют лучше, чем другие?

3. Пользователи какого пола конвертируются лучше: мужчины или женщины?

Самой важной метрикой проверки соответствия продукта рынку является удержание. Отчет по удержанию может быстро сказать, двигаетесь ли вы в правильном направлении, создаете ли вы продукт,  действительно нужный пользователям.

Правило 3. Ваши пользователи тоже могут стать метриками

С помощью метрик вы легко можете узнать, что делали пользователи на вашем сайта. Но они не могут ответить на вопрос «почему?». Чтобы ваши метрики стали рабочими (действенными, как было сказано выше) вы должны привязать их к реальным людям. Это поможет узнать о проблемах, когда что-то пошло не так.

При проверке соответствия продукта рынка нужно полагаться на качество, а не на количество, поскольку перед запуском у вас еще не так много пользователей.

К примеру, Эш Маурья, просто создал список людей, которым не удалось загрузить приложение на телефон. Достаточно просто набрать номер пользователя или отправить ему электронное письмо, чтобы спросить лично, какие возникли трудности при скачивании.

Блог Эша Маурьи.