Мономиф: как НКО рассказать историю, чтобы захватить внимание пользователя

Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл разработал концепцию мономифа, которую еще называют Hero's Journey (Путь героя). Она состоит из 12 этапов, которым следует герои истории. Изображение с сайта www.storyboardthat.com
Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл разработал концепцию мономифа, которую еще называют Hero's Journey (Путь героя). Она состоит из 12 этапов, которым следует герои истории. Изображение с сайта www.storyboardthat.com

Для обще­ствен­ной орга­ни­за­ции важ­но уметь рас­ска­зы­вать исто­рии сво­их под­опеч­ных, вдох­нов­лять дру­гих людей на дей­ствия и моти­ви­ро­вать их на помощь в слож­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции незна­ко­мо­му чело­ве­ку.

Для созда­ния исто­рии (сто­ри­тел­линг), в Интер­не­те сто­ит позна­ко­мить­ся с зако­на­ми дра­ма­тур­гии. Разо­брать­ся в этом жан­ре вам помо­жет зна­ком­ство с кон­цеп­ци­ей моно­ми­фа аме­ри­кан­ско­го иссле­до­ва­те­ля мифо­ло­гии Джо­зе­фа Кэм­п­бел­ла. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва изу­чи­ла, как НКО могут исполь­зо­вать в сво­ей прак­ти­ке струк­ту­ру моно­ми­фа.

Две самые зна­ме­ни­тые рабо­ты Кэм­п­бел­ла – «Герой с тыся­чью лица­ми» и «Мас­ки Бога». В них он утвер­ждал, что любая хоро­шая исто­рия по струк­ту­ре схо­жа с дру­ги­ми хоро­ши­ми исто­ри­я­ми. Кэм­п­белл был уве­рен, что все дав­но уже изоб­ре­те­но и любое откло­не­ние от дан­ной струк­ту­ры застав­ля­ет зри­те­ля или чита­те­ля недо­уме­вать.

Структура мономифа

Кон­цеп­цию моно­ми­фа еще назы­ва­ют Путь героя (Hero’s Journey). Ее мож­но встре­тить во мно­гих сказ­ках, мифах и рели­ги­оз­ных писа­ни­ях по все­му миру. В моно­ми­фе герой при­зван оста­вить свой дом и отпра­вить­ся в слож­ное путе­ше­ствие. Он пере­ез­жа­ет с места на место, пре­одо­ле­ва­ет мно­же­ство испы­та­ний и после это­го воз­вра­ща­ет­ся домой с награ­дой или обре­тен­ной муд­ро­стью. Мно­гие из совре­мен­ных исто­рий сле­ду­ют этой струк­ту­ре.

Путь героя состо­ит из тра­ди­ци­он­но­го после­до­ва­тель­но­го изло­же­ния собы­тий, но все-таки он под­чи­нен зако­нам дра­ма­тур­гии. Здесь так же, как и в любом лите­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии, есть предыс­то­рия, завяз­ка, раз­ви­тие, куль­ми­на­ция и раз­вяз­ка.

Путь героя в 12 шагах

1. Ста­тус-кво. Исто­рия начи­на­ет­ся, чита­тель попа­да­ет в при­выч­ный для героя мир.

2. Зов при­клю­че­ний. Герой неожи­дан­но полу­ча­ет изве­стие или вызов.

3. Под­держ­ка. Мир героя меня­ет­ся в свя­зи с той вестью, что он узна­ет. И ему нуж­на под­держ­ка, ее он нахо­дит у более муд­ро­го и стар­ше­го чело­ве­ка.

4. Отправ­ле­ние. Насту­па­ет точ­ка невоз­вра­та. Герой сто­ит перед выбо­ром: решить­ся на при­клю­че­ние или оста­вить все как есть. Он выби­ра­ет пер­вый вари­ант и поки­да­ет свой при­выч­ный мир.

5. Испы­та­ния. Преж­де чем достиг­нуть цели, герой вынуж­ден прой­ти тяже­лый путь, испы­тать свои силы.

6. При­бли­же­ние. Герой встре­ча­ет­ся со сво­им стра­ха­ми.

7. Кри­зис. Это куль­ми­на­ция и самый слож­ный момент в жиз­ни героя.

8. Сокро­ви­ще. После того как герой пре­одо­лел самое болез­нен­ное пре­пят­ствие, он полу­ча­ет награ­ду. Она может быть в виде при­зна­ния, сла­вы или дол­го­ждан­но­го собы­тия.

9. Резуль­тат. Герой дости­га­ет цели.

10. Воз­вра­ще­ние. После всех при­клю­че­ний герой воз­вра­ща­ет­ся в свой при­выч­ный мир.

11. Новая жизнь. Собы­тия, кото­рые слу­чи­лись с геро­ем, силь­но изме­ни­ли его: научи­ли чему-то ново­му, откры­ли новые исти­ны.

12. Заклю­че­ние, или раз­вяз­ка. Все сюжет­ные линии про­яс­ня­ют­ся. И герой сно­ва обре­та­ет ста­тус-кво, толь­ко уже в новом состо­я­нии.

Ско­рее, все эти эта­пы напом­ни­ли вам «Коро­ля Льва», «Звезд­ные вой­ны» или пот­те­ри­а­ну Джо­ан Роулинг. Все пото­му, что они сле­ду­ют одной струк­ту­ре и похо­же­му сце­на­рию. Струк­ту­ра моно­ми­фа добав­ля­ет исто­рии убе­ди­тель­но­сти, пока­зы­ва­ет все рис­ки, пере­жи­ва­ния героя, а в ито­ге – новые воз­мож­но­сти и зна­ния, кото­рые перед ним откры­лись. Сила тако­го сце­на­рия даже не в после­до­ва­тель­но­сти, а в дра­ма­ти­че­ском эффек­те. В про­цес­се миро­воз­зре­ние героя меня­ет­ся, и от это­го исто­рия дина­мич­но раз­ви­ва­ет­ся.

Как написать историю по такому же сценарию

Теперь сто­ит разо­брать­ся, каким обра­зом эту струк­ту­ру мож­но пере­ло­жить на созда­ние исто­рий, рас­ска­зан­ных обще­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей. Пред­ста­ви­те­ли НКО каж­дый день стал­ки­ва­ют­ся с исто­ри­я­ми людей, кото­рые попа­ли в труд­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции.

Мимо них прой­ти нель­зя, важ­но зафик­си­ро­вать рас­сказ чело­ве­ка, кото­рый обра­тил­ся за помо­щью в бла­го­тво­ри­тель­ный фонд. Уме­ние состо­ит в том, что­бы увле­ка­тель­но поде­лить­ся этой исто­ри­ей с дру­ги­ми.

https://takiedela.ru
Скрин­шот с сай­та takiedela.ru

1. При­ме­ра­ми удач­но рас­ска­зан­ных исто­рий могут слу­жить жур­на­лист­ские фанд­рай­зин­го­вые тек­сты на пор­та­ле «Такие дела». Раз­бе­рем одну из них под назва­ни­ем «Они про­сто исчез­ли из моей жиз­ни» и пона­блю­да­ем, как струк­ту­ра это­го мате­ри­а­ла, его сюжет­ная линия точ­но соот­нес­лась с кон­цеп­ци­ей моно­ми­фа Кэм­п­бел­ла.

Мате­ри­ал посвя­щен исто­рии борь­бы за жизнь жен­щи­ны Юлии Чере­че­чи, кото­рой поста­ви­ли диа­гноз «ост­рый лей­коз». Это вызов, с кото­рым она долж­на спра­вить­ся и выжить, ведь у жен­щи­ны трое детей и вос­пи­ты­ва­ет она их одна, без мужа.

Глав­ную под­держ­ку она полу­ча­ет от роди­те­лей и детей. Геро­и­ня ложит­ся в боль­ни­цу, в кото­рой про­во­дит боль­ше года. Это точ­ка отправ­ле­ния. Она про­хо­дит лече­ние, бес­ко­неч­ные кур­сы химио­те­ра­пии, то есть для нее насту­пил этап испы­та­ния. После недол­гой ремис­сии болезнь вер­ну­лась. Юлия сно­ва встре­ча­ет­ся со сво­и­ми стра­ха­ми. Теперь вра­чи гово­рят, что для того, что­бы выжить, нуж­но сде­лать пере­сад­ку кост­но­го моз­га.

Жен­щи­на и ее род­ствен­ни­ки в отча­я­нии: про­це­ду­ра слиш­ком доро­гая, таких денег у семьи нет. В этот момент от нее отвер­ну­лись и луч­шие дру­зья. Насту­па­ет кри­зис. Слу­чай­но Юлия узна­ет о бла­го­тво­ри­тель­ном фон­де AdVita, кото­рый ста­но­вит­ся ее спа­се­ни­ем или награ­дой, в то же вре­мя про­ис­хо­дит пово­рот­ный момент.

Бла­го­да­ря помо­щи фон­да уда­ет­ся най­ти доно­ра, Юлия отправ­ля­ет­ся в дру­гой город, где ей про­во­дят опе­ра­цию. Резуль­тат достиг­нут. Спу­стя несколь­ко меся­цев после опе­ра­ции она воз­вра­ща­ет­ся в свой род­ной город в Алтай­ский край. У геро­и­ни начи­на­ет­ся новая жизнь с новы­ми открыв­ши­ми­ся для нее цен­но­стя­ми. Имен­но эта ситу­а­ция изме­ни­ла ее отно­ше­ние к жиз­ни. Юлия поня­ла, что важ­нее близ­ких и их здо­ро­вья в жиз­ни ниче­го быть не может. В заклю­че­ние исто­рии Юлия при­зна­лась, что мир ее силь­но изме­нил­ся.

Тем самым герой ста­тьи про­шел все эта­пы, из кото­рых и состо­ит моно­миф. Жан­ро­вые и дра­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти пре­вра­ти­ли жизнь героя в насто­я­щий рас­сказ. После про­чте­ния и погру­же­ния во все тяже­лые эта­пы жиз­ни Юлии чита­тель начи­на­ет сочув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать. Болезнь внут­ренне изме­ни­ла Юлию, а зна­чит, исто­рия не сто­я­ла на месте. Эту исто­рию мож­но лег­ко вос­про­из­ве­сти и пере­ска­зать сво­им дру­зьям и зна­ко­мым, толь­ко осно­вы­ва­ясь на этих эта­пах, точ­ках ком­по­зи­ции.

С сайт homeless.ru
Скрин­шот с сай­та homeless.ru

2. Дру­гой вари­ант – постро­ить исто­рию от пер­во­го лица героя. Напри­мер, так сде­ла­ла бла­го­тво­ри­тель­ная орга­ни­за­ция «Ноч­леж­ка» в спец­про­ек­те «Сами вино­ва­ты». Он состо­ит из десят­ков запи­сан­ных интер­вью с без­дом­ны­ми и быв­ши­ми без­дом­ны­ми людь­ми. Исто­рии пред­став­ле­ны в виде моно­ло­га. Мно­гие из них тоже сле­ду­ют кон­цеп­ции моно­ми­фа.

Каж­дый герой пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ствия, дли­тель­ное вре­мя живет в кон­флик­те со сре­дой, с госу­дар­ством, близ­ки­ми людь­ми. Исто­рия полу­ча­ет­ся, с одной сто­ро­ны, тра­гич­ной, но с дру­гой – пол­ной надеж­ды на то, что жизнь героя устро­ит­ся, ведь уже сей­час он нашел под­держ­ку в «Ноч­леж­ке» и начи­на­ет посте­пен­но устра­и­вать свою жизнь.

Вни­ма­ние чита­те­ля при­ко­ва­но, он сле­дит за внут­рен­ним кон­флик­том героя, кри­зис­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, а в ито­ге видит награ­ду, кото­рой ста­ла встре­ча с бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ци­ей. То есть без­дом­ный про­хо­дит те же эта­пы, кото­рые мы рас­смот­ре­ли выше в исто­рии «Пути героя».

Скриншот project31552.tilda.ws
Скрин­шот с сай­та project31552.tilda.ws

3. В сто­ри­тел­лин­ге крайне важ­на и роль фото­гра­фа. Без фото­сним­ков исто­рии не полу­чит­ся. Для пол­но­го погру­же­ния в исто­рию чита­те­лю необ­хо­ди­мо видеть ваше­го героя и то, в какой сре­де он живет.

Удач­ным вза­и­мо­дей­стви­ем фото­гра­фа и сотруд­ни­ка неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции стал про­ект «Повсе­днев­ное». Киров­ский фото­граф Сер­гей Юфе­ров решил снять один день из жиз­ни мно­го­дет­ной мате­ри осо­бых детей, спе­ци­а­ли­ста по свя­зям с обще­ствен­но­стью обще­ствен­ной орга­ни­за­ции роди­те­лей детей-инва­ли­дов «Доро­гою добра» Оль­ги Шебе­ко.

В ито­ге полу­чил­ся лон­грид с каче­ствен­ны­ми фото­сним­ка­ми и исто­ри­ей от пер­во­го лица: Оль­га Шебе­ко опи­са­ла, как про­хо­дит ее день со все­ми пере­жи­ва­ни­я­ми, повсе­днев­ны­ми труд­но­стя­ми и радо­стя­ми. По сло­вам Оль­ги, эта исто­рия может ока­зать­ся «тера­пев­ти­че­ской» для дру­гих мно­го­дет­ных семей. Рас­сказ полу­чил­ся жиз­не­утвер­жда­ю­щим, имен­но такой посыл дол­жен стать при­ме­ром для мам, кото­рые начи­на­ют отча­и­вать­ся. В рас­ска­зе Оль­ги так­же есть раз­ви­тие исто­рии, куль­ми­на­ция и ее раз­вяз­ка.