Мономиф: как НКО рассказать историю, чтобы захватить внимание пользователя

Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл разработал концепцию мономифа, которую еще называют Hero's Journey (Путь героя). Она состоит из 12 этапов, которым следует герои истории. Изображение с сайта www.storyboardthat.com
Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл разработал концепцию мономифа, которую еще называют Hero’s Journey (Путь героя). Она состоит из 12 этапов, которым следует герои истории. Изображение с сайта www.storyboardthat.com

Для общественной организации важно уметь рассказывать истории своих подопечных, вдохновлять других людей на действия и мотивировать их на помощь в сложной жизненной ситуации незнакомому человеку.

Для создания истории (сторителлинг), в Интернете стоит познакомиться с законами драматургии. Разобраться в этом жанре вам поможет знакомство с концепцией мономифа американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла. Корреспондент Теплицы Наталья Баранова изучила, как НКО могут использовать в своей практике структуру мономифа.

Две самые знаменитые работы Кэмпбелла – «Герой с тысячью лицами» и «Маски Бога». В них он утверждал, что любая хорошая история по структуре схожа с другими хорошими историями. Кэмпбелл был уверен, что все давно уже изобретено и любое отклонение от данной структуры заставляет зрителя или читателя недоумевать.

Структура мономифа

Концепцию мономифа еще называют Путь героя (Hero’s Journey). Ее можно встретить во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру. В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает с места на место, преодолевает множество испытаний и после этого возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй следуют этой структуре.

Путь героя состоит из традиционного последовательного изложения событий, но все-таки он подчинен законам драматургии. Здесь так же, как и в любом литературном произведении, есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Путь героя в 12 шагах

1. Статус-кво. История начинается, читатель попадает в привычный для героя мир.

2. Зов приключений. Герой неожиданно получает известие или вызов.

3. Поддержка. Мир героя меняется в связи с той вестью, что он узнает. И ему нужна поддержка, ее он находит у более мудрого и старшего человека.

4. Отправление. Наступает точка невозврата. Герой стоит перед выбором: решиться на приключение или оставить все как есть. Он выбирает первый вариант и покидает свой привычный мир.

5. Испытания. Прежде чем достигнуть цели, герой вынужден пройти тяжелый путь, испытать свои силы.

6. Приближение. Герой встречается со своим страхами.

7. Кризис. Это кульминация и самый сложный момент в жизни героя.

8. Сокровище. После того как герой преодолел самое болезненное препятствие, он получает награду. Она может быть в виде признания, славы или долгожданного события.

9. Результат. Герой достигает цели.

10. Возвращение. После всех приключений герой возвращается в свой привычный мир.

11. Новая жизнь. События, которые случились с героем, сильно изменили его: научили чему-то новому, открыли новые истины.

12. Заключение, или развязка. Все сюжетные линии проясняются. И герой снова обретает статус-кво, только уже в новом состоянии.

Скорее, все эти этапы напомнили вам «Короля Льва», «Звездные войны» или поттериану Джоан Роулинг. Все потому, что они следуют одной структуре и похожему сценарию. Структура мономифа добавляет истории убедительности, показывает все риски, переживания героя, а в итоге – новые возможности и знания, которые перед ним открылись. Сила такого сценария даже не в последовательности, а в драматическом эффекте. В процессе мировоззрение героя меняется, и от этого история динамично развивается.

Как написать историю по такому же сценарию

Теперь стоит разобраться, каким образом эту структуру можно переложить на создание историй, рассказанных общественной организацией. Представители НКО каждый день сталкиваются с историями людей, которые попали в трудные жизненные ситуации.

Мимо них пройти нельзя, важно зафиксировать рассказ человека, который обратился за помощью в благотворительный фонд. Умение состоит в том, чтобы увлекательно поделиться этой историей с другими.

https://takiedela.ru
Скриншот с сайта takiedela.ru

1. Примерами удачно рассказанных историй могут служить журналистские фандрайзинговые тексты на портале «Такие дела». Разберем одну из них под названием «Они просто исчезли из моей жизни» и понаблюдаем, как структура этого материала, его сюжетная линия точно соотнеслась с концепцией мономифа Кэмпбелла.

Материал посвящен истории борьбы за жизнь женщины Юлии Черечечи, которой поставили диагноз «острый лейкоз». Это вызов, с которым она должна справиться и выжить, ведь у женщины трое детей и воспитывает она их одна, без мужа.

Главную поддержку она получает от родителей и детей. Героиня ложится в больницу, в которой проводит больше года. Это точка отправления. Она проходит лечение, бесконечные курсы химиотерапии, то есть для нее наступил этап испытания. После недолгой ремиссии болезнь вернулась. Юлия снова встречается со своими страхами. Теперь врачи говорят, что для того, чтобы выжить, нужно сделать пересадку костного мозга.

Женщина и ее родственники в отчаянии: процедура слишком дорогая, таких денег у семьи нет. В этот момент от нее отвернулись и лучшие друзья. Наступает кризис. Случайно Юлия узнает о благотворительном фонде AdVita, который становится ее спасением или наградой, в то же время происходит поворотный момент.

Благодаря помощи фонда удается найти донора, Юлия отправляется в другой город, где ей проводят операцию. Результат достигнут. Спустя несколько месяцев после операции она возвращается в свой родной город в Алтайский край. У героини начинается новая жизнь с новыми открывшимися для нее ценностями. Именно эта ситуация изменила ее отношение к жизни. Юлия поняла, что важнее близких и их здоровья в жизни ничего быть не может. В заключение истории Юлия призналась, что мир ее сильно изменился.

Тем самым герой статьи прошел все этапы, из которых и состоит мономиф. Жанровые и драматические особенности превратили жизнь героя в настоящий рассказ. После прочтения и погружения во все тяжелые этапы жизни Юлии читатель начинает сочувствовать и сопереживать. Болезнь внутренне изменила Юлию, а значит, история не стояла на месте. Эту историю можно легко воспроизвести и пересказать своим друзьям и знакомым, только основываясь на этих этапах, точках композиции.

С сайт homeless.ru
Скриншот с сайта homeless.ru

2. Другой вариант – построить историю от первого лица героя. Например, так сделала благотворительная организация «Ночлежка» в спецпроекте «Сами виноваты». Он состоит из десятков записанных интервью с бездомными и бывшими бездомными людьми. Истории представлены в виде монолога. Многие из них тоже следуют концепции мономифа.

Каждый герой преодолевает препятствия, длительное время живет в конфликте со средой, с государством, близкими людьми. История получается, с одной стороны, трагичной, но с другой – полной надежды на то, что жизнь героя устроится, ведь уже сейчас он нашел поддержку в «Ночлежке» и начинает постепенно устраивать свою жизнь.

Внимание читателя приковано, он следит за внутренним конфликтом героя, кризисными ситуациями, а в итоге видит награду, которой стала встреча с благотворительной организацией. То есть бездомный проходит те же этапы, которые мы рассмотрели выше в истории «Пути героя».

Скриншот project31552.tilda.ws
Скриншот с сайта project31552.tilda.ws

3. В сторителлинге крайне важна и роль фотографа. Без фотоснимков истории не получится. Для полного погружения в историю читателю необходимо видеть вашего героя и то, в какой среде он живет.

Удачным взаимодействием фотографа и сотрудника некоммерческой организации стал проект «Повседневное». Кировский фотограф Сергей Юферов решил снять один день из жизни многодетной матери особых детей, специалиста по связям с общественностью общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Ольги Шебеко.

В итоге получился лонгрид с качественными фотоснимками и историей от первого лица: Ольга Шебеко описала, как проходит ее день со всеми переживаниями, повседневными трудностями и радостями. По словам Ольги, эта история может оказаться «терапевтической» для других многодетных семей. Рассказ получился жизнеутверждающим, именно такой посыл должен стать примером для мам, которые начинают отчаиваться. В рассказе Ольги также есть развитие истории, кульминация и ее развязка.