Mr Trash Wheel: как инженер спасает залив от мусора при помощи водяной мельницы

Проект защищает гавань от мусора, который спускается вниз по течению реки. Фото: Flickr Matthew Bellemare (CC BY-SA 2.0).
Проект защищает гавань от мусора, который спускается вниз по течению реки. Фото: Flickr Matthew Bellemare (CC BY-SA 2.0).

Орга­ни­за­ция Waterfront Partnership в аме­ри­кан­ском горо­де Бал­ти­мор реа­ли­зу­ет боль­шой про­ект, посвя­щен­ный одной цели: сде­лать город­скую гавань при­год­ной для пла­ва­ния к 2020 году. По впа­да­ю­щей в гавань реке в оке­ан до недав­не­го про­шло­го попа­да­ли сот­ни тонн мусо­ра еже­год­но. И пока борь­ба за куль­тур­ное пове­де­ние людей на ули­це еще про­дол­жа­ет­ся, быв­ший сотруд­ник пор­та запу­стил про­ект, кото­рый реша­ет про­бле­му мусо­ра пря­мо сей­час.

Еще по теме: Акти­вист­ка из Петер­бур­га состав­ля­ет «Спи­сок позо­ра» c брен­да­ми, исполь­зу­ю­щи­ми мик­ро­пла­стик в кос­ме­ти­ке

С 2014 года в Бал­ти­мо­ре рабо­та­ет Mr Trash Wheel – про­ект, создан­ный инже­не­ром Джо­ном Кел­ле­том. В месте, где река Jones Falls River впа­да­ет в город­скую гавань, на поверх­но­сти воды рас­тя­ну­ты пон­то­ны. Они соби­ра­ют все плы­ву­щие по реке пред­ме­ты и направ­ля­ют их в одну сто­ро­ну, как в буты­лоч­ное гор­ло.

В этом месте уста­нов­ле­на бар­жа, перед­няя часть кото­рой – погру­жен­ная в воду кон­вей­ер­ная лен­та. На дру­гом ее кон­це рас­по­ло­жен спе­ци­аль­ный бун­кер. Лен­та дви­жет­ся, затя­ги­вая весь при­не­сен­ный тече­ни­ем мусор, кото­рый, в конеч­ном сче­те, попа­да­ет в бун­кер, вме­сто того, что­бы плыть даль­ше по реке в залив. Когда бун­кер напол­ня­ет­ся, дру­гая бар­жа отво­зит его на берег, отку­да мусор отправ­ля­ет­ся на ути­ли­за­цию.

Создание Mr Trash Wheel обошлось в сумму более 500 тысяч долларов. Фото: Flickr USACE HQ CC BY 2.0
Созда­ние Mr Trash Wheel обо­шлось в сум­му более 500 тысяч дол­ла­ров. Фото: Flickr USACE HQ CC BY 2.0

Mr Trash Wheel рабо­та­ет от «чистой» энер­гии – реч­ная вода бла­го­да­ря силе тече­ния реки попа­да­ет в резер­ву­ар, из него пода­ет­ся на лопа­сти, закреп­лен­ные на коле­се водя­ной мель­ни­цы.

Коле­со начи­на­ет вра­щать­ся, через зуб­ча­тую пере­да­чу энер­гия вра­ще­ния пере­да­ет­ся на шесте­рен­ки, при­во­дя­щие в дви­же­ние кон­вей­ер­ную лен­ту. Когда тече­ние слиш­ком сла­бое, энер­гия для вра­ще­ния берет­ся от сол­неч­ных бата­рей. От бата­рей пита­ют­ся насо­сы, кото­рые пода­ют воду на коле­со, что­бы оно, вра­ща­ясь, при­во­ди­ло в дви­же­ние кон­вей­ер.

В дни, когда течение недостаточно сильное, подачу воды на колесо обеспечивают насосы, питающиеся от солнечных батарей. Фото: Flickr USACE HQ CC BY 2.0
В дни, когда тече­ние недо­ста­точ­но силь­ное, пода­чу воды на коле­со обес­пе­чи­ва­ют насо­сы, пита­ю­щи­е­ся от сол­неч­ных бата­рей. Фото: Flickr USACE HQ CC BY 2.0

Джон Кел­лет каж­дый день ходил на рабо­ту по мосту в том месте, где река впа­да­ет в бух­ту, и слы­шал, как тури­сты обсуж­да­ют, какая ужас­ная и гряз­ная вода. В 2007 году он открыл свою фир­му и назвал ее Clearwater Mills, решив занять­ся созда­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний для защи­ты водо­е­мов от загряз­не­ний.

Еще по теме: Эта кар­та пока­зы­ва­ет, сколь­ко пла­сти­ка пла­ва­ет в миро­вом оке­ане

Устрой­ство нахо­дит­ся в соб­ствен­но­сти орга­ни­за­ции Waterfront Partnership, она же обес­пе­чи­ва­ет его обслу­жи­ва­ние, за ути­ли­за­цию собран­но­го мусо­ра отве­ча­ют город­ские ком­му­наль­ные служ­бы.

Созда­те­ли про­ек­та пре­крас­но пони­ма­ют, что это не реше­ние мусор­ной про­бле­мы, посколь­ку он вли­я­ет на самый конец длин­ной цепи дей­ствий и послед­ствий, кото­рые при­во­дят к загряз­не­нию вод­ных ресур­сов.

Как мусор попа­да­ет в реку? Сна­ча­ла люди бро­са­ют мусор на ули­це, затем вме­сте с дождем он ока­зы­ва­ет­ся в сточ­ных кана­вах, отку­да его уно­сит по под­зем­ным водо­сто­кам через слив в реку.

Но для того, что­бы люди изме­ни­ли свое пове­де­ние, нуж­но, что­бы они обра­ти­ли вни­ма­ние на эту про­бле­му, на то, какой нега­тив­ный вклад они дела­ют, ведя себя без­от­вет­ствен­но. И с зада­чей при­вле­че­ния вни­ма­ния про­ект справ­ля­ет­ся пре­крас­но.

Еще по теме: Гол­ланд­ский дизай­нер выпу­стил домаш­нюю маши­ну по пере­ра­бот­ке пла­сти­ко­во­го мусо­ра

Тех­но­ло­гия, на кото­рой осно­ван про­ект Mr Trash Wheel, ста­но­вит­ся попу­ляр­ной. В кон­це 2016 года было сде­ла­но вто­рое ана­ло­гич­ное устрой­ство, уста­нов­лен­ное в дру­гом горо­де в шта­те Мэри­ленд – Кан­тон. На его созда­ние ушло 550 тысяч дол­ла­ров, день­ги были собра­ны бла­го­да­ря взно­сам от орга­ни­за­ций (адми­ни­стра­ции пор­та, мест­но­го аква­ри­ума, рын­ка орга­ни­че­ских про­дук­тов).