Как ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность, чтобы вызывать у людей сострадание

Некоторые эксперименты лаборатории выглядят весьма странными. К примеру, в одном из них участнику нужно «съесть» столько угля, сколько нужно, чтобы нагреть воду, которая понадобится для стандартного принятия душа. Фото: Flickr. UTKnightCenter. (CC BY 2.0).
Некоторые эксперименты лаборатории выглядят весьма странными. К примеру, в одном из них участнику нужно «съесть» столько угля, сколько нужно, чтобы нагреть воду, которая понадобится для стандартного принятия душа. Фото: Flickr. UTKnightCenter. (CC BY 2.0).

Лабо­ра­то­рия Virtual human interaction lab в Стэн­форд­ском уни­вер­си­те­те зани­ма­ет­ся соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми с вир­ту­аль­ной реаль­но­стью (VR). Цель груп­пы уче­ных, воз­глав­ля­е­мой Дже­ре­ми Бей­лен­со­ном, – опре­де­лить, дает ли VR воз­мож­ность чело­ве­ку луч­ше про­чув­ство­вать явле­ния из реаль­ной жиз­ни, может ли эта тех­но­ло­гия спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию уров­ня эмпа­тии в обще­стве.

Неко­то­рые экс­пе­ри­мен­ты лабо­ра­то­рии выгля­дят весь­ма стран­ны­ми. К при­ме­ру, в одном из них участ­ни­ку нуж­но «съесть» столь­ко угля, сколь­ко нуж­но, что­бы нагреть воду, кото­рая пона­до­бит­ся для стан­дарт­но­го при­ня­тия душа. Такой вир­ту­аль­ный опыт, счи­та­ют в лабо­ра­то­рии, меня­ет поль­зо­ва­тель­ские при­выч­ки – про­шед­шие через него люди тра­тят в ван­ной мень­ше воды, чем осталь­ные.

Ана­ло­гич­ные резуль­та­ты пока­зал экс­пе­ри­мент с вир­ту­аль­ной выруб­кой дере­вьев: про­шед­шие через этот опыт люди ста­ли исполь­зо­вать бума­гу в реаль­ной жиз­ни зна­чи­тель­но эко­ном­нее тех, кто про­сто слы­шал о про­бле­мах с вос­ста­нов­ле­ни­ем лесов или смот­рел про это видео­сю­же­ты.

В сво­их опы­тах с VR лабо­ра­то­рия пыта­ет­ся най­ти под­ход и к таким слож­ным ком­плекс­ным темам, как изме­не­ние кли­ма­та. C помо­щью тех­но­ло­гии поль­зо­ва­тель погру­жа­ет­ся в вир­ту­аль­ную реаль­ность оке­а­ни­че­ско­го дна и ока­зы­ва­ет­ся на корал­ло­вых рифах воз­ле бере­гов Ита­лии. Мор­ская идил­лия нару­ша­ет­ся выбро­сом угле­кис­ло­го газа из одно­го из жерл вул­ка­на на дне.

Всту­пая в реак­цию с водой, он обра­зу­ет кар­бо­но­вые кис­ло­ты, кото­рые при­во­дят к кор­ро­зии и раз­ру­ше­нию пан­ци­рей рако­об­раз­ных и корал­ло­вых рифов. По цепоч­ке это при­во­дит к исчез­но­ве­нию мно­гих дру­гих видов – тако­ва угро­за для оке­а­на в пер­спек­ти­ве бли­жай­ше­го сто­ле­тия.

Еще по теме: Веби­нар Теп­ли­цы: Геор­гий Молод­цов рас­ска­зал о воз­мож­но­стях AR/VR-тех­но­ло­гий для соци­аль­ных про­ек­тов

В дру­гом экс­пе­ри­мен­те лабо­ра­то­рии поль­зо­ва­тель про­жи­ва­ет исто­рию без­дом­но­го: сна­ча­ла ока­зы­ва­ет­ся в ее квар­ти­ре, кото­рой она лиша­ет­ся, затем обна­ру­жи­ва­ет себя в авто­мо­би­ле и в авто­бу­се, где без­дом­ная жен­щи­на пыта­ет­ся спать, так как это дела­ют без­дом­ные в реаль­ной жиз­ни, про­ез­жая путь по марш­ру­ту от началь­ной до конеч­ной оста­нов­ки.

Еще по теме: Как Грин­пис созда­ет про­ек­ты вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и побуж­да­ет людей спа­сти Арк­ти­ку

Экс­пе­ри­мен­ты с раз­лич­ны­ми ситу­а­ци­я­ми начи­на­ют выхо­дить за пре­де­лы лабо­ра­то­рии и упа­ко­вы­вать­ся в тре­нин­ги. Имен­но такую идею про­ра­ба­ты­ва­ют сей­час уче­ные вме­сте с Наци­о­наль­ной фут­боль­ной лигой (NFL) – орга­ни­за­ция хоте­ла бы с помо­щью вир­ту­аль­ной реаль­но­сти реа­ли­зо­вать про­ект по про­све­ще­нию для сво­их сотруд­ни­ков на тему оскорб­ле­ний на расо­вой или сек­су­аль­ной поч­ве.

Для этих целей пред­ла­га­ет­ся исполь­зо­вать ситу­а­цию, в кото­рой надев­ший очки поль­зо­ва­тель ока­зы­ва­ет­ся в агрес­сив­ной сре­де. Когда на него начи­на­ет напа­дать бело­ко­жий муж­чи­на, он под­ни­ма­ет руку, что­бы защи­тить­ся, и обна­ру­жи­ва­ет, что на его руке кожа тем­но­го цве­та.

Еще по теме: 7 глав­ных тех­но­трен­дов 2017 года, про кото­рые вам обя­за­тель­но нуж­но знать

Неко­то­рые вир­ту­аль­ные ситу­а­ции моде­ли­ру­ют­ся по запро­су неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. Так, International Rescue Committee недав­но пред­ста­ви­ла VR-про­ект, в кото­ром поль­зо­ва­тель ока­зы­вал­ся в типич­ных для сирий­ских бежен­цев усло­ви­ях. Про­ект был пред­став­лен на меро­при­я­тии, пред­на­зна­чен­ном для сбо­ра пожерт­во­ва­ний, с его помо­щью НКО пыта­лась луч­ше доне­сти про­бле­ма­ти­ку и уве­ли­чить свои фанд­рай­зин­го­вые пока­за­те­ли.