Как увеличить роль социального эффекта в университетской среде

Центры по изучению социального эффекта успешно преодолели «стадию 1.0». Они привлекают всё большее финансирование от учебных заведений, факультетских спонсоров и состоятельных выпускников. Это при том, что конкуренция за деньги спонсоров высока. Фото: Unsplash. (CC0).
Центры по изучению социального эффекта успешно преодолели «стадию 1.0». Они привлекают всё большее финансирование от учебных заведений, факультетских спонсоров и состоятельных выпускников. Это при том, что конкуренция за деньги спонсоров высока. Фото: Unsplash. (CC0).

Изу­че­ни­ем соци­аль­но­го эффек­та или соци­аль­но­го воз­дей­ствия зани­ма­ют­ся мно­гие уни­вер­си­тет­ские цен­тры. Но из-за уве­ли­чив­ше­го­ся спро­са на подоб­ные иссле­до­ва­ния они испы­ты­ва­ют боль­шую нагруз­ку и вынуж­де­ны делать «всё для всех». Более разум­ной стра­те­ги­ей явля­ет­ся акцен­ти­ро­ва­ние на дости­же­нии зна­чи­тель­но­го про­грес­са в одной выбран­ной обла­сти. Ново­му под­хо­ду в изу­че­нии соци­аль­но­го эффек­та посвя­ще­на ста­тья Onward: Accelerating the Impact of Social Impact Education в жур­на­ле Stanford Social Innovation Review. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ири­на Тол­сто­ше­е­ва пере­ве­ла ста­тью и обоб­щи­ла глав­ные мыс­ли и выво­ды иссле­до­ва­ния.

Деятельность в рамках «версии 1.0»

Обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в обла­сти соци­аль­но­го эффек­та про­во­дят­ся мно­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми: Цен­тра­ми по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та, Цен­тра­ми соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства и соци­аль­ных ини­ци­а­тив. Все они пере­жи­ли взрыв­ной рост за послед­ние 10 лет. В сере­дине «нуле­вых» годов про­грам­мы, направ­лен­ные на изу­че­ние соци­аль­но­го эффек­та, финан­си­ро­ва­ли очень немно­гие биз­нес-шко­лы и инсти­ту­ты. Сего­дня подоб­ные про­грам­мы пред­ла­га­ет почти поло­ви­на из 50 луч­ших биз­нес-школ мира.

Еще по теме: Алек­сей Сидо­рен­ко: мето­до­ло­гии Agile и Lean в при­ме­не­нии к обще­ствен­ным про­ек­там

Пре­зи­дент фон­да Skoll Сал­ли Осберг и дирек­тор Цен­тра соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства Skoll в биз­нес-шко­ле SAID Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та Паме­ла Хар­ти­ган заме­ти­ли лави­но­об­раз­ный рост инте­ре­са к направ­ле­нию соци­аль­но­го эффек­та. Они нача­ли сотруд­ни­че­ство с Bridgespan Group (аме­ри­кан­ская неком­мер­че­ская струк­ту­ра, предо­став­ля­ю­щая управ­лен­че­ский кон­сал­тинг неком­мер­че­ским и бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям) для ана­ли­за это­го трен­да. Их меж­ду­на­род­ная коман­да иссле­до­ва­ла веду­щие уни­вер­си­тет­ские Цен­тры по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та, про­ве­дя более 30 интер­вью со спе­ци­а­ли­ста­ми из 8 стран. После мно­го­чис­лен­ных дис­кус­сий коман­да при­шла к выво­ду о пер­спек­тив­но­сти это­го направ­ле­ния.

«Дав­но понят­но, что чело­ве­че­ство стал­ки­ва­ет­ся с гло­баль­ны­ми вызо­ва­ми и про­бле­ма­ми. При этом воз­мож­ность инсти­ту­тов в любой сфе­ре (пра­ви­тель­ствен­ной, финан­со­вой, сфе­ре граж­дан­ско­го обще­ства) решать эти про­бле­мы и про­ти­во­сто­ять вызо­вам стре­ми­тель­но умень­ша­ет­ся. В то же вре­мя рас­ту­щее чис­ло про­све­щен­ных лиде­ров и актив­ных граж­дан по все­му миру сви­де­тель­ству­ет о том, что всё боль­ше людей хочет дей­ство­вать, а не наблю­дать со сто­ро­ны, сло­жив руки», – гово­рит Сал­ли Осберг.

Про­ве­дён­ное этой коман­дой иссле­до­ва­ние выяви­ло, что Цен­тры по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та успеш­но пре­одо­ле­ли «ста­дию 1.0». Они при­вле­ка­ют всё боль­шее финан­си­ро­ва­ние от учеб­ных заве­де­ний, факуль­тет­ских спон­со­ров и состо­я­тель­ных выпуск­ни­ков. Это при том, что кон­ку­рен­ция за день­ги спон­со­ров высо­ка.

В последнее десятилетие университетские Центры по изучению социального эффекта успешно развивали 4 направления:

  1. Фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие ново­го поко­ле­ния «лиде­ров соци­аль­но­го эффек­та». .Инве­сти­ро­ва­ние в сту­ден­тов и выпуск­ни­ков с высо­чай­шим потен­ци­а­лом, кото­рые наи­бо­лее веро­ят­но ста­нут лиде­ра­ми и топ-мене­дже­ра­ми в обла­сти соци­аль­но­го эффек­та.
  1. Вовле­че­ние более широ­ко­го кру­га сту­ден­тов в соци­аль­ный эффект. Инфор­ми­ро­ва­ние как мож­но боль­ше­го чис­ла сту­ден­тов и выпуск­ни­ков о том, каким обра­зом они могут участ­во­вать в дея­тель­но­сти по соци­аль­но­му эффек­ту в тече­ние всей жиз­ни.
  1. Гене­ра­ция осу­ще­стви­мых идей для прак­ти­ку­ю­щих спе­ци­а­ли­стов и акти­ви­стов. Созда­ние меж­ду­на­род­ной сети спе­ци­а­ли­стов для иссле­до­ва­ний клю­че­вых вызо­вов и более широ­ко­го рас­про­стра­не­ния их резуль­та­тов (выво­дов).
  1. Про­ве­де­ние кон­фе­рен­ций спе­ци­а­ли­стов и иссле­до­ва­те­лей с целью под­держ­ки изу­че­ния и инно­ва­ций. Предо­став­ле­ние про­стран­ства и усло­вий для спе­ци­а­ли­стов и «гене­ра­то­ров зна­ний» с целью обме­на идей как внут­ри инсти­ту­тов, так и меж­ду ними.

Сей­час оче­вид­на боль­шая нагруз­ка на суще­ству­ю­щие Цен­тры. 10 лет назад один толь­ко факт откры­тия подоб­но­го Цен­тра был оче­вид­ным про­ры­вом. Сей­час это про­сто одно из необ­хо­ди­мых, но недо­ста­точ­ных усло­вий для успе­ха.

Новый курс

Цен­тры по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та явля­ют­ся меж­ве­дом­ствен­ны­ми. Имея мно­го «заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон», они вынуж­де­ны зани­мать­ся «всем поне­мно­гу». Сре­ди их «забот» – состав­ле­ние биз­нес-пла­нов, клас­сы соци­аль­ной ини­ци­а­ти­вы, допол­ни­тель­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в вузах.

Они посте­пен­но осо­зна­ли, что могут добить­ся боль­ше­го эффек­та, если будут дей­ство­вать ина­че. Необ­хо­ди­мо обес­пе­чи­вать мини­маль­но необ­хо­ди­мый уро­вень услуг по всем направ­ле­ни­ям, а затем сфо­ку­си­ро­вать­ся на инте­рес­ной идее или про­ек­те, кото­рый про­дви­нет сфе­ру соци­аль­но­го эффек­та впе­ред.

Многие Центры по изучению социального эффекта готовы работать по стандартам «версии 2.0». Ее основные принципы заключаются в следующем:

  1. Обра­зо­вы­вать и гото­вить боле широ­кий и раз­но­об­раз­ный круг талант­ли­вых сту­ден­тов для дея­тель­но­сти в обла­сти соци­аль­но­го воз­дей­ствия в соци­аль­ной и част­ной сфе­ре. Луч­шие про­грам­мы соеди­ня­ют неком­мер­че­ский и част­ный сек­тор, рабо­ту в инте­ре­сах госу­дар­ства.
  1. Предо­став­лять глу­бо­кую экс­пер­ти­зу как осно­ву прак­ти­че­ских иссле­до­ва­ний, при­ме­ни­мых на прак­ти­ке. Новые «сов­мест­ные» иссле­до­ва­ния и учеб­ные про­грам­мы объ­еди­ня­ют ака­де­ми­че­ские пер­спек­ти­вы и прак­ти­че­ский смысл. Они так­же созда­ют новые обла­сти спе­ци­а­ли­за­ции, кото­рые про­дви­га­ют эту сфе­ру иссле­до­ва­ний впе­ред.
  1. Опре­де­лить соци­аль­ное воз­дей­ствие как струк­ту­ри­ро­ван­ную ака­де­ми­че­скую дис­ци­пли­ну. Что­бы акти­ви­зи­ро­вать как обу­ча­ю­щий, так и иссле­до­ва­тель­ский аспект в рам­ках огра­ни­чен­ных «ака­де­ми­че­ских» воз­мож­но­стей, уни­вер­си­те­ты долж­ны обра­щать­ся к опыт­ным кафед­рам в дру­гих дис­ци­пли­нах, а так­же к спе­ци­а­ли­стам, кото­рые хотят «про­дви­нуть» свою карье­ру.
  1. Раз­ра­ба­ты­вать и отсле­жи­вать кри­те­рии оцен­ки «сту­ден­че­ско­го эффек­та». По мне­нию мно­гих уни­вер­си­тет­ских лиде­ров, суще­ству­ю­щие систе­мы оцен­ки часто явля­ют­ся при­чи­ной непро­дук­тив­но­го пове­де­ния в миро­вом обра­зо­ва­нии, Поэто­му мно­гие Цен­тры раз­ра­ба­ты­ва­ют более надеж­ные мет­ри­ки «сту­ден­че­ско­го эффек­та». Они долж­ны учи­ты­вать цен­ность соци­аль­но­го эффек­та, кото­рый выпуск­ни­ки созда­ют в мире.

Для уве­ли­че­ния эффек­тив­но­сти рабо­ты Цен­трам по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та кри­ти­че­ски важ­но най­ти кон­крет­ную сфе­ру сво­е­го при­ме­не­ния. Для это­го реко­мен­ду­ет­ся опре­де­лить мини­маль­но необ­хо­ди­мый «уро­вень услуг» (их коли­че­ство и стан­дарт их выпол­не­ния) во всех сво­их струк­тур­ных под­раз­де­ле­ни­ях и при­дер­жи­вать­ся его. А затем сфо­ку­си­ро­вать­ся на дости­же­нии зна­чи­тель­но­го про­грес­са внут­ри одной из сфер дея­тель­но­сти в тече­ние 3–5 лет.

Еще по теме: Как сде­лать из НКО инфор­ма­ци­он­ный про­дукт: опыт и успеш­ные реше­ния

Сал­ли Осберг, пре­зи­дент фон­да Skoll, убеж­де­на, что Цен­трам по изу­че­нию соци­аль­но­го эффек­та необ­хо­ди­мо для это­го пере­смот­реть свои учеб­ные пла­ны и про­грам­мы, а так­же пере­стро­ить педа­го­ги­че­скую дея­тель­ность. Сде­лать это нуж­но доста­точ­но быст­ро, что­бы соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям сту­ден­тов, кото­рые наме­ре­ны стро­ить свою карье­ру и жизнь, исхо­дя из жела­ния серьёз­но изме­нить этот мир. Вре­мя пошло, нель­зя терять ни мину­ты.

Руководство к действию

При про­ве­де­нии иссле­до­ва­ния пре­по­да­ва­те­ли и экс­пер­ты, сотруд­ни­чав­шие с его авто­ра­ми, при­шли к сле­ду­ю­щим выво­дам.

  • Уни­вер­си­те­ты осно­ва­ны, что­бы «обслу­жи­вать при­ви­ле­ги­ро­ван­ное мень­шин­ство». Для дости­же­ния соци­аль­но­го эффек­та им необ­хо­ди­мо раз­но­об­ра­зить состав сту­ден­тов с помо­щью инклю­зив­ных (соци­аль­но сме­шан­ных) клас­сов. Это дает воз­мож­ность сту­ден­там изба­вить­ся от высо­ко­ме­рия и мно­го­му научить­ся бла­го­да­ря обще­нию с теми, у кого абсо­лют­но дру­гой жиз­нен­ный опыт.
  • Вме­сто тра­ди­ци­он­ных сти­му­лов пред­по­ла­га­ет­ся поощ­рять (в ака­де­ми­че­ском смыс­ле) сту­ден­тов за глу­бо­кое пони­ма­ние про­бле­мы, с кото­рой они пыта­ют­ся бороть­ся.
  • В класс­ной ком­на­те долж­ны зву­чать голо­са сту­ден­тов из мест­но­го сооб­ще­ства. Осо­бен­но цен­ны голо­са тех, кто жил или живет с какой-либо соци­аль­ной про­бле­мой. Такой под­ход улуч­ша­ет не толь­ко жиз­не­спо­соб­ность пред­ла­га­е­мых реше­ний, но и «учеб­ный опыт» сту­ден­тов (воз­мож­ность узнать и научить­ся чему-то ново­му, рас­ши­рить кру­го­зор и т.д.)
  • Иссле­до­ва­ние опре­де­ли­ло клю­че­вые ком­пе­тен­ции, кото­рые пре­по­да­ва­те­ли соци­аль­но­го эффек­та долж­ны раз­ви­вать у сво­их уче­ни­ков. Это эмпа­тия, реши­тель­ность, стрес­со­устой­чи­вость, спо­соб­ность к адап­та­ции и к само­ана­ли­зу. Вме­сто того что­бы при­зы­вать сту­ден­тов к соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству, пре­по­да­ва­те­ли долж­ны пред­ла­гать им настав­ни­че­ство, дол­го­сроч­ные кон­суль­та­ции и прак­ти­че­ское обу­че­ние. Это поз­во­лит раз­вить в сту­ден­тах более глу­бо­кое пони­ма­ние того, как они могут при­ме­нить свои уни­каль­ные пре­иму­ще­ства (спо­соб­но­сти и навы­ки) для соци­аль­ных изме­не­ний.