Как увеличить роль социального эффекта в университетской среде

Центры по изучению социального эффекта успешно преодолели «стадию 1.0». Они привлекают всё большее финансирование от учебных заведений, факультетских спонсоров и состоятельных выпускников. Это при том, что конкуренция за деньги спонсоров высока. Фото: Unsplash. (CC0).
Центры по изучению социального эффекта успешно преодолели «стадию 1.0». Они привлекают всё большее финансирование от учебных заведений, факультетских спонсоров и состоятельных выпускников. Это при том, что конкуренция за деньги спонсоров высока. Фото: Unsplash. (CC0).

Изучением социального эффекта или социального воздействия занимаются многие университетские центры. Но из-за увеличившегося спроса на подобные исследования они испытывают большую нагрузку и вынуждены делать «всё для всех». Более разумной стратегией является акцентирование на достижении значительного прогресса в одной выбранной области. Новому подходу в изучении социального эффекта посвящена статья Onward: Accelerating the Impact of Social Impact Education в журнале Stanford Social Innovation Review. Корреспондент Теплицы Ирина Толстошеева перевела статью и обобщила главные мысли и выводы исследования.

Деятельность в рамках «версии 1.0»

Образовательные программы в области социального эффекта проводятся многими организациями: Центрами по изучению социального эффекта, Центрами социального предпринимательства и социальных инициатив. Все они пережили взрывной рост за последние 10 лет. В середине «нулевых» годов программы, направленные на изучение социального эффекта, финансировали очень немногие бизнес-школы и институты. Сегодня подобные программы предлагает почти половина из 50 лучших бизнес-школ мира.

Еще по теме: Алексей Сидоренко: методологии Agile и Lean в применении к общественным проектам

Президент фонда Skoll Салли Осберг и директор Центра социального предпринимательства Skoll в бизнес-школе SAID Оксфордского университета Памела Хартиган заметили лавинообразный рост интереса к направлению социального эффекта. Они начали сотрудничество с Bridgespan Group (американская некоммерческая структура, предоставляющая управленческий консалтинг некоммерческим и благотворительным организациям) для анализа этого тренда. Их международная команда исследовала ведущие университетские Центры по изучению социального эффекта, проведя более 30 интервью со специалистами из 8 стран. После многочисленных дискуссий команда пришла к выводу о перспективности этого направления.

«Давно понятно, что человечество сталкивается с глобальными вызовами и проблемами. При этом возможность институтов в любой сфере (правительственной, финансовой, сфере гражданского общества) решать эти проблемы и противостоять вызовам стремительно уменьшается. В то же время растущее число просвещенных лидеров и активных граждан по всему миру свидетельствует о том, что всё больше людей хочет действовать, а не наблюдать со стороны, сложив руки», — говорит Салли Осберг.

Проведённое этой командой исследование выявило, что Центры по изучению социального эффекта успешно преодолели «стадию 1.0». Они привлекают всё большее финансирование от учебных заведений, факультетских спонсоров и состоятельных выпускников. Это при том, что конкуренция за деньги спонсоров высока.

В последнее десятилетие университетские Центры по изучению социального эффекта успешно развивали 4 направления:

  1. Формирование и развитие нового поколения «лидеров социального эффекта». .Инвестирование в студентов и выпускников с высочайшим потенциалом, которые наиболее вероятно станут лидерами и топ-менеджерами в области социального эффекта.
  1. Вовлечение более широкого круга студентов в социальный эффект. Информирование как можно большего числа студентов и выпускников о том, каким образом они могут участвовать в деятельности по социальному эффекту в течение всей жизни.
  1. Генерация осуществимых идей для практикующих специалистов и активистов. Создание международной сети специалистов для исследований ключевых вызовов и более широкого распространения их результатов (выводов).
  1. Проведение конференций специалистов и исследователей с целью поддержки изучения и инноваций. Предоставление пространства и условий для специалистов и «генераторов знаний» с целью обмена идей как внутри институтов, так и между ними.

Сейчас очевидна большая нагрузка на существующие Центры. 10 лет назад один только факт открытия подобного Центра был очевидным прорывом. Сейчас это просто одно из необходимых, но недостаточных условий для успеха.

Новый курс

Центры по изучению социального эффекта являются межведомственными. Имея много «заинтересованных сторон», они вынуждены заниматься «всем понемногу». Среди их «забот» – составление бизнес-планов, классы социальной инициативы, дополнительные образовательные программы в вузах.

Они постепенно осознали, что могут добиться большего эффекта, если будут действовать иначе. Необходимо обеспечивать минимально необходимый уровень услуг по всем направлениям, а затем сфокусироваться на интересной идее или проекте, который продвинет сферу социального эффекта вперед.

Многие Центры по изучению социального эффекта готовы работать по стандартам «версии 2.0». Ее основные принципы заключаются в следующем:

  1. Образовывать и готовить боле широкий и разнообразный круг талантливых студентов для деятельности в области социального воздействия в социальной и частной сфере. Лучшие программы соединяют некоммерческий и частный сектор, работу в интересах государства.
  1. Предоставлять глубокую экспертизу как основу практических исследований, применимых на практике. Новые «совместные» исследования и учебные программы объединяют академические перспективы и практический смысл. Они также создают новые области специализации, которые продвигают эту сферу исследований вперед.
  1. Определить социальное воздействие как структурированную академическую дисциплину. Чтобы активизировать как обучающий, так и исследовательский аспект в рамках ограниченных «академических» возможностей, университеты должны обращаться к опытным кафедрам в других дисциплинах, а также к специалистам, которые хотят «продвинуть» свою карьеру.
  1. Разрабатывать и отслеживать критерии оценки «студенческого эффекта». По мнению многих университетских лидеров, существующие системы оценки часто являются причиной непродуктивного поведения в мировом образовании, Поэтому многие Центры разрабатывают более надежные метрики «студенческого эффекта». Они должны учитывать ценность социального эффекта, который выпускники создают в мире.

Для увеличения эффективности работы Центрам по изучению социального эффекта критически важно найти конкретную сферу своего применения. Для этого рекомендуется определить минимально необходимый «уровень услуг» (их количество и стандарт их выполнения) во всех своих структурных подразделениях и придерживаться его. А затем сфокусироваться на достижении значительного прогресса внутри одной из сфер деятельности в течение 3-5 лет.

Еще по теме: Как сделать из НКО информационный продукт: опыт и успешные решения

Салли Осберг, президент фонда Skoll, убеждена, что Центрам по изучению социального эффекта необходимо для этого пересмотреть свои учебные планы и программы, а также перестроить педагогическую деятельность. Сделать это нужно достаточно быстро, чтобы соответствовать требованиям студентов, которые намерены строить свою карьеру и жизнь, исходя из желания серьёзно изменить этот мир. Время пошло, нельзя терять ни минуты.

Руководство к действию

При проведении исследования преподаватели и эксперты, сотрудничавшие с его авторами, пришли к следующим выводам.

  • Университеты основаны, чтобы «обслуживать привилегированное меньшинство». Для достижения социального эффекта им необходимо разнообразить состав студентов с помощью инклюзивных (социально смешанных) классов. Это дает возможность студентам избавиться от высокомерия и многому научиться благодаря общению с теми, у кого абсолютно другой жизненный опыт.
  • Вместо традиционных стимулов предполагается поощрять (в академическом смысле) студентов за глубокое понимание проблемы, с которой они пытаются бороться.
  • В классной комнате должны звучать голоса студентов из местного сообщества. Особенно ценны голоса тех, кто жил или живет с какой-либо социальной проблемой. Такой подход улучшает не только жизнеспособность предлагаемых решений, но и «учебный опыт» студентов (возможность узнать и научиться чему-то новому, расширить кругозор и т.д.)
  • Исследование определило ключевые компетенции, которые преподаватели социального эффекта должны развивать у своих учеников. Это эмпатия, решительность, стрессоустойчивость, способность к адаптации и к самоанализу. Вместо того чтобы призывать студентов к социальному предпринимательству, преподаватели должны предлагать им наставничество, долгосрочные консультации и практическое обучение. Это позволит развить в студентах более глубокое понимание того, как они могут применить свои уникальные преимущества (способности и навыки) для социальных изменений.