Трансформация онлайн-курсов: главные тренды, что изменилось и почему все будут платить

В 2016 году 23 миллиона человек впервые в жизни зарегистрировались на какой-либо массовый открытый онлайн-курс. Скриншот с edx.org

Мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы (МООК) все мень­ше инте­ре­су­ют­ся «уче­ни­ка­ми-люби­те­ля­ми», кото­рые обу­ча­ют­ся на про­тя­же­нии всей жиз­ни ради любо­пыт­ства. Теперь опе­ра­то­ры таких кур­сов ори­ен­ти­ру­ют­ся на людей, гото­вых пла­тить за обу­че­ние. Это один из трен­дов МООК, опи­сан­ных в ста­тье Monetization over Massiveness: A Review of MOOC Stats and Trends in 2016. Ее автор Давал Шах (Dhawal Shah) разо­брал­ся, что же про­изо­шло с откры­ты­ми онлайн-кур­са­ми в про­шлом году.

1. Статистика роста

В 2016 году совре­мен­ное мас­со­вое дви­же­ние онлайн-кур­сов отме­ти­ло свое 5-летие. Тер­мин МООК появил­ся в 2011 году по пред­ло­же­нию про­фес­со­ров Стэн­фор­да. За это вре­мя обо­рот ком­па­ний-про­вай­де­ров МООК (орга­ни­за­то­ров подоб­ных кур­сов) пре­вы­сил 400 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, а чис­лен­ность их пер­со­на­ла достиг­ла более 1000 чело­век. За 5 лет все­об­щее вни­ма­ние к этим ком­па­ни­ям немно­го ослаб­ло, но они про­дол­жа­ют рас­ши­рять свое при­сут­ствие.

В 2016 году 23 мил­ли­о­на чело­век впер­вые в жиз­ни заре­ги­стри­ро­ва­лись на какой-либо курс МООК (по дан­ным ком­па­нии Class Central). Чет­верть из них запи­са­лась через реги­о­наль­ных про­вай­де­ров МООК. Круп­ней­шие из них – китай­ский XuetangX (создан­ный Уни­вер­си­те­том Tsinghua и Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Китая) и Miríada X (сов­мест­ная ини­ци­а­ти­ва про­ек­та Telefónica Educación Digital и бан­ка Banco Santander для Испа­нии и стран Латин­ской Аме­ри­ки). Общее чис­ло сту­ден­тов, под­пи­сав­ших­ся хотя бы на один курс, достиг­ло 58 мил­ли­о­нов. Год назад, в кон­це 2015 года, этот пока­за­тель рав­нял­ся 35 мил­ли­о­нам.

Массовые открытые онлайн-курсы в цифрах: 58 миллионов студентов; более 700 университетов; 6850 курсов. Фото с www.class-central.com
Мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы в циф­рах: 58 мил­ли­о­нов сту­ден­тов; более 700 уни­вер­си­те­тов; 6850 кур­сов. Фото с www.class-central.com

Самый круп­ный миро­вой про­вай­дер МООК по чис­лу реги­стра­ций на кур­сы – Coursera. Через него за про­шед­шие 5 лет по все­му миру запи­са­лись на обу­че­ние более 23 мил­ли­о­нов чело­век. Из 5 круп­ней­ших про­вай­де­ров толь­ко одна плат­фор­ма не явля­ет­ся англо­языч­ной – XuetangX .

  1. Coursera – 23 мил­ли­о­на;
  2. completed this Task. – 10 мил­ли­о­нов;
  3. XuetangX – 6 мил­ли­о­нов;
  4. FutureLearn – 5,3 мил­ли­о­на;
  5. Udacity – 4 мил­ли­о­на.

В 2016 году было заяв­ле­но более 2600 новых кур­сов (в 2015 году – 1800). Таким обра­зом, общее чис­ло кур­сов по систе­ме МООК достиг­ло 6850. Их пред­став­ля­ют более 700 уни­вер­си­те­тов. Даже Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, один из ста­рей­ших в мире, при­со­еди­нил­ся к систе­ме МООК.

Рост коли­че­ства мас­со­вых откры­тых онлайн-кур­сов в раз­ные годы. Фото с www.class-central.com.

В отли­чие от преды­ду­щих лет, в 2016 году ком­па­нии МООК не при­влек­ли новых раун­дов инве­сти­ций. Это зна­чит, что для мно­гих про­вай­де­ров моне­ти­за­ция ста­ла при­о­ри­тет­ной зада­чей. Неко­то­рые из пред­ло­же­ний, кото­рые рань­ше были бес­плат­ны (сер­ти­фи­ка­ты, оцен­ка выпол­не­ния зада­ний, кон­тент), боль­ше не явля­ют­ся тако­вы­ми. Боль­шин­ство круп­ных про­вай­де­ров уже име­ют пол­но­стью плат­ные кур­сы или пла­ни­ру­ют их вве­сти.

Еще по теме: Онлайн-обра­зо­ва­ние: новые трен­ды онлайн-кур­сов

И, похо­же, эта систе­ма рабо­та­ет. «Боль­шая трой­ка» про­вай­де­ров МООК (Coursera, Udacity, edX), по оце­ноч­ным дан­ным, собра­ли в 2016 году в сум­ме око­ло 100 мил­ли­о­нов дол­ла­ров.

2. Главные тренды

Мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы уже не мас­со­вые. Боль­шин­ство кур­сов ушли от режи­ма запи­си «раз или два в году». Мно­гие из них теперь доступ­ны поль­зо­ва­те­лю, когда тот захо­чет. И темп осво­е­ния кур­са теперь тоже инди­ви­ду­аль­ный у каж­до­го поль­зо­ва­те­ля. Напри­мер, кур­сы, кото­рые пред­ла­га­ет Coursera, сей­час доступ­ны для запи­си круг­лый год. Новые учеб­ные сес­сии начи­на­ют­ся каж­дые две неде­ли или каж­дый месяц в зави­си­мо­сти от кур­са.

Рань­ше сту­ден­тов соби­ра­ли в одну гигант­скую сес­сию, при этом сами кур­сы повто­ря­лись неча­сто – 1–2 раза в год. Теперь вме­сто десят­ков тысяч людей, обу­ча­ю­щих­ся вме­сте, сту­ден­ты зани­ма­ют­ся «сво­им тем­пом» и в гораз­до мень­ших «ком­па­ни­ях».

При­ме­ча­тель­но, что на мно­гих кур­сах актив­ность на фору­мах прак­ти­че­ски отсут­ству­ет. В какой-то момент плат­фор­ма Coursera хва­ста­лась, что сред­нее вре­мя отве­та на фору­ме состав­ля­ет у них 22 мину­ты. Это уже дав­но не так.

Сертификаты и звания

Про­вай­де­ры МООК пока не при­шли к еди­но­му мне­нию о том, будут ли слу­ша­те­ли пла­тить за то, что­бы под­твер­дить про­хож­де­ние кур­са. Сего­дня пред­ла­га­ет­ся более 250 сер­ти­фи­ка­тов. Это чис­ло отно­сит­ся при­мер­но к 750 кур­сам, так как сер­ти­фи­кат обыч­но дают за про­хож­де­ние трех кур­сов.

Основ­ных собы­тия в сфе­ре моне­ти­за­ции кур­сов в 2016 году (в про­из­воль­ном поряд­ке)

  1. edX рас­ши­рил свою сер­ти­фи­ка­цию MicroMasters на 14 раз­лич­ных уни­вер­си­те­тов.
  2. FutureLearn объ­явил о 6 аспи­рант­ских сте­пе­нях от Уни­вер­си­те­та Deakin и запу­стил новую про­грам­му под назва­ни­ем FutureLearn Programs.
  3. Kadenze запу­стил соб­ствен­ную систе­му сер­ти­фи­ка­ции под назва­ни­ем Kadenze Programs.
  4. Coursera уве­ли­чил коли­че­ство спе­ци­а­ли­за­ций до 160 и анон­си­ро­вал вто­рую Master’s про­грам­му с Уни­вер­си­те­том Илли­ной­са.
  5. Почти 4000 сту­ден­тов вовле­че­ны в онлайн-про­грам­мы «Мастер в ком­пью­тер­ных нау­ках», про­во­ди­мых Уни­вер­си­те­том Джор­джия Тех (Атлан­та, США) и Udacity.

Региональные МООК-провайдеры «подбирают» поток

Око­ло 25% новых «уче­ни­ков» МООК были при­вле­че­ны реги­о­наль­ны­ми про­вай­де­ра­ми, кото­рые пред­ла­га­ют кур­сы не на англий­ском язы­ке. Такие про­вай­де­ры, как XuetangX (Китай) и Miríada X (Латин­ская Аме­ри­ка) заяв­ля­ют о мил­ли­о­нах уче­ни­ков. Université Numérique (Фран­ция) и Edraak (Ближ­ний Восток и Север­ная Афри­ка) при­бли­жа­ют­ся к отмет­ке в мил­ли­он сту­ден­тов. В 2016 году нача­ли свою рабо­ту такие реги­о­наль­ные про­вай­де­ры, как SWAYAM (офи­ци­аль­ная плат­фор­ма МООК в Индии) и EduOpen (плат­фор­ма МООК, финан­си­ру­е­мая пра­ви­тель­ством Ита­лии).

Еще по теме: Поче­му онлайн-обра­зо­ва­ние может быть ката­стро­фой для сту­ден­тов и боль­шин­ства про­фес­со­ров

Полностью платные курсы

В июне 2016 года Coursera запу­стил новый фор­мат кур­сов, при кото­ром все мате­ри­а­лы, вклю­чая видео, плат­ные. Эта тен­ден­ция не новая. Про­вай­дер МООК edX про­во­дит плат­ные кур­сы с 2014 года в рам­ках про­грам­мы «Про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние». FutureLearn так­же объ­яви­ли о наме­ре­нии запу­стить пол­но­стью плат­ные кур­сы как часть шести «про­грамм для выпуск­ни­ков» Уни­вер­си­те­та Дикин. У этих про­грамм будут проб­ные бес­плат­ные кур­сы, но боль­шин­ство из этих кур­сов ста­нут плат­ны­ми.

Уменьшение количества отдельных курсов

У про­вай­де­ров МООК с соб­ствен­ной систе­мой дипло­мов и сер­ти­фи­ка­тов боль­шин­ство новых плат­ных кур­сов явля­ют­ся частью суще­ству­ю­щих про­грамм, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся выда­чей дипло­мов и сер­ти­фи­ка­тов. В неко­то­рых слу­ча­ях более «ста­рые» кур­сы рас­па­да­ют­ся на несколь­ко «диплом­ных» направ­ле­ний.

Толчок к развитию направления B2B

Будут ли ком­па­нии пла­тить за онлайн-обу­че­ние сво­их сотруд­ни­ков? В 2016 году Coursera объ­явил о стар­те направ­ле­ния «Coursera для биз­не­са». Udacity, кото­рый рабо­та­ет напря­мую с мно­же­ством тех­но­ло­ги­че­ских ком­па­ний в рам­ках сво­ей про­грам­мы Nanodegrees, так­же име­ет про­дукт, направ­лен­ный на кор­по­ра­тив­ные тре­нин­ги. FutureLearn так­же име­ет про­дукт из серии Workplace Learning (обу­че­ние на рабо­чем месте). Сре­ди пла­ни­ру­е­мых ими направ­ле­ний в этой свя­зи – мед­учре­жде­ния и шко­лы.

3. Предметы

Зна­чи­тель­ная часть кур­сов (40% от всех новых кур­сов) пред­став­ля­ют направ­ле­ния биз­не­са и тех­но­ло­гий (ком­пью­те­ры, про­грам­ми­ро­ва­ние, рабо­ты с боль­ши­ми дан­ны­ми). В этом нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, учи­ты­вая тот факт, что плат­ные сер­ти­фи­ка­ты, пред­ла­га­е­мые мно­же­ством про­вай­де­ров МООК, фоку­си­ру­ют­ся имен­но в сфе­рах биз­не­са и тех­но­ло­гий.

Рас­пре­де­ле­ние кур­сов по направ­ле­ни­ям обу­че­ния (свер­ху по часо­вой стрел­ке): биз­нес и менедж­мент – 19,3%; мате­ма­ти­ка – 3,64%; тех­ни­ка и инже­не­рия – 6,32%; искус­ство и дизайн – 6,4%; здо­ро­вье и меди­ци­на – 7,68%; обра­зо­ва­ние и пре­по­да­ва­ние – 9,26%; гума­ни­тар­ные направ­ле­ния – 9,82%; соци­аль­ные направ­ле­ние – 9,82%; нау­ка – 10,4%; ком­пью­те­ры и про­грам­ми­ро­ва­ние – 17,4%. Фото с www.class-central.com

4. Провайдеры

Круп­ней­шим из них оста­ет­ся Coursera, несмот­ря то, что они закры­ли несколь­ко сотен кур­сов. Сей­час у них более 1700 кур­сов, и это по-преж­не­му самое боль­шое пред­ло­же­ние на рын­ке. На вто­ром месте edX у них 1300 кур­сов.

Еще по теме: 10 сове­тов про онлайн-обра­зо­ва­ние

Сле­дом рас­по­ло­жи­лись FutureLearn, кото­рые пред­ла­га­ют 490 кур­сов. Круп­ней­шие про­вай­де­ры кур­сов не на англий­ском язы­ке – Miríada X (Латин­ская Аме­ри­ка) 350 кур­сов на испан­ском. И китай­ская XuetangX с более чем 300 кур­са­ми на китай­ском.

Наиболее рейтинговые курсы

Око­ло 2600 кур­сов были впер­вые пред­ло­же­ны в 2016 году. На осно­ва­нии ана­ли­за более 8000 отзы­вов был состав­лен рей­тинг бес­плат­ных онлайн-кур­сов за 2016 год.

  1. Coding in your Classroom, Now! (Кодинг в клас­се: пря­мо сей­час!). Уни­вер­си­тет Урби­но (Ита­лия), про­вай­дер – EMMA.
  2. Tsinghua Chinese: Start Talking with 1.3 Billion People (Китай­ский язык: нач­ни гово­рить с 1,3 мил­ли­ар­да людей). Уни­вер­си­тет Tsinghua (Китай), про­вай­дер – edX.
  3. The Nature of Code (При­ро­да кода). Processing Foundation (орга­ни­за­ция, обу­ча­ю­щая кодин­гу с 2011 г., США), про­вай­дер – Kadenze.
  4. Introduction to Agent-based Modeling (Вве­де­ние в агент­ское моде­ли­ро­ва­ние). Инсти­тут Сан­та-Фе (США), про­вай­дер – Complexity Explorer.
  5. The 3D Printing Revolution (Рево­лю­ция 3D-печа­ти). Уни­вер­си­тет Илли­ной­са (США), про­вай­дер – Coursera.
  6. Becoming a changemaker: Introduction to Social Innovation (Вызы­вать изме­не­ния: вве­де­ние в соци­аль­ные инно­ва­ции). Уни­вер­си­тет Кейп­та­у­на (ЮАР), про­вай­дер – Coursera.
  7. Preparing to Manage Human Resources (Под­го­тов­ка к управ­ле­нию в сфе­ре HR), про­вай­дер – Coursera.
  8. Creative Applications of Deep Learning (Твор­че­ское при­ме­не­ние углуб­лен­но­го обу­че­ния с помо­щью TensorFlow). TensorFlow – откры­тая онлайн-биб­лио­те­ка по про­грам­ми­ро­ва­нию, про­вай­дер – Kadenze.
  9. Teaching for Change: An African Philosophical Approach (Обу­че­ние для пере­мен: афри­кан­ский фило­соф­ский под­ход). Уни­вер­си­тет Стел­лен­бош (ЮАР), про­вай­дер – FutureLearn.
  10. Stanford Introduction to Food and Health (Вве­де­ние в здо­ро­вое пита­ние). Стэн­форд­ский уни­вер­си­тет (США), про­вай­дер – Coursera.

Самые частые поисковые слова

Поль­зо­ва­те­ли сай­та Class Central (пор­тал для поис­ка онлайн-кур­сов веду­щих миро­вых уни­вер­си­те­тов) зада­ли на этом сай­те более 270 000 поис­ков, исполь­зуя 70 000 поис­ко­вых слов. 25 наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мых слов состав­ля­ют 12% все­го поис­ка. Эти сло­ва даны «в поряд­ке рей­тин­га» (от боль­ше­го коли­че­ства запро­сов – к мень­ше­му):

python, java, машин­ное обу­че­ние, пись­мо, англий­ский язык, ста­ти­сти­ка, нау­ка о дан­ных, обра­бот­ка изоб­ра­же­ний, excel, пси­хо­ло­гия, big data, испан­ский язык, мар­ке­тинг, фран­цуз­ский язык, бух­гал­те­рия, управ­ле­ние про­ек­та­ми, финан­сы, android, музы­ка, javascript, sql, зако­ны (юрис­пру­ден­ция), фото­гра­фия, немец­кий язык.

5. Самые активные университеты

Авто­ры ста­тьи исполь­зо­ва­ли рей­тинг онлайн-кур­сов, под­го­тов­лен­ных уни­вер­си­те­та­ми, и выве­ли сред­ний пока­за­тель актив­но­сти учеб­ных заве­де­ний. В рей­тинг не вклю­че­ны уни­вер­си­те­ты, про­во­дя­щие менее пяти кур­сов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Santa Fe Institute

University of Cape Town

Vanderbilt University

University of Michigan

University of Groningen

Duke University

Leiden University

Massachusetts Institute of Technology

Harvard University

Yale University

Инсти­тут Сан­та-Фе

Уни­вер­си­тет Кейп­та­у­на

Уни­вер­си­тет Ван­дер­бильт (Нэшвилл)

Уни­вер­си­тет Мичи­ган (Энн-Арбор)

Уни­вер­си­тет Гро­нин­ге­на

Уни­вер­си­тет Дьюк (Дарем, Сев. Каро­ли­на)

Лей­ден­ский Уни­вер­си­тет

Мас­са­чу­сет­ский тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут (Бостон)

Уни­вер­си­тет Гар­вар­да (Бостон)

Уни­вер­си­тет Йеля (Нью-Хей­вен, Кон­нек­ти­кут)

6. Главный вывод: монетизация важнее массовости

Сей­час мно­гие сер­ти­фи­ка­ты ста­ли плат­ны­ми. В слу­чае с боль­шин­ством кур­сов Coursera плат­ной явля­ет­ся даже оцен­ка зада­ний.

Коли­че­ство бес­плат­ных актив­но­стей и пред­ло­же­ний за два послед­них года стре­ми­тель­но умень­ши­лось. Таким обра­зом, ста­но­вит­ся акту­аль­ным вопрос, насколь­ко мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы на самом деле «откры­тые».

Про­вай­де­ры МООК боль­ше не ста­вят себе целью про­во­дить курс, на кото­ром зани­ма­ют­ся тыся­чи уче­ни­ков одно­вре­мен­но. Их акцент сдви­нул­ся в дру­гую сто­ро­ну. Теперь они фоку­си­ру­ют­ся на «про­фес­си­о­наль­ных» уче­ни­ках, то есть на тех, кто идет на кур­сы, пре­сле­дуя карьер­ные цели. Этот курс помо­жет им в рабо­те. «Уче­ни­ки-люби­те­ли», кото­рые всю жизнь учат что-то для себя, пере­ста­ют быть «целе­вой ауди­то­ри­ей» таких кур­сов.

В 2017 году мы уви­дим даль­ней­шее раз­ви­тие этой тен­ден­ции – акцен­ти­ро­ва­ние на «про­фес­си­о­наль­ных» уче­ни­ках. Будет пред­ла­гать­ся боль­ше кон­тен­та, про­грамм и сер­ти­фи­ка­тов, свя­зан­ных с раз­ви­ти­ем самых вос­тре­бо­ван­ных навы­ков в биз­не­се и тех­но­ло­ги­ях. Так­же мы уви­дим, как про­вай­де­ры МООК будут пытать­ся «взло­мать» доход­ный рынок кор­по­ра­тив­но­го обу­че­ния.