Наталья Баранова: как НКО написать фандрайзинговый текст

Выступление Натальи Барановой на мастерской RareCamp. Фото: Алексей Ница.
Выступление Натальи Барановой на мастерской RareCamp. Фото: Алексей Ница.

Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Ната­лья Бара­но­ва высту­пи­ла на мастер­ской RareCamp 2017, кото­рая про­хо­ди­ла 25 и 26 фев­ра­ля в Москве. Экс­перт рас­ска­за­ла, как пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­ных орга­ни­за­ций могут увле­ка­тель­но рас­ска­зать лич­ную исто­рию чело­ве­ка, кото­рый столк­нул­ся с болез­нью.

По мне­нию экс­пер­та, у НКО есть мощ­ный ресурс в виде чело­ве­че­ских исто­рий. Уме­ние состо­ит в том, что­бы увле­ка­тель­но пере­ска­зать их чита­те­лю, пре­вра­тив в фанд­рай­зин­го­вый текст. «Судь­ба ваших под­опеч­ных не долж­на вызвать чув­ство жало­сти и отри­ца­тель­ные эмо­ции у чита­те­лей. Рас­сказ непре­мен­но нуж­но сде­лать жиз­не­утвер­жда­ю­щи­ми», – отме­ти­ла Ната­лья.

Чита­тель дол­жен сле­дить за жиз­нью героя, слов­но за рас­ска­зом. Для это­го нуж­но исполь­зо­вать зако­ны дра­ма­тур­гии: начать с завяз­ки исто­рии, пока­зать раз­ви­тие дей­ствия, перей­ти к эмо­ци­о­наль­ной куль­ми­на­ции и пред­ста­вить перед чита­те­лем раз­вяз­ку: сооб­щить, что имен­но он может помочь герою, сде­лав пожерт­во­ва­ние.

Еще по теме: Моно­миф: как НКО рас­ска­зать исто­рию, что­бы захва­тить вни­ма­ние поль­зо­ва­те­ля

Ната­лья по шагам разо­бра­ла созда­ние исто­рий на при­ме­ре сво­их жур­на­лист­ских фанд­рай­зин­го­вых текстах, опуб­ли­ко­ван­ных на пор­та­ле «Такие дела». А так­же пока­за­ла при­ме­ча­тель­ные рабо­ты неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, таких как «Ноч­леж­ка», «Доро­гою добра», «Ста­рость в радость».

Успеш­ный текст, по мне­нию жур­на­ли­ста, дол­жен вызвать у чита­те­ля сочув­ствие и состра­да­ние к герою, а так­же вдох­но­вить и смо­ти­ви­ро­вать на кон­крет­ное дей­ствие – пожерт­во­вать любую сум­му. Ната­лья под­ска­за­ла, что геро­ем исто­рии могут стать под­опеч­ные фон­да, их роди­те­ли, сами сотруд­ни­ки, волон­те­ры.

«Исто­рия не вый­дет без каче­ствен­ных сним­ков, вы долж­ны погру­зить чита­те­ля, пока­зать, в какой сре­де живет герой. Не бой­тесь обра­щать­ся за помо­щью к начи­на­ю­щим фото­гра­фам», – посо­ве­то­ва­ла экс­перт.

В тек­сте обя­за­тель­но нуж­но ука­зать, на что вы соби­ра­е­те день­ги, и сооб­щить о том, что вы отчи­та­е­тесь, на что они будут потра­че­ны. Отлич­ный вари­ант – создать раз­дел на сай­те с исто­ри­я­ми о том, как изме­ни­лась судь­ба ваших под­опеч­ных после того, как им помог ваш фонд.

Видеозапись выступления Натальи Барановой

Презентация в PDF

Твор­че­ская мастер­ская RareCamp 2017 была посвя­ще­на раз­ра­бот­ке IT-про­ек­тов для реше­ния про­бле­мы ред­ких забо­ле­ва­ний. Хака­тон про­шел в Москве 25 и 26 фев­ра­ля 2017 года.

Орга­ни­за­то­ры мастер­скойТеп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий и Союз паци­ен­тов и паци­ент­ских орга­ни­за­ций по ред­ким забо­ле­ва­ни­ям.