Три тактики общественных кампаний, которым стоит научиться

Была проведена широкая просветительская работа, направленная на информирование британского общества о плюсах ратификации конвенции, проблемах домашнего насилия и работе женских организаций. Фото: icchange.co.uk (CC BY 2.0).
Была проведена широкая просветительская работа, направленная на информирование британского общества о плюсах ратификации конвенции, проблемах домашнего насилия и работе женских организаций. Фото: icchange.co.uk (CC BY 2.0).

24 февраля 2017 года нижняя палата британского парламента одобрила в третьем чтении законопроект о ратификации Стамбульской конвенции – ключевого международного документа, направленного на предотвращение насилия в отношении женщин.

Из 139 парламентариев, принимавших участие в голосовании, лишь 1 высказался против. Голосованию предшествовала широкая общественная кампания IC Change, объединившая более тридцати организаций, поддерживающих идею ратификации Стамбульской Конвенции (Istanbul Convention, IC – англ.).

Том Бейкер, кампейнер британской сети некоммерческих организаций Bond, включил IC Change в число наиболее примечательных кампаний, стартовавших в 2016 году. Теплица выделила три тактики, которым можно поучиться на примере IC Change.

1. Построение коалиции

Кампания в поддержку ратификации Стамбульской конвенции была развернута от имени инициативной группы, в которую вошли представители трех десятков общественных и правозащитных организаций, специализирующихся на разных аспектах защиты и поддержки женщин.

Еще по теме: Связи с общественностью для НКО: как выстраивать диалог с профессионалами

Единым фронтом выступили кризисные центры, феминистские, академические, христианские группы. На сайте движения был опубликован не только полный список организаций-сторонников, но и развернутое пояснение к позиции каждой из них.

Разнородность состава коалиции помогла избежать обвинений в одностороннем взгляде на проблему и действовать сразу на многих уровнях, включая общегражданский и политический.

2. Формирование круга сторонников

Кампания IC Change, целевой группой которой являлись парламентарии и правительство, не пошла по пути закрытого «адвокатирования» (метод взаимодействия с лицами, принимающими решения, через переговоры и лоббирование). Вместо этого была проведена широкая просветительская работа, направленная на информирование британского общества о плюсах ратификации конвенции, проблемах домашнего насилия и работе женских организаций.

Людям, сочувствующим идее ратификации Стамбульской конвенции, было предложено выйти на пикеты, подписать петицию, озвучить свою позицию в социальных сетях (сделать фото с тематическим плакатом, публиковать посты с хэштегом #ChangeHerstory), а также напрямую обращаться к парламентариям, представляющим их регионы в Палате общин, с напоминанием о необходимости их присутствия на заседании, посвященном вопросу ратификации.

Это сработало: как пишет британское издание Independent, парламентарии редко голосуют по пятницам столь массово, как голосовали 24 февраля 2017 года.

Еще по теме: Современный активизм и его роль в появлении социальных альтернатив

3. Вовлечение ярких союзников

Одним из ярких эпизодов кампании стал выпуск подборки песен, названной «мотивирующим миксом», и отправка записи Терезе Мэй, на тот момент занимавшей пост министра внутренних дел, под слоганом «Смените заезженную пластинку!». Среди музыкантов, чьи треки были включены в подборку, – американские певицы Гвен Стефани и Алиша Киз.

Участники IC Change привлекли к кампании видных представителей пяти религий – христианства, ислама, иудаизма, индуизма, сикхизма. Все они выступили с призывом к ратификации и сфотографировались с фирменными символами и слоганами кампании.