Три тактики общественных кампаний, которым стоит научиться

Была проведена широкая просветительская работа, направленная на информирование британского общества о плюсах ратификации конвенции, проблемах домашнего насилия и работе женских организаций. Фото: icchange.co.uk (CC BY 2.0).
Была проведена широкая просветительская работа, направленная на информирование британского общества о плюсах ратификации конвенции, проблемах домашнего насилия и работе женских организаций. Фото: icchange.co.uk (CC BY 2.0).

24 фев­ра­ля 2017 года ниж­няя пала­та бри­тан­ско­го пар­ла­мен­та одоб­ри­ла в тре­тьем чте­нии зако­но­про­ект о рати­фи­ка­ции Стам­буль­ской кон­вен­ции – клю­че­во­го меж­ду­на­род­но­го доку­мен­та, направ­лен­но­го на предот­вра­ще­ние наси­лия в отно­ше­нии жен­щин.

Из 139 пар­ла­мен­та­ри­ев, при­ни­мав­ших уча­стие в голо­со­ва­нии, лишь 1 выска­зал­ся про­тив. Голо­со­ва­нию пред­ше­ство­ва­ла широ­кая обще­ствен­ная кам­па­ния IC Change, объ­еди­нив­шая более трид­ца­ти орга­ни­за­ций, под­дер­жи­ва­ю­щих идею рати­фи­ка­ции Стам­буль­ской Кон­вен­ции (Istanbul Convention, IC – англ.).

Том Бей­кер, кам­пей­нер бри­тан­ской сети неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций Bond, вклю­чил IC Change в чис­ло наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ных кам­па­ний, стар­то­вав­ших в 2016 году. Теп­ли­ца выде­ли­ла три так­ти­ки, кото­рым мож­но поучить­ся на при­ме­ре IC Change.

1. Построение коалиции

Кам­па­ния в под­держ­ку рати­фи­ка­ции Стам­буль­ской кон­вен­ции была раз­вер­ну­та от име­ни ини­ци­а­тив­ной груп­пы, в кото­рую вошли пред­ста­ви­те­ли трех десят­ков обще­ствен­ных и пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на раз­ных аспек­тах защи­ты и под­держ­ки жен­щин.

Еще по теме: Свя­зи с обще­ствен­но­стью для НКО: как выстра­и­вать диа­лог с про­фес­си­о­на­ла­ми

Еди­ным фрон­том высту­пи­ли кри­зис­ные цен­тры, феми­нист­ские, ака­де­ми­че­ские, хри­сти­ан­ские груп­пы. На сай­те дви­же­ния был опуб­ли­ко­ван не толь­ко пол­ный спи­сок орга­ни­за­ций-сто­рон­ни­ков, но и раз­вер­ну­тое пояс­не­ние к пози­ции каж­дой из них.

Раз­но­род­ность соста­ва коа­ли­ции помог­ла избе­жать обви­не­ний в одно­сто­рон­нем взгля­де на про­бле­му и дей­ство­вать сра­зу на мно­гих уров­нях, вклю­чая обще­граж­дан­ский и поли­ти­че­ский.

2. Формирование круга сторонников

Кам­па­ния IC Change, целе­вой груп­пой кото­рой явля­лись пар­ла­мен­та­рии и пра­ви­тель­ство, не пошла по пути закры­то­го «адво­ка­ти­ро­ва­ния» (метод вза­и­мо­дей­ствия с лица­ми, при­ни­ма­ю­щи­ми реше­ния, через пере­го­во­ры и лоб­би­ро­ва­ние). Вме­сто это­го была про­ве­де­на широ­кая про­све­ти­тель­ская рабо­та, направ­лен­ная на инфор­ми­ро­ва­ние бри­тан­ско­го обще­ства о плю­сах рати­фи­ка­ции кон­вен­ции, про­бле­мах домаш­не­го наси­лия и рабо­те жен­ских орга­ни­за­ций.

Людям, сочув­ству­ю­щим идее рати­фи­ка­ции Стам­буль­ской кон­вен­ции, было пред­ло­же­но вый­ти на пике­ты, под­пи­сать пети­цию, озву­чить свою пози­цию в соци­аль­ных сетях (сде­лать фото с тема­ти­че­ским пла­ка­том, пуб­ли­ко­вать посты с хэш­те­гом #ChangeHerstory), а так­же напря­мую обра­щать­ся к пар­ла­мен­та­ри­ям, пред­став­ля­ю­щим их реги­о­ны в Пала­те общин, с напо­ми­на­ни­ем о необ­хо­ди­мо­сти их при­сут­ствия на засе­да­нии, посвя­щен­ном вопро­су рати­фи­ка­ции.

Это сра­бо­та­ло: как пишет бри­тан­ское изда­ние Independent, пар­ла­мен­та­рии ред­ко голо­су­ют по пят­ни­цам столь мас­со­во, как голо­со­ва­ли 24 фев­ра­ля 2017 года.

Еще по теме: Совре­мен­ный акти­визм и его роль в появ­ле­нии соци­аль­ных аль­тер­на­тив

3. Вовлечение ярких союзников

Одним из ярких эпи­зо­дов кам­па­нии стал выпуск под­бор­ки песен, назван­ной «моти­ви­ру­ю­щим мик­сом», и отправ­ка запи­си Тере­зе Мэй, на тот момент зани­мав­шей пост мини­стра внут­рен­них дел, под сло­га­ном «Сме­ни­те заез­жен­ную пла­стин­ку!». Сре­ди музы­кан­тов, чьи тре­ки были вклю­че­ны в под­бор­ку, – аме­ри­кан­ские певи­цы Гвен Сте­фа­ни и Али­ша Киз.

Участ­ни­ки IC Change при­влек­ли к кам­па­нии вид­ных пред­ста­ви­те­лей пяти рели­гий – хри­сти­ан­ства, исла­ма, иуда­из­ма, инду­из­ма, сик­хиз­ма. Все они высту­пи­ли с при­зы­вом к рати­фи­ка­ции и сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись с фир­мен­ны­ми сим­во­ла­ми и сло­га­на­ми кам­па­нии.