Как НКО работать с контентом: опыт руководителя студии копирайтинга

Наталья помогла продумать стратегию работы проекта в социальных сетях. Изображение: фрагмент группы в Фейсбуке clowncare.ru
Наталья помогла продумать стратегию работы проекта в социальных сетях. Изображение: фрагмент группы в Фейсбуке clowncare.ru

Ната­лья Рози­на, спе­ци­а­лист по кон­тен­ту c 27-лет­ним ста­жем и руко­во­ди­тель сту­дии копи­рай­тин­га и кон­тент­но­го раз­ви­тия. В рам­ках сво­ей pro bono рабо­ты помог­ла про­ек­ту «Ско­рая кло­ун­ская помощь» напол­нить содер­жа­ни­ем сайт и груп­пы про­ек­та в соци­аль­ных сетях. С такой прось­бой ранее к IT-спе­ци­а­ли­стам обра­тил­ся боль­нич­ный кло­ун Алек­сандр Куд­ряв­цев, раз­ме­стив зада­чу на плат­фор­ме IT-волон­тер.

Наталья Розина, специалист в области контента и копирайтинга. Фото предоставлено пользователем.
Ната­лья Рози­на, спе­ци­а­лист в обла­сти кон­тен­та и копи­рай­тин­га. Фото предо­став­ле­но поль­зо­ва­те­лем.

Ната­лья выпол­ни­ла эту рабо­ту и на осно­ве опы­та сотруд­ни­че­ства с этим про­ек­том и дру­ги­ми НКО рас­ска­за­ла, как неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям луч­ше рабо­тать с кон­тен­том, на что обра­щать вни­ма­ние, какие рас­про­стра­нен­ные ошиб­ки встре­ча­ют­ся и как их не допу­стить.

Ната­лья уве­ре­на, что люди сего­дня пере­на­сы­ще­ны инфор­ма­ци­ей. Одна­ко неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции про­дол­жа­ют рабо­тать с ауди­то­ри­ей: «НКО долж­ны рабо­тать на опе­ре­же­ние, то есть быть луч­ше, инте­рес­нее, полез­нее, чем про­чие инфор­ма­ци­он­ные или реклам­ные сай­ты, бло­ги и акка­ун­ты».

НКО нуж­но стать выше рекла­мы, что­бы при­влечь свою ауди­то­рию и пре­вра­тить ее в бла­го­тво­ри­те­лей или доб­ро­воль­цев. Заце­пить может и текст, и кар­тин­ка, и инфо­гра­фи­ка, и фра­за, и видео, но они долж­ны появить­ся в нуж­ном месте и в нуж­ное вре­мя.

Удачные примеры

Сре­ди НКО есть хоро­шие при­ме­ры эффек­тив­ной рабо­ты в Сети. В при­мер Ната­лья при­во­дит фонд «Со-Еди­не­ние» – «у них потря­са­ю­щие видео­ро­ли­ки. При этом есть фон­ды, кото­рые уже ТАК дав­но рабо­та­ют, что могут «брать свою ауди­то­рию» про­сто одним авто­ри­те­том. И у них нет таких видео, но они при этом отлич­но рабо­та­ют. Так что кра­си­вая кар­тин­ка – это еще не все. Нуж­но что-то боль­шее».

Фрагмент сайта so-edinenie.org
Ната­лья пред­ла­га­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на рабо­ту с кон­тен­том, кото­рую про­во­дит фонд «Со-еди­не­ние». Изоб­ра­же­ние: фраг­мент сай­та so-edinenie.org

Ната­лья заме­ча­ет, что мно­гие НКО пыта­ют­ся давить на жалость. «Это уже почти не рабо­та­ет», – уве­ре­на она. «Люди хотят видеть вооду­шев­ля­ю­щие при­ме­ры, а не упад­ни­че­скую ситу­а­цию».

Примеры неэффективной работы с контентом

Могу ска­зать о том, что мно­гие НКО, осо­бен­но те, что рабо­та­ют уже дав­но, про­сто не пони­ма­ют, как рабо­та­ет совре­мен­ное инфор­ма­ци­он­ное поле. Мно­гим про­сто не хва­та­ет зна­ний, а учить­ся чему-то ново­му слож­но.

К при­ме­ру, у орга­ни­за­ции инва­ли­дов нет групп в соц­се­тях. Мы дела­ем им груп­пы, состав­ля­ем медиа­план и вдруг видим, что руко­во­ди­тель НКО постит в соц­сеть 20–30 ново­стей в тече­ние часа. И невоз­мож­но даже объ­яс­нить это­му чело­ве­ку при­чи­ны, по кото­рым не нуж­но это­го делать. Он про­сто счи­та­ет, что дол­жен сра­зу все это запо­стить, «что­бы было». И ВСЁ!

Дру­гой при­мер: про­сят про­ана­ли­зи­ро­вать стра­ни­цу в соц­се­ти. А там вся лен­та из скуч­ных фото на фоне досто­при­ме­ча­тель­но­стей с под­пи­ся­ми – «Мы в Сара­то­ве», «Мы в Нов­го­ро­де». Кто такие «Мы» и что они дела­ют в раз­ных горо­дах стра­ны – совер­шен­но не ясно. На лич­ной стра­ни­це такие фото – это нор­маль­но, хотя и скуч­но. Но на стра­ни­це орга­ни­за­ции, кото­рая помо­га­ет паци­ен­там с ред­ки­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, это­го совер­шен­но недо­ста­точ­но!

Дуб­ли­ро­ва­ние кон­тен­та тоже частая про­бле­ма. Мно­гие дума­ют, что на сай­те долж­но быть все то же, что и в соц­се­ти. Здесь все зави­сит от задач. НКО, кото­рая нахо­дит живот­ным новых вла­дель­цев, дуб­ли­ру­ет инфор­ма­цию о питом­цах и на сай­те, и в соц­се­тях – это помо­га­ет охва­тить боль­шее коли­че­ство новых потен­ци­аль­ных хозя­ев для живот­ных.

Инте­рес­ные ста­тьи на сай­те тоже пери­о­ди­че­ски нуж­но под­ни­мать из забве­ния с помо­щью соц­се­тей. Но инфор­ма­ция не долж­на пол­но­стью дуб­ли­ро­вать­ся. Нуж­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, смот­реть за коли­че­ством лай­ков и шерин­гов, но это уже рабо­та для про­фес­си­о­на­ла.

Длин­ные про­сты­ни тек­ста на сай­те. Напри­мер, я виде­ла такое на эко­ло­ги­че­ских сай­тах. Ощу­ще­ние, что люди хоте­ли напи­сать сра­зу всё! Но про­чи­тать это от нача­ла до кон­ца может толь­ко спе­ци­а­лист… а он и так это всё зна­ет. Полу­ча­ет­ся, что инфор­ма­ция выло­же­на на сайт, но не рабо­та­ет. Нуж­но делить длин­ные тек­сты на отдель­ные ста­тьи с про­дол­же­ни­ем.

Проверьте, используете ли вы в своей работе советы специалиста

Ната­лья по опы­ту зна­ет, что самые эффек­тив­ные вещи чаще все­го самые про­стые. Но имен­но про них часто забы­ва­ют.

Хэштеги в социальных сетях

Мно­гие НКО их опус­ка­ют, а они важ­ны. Хэш­те­ги нуж­но посто­ян­но искать в груп­пах, сход­ных по дея­тель­но­сти (не обя­за­тель­но у НКО), и брать «чужие» хэш­те­ги, что­бы при­влечь вни­ма­ние к сво­им постам.

Мемы

Из послед­не­го – #ждун, кото­ро­го не запо­стил толь­ко лени­вый. Тут, кста­ти, нали­цо весь­ма удач­ное соче­та­ние хэш­те­га и пер­со­на­жа. Такие вещи нуж­но отсле­жи­вать и исполь­зо­вать в сво­ей рабо­те.

Перелинковка (взаимные ссылки)

Важ­но делать ее на сай­те. Это полез­но для поис­ко­во­го про­дви­же­ния, а так­же помо­га­ет задер­жать на сай­те тех, кто зашел слу­чай­но, он какое-то вре­мя будет ходить по ссыл­кам.

Обмен информацией с другими группами и страницами

Все­гда мож­но най­ти инфор­ма­цию, кото­рой мож­но обме­нять­ся, это обо­га­ща­ет обе груп­пы.

Полезный контент

У каж­до­го НКО есть ком­пе­тен­ции и ими нуж­но делить­ся. Впро­чем, это каса­ет­ся не толь­ко НКО. Я, к при­ме­ру, гото­ва делить­ся зна­ни­я­ми по SMM и копи­рай­тин­гу, что­бы делать Интер­нет и соци­аль­ные сети полез­нее и инте­рес­нее.

При этом все кей­сы для каж­до­го сай­та, бло­га или стра­ни­цы в соц­се­ти инди­ви­ду­аль­ны. Здесь под­ход «делай, как я» не эффек­ти­вен. Одно могу ска­зать, что если НКО хочет раз­ви­вать­ся и актив­но при­вле­кать сто­рон­ни­ков, им нуж­но учить­ся тому, как устро­ен Интер­нет, как рабо­та­ют соц­се­ти. Зна­ния нуж­но сра­зу при­ме­нять на прак­ти­ке, искать рабо­та­ю­щие меха­низ­мы. Если на это нет вре­ме­ни или жела­ния, нуж­но обра­щать­ся к про­фес­си­о­на­лам за кон­суль­та­ци­ей.

Интересный опыт: работа с проектом «Скорая клоунская помощь»

Ранее Ната­лья отклик­ну­лась на зада­чу, кото­рую оста­вил Алек­сандр Куд­ряв­цев – пред­ста­ви­тель кол­лек­ти­ва про­фес­си­о­наль­ных боль­нич­ных кло­унов, кото­рые посе­ща­ют детей в боль­ни­цах, хос­пи­сах, пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских интер­на­тах. Про­ек­ту нуж­на была помощь в напол­не­нии раз­де­лов сай­та clowncare.ru и групп в соци­аль­ных сетях.

Ната­лья вклю­чи­лась в про­ект, помог­ла решить зада­чу и про­ве­ла кон­суль­та­ции по рабо­те с кон­тен­том. Алек­сандр и его кол­ле­ги оста­ви­ли на ее рабо­ту такой отзыв:

«Зада­ча успеш­но закры­та. Был рад сотруд­ни­че­ству. Реко­мен­дую Ната­лью. Пре­крас­ный чело­век и спе­ци­а­лист. Спа­си­бо!!!».

В ком­мен­та­ри­ях Ната­лья напи­са­ла, что она под­дер­жа­ла про­ект, пото­му что ей инте­рес­но рабо­тать с твор­че­ски­ми людь­ми. И по завер­ше­нии рабо­ты над теку­щей зада­чей она пла­ни­ру­ет даль­ше сотруд­ни­че­ство с про­ек­том в офлайне:

«Меня все­гда вдох­нов­ля­ют люди, кото­рые не на сло­вах, а на деле меня­ют этот мир к луч­ше­му! Поэто­му рабо­та с кло­ун­ской помо­щью была при­ят­ной и лег­кой. В прин­ци­пе, нуж­но было про­сто пере­за­лить кон­тент на сайт. Но я не смог­ла удер­жать­ся и неко­то­рым фото­гра­фи­ям сде­ла­ла цве­то­кор­рек­цию, где-то допол­ни­ла, под­кор­рек­ти­ро­ва­ла тек­сты. Это была неслож­ная рабо­та pro bono, кото­рую было очень при­ят­но делать. И я гото­ва помо­гать кло­у­нам и даль­ше. Они несут в мир пози­тив и радость, а мне это очень нра­вит­ся!».

Новые задачи на сайте itv.te-st.ru

Создать дизайн страницы для сбора пожертвований

Фонд «ОРБИ» ищет web-дизай­не­ра для созда­ния стра­ни­цы на сай­те НКО – при­е­ма пожерт­во­ва­ний.

Сайт фон­да име­ет ста­рый дизайн стра­ни­цы, что сни­жа­ет кон­вер­сию. Сотруд­ни­ки фон­да хотят улуч­шить при­вле­ка­тель­ность стра­ни­цы для уве­ли­че­ния пожерт­во­ва­ний. Уже состав­ле­но подроб­ное ТЗ.

Сделать сайт на WordPress для помощи детям-инвалидам с диагнозом эпилепсия

Необ­хо­ди­мо сде­лать сайт на WordPress и обу­чить работ­ни­ков орга­ни­за­ции рабо­те с ним – редак­ти­ро­ва­ние инфор­ма­ции на сай­те, под­клю­че­ние при­е­ма пожерт­во­ва­ний через РобоКассу/Яндекс.Деньги/sms/Webmoney.

Цель про­ек­та – откры­тие ста­ци­о­нар­но­го реа­би­ли­та­ци­он­но­го цен­тра для детей-инва­ли­дов, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го ком­плекс­ную реа­би­ли­та­цию нуж­да­ю­щих­ся детей.

Текущая поддержка сайта благотворительного аукциона на WordPress

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд помо­щи нуж­да­ю­щим­ся «Бумаж­ный кораб­лик» ищет спе­ци­а­ли­ста, кото­рый зай­мет­ся теку­щей под­держ­кой сай­та на WordPress (бла­го­тво­ри­тель­ный интер­нет-мага­зин). Необ­хо­ди­мо испра­вить ошиб­ки при рабо­те сай­та, настро­ить пла­ги­ны и при­вя­зать их к пла­теж­ным систе­мам.

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Бумаж­ный кораб­лик» опла­чи­ва­ет реа­би­ли­та­цию детям с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми в Арт-тера­пев­ти­че­ской шко­ле искусств для детей в Санкт-Петер­бур­ге.

Сайт про­ек­та – itv.te-st.ru