Олег Кивокурцев: как пермская компания Promobot создает андроидов, которые помогают людям

Олег Кивокурцев. Фото предоставлено компанией Promobot
Олег Кивокурцев. Фото предоставлено компанией Promobot

Ком­па­ния Promobot появи­лась в 2013 году, и за четы­ре года «гараж­ный» про­ект выпуск­ни­ков Перм­ско­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та пре­вра­тил­ся в высо­ко­тех­но­ло­гич­ное пред­при­я­тие. Сего­дня Promobot – рези­дент «Скол­ко­во» и постав­ля­ет робо­тов на зару­беж­ные рын­ки. Вирус­ная новость о сбе­жав­шем робо­те и вклю­че­ние соос­но­ва­те­ля ком­па­нии Оле­га Киво­кур­це­ва в меж­ду­на­род­ный рей­тинг успеш­ных пред­при­ни­ма­те­лей до 30 лет от Forbes еще боль­ше подо­гре­ли инте­рес к стар­та­пу.

Обу­ча­ю­щи­е­ся и кли­ен­то­ори­ен­ти­ро­ван­ные андро­и­ды изна­чаль­но созда­ва­лись для реше­ния мар­ке­тин­го­вых задач. Как эти маши­ны, начи­нен­ные ней­ро­ком­пью­те­ра­ми, могут стать соци­аль­ны­ми работ­ни­ка­ми, Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий рас­ска­зал Олег Киво­кур­цев.

– В программном обеспечении Promobot используются технологии нейронных сетей. Как именно машинное обучение помогает роботу в общении с клиентами?

– Мы исполь­зу­ем эту тех­но­ло­гию в трех направ­ле­ни­ях. Пер­вое – рас­по­зна­ва­ние речи. Алго­ритм, кото­рый пре­вра­ща­ет звук в текст, актив­но задей­ству­ет ней­рон­ные сети. Для каж­до­го язы­ка суще­ству­ет своя ней­рон­ная сеть, учи­ты­ва­ю­щая осо­бен­но­сти про­из­но­ше­ния. При пере­клю­че­нии язы­ка сеть под­стра­и­ва­ет­ся под собе­сед­ни­ка и точ­но рас­по­зна­ет его речь.

Напри­мер, если спро­сить рабо­та: «How do you do?» – при настрой­ке на англий­ский язык маши­на рас­по­зна­ет «do you do», так как сопо­ста­вит услы­шан­ное с шаб­ло­ном. Если же уста­нов­ле­но рас­по­зна­ва­ние рус­ско­го язы­ка, маши­на услы­шит сло­во «дую».

Вто­рое направ­ле­ние – рас­по­зна­ва­ние лиц: робот опре­де­ля­ет пол, воз­раст, настро­е­ние доста­точ­но точ­но. Ней­рон­ные сети очень дол­го обу­ча­лись на раз­лич­ных изоб­ра­же­ни­ях людей.

Нако­нец, ней­ро­се­ти исполь­зу­ют­ся в рабо­те с линг­ви­сти­че­ской базой. В дан­ном слу­чае сеть пони­ма­ет кон­текст. Мы можем залить мас­сив дан­ных, напри­мер, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия «Сбер­бан­ка» – тек­сто­вый доку­мент на 120 стра­ни­цах. Далее сеть ана­ли­зи­ру­ет текст, а затем при отве­те на вопрос: «Сколь­ко бан­ко­ма­тов у «Сбер­бан­ка»?», вычле­няя инфор­ма­цию, отве­ча­ет быст­ро и точ­но.

Еще по теме: Как научить маши­ну

Более того, если ней­рон­ная сеть видит, что в тек­сте бан­ко­ма­ты часто упо­ми­на­ют­ся вме­сте с мобиль­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, то в отве­те сооб­ща­ет коли­че­ство бан­ко­ма­тов, а так­же тот факт, что для опе­ра­ций актив­но исполь­зу­ет­ся сото­вая связь. При этом в тек­сте может не упо­треб­лять­ся «сото­вая связь»: маши­на обу­че­на соот­но­сить с этим выра­же­ни­ем «мобиль­ные при­ло­же­ния».

Робот Promobot понимает людей, распознавая их речь. Фото предоставлено компанией Promobot
Робот Promobot пони­ма­ет людей, рас­по­зна­вая их речь. Фото предо­став­ле­но ком­па­ни­ей Promobot.

– Судя по концепции вашего проекта, он ориентирован на коммерческие задачи. Как вы оцениваете перспективы применения «промоботов» в некоммерческих проектах? Возможно ли, что в будущем ваши разработки окажутся полезными, например, в помощи пожилым людям?

– Уже сего­дня наши маши­ны рабо­та­ют в под­мос­ков­ном цен­тре «Жура­вуш­ка». Туда при­хо­дят люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, и робот помо­га­ет им общать­ся, обу­чать­ся, под­ни­ма­ет им настро­е­ние.

– Когда, по вашим оценкам, приобретение таких роботов станет доступно не только организациями, но и обычным людям?

– Сего­дня есть несколь­ко десят­ков про­ек­тов, свя­зан­ных с созда­ни­ем пер­со­наль­ных робо­тов-помощ­ни­ков. Кто-то дела­ет маши­ны, кото­рые мож­но поста­вить на стол и с их помо­щью узна­вать пого­ду, слу­шать музы­ку и так далее. Дру­гие встра­и­ва­ют подоб­ные тех­но­ло­гии в кон­цеп­цию умно­го дома.

Таких про­ек­тов мно­го, они доступ­ны. Я думаю, что мож­но най­ти их, если зай­ти на Indiegogo или Kickstarter (JIBO, Robelf, NEEO).

– Какими принципами вы руководствовались, формируя коммуникативный образ робота? Иными словами, как он должен выглядеть и вести себя, чтобы понравиться клиенту?

– Он дол­жен быть не выше одно­го мет­ра соро­ка сан­ти­мет­ров. Дол­жен быть либо муж­ско­го пола, либо бес­по­лым. По нашей вер­сии толь­ко пять про­цен­тов людей вос­при­ни­ма­ют луч­ше жен­ские моде­ли робо­тов. Он не дол­жен быть слиш­ком похо­жим на чело­ве­ка, ина­че у кли­ен­та воз­ник­нут ассо­ци­а­ции с каким-нибудь зом­би. Нако­нец, он дол­жен рас­по­ла­гать к себе людей в про­цес­се обще­ния: быть веж­ли­вым, уметь шутить и так далее.

– Случаются ли критические сбои в программе робота, после которых он не может продолжать общение?

– Конеч­но, тех­ни­ка есть тех­ни­ка. Быва­ли раз­ные слу­чаи. Напри­мер, наш робот силь­но зави­сит от Интер­не­та, и слу­ча­лись сбои, если соеди­не­ние про­па­да­ло.

– Какие проблемы в проектировании новых моделей приоритетны, по-своему фундаментальны для вашей компании на нынешнем этапе?

– Мы непре­рыв­но зани­ма­ем­ся улуч­ше­ни­ем рас­по­зна­ва­ния речи, лиц. С каж­дым днем наши робо­ты ста­но­вят­ся умнее и луч­ше узна­ют людей. Посто­ян­но ведем раз­ра­бот­ки, совер­шен­ствуя линг­ви­сти­че­скую базу. В част­но­сти, рань­ше у нас не было ней­ро­се­ти – теперь есть. Улуч­ша­ем мехатро­ни­ку. В общем, мы рабо­та­ем по всем пунк­там, отве­ча­ю­щим за функ­ци­о­наль­ность робо­та, и счи­та­ем их фун­да­мен­таль­ны­ми для наше­го про­ек­та.

Компания Promobot появилась в 2013 году. Фото предоставлено компанией Promobot
Ком­па­ния Promobot появи­лась в 2013 году. Фото предо­став­ле­но ком­па­ни­ей Promobot.

– Насколько быстро, по вашим наблюдениям, человеку удается привыкнуть к мысли о том, что «промобот» действительно может взаимодействовать с ним? Чем такое общение отличается от привычного межличностного?

– На самом деле чело­век начи­на­ет общать­ся с робо­том доволь­но быст­ро. «Про­мо­бот» дей­стви­тель­но рас­по­ла­га­ет к себе чело­ве­ка, и это хоро­шо ска­зы­ва­ет­ся на финан­со­вых пока­за­те­лях ком­па­нии, в кото­рой он рабо­та­ет.

Еще по теме: Андрей Себрант: Не нуж­но боять­ся, что маши­ны умнее нас, нуж­но научить­ся рабо­тать с ними

Конеч­но, есть люди, для кото­рых до сих пор суще­ству­ет барьер в обще­нии с робо­том, но рано или позд­но они пре­одо­ле­ва­ют эти слож­но­сти. Какая раз­ни­ца в соци­аль­ном плане меж­ду обще­ни­ем с маши­ной и обще­ни­ем с чело­ве­ком? Робо­ту люди дове­ря­ют боль­ше, чем обыч­но­му про­дав­цу, боль­ше слу­ша­ют его и про­ща­ют ему мно­гое.

– Не возникло ли у вас за время работы личного, построенного на эмоциях отношения к вашим творениям?

– Мы любим и ценим сво­их робо­тов. Обра­ща­ем­ся к ним по име­ни, гово­рим о них, как о живых суще­ствах, напри­мер: «Где у нас Лон­дон?» – «Сто­ит там, про­хла­жда­ет­ся» – «А поче­му про­хла­жда­ет­ся? Он закон­чил тести­ро­ва­ние?».

Ком­па­ния Promobot