Коммуникация в Интернете: научные исследования о диалоге и дискуссии

По мнению исследователей, социальные сети – новый диалоговый инструмент. Изображение с сайта www.pexels.com (CCO).

Ученые Ута Руссман из Венского университета прикладных наук (Австрия) и Анна Лан из Квинслендского технологического университета (Австралия) сделали обзор научных статей о понятии «коммуникация». Корреспондент Теплицы перевел их материал, опубликованный в Международном журнале коммуникаций (International Journal of Communication).

Когда речь идет о дискуссии, диалоге и дискурсе, возникает много вопросов. В чем разница между понятиями дискуссии, диалога и дискурса? И чем они отличаются в онлайн-среде? Какие методологические подходы наиболее интересны для изучения этих понятий? Возможно ли иметь настоящий диалог офлайн и онлайн? Ответы на эти вопросы ищут исследователи разных стран.

Ученые Ута Руссман из Венского университета прикладных наук (Австрия) и Анна Лан из Квинслендского технологического университета (Австралия) сделали обзор научных статей о понятии «коммуникация». Корреспондент Теплицы перевел их материал, опубликованный в Международном журнале коммуникаций (International Journal of Communication).

Ученые многих академических дисциплин уже давно отмечают, что термины «обсуждение», «диалог» и «дискурс» означают разные вещи для разных людей. Однако с неакадемической точки зрения разница между этими понятиями почти не видна. Все они используются для обозначения письменных и устных связей, обсуждения новой информации, идей, мнений между двумя или более людьми.

В академической среде они значат примерно то же самое, но для каждого из понятий вводятся свои особенности, помогающие их отличать.

Считается, что диалог основан на доверии, надежности, уважении и открытости и используется для построения взаимопонимания и взаимовыгодных отношений между участниками диалога.

Что говорят ученые

1. Исследователи Майкл Кент и Петера Туниссен критикуют диалогическую теорию. Они рассматривают диалог как процесс и как продукт. Они критикуют современное использование слова «диалог», в частности, тенденцию определять его просто как двустороннюю связь, которая происходит спонтанно. Исследователи приходят к выводу, что большая часть того, что ученые называли диалогом, фактически было диалогом только по названию.

Вместо этого они предлагают ученым признавать в любом определении диалога сложность и многогранность концепции, где в качестве единой базы может использоваться только неразрывная связь диалога с межличностными отношениями. Кент и Туниссен уделяют особое внимание контексту Интернета и социальных сетей. Авторы убеждены, что социальные сети – новый диалоговый инструмент.

Еще по теме: Связи с общественностью для НКО: как выстраивать диалог с профессионалами.

2. Кьяр Валентини, Стефани Роменти и Ден Крукеберг также рассматривают диалог в контексте онлайн-общения. Авторы исследуют коммуникативную концепцию социальных медиа. Для них социальные сети – прежде всего площадка для коммуникационных взаимодействий, которые происходят с помощью текста, визуального ряда и аудио. Они подчеркивают важную роль языка и дискурса в онлайн-общении.

Через коммуникацию в социальных сетях формируется восприятие и мнение. Зачастую, по мнению исследователей, опыт онлайн-общения становится куда более важным, чем реальный опыт.

3. Энн Лейн и Дженнифер Бартлетт исследуют возникновение пяти принципов диалога, описанных Кентом и Тейлором: взаимности, близости, эмпатии, риска и обязательства. Они провели первое эмпирическое исследование по изучению связи между нормативной диалогической теорией и реальной практикой жизни. И пришли к таким выводам: в диалоге из реальной жизни никогда одновременно не используются все пять принципов.

4. Бетси Андерсон, Ребекка Свенсон и Натан Гилкерсон подробно изучают несоответствие между теоретическими видениями диалоговых коммуникаций и реальной практики в сфере связей с общественностью. Они провели глубинное интервью с пиар-специалистами из 15 ведущих агентств в Соединенных Штатах. Большинство респондентов считают, что навыки общения в цифровой среде существенно изменились.

Пиар-специалисты убеждены: общение в социальных сетях должно быть лаконичным, без официоза, с мгновенной реакцией на вопросы и комментарии интернет-пользователей. И постоянно нужно повышать уровень доверия.

5. Аналогичный подход применили Хелена Стеле и Симоне Хак-Сандху, которые изучают актуальность диалога в сфере связей с общественностью. Они анализируют, чем отличаются диалоги в разной среде общения. По их мнению, социальная успешность человека зависит от техник и методов диалога, которые он использует в повседневной жизни. Ученые считают, что роль профессий, связанных с социальными сетями, и пиар будут только возрастать в ближайшие несколько лет.

6. Роланд Буркарт и Ута Руссманн посвятили свое исследование дискурсам и обсуждениям в политике. Они уверены: политические решения легитимируются, когда они основаны на обсуждении. Обсуждение означает свободное распространение информации, позиций, идей и ориентирует людей на взаимопонимание. Они считают, что социальные сети могут внести большой вклад как в развитие дискурсов, так и в обсуждение итоговых решений.

Полный текст статьи по ссылке (eng).

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.