Изменения в некоммерческом секторе, о которых нужно знать

Представители НКО поняли, что получение обратной связи от доноров – залог успеха деятельности организации. Изображение с сайта: www.pexels.com (CCO).
Изображение с сайта: www.pexels.com (CCO).

В соци­аль­ном сек­то­ре за послед­ние несколь­ко лет про­изо­шли серьез­ные изме­не­ния. Все боль­шее зна­че­ние име­ет обрат­ная связь, новые фор­мы онлайн-сотруд­ни­че­ства и исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий. К таким выво­дам при­шел дирек­тор по раз­ви­тию в кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии для НКО New Philanthropy Capital (NPCТри­са Лам­ли (Tris Lumley). Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла ста­тью экс­пер­та, опуб­ли­ко­ван­ную в жур­на­ле Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та Stanford Social Innovation Review.

Рост значения обратной связи

Рабо­та неком­мер­че­ско­го сек­то­ра стро­ит­ся на уча­стии сооб­ще­ства. Ино­гда вовле­че­ние обще­ства ути­ха­ет. Но за послед­ние три года пред­ста­ви­те­ли НКО поня­ли, что полу­че­ние обрат­ной свя­зи от доно­ров – это залог успе­ха дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции. В свя­зи с этим были запу­ще­ны тема­ти­че­ские про­ек­ты, кото­рые как раз зани­ма­лись полу­че­ни­ем обрат­ной свя­зи от ауди­то­рии: Keystone Accountability и Feedback Labs.

В июле 2014 года груп­па про­грес­сив­ных фон­дов США откры­ла «Фонд общей заин­те­ре­со­ван­но­сти» (Fund for Shared Insight) для изу­че­ния форм обрат­ной свя­зи и про­ве­де­ния тема­ти­че­ских иссле­до­ва­ний для НКО.

Успеш­ным при­ме­ром стал про­ект Integrity Action’s Fix Rate. Он создан для того, что­бы ана­ли­зи­ро­вать воз­дей­ствие обще­ствен­ных орга­ни­за­ций на мест­ные сооб­ще­ства. Экс­пер­ты и акти­ви­сты Fix Rate мони­то­рят про­ек­ты и ини­ци­а­ти­вы, выяв­ля­ют про­бле­мы, изу­ча­ют, как запро­сы ауди­то­рии вли­я­ют на соци­аль­ные изме­не­ния.

Новые формы сотрудничества

Тен­ден­ции тако­вы, что пра­ви­тель­ства сокра­ща­ют гран­ты, боль­ше пред­по­чи­та­ют финан­си­ро­вать про­ек­ты, а не дея­тель­ность целой орга­ни­за­ции. Такие усло­вия финан­со­во­го дав­ле­ния порож­да­ют кон­ку­рен­цию, а не сотруд­ни­че­ство в сре­де НКО.

Но потреб­ность в сотруд­ни­че­стве толь­ко рас­тет. На это вли­я­ют рас­про­стра­не­ние поли­ти­ки стро­гой эко­но­мии, сокра­ще­ние сотруд­ни­ков, мас­штаб­ность соци­аль­ных про­блем. С эти­ми вызо­ва­ми мож­но спра­вить­ся, дей­ствуя кол­лек­тив­но.

Напри­мер, бри­тан­ский фонд Young People’s Foundation был создан для того, что­бы решить про­бле­му сокра­ще­ния финан­си­ро­ва­ния в моло­деж­ной поли­ти­ке. Он под­дер­жи­ва­ет орга­ни­за­ции, кото­рые зани­ма­ют­ся с детьми и моло­де­жью. Модель фон­да тако­ва: в каж­дом рай­оне суще­ству­ет город­ской центр, в него всту­па­ют руко­во­ди­те­ли моло­деж­ных орга­ни­за­ций, ста­но­вят­ся его чле­на­ми и созда­ют сеть.

Еще по теме: Труд­но­сти диа­ло­га: как пиар-спе­ци­а­ли­сты обща­ют­ся с ауди­то­ри­ей в соц­се­тях

Для чле­нов этой сети сотруд­ни­ки фон­да раз­ра­ба­ты­ва­ют парт­нер­ские про­ек­ты, при­вле­ка­ют инве­сти­ро­ва­ние и затем рас­пре­де­ля­ют сред­ства. Таким обра­зом, Young People’s Foundation стал насто­я­щей стра­хов­кой в тяже­лых эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях. Похо­жий прин­цип рабо­ты исполь­зу­ет индий­ский аль­янс Dasra Girl. Он объ­еди­ня­ет доно­ров и спон­со­ров, раз­ви­ва­ет сотруд­ни­че­ство меж­ду ними.

Цифровые технологии

Боль­шин­ство спон­со­ров и НКО ужа­са­ют­ся мас­шта­бу тех­но­ло­ги­че­ских изме­не­ний в мире. С одной сто­ро­ны, НКО быст­ро при­ду­ма­ли, как исполь­зо­вать онлайн-тех­но­ло­гии при обще­нии с потен­ци­аль­ны­ми доно­ра­ми и сбо­ре средств. Но с дру­гой, они не научи­лись постав­лять услу­ги и про­дук­ты. Имен­но тех­но­ло­гии долж­ны ради­каль­но пре­об­ра­зо­вать отно­ше­ния меж­ду людь­ми и НКО.

Соци­аль­ный сек­тор еще не исполь­зу­ет в пол­ной мере веб-тех­но­ло­гии. Конеч­но, есть исклю­че­ния: мас­со­вые онлайн-кам­па­нии с помо­щью Change.org и 38 Degrees. Но это толь­ко нача­ло. Нам еще пред­сто­ит уви­деть общий сдвиг в соци­аль­ном сек­то­ре: НКО будут не про­сто пас­сив­ны­ми бене­фи­ци­а­ра­ми.

Что­бы прий­ти к изме­не­ни­ям, во-пер­вых, НКО долж­ны пере­стать думать о реше­нии сво­их про­блем изо­ли­ро­ван­но. Во-вто­рых, спон­со­ры и инве­сто­ры долж­ны при­знать, что они не могут мас­шта­би­ро­вать стар­та­пы или циф­ро­вые про­дук­ты в неком­мер­че­ском сек­то­ре так же, как это дела­ет тех­ни­че­ский сек­тор. Мас­шта­би­ро­ва­ние про­ек­тов долж­но осу­ществ­лять­ся по дру­гой схе­ме. И, в-тре­тьих, нуж­но исполь­зо­вать чело­ве­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ный дизайн в каче­стве осно­вы для всех успеш­ных про­дук­тов. В осно­ве все­го дол­жен быть опыт поль­зо­ва­те­лей.

По мне­нию авто­ра, эти три тен­ден­ции долж­ны быть инте­гри­ро­ва­ны и учте­ны акти­ви­ста­ми. Напри­мер, в NPC рабо­та ведет­ся имен­но так.

Изображение с сайта ssir.org
Изоб­ра­же­ние с сай­та ssir.org

Принципы работы в NPC

1. Созда­вать объ­еди­нен­ные фон­ды. Такой фонд будет изу­чать потен­ци­ал инве­сти­ций, объ­еди­нять филан­тро­пов, фон­ды, пред­при­я­тия и пра­ви­тель­ство.

2. При­ме­нять дизайн, ори­ен­ти­ро­ван­ный на поль­зо­ва­те­ля. Такой метод поз­во­лит созда­вать про­дук­ты, сер­ви­сы и услу­ги, в осно­ве кото­рых лежит поль­зо­ва­тель­ский запрос. А воз­мож­но­сти тех­ни­че­ской реа­ли­за­ции и эко­но­ми­че­ские фак­то­ры ухо­дят на вто­рой план.

3. При­вле­кать ори­ен­ти­ро­ван­ные инве­сти­ции. Это зна­чит, нуж­но вза­и­мо­дей­ство­вать с част­ным сек­то­ром и биз­нес-струк­ту­ра­ми, адап­ти­ро­вать их воз­мож­но­сти к соци­аль­ной сре­де.

Твит­тер Три­са Лам­ли.

Пол­ный текст ста­тьи по ссыл­ке (eng).