Алгоритмы поисковых систем: 7 советов, как писать и оформлять тексты с учетом SEO-оптимизации

Подход к текстовой оптимизации изменился за пару последних лет. Изображение с сайта kaboompics.com (CC0).
Подход к текстовой оптимизации изменился за пару последних лет. Изображение с сайта kaboompics.com (CC0).

Как пре­под­не­сти напи­сан­ную ста­тью, что­бы поль­зо­ва­те­ли про­чи­та­ли ее до кон­ца? Поче­му важ­но уде­лить осо­бое вни­ма­ние постро­е­нию тек­ста? Какие долж­ны быть под­за­го­лов­ки, ссыл­ки и спис­ки? Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы изу­чил вопрос и узнал у экс­пер­тов, что изме­ни­лось в под­хо­де к тек­сто­вой опти­ми­за­ции и как эффек­тив­нее все­го офор­мить мате­ри­ал.

SEO-тек­сты – это такие ста­тьи, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют сай­ту хоро­шую seo-опти­ми­за­цию, то есть про­дви­же­ние в поис­ко­вых систе­мах. Что­бы создать такой текст, нуж­но каче­ствен­но его офор­мить. Ваш текст дол­жен выгля­деть про­стым и понят­ным для поль­зо­ва­те­ля.

О тенденциях

По мне­нию руко­во­ди­те­ля SEO-направ­ле­ния агент­ства Nimax Оле­га Бело­ва, за пару послед­них лет под­ход к тек­сто­вой опти­ми­за­ции изме­нил­ся. Экс­перт назвал основ­ные тен­ден­ции:

1. Уже­сто­че­ние и усо­вер­шен­ство­ва­ние антис­пам филь­тров. По сло­вам Оле­га Бело­ва, Google исполь­зу­ет алго­ритм Panda, смысл кото­ро­го в оцен­ке каче­ства кон­тен­та. В мар­те 2017 года Яндекс запу­стил алго­ритм «Баден-Баден». «Из анон­си­ро­ван­ных осо­бен­но­стей алго­рит­ма наи­бо­лее важ­ным видит­ся угро­за пес­си­ми­за­ции все­го сай­та (пони­же­ние пози­ции сай­та в выда­че поис­ко­вой систе­мы. – Прим. ред.) за нека­че­ствен­ный кон­тент, а не отдель­но взя­тых стра­ниц или поис­ко­вых фраз», – отме­тил экс­перт.

2. Услож­не­ние под­хо­да в оцен­ке тек­сто­вой реле­вант­но­сти. Поис­ко­вые систе­мы все боль­ше руко­вод­ству­ют­ся семан­ти­че­ским поис­ком. При­мер тому алго­рит­мы «Палех» у Яндек­са и RankBrain у Google.

«Общий смысл этих тех­но­ло­гий – понять имен­но смыс­ло­вое зна­че­ние поис­ко­вой фра­зы (что поль­зо­ва­те­ли под­ра­зу­ме­ва­ют), а не про­сто поиск доку­мен­тов по нали­чию в них опре­де­лен­ных слов». Олег Белов

3. Услож­не­ние моде­ли ран­жи­ро­ва­ния. «Гру­бо гово­ря, если в ран­жи­ру­ю­щей фор­му­ле исполь­зу­ет­ся 100 фак­то­ров, то зна­че­ние каж­до­го фак­то­ра силь­нее, чем в слу­чае, когда этих фак­то­ров око­ло 1000», – объ­яс­нил суть прин­ци­па Белов.

Еще по теме: Что такое поис­ко­вая опти­ми­за­ция: струк­ту­ра и зада­чи SEO

4. Уси­ле­ние хосто­вых фак­то­ров. Поис­ко­ви­ки все боль­ше учи­ты­ва­ют каче­ство сай­та цели­ком, а не кон­крет­ные стра­ни­цы. По сло­вам Оле­га Бело­ва, на круп­ных пло­щад­ках, кото­рые все­сто­ронне про­ра­ба­ты­ва­ют семан­ти­ку, ста­ра­ют­ся мак­си­маль­но охва­тить тема­ти­ку или ассор­ти­мент, поис­ко­вый тра­фик боль­ше. «Если речь идет об интер­нет-мага­зи­нах, – уточ­нил экс­перт. – Хоро­ший при­мер – заси­лье товар­ных агре­га­то­ров в e-commerce (элек­трон­ной ком­мер­ции)».

Для настрой­ки тек­сто­вой опти­ми­за­ции есть несколь­ко общих прин­ци­пов, кото­рых сто­ит при­дер­жи­вать­ся.

7 правил оформления текстов

1. Раз­бив­ка на абза­цы. Не пытай­тесь заклю­чить весь смысл вашей ста­тьи в два-три абза­ца. Раз­би­вай­те и струк­ту­ри­руй­те мыс­ли. В иде­а­ле в одном абза­це долж­но быть от трех до семи строк. Такое постро­е­ние тек­ста не спуг­нет чита­те­ля.

2. Под­за­го­лов­ки. В самом нача­ле тек­ста идет заго­ло­вок h1, а даль­ше под­за­го­лов­ки уров­ня h2 и по необ­хо­ди­мо­сти h3, их в тек­сте может быть несколь­ко. Откры­вая ста­тью, чита­тель может про­смот­реть под­за­го­лов­ки, оце­нить поль­зу ста­тьи, а уже потом при­сту­пить к чте­нию. Имен­но под­за­го­лов­ки упо­ря­до­чи­ва­ют повест­во­ва­ние и помо­га­ют чита­те­лю ори­ен­ти­ро­вать­ся в тек­сте. Дру­ги­ми сло­ва­ми, под­за­го­лов­ки – это тезис­ное изло­же­ние сути ваше­го тек­ста. Они удоб­ны для рас­по­зна­ва­ния поис­ко­ви­ка­ми и для поль­зо­ва­те­лей.

3. Поис­ко­вые фра­зы. Для про­дви­же­ния вы долж­ны выбрать клю­че­вые сло­ва. По мне­нию Оле­га Бело­ва, важ­но, что­бы на одну стра­ни­цу при­хо­ди­лись запро­сы из одно­го кла­сте­ра (сов­ме­сти­мые по смыс­лу меж­ду собой). Эти запро­сы долж­ны при­сут­ство­вать в мета-тегах, а так­же в кон­тен­те стра­ниц. C их упо­треб­ле­ни­ем не нуж­но пере­бар­щи­вать. Напри­мер, исполь­зо­вать толь­ко три или четы­ре основ­ных запро­са на ста­тью.

«Не сто­ит упо­треб­лять поис­ко­вые фра­зы в боль­шом коли­че­стве, зло­упо­треб­лять фор­ма­ти­ро­ва­ни­ем и встав­лять их во все заго­лов­ки вто­ро­го и тре­тье­го уров­ня – все это оста­лось в дале­ком про­шлом». Олег Белов

Спи­сок слов и фраз мож­но соста­вить с помо­щью сер­ви­сов Google.Adwords и Яндекс.Вордстат. Пред­ла­га­ем посмот­реть видео­урок Теп­ли­цы о том, как про­ве­рить тема­ти­ку буду­щей ста­тьи с помо­щью под­бо­ра слов.

4. Ссыл­ки. Если вы уже писа­ли о какой-то теме ранее, не сто­ит пере­ска­зы­вать ее суть. Про­сто при­кре­пи­те гиперс­сыл­ку и напи­ши­те, что чита­те­лю будет полез­но уви­деть еще один мате­ри­ал по теме. Такой инстру­мент опти­ми­за­ции назы­ва­ет­ся пере­лин­ков­ка. Пере­хо­дя на дру­гую стра­ни­цу сай­та, поль­зо­ва­тель про­во­дит на нем боль­ше вре­ме­ни. А этот пове­ден­че­ский фак­тор поис­ко­ви­ки рас­це­ни­ва­ют поло­жи­тель­но при ран­жи­ро­ва­нии мате­ри­а­лов.

5. Спис­ки. Один из отлич­ных спо­со­бов выстро­ить ста­тью и пере­дать важ­ную мысль – исполь­зо­вать спис­ки. Такой эле­мент раз­но­об­ра­зит пода­чу мате­ри­а­ла, не сде­ла­ет вашу ста­тью моно­тон­ной.

6. Объ­ем ста­тьи. Олег Белов уве­рен, что дать общие реко­мен­да­ции по коли­че­ству исполь­зу­е­мых слов в тек­сте невоз­мож­но. Такую зада­чу реша­ют тек­сто­вые ана­ли­за­то­ры, напри­мер, при­ло­же­ния MegaIndex или Just Magic. Циф­ры, полу­чен­ные в ходе ана­ли­за, мож­но исполь­зо­вать для ори­ен­ти­ра.

«Сто­ит не толь­ко обра­щать вни­ма­ние на циф­ры, но все­гда думать о каче­стве тек­ста, о том, чем он будет поле­зен и инте­ре­сен, о его доба­воч­ной цен­но­сти и о раз­но­об­ра­зии типов кон­тен­та, то есть не толь­ко текст». Олег Белов

7. Фото- и видео­кон­тент. Поис­ко­ви­ки оце­ни­ва­ют, какой тип кон­тен­та есть в вашей ста­тье, кро­ме тек­ста. Вни­ма­тель­но под­бе­рай­те глав­ную иллю­стра­цию для ста­тьи, кото­рая будет допол­нять мате­ри­ал. В целом изоб­ра­же­ние долж­но быть боль­шим, но при этом не тяже­лым, до 60 кб. Луч­ше исполь­зо­вать изоб­ра­же­ния с лицен­зи­ей Creative Commons (то есть бес­плат­ные), скрин­шо­ты или свои соб­ствен­ные фото­сним­ки. Запол­ни­те теги Title, Alt и под­пись к кар­тин­ке.

К раз­ме­ще­нию видео­кон­тен­та осо­бых тре­бо­ва­ний нет, вы може­те про­сто взять ролик с Youtube.

Не забудь­те про­ве­рить текст на орфо­гра­фию и пунк­ту­а­цию. Исполь­зуй­те для это­го онлайн-сер­ви­сы Орфо­грамм­каОРФО Online или Text.ru.