Поисковая оптимизация: как читают тексты интернет-пользователи и роботы

Эксперты убеждены: поисковые роботы все ближе к тому, чтобы «видеть» текст, как живой человек: учитывать форматирование, визуальное оформление, грамотность и смысл написанного. Изображение с сайта pexels.com (СС0).
Эксперты убеждены: поисковые роботы все ближе к тому, чтобы «видеть» текст, как живой человек: учитывать форматирование, визуальное оформление, грамотность и смысл написанного. Изображение с сайта pexels.com (СС0).

Как видят веб-стра­ни­цы люди и поис­ко­вые систе­мы? Отли­ча­ет­ся ли их образ чте­ния и чем? Какие эле­мен­ты нуж­но исполь­зо­вать в ста­тье, что­бы она была понят­ной и удоб­ной для про­смот­ра? Отве­ты на эти вопро­сы кор­ре­спон­ден­ту Теп­ли­цы предо­ста­вил началь­ник отде­ла мар­ке­тин­га интер­нет-агент­ства «Адван­ти­ка» Евге­ний Кузь­ми­чёв.

Привычки пользователя

Люди чита­ют тек­сты по-раз­но­му. Кто-то вни­ма­тель­но вчи­ты­ва­ет­ся в текст, изу­ча­ет его от пер­вой до послед­ней строч­ки, дру­гие лишь про­смат­ри­ва­ют изоб­ра­же­ния. По мне­нию Евге­ния Кузь­ми­чё­ва, имен­но кар­тин­ки и заго­лов­ки ста­но­вят­ся глав­ной при­чи­ной, поче­му поль­зо­ва­тель задер­жи­ва­ет взгляд на тек­сте. «Яркая визу­аль­ная инфор­ма­ция все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся быст­рее и луч­ше. Часто поль­зо­ва­те­ли, уви­дев­шие вызы­ва­ю­щую кар­тин­ку, реша­ют про­чи­тать текст, кото­рый нахо­дит­ся рядом с ней и, ско­рее все­го, пред­став­ля­ет инте­рес», – отме­тил экс­перт.

Еще по теме: Что такое поис­ко­вая опти­ми­за­ция: струк­ту­ра и зада­чи SEO

Заго­лов­ки – еще одна деталь, кото­рая может «заце­пить». По мне­нию Кузь­ми­чё­ва, про­фес­си­о­наль­ные копи­рай­те­ры и мар­ке­то­ло­ги часто исполь­зу­ют кри­ча­щие заго­лов­ки, кото­рые застав­ля­ют узнать подроб­но­сти из тек­ста, про­чи­тать опи­са­ние.

Выявить еди­ный про­цесс чте­ния у интер­нет-поль­зо­ва­те­лей почти невоз­мож­но. Даже один и тот же чело­век может читать текст по-раз­но­му в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни суток и настро­е­ния. Но чита­те­ля нуж­но вести, зама­ни­вать фор­мой, удоб­ной и понят­ной струк­ту­рой ста­тьи. Сде­лать все, что­бы упро­стить про­цесс чте­ния.

Евгений Кузьмичёв выделил несколько элементов, которые сильно влияют на желание прочитать текст

  1. Яркий заго­ло­вок.
  2. Ввод­ный абзац, кото­рый увле­ка­ет чита­те­ля и застав­ля­ет читать даль­ше.
  3. Основ­ная суть тек­ста (пре­иму­ще­ства това­ра или услу­ги, опи­са­ние собы­тия) долж­на быть лако­нич­ной, без лиш­ней «воды».
  4. Текст раз­бит на неболь­шие абза­цы (опти­маль­ным счи­та­ет­ся абзац, состо­я­щий из 4–6 строк).
  5. Пред­ло­же­ния отно­си­тель­но корот­кие, не име­ют мно­же­ства вто­ро­сте­пен­ных чле­нов и смыс­ло­вых частей.
  6. Пере­чис­ле­ния оформ­ле­ны в виде удоб­ных для чте­ния спис­ков.
  7. Кон­траст­ный цвет тек­ста, удоб­ный шрифт, не слиш­ком мел­кий и не слиш­ком круп­ный кегль.
  8. Отсут­ствие грам­ма­ти­че­ских, пунк­ту­а­ци­он­ных и иных оши­бок.

К при­ме­ру, нали­чие спис­ков в ста­тье упро­ща­ет зада­чу чита­те­ля – про­чи­тав несколь­ко пунк­тов, он смо­жет понять смысл все­го тек­ста. Это брос­кий эле­мент в тек­сте, кото­рый чита­тель начи­на­ет изу­чать про­из­воль­но, имен­но пото­му, что он выде­лен на фоне все­го тек­ста.

te-st.ru/
Вот что видит поль­зо­ва­тель, кото­рый зашел на стра­ни­цу сай­та Теп­ли­цы. Скрин­шот с сай­та te-st.ru

А вот что на самом деле написано в коде сайта, который, собственно, и видит поисковой робот:
А это напи­са­но в коде сай­та, кото­рый и видит поис­ко­вой робот.

Что видят роботы

Поис­ко­вые робо­ты видят стра­ни­цы и тек­сты не так, как поль­зо­ва­те­ли. «В отли­чие от поль­зо­ва­те­ля, поис­ко­вик «про­чи­та­ет» весь текст на стра­ни­це, если он не закрыт от индек­са­ции. У него нет воз­мож­но­сти пере­ду­мать после пер­во­го скуч­но­го абза­ца и закрыть неин­те­рес­ную стра­ни­цу», – уточ­нил Евге­ний Кузь­ми­чёв.

По сло­вам экс­пер­та, рань­ше робо­ты раз­ли­ча­ли отдель­ные сло­ва и фра­зы, мог­ли уло­вить коли­че­ство исполь­зо­ва­ния каж­до­го сло­ва в тек­сте, но при этом было почти без­раз­лич­но, чита­ют ли они исто­рию о друж­бе или инструк­цию по ремон­ту гене­ра­то­ра. «Любой текст для поис­ко­ви­ка – это набор сим­во­лов и тегов. Даже если текст не раз­бит на абза­цы, выде­лен нечи­та­е­мым цве­том или име­ет мас­су про­пу­щен­ных запя­тых, он будет вос­при­нят и про­чи­тан», – отме­тил Кузь­ми­чёв.

В послед­ние пару лет Google и Яндекс исполь­зу­ют новые тех­но­ло­гии на осно­ве улуч­шен­ных алго­рит­мов чте­ния и вос­при­я­тия тек­стов.

«Поис­ко­вые робо­ты отлич­но уме­ют опре­де­лять «скры­тый» текст (напри­мер, белые бук­вы на белом фоне), грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, излиш­нюю заспам­лен­ность и мно­же­ство дру­гих фак­то­ров, кото­рые «меша­ют» поль­зо­ва­те­лю полу­чать инфор­ма­цию. Несо­мнен­но, это нега­тив­но отра­жа­ет­ся на пози­ци­ях сай­та в поис­ко­вой выда­че», – объ­яс­нил ново­вве­де­ния Кузь­ми­чёв.

Более того, раз­ви­тие ней­рон­ных сетей поз­во­ли­ло пони­мать смысл целых пред­ло­же­ний, абза­цев и в неко­то­рых слу­ча­ях даже цело­го тек­ста. То есть для поис­ков стал важен имен­но семан­ти­че­ский смысл. Таким обра­зом устро­е­ны алго­рит­мы «Палех» у Яндек­са и RankBrain у Google.

Сей­час глав­ная цель модер­ни­за­ции алго­рит­мов – пока­зать поль­зо­ва­те­лю толь­ко полез­ный кон­тент. По сло­вам экс­пер­та, поис­ко­вые робо­ты все бли­же к тому, что­бы «видеть» текст, как чело­век: учи­ты­вать фор­ма­ти­ро­ва­ние, визу­аль­ное оформ­ле­ние, гра­мот­ность и смысл напи­сан­но­го.

Что­бы узнать, как поис­ко­вые боты видят текст, мож­но вос­поль­зо­вать­ся спе­ци­аль­ны­ми инстру­мен­та­ми, напри­мер, от Google «Посмот­реть как Googlebot».