Социальный предприниматель Мэттью Манос: работая с НКО, вы наращиваете потенциал компании

Студия Verynice, созданная Мэттью Маносом, разрабатывает дизайн-стратегии для крупных международных компаний, при этом половину заказов выполняет на некоммерческой основе. На фото: Мэттью Манос. Автор фото: Иван Гущин.
Студия Verynice, созданная Мэттью Маносом, разрабатывает дизайн-стратегии для крупных международных компаний, при этом половину заказов выполняет на некоммерческой основе. На фото: Мэттью Манос. Автор фото: Иван Гущин.

Пред­при­ни­ма­те­ли заблуж­да­ют­ся, когда дума­ют, что на бла­го­тво­ри­тель­ность нуж­ны боль­шие вло­же­ния. В этом убеж­ден дизайн-стра­тег и осно­ва­тель сту­дии Verynice Мэттью Манос (Matthew Manos). Он дал экс­клю­зив­ное интер­вью Теп­ли­це перед при­ез­дом в мос­ков­ский Инсти­тут «Стрел­ка». Кор­ре­спон­дент Ната­лья Бара­но­ва пооб­ща­лась с экс­пер­том и узна­ла, как биз­нес может зара­ба­ты­вать, выпол­няя поло­ви­ну про­ек­тов бес­плат­но, и что такое «модель вли­я­ния».

Мэттью Манос – автор прин­ци­па в рабо­те pro bono (от латин­ско­го «для бла­га»), кото­рый стал глав­ной идео­ло­ги­ей его ком­па­нии. Сту­дия Verynice раз­ра­ба­ты­ва­ет дизайн-стра­те­гии для круп­ных меж­ду­на­род­ных ком­па­ний, при этом поло­ви­ну зака­зов выпол­ня­ет на неком­мер­че­ской осно­ве. Бла­го­да­ря коман­де сту­дии НКО в 45 стра­нах смог­ли сэко­но­мить более двух мил­ли­о­нов дол­ла­ров. На осно­ве иссле­до­ва­ний Мано­са был раз­ра­бо­тан курс «Финан­со­вая гра­мот­ность для пред­при­ни­ма­те­лей» онлайн-шко­лы Инсти­ту­та «Стрел­ка» Vector.

– Ваша компания Verynice работает по модели, которая называется «отдай половину» (give-half model). Почему предприниматель должен следовать такому принципу: не только зарабатывать деньги, но и участвовать в благотворительных проектах?

– Во-пер­вых, пред­при­ни­ма­те­ли, таким обра­зом, участ­ву­ют в сете­вом вза­и­мо­дей­ствии. Мно­гие обще­ствен­ные орга­ни­за­ции, с кото­ры­ми мы рабо­та­ем, неболь­шие, поэто­му почти весь их пер­со­нал – доб­ро­воль­цы. Это зна­чит, что люди, поми­мо НКО, име­ют основ­ную рабо­ту, кото­рая при­но­сит им доход. Когда мы выпол­ня­ем для них отлич­ную рабо­ту, то они при­во­дят к нам новых кли­ен­тов, биз­нес-ком­па­нии, в кото­рых рабо­та­ют посто­ян­но.

С дру­гой сто­ро­ны, круп­ные вли­я­тель­ные НКО, с кото­ры­ми мы рабо­та­ем, име­ют неве­ро­ят­ные дру­же­ствен­ные отно­ше­ния с людь­ми во мно­гих сфе­рах. Имен­но вза­и­мо­дей­ствие с таки­ми НКО поз­во­ли­ло нам нала­дить сотруд­ни­че­ство с веду­щи­ми ком­па­ни­я­ми, к кото­рым очень слож­но подо­брать­ся.

Во-вто­рых, пред­при­ни­ма­те­ли нара­щи­ва­ют потен­ци­ал ком­па­нии. Не все­гда быва­ет про­сто пред­ло­жить новую ком­мер­че­скую услу­гу кли­ен­там. Сна­ча­ла вам нуж­но дока­зать, что вы зна­е­те, что уме­е­те это делать. Поэто­му рабо­та pro bono может быть полез­на для фри­лан­се­ров, сту­дий или агентств, кото­рые хотят внед­рить что-то новое. При­бли­жа­ясь к неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции и пред­ла­гая ей бес­плат­ную помощь, вы про­ве­ря­е­те заду­ман­ные мето­ды и повы­ша­е­те свой авто­ри­тет.

– Расскажите свою историю, как вы пришли к такой позиции?

– Я начал зани­мать­ся pro bono, когда мне было 16 лет. Я встре­тил сво­е­го пер­во­го кли­ен­та на скейт­пар­ке в Сили­ко­но­вой долине. Это был инва­лид-коля­соч­ник, кото­рый осно­вал НКО. Я вдох­но­вил­ся его рабо­той. После это­го я брал на себя все боль­ше и боль­ше кли­ен­тов, рабо­та­ю­щих на обще­ствен­ных нача­лах, осо­бен­но из кам­пу­са Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та. Бес­плат­но раз­ра­ба­ты­вал для них дизайн.

Вско­ре я понял, что у рабо­ты pro bono есть мно­го пре­иму­ществ. Для дизай­нер­ской фир­мы, агент­ства или вне­штат­но­го спе­ци­а­ли­ста – это отлич­ный шанс сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия и нара­щи­ва­ния потен­ци­а­ла.

– Какие ресурсы должны быть у компании, чтобы она могла делать часть проектов на безвозмездной основе?

– Сек­рет успе­ха моде­ли нашей ком­па­нии заклю­ча­ет­ся в уни­каль­ном под­хо­де к соци­аль­но­му про­из­вод­ству. У нас отно­си­тель­но неболь­шой штат из 10–15 чело­век. Но поми­мо этой коман­ды спе­ци­а­ли­стов, есть сеть более чем из 500 сотруд­ни­ков по все­му миру. Для кли­ен­тов из сфе­ры НКО они рабо­та­ют бес­плат­но, а для ком­мер­че­ских зака­зов – плат­но.

Бла­го­да­ря такой сети мы под­дер­жи­ва­ем доста­точ­но низ­кие наклад­ные рас­хо­ды. И одно­вре­мен­но у нас есть мощ­ный потен­ци­ал и ресур­сы.

Если биз­нес заин­те­ре­со­ван выпол­нять так же мно­го pro bono рабо­ты, как мы, то он смо­жет выстро­ить боль­шое сооб­ще­ство, кото­рое верит в свою мис­сию изме­нить мир к луч­ше­му.

– Вы делаете коммерческие заказы для крупнейших компаний: UNICEF, NASA, Google, Disney. Как нужно действовать: работать только с гигантами или же набрать как можно больше мелких заказчиков?

– С моей точ­ки зре­ния, рабо­тать с круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми или толь­ко с неболь­ши­ми – опас­ное реше­ние. Когда ком­па­ния спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся (осо­бен­но на кон­сал­тин­ге), она теря­ет связь с дру­ги­ми сфе­ра­ми и упус­ка­ет инте­рес­ные пред­ло­же­ния. Одна из при­чин попу­ляр­но­сти нашей ком­па­нии у кли­ен­тов в том, что мы рабо­та­ем в раз­ных отрас­лях. Это поз­во­ля­ет нам чер­пать вдох­но­ве­ние из самых неоче­вид­ных про­ек­тов.

На фото: Мэттью Манос. Автор фото: Иван Гущин.
На фото: Мэттью Манос. Автор фото: Иван Гущин.

– В 2016 году вы провели семинар в Москве на онлайн-школе городских предпринимателей Vector, выступали ментором проектов. Удалось ли российским предпринимателям создать стартапы, которые будут работать по принципу «отдай половину»?

– Да, на семи­на­ре я рас­ска­зы­вал про «модель вли­я­ния» (Models of Impact), кото­рую раз­ра­бо­тал и пре­по­даю сей­час во всем мире сту­ден­там и кли­ен­там. Это такой стра­те­ги­че­ский под­ход для биз­не­са, набор зна­ний и инстру­мен­тов, взя­тых из 100 воз­мож­ных биз­нес-моде­лей (поша­го­вое руко­вод­ство о том, как создать устой­чи­вый биз­нес, мож­но ска­чать за сим­во­ли­че­скую сум­му. – Прим. ред.).

Еще по теме: Назва­ны луч­шие про­ек­ты соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства 2016 года.

Участ­ни­ки пред­ла­га­ли новые идеи для запус­ка мест­но­го биз­не­са и город­ских про­ек­тов в Москве. Один из про­ек­тов, кото­рый мне понра­вил­ся, при­ду­ма­ла сту­дент­ка Оль­га Рокаль (созда­тель обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Место». – Прим. ред.). Она при­ме­ни­ла модель вли­я­ния в сво­ем про­ек­те, при­ду­ма­ла, как моне­ти­зи­ро­вать дет­скую обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му.

– Как думаете, приживается ли в России «модель влияния»? Вы заметили какие-либо особенности ведения бизнеса в нашей стране?

– Есть рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние о внед­ре­нии pro bono биз­нес-моде­ли: люди дума­ют, что на бла­го­тво­ри­тель­ность нуж­но тра­тить мно­го денег. Я обна­ру­жил, что уход за дру­гим чело­ве­ком или помощь како­му-либо волон­тер­ско­му дви­же­нию вовсе не при­но­сит биз­не­су допол­ни­тель­ных рас­хо­дов, не обре­ме­ня­ет его. Напро­тив, пред­при­ни­ма­тель нахо­дит новые воз­мож­но­сти и полу­ча­ет чув­ство удо­вле­тво­ре­ния. Эти плю­сы мож­но не уви­деть и не понять, если зани­мать­ся толь­ко биз­не­сом в чистом виде. Наша модель может рабо­тать в любом куль­тур­ном кон­тек­сте.

Я заме­тил, что в Рос­сии есть неве­ро­ят­но увле­чен­ное моло­дое поко­ле­ние, кото­рое мно­го тру­дит­ся и остав­ля­ет свой след в город­ском про­стран­стве. Меня это вдох­нов­ля­ет. То же самое про­ис­хо­дит в США: тен­ден­ция тако­ва, что моло­дые люди пере­осмыс­ли­ва­ют тра­ди­ци­он­ные воз­мож­но­сти биз­не­са, раз­би­ра­ют­ся, какое вли­я­ние он ока­зы­ва­ет на сооб­ще­ства.

– Сейчас российские некоммерческие организации вынуждены заниматься социальным предпринимательством, чтобы продолжать работать. Посоветуйте, с чего им стоит начать, существует ли готовая бизнес-модель для НКО?

– Дей­стви­тель­но, в ско­ром вре­ме­ни соци­аль­ный биз­нес будет доми­ни­ро­вать и в неком­мер­че­ском сек­то­ре. НКО уже долж­ны при­сту­пить к внед­ре­нию новых моде­лей воз­дей­ствия и при­вле­че­ния дохо­дов, что­бы оста­вать­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми и акту­аль­ны­ми.

Есть сот­ни биз­нес-моде­лей. Имен­но поэто­му я сове­тую изу­чить «модель воз­дей­ствия». Люди, прав­да, не зна­ют, сколь­ко есть вари­ан­тов! Нуж­но про­смот­реть глос­са­рий всех новых моде­лей дохо­дов, кото­рые мы собра­ли, а затем задать себе несколь­ко вопро­сов. Могу ли я при­ме­нить эту модель для сво­ей НКО? Что может пой­ти не так? Как я могу про­ве­рить эту модель без боль­ших затрат? Таким обра­зом, вы отсе­че­те нера­бо­чие моде­ли. Знай­те, что у вас есть мно­же­ство вари­ан­тов, что­бы сде­лать что-то уди­ви­тель­ное!

Мэттью Манос стал экс­пер­том кур­са «Финан­со­вая гра­мот­ность для пред­при­ни­ма­те­лей» онлайн-шко­лы Vector. 15 апре­ля он про­ве­дет ворк­шоп в Москве и рас­ска­жет о том, как спро­ек­ти­ро­вать свое дело.

17 апре­ля экс­перт про­чи­та­ет лек­цию в Сара­то­ве в рам­ках неде­ли инсти­ту­та «Стрел­ка».

Ссыл­ка на кни­гу Мэттью Мано­са «Как отда­вать поло­ви­ну сво­ей рабо­ты бес­плат­но» (Eng).