Как британский проект Year Here помогает молодым профессионалам запускать бизнес в социальной сфере

Year Here предлагает погружение в проблематику через стажировку в некоммерческой организации. Фото: брошюра Year Here.
Year Here предлагает погружение в проблематику через стажировку в некоммерческой организации. Фото: брошюра Year Here.

Бри­тан­ский про­ект Year Here пред­став­ля­ет собой смесь аксе­ле­ра­то­ра для соци­аль­ных про­ек­тов, учеб­ной про­грам­мы со ста­жи­ров­кой и биз­нес-инку­ба­то­ра. Year Here пред­ла­га­ет годо­вую про­грам­му, запи­сав­шись на кото­рую, чело­век погру­жа­ет­ся в ту или иную тема­ти­ку со всей про­бле­ма­ти­кой, после чего полу­ча­ет все необ­хо­ди­мые кон­суль­та­ции и раз­ра­ба­ты­ва­ет инно­ва­ци­он­ное реше­ние для одной выбран­ной им про­бле­мы.

Осно­ва­тель инку­ба­то­ра Джек Грэ­хем обра­тил вни­ма­ние, что моло­дые люди, инте­ре­су­ю­щи­е­ся обще­ствен­ны­ми про­бле­ма­ми, как пра­ви­ло, стре­мят­ся постро­ить свою карье­ру, участ­вуя в реа­ли­за­ции круп­ных меж­ду­на­род­ных про­ек­тов, игно­ри­руя локаль­ные про­бле­мы сво­их соб­ствен­ных стран.

Про­ра­бо­тав несколь­ко лет в Афри­ке, он при­шел к выво­ду, что луч­ше пытать­ся при­ло­жить свои силы для созда­ния пози­тив­ных изме­не­ний в сво­ей стране. Одна из целей созда­ния Year Here – при­ве­сти моло­дых про­фес­си­о­на­лов к обще­ствен­но­му лидер­ству в соб­ствен­ном горо­де.

Еще по теме: Соци­аль­ный пред­при­ни­ма­тель Мэттью Манос: рабо­тая с НКО, вы нара­щи­ва­е­те потен­ци­ал ком­па­нии

Про­грам­ма начи­на­ет­ся с погру­же­ния – участ­ник при­хо­дит на ста­жи­ров­ку в НКО, где узна­ет в подроб­но­стях об обще­ствен­ной про­бле­ме, а так­же о том, как реша­ет ее НКО и с каки­ми труд­но­стя­ми стал­ки­ва­ет­ся. Это может быть рабо­та в соци­аль­ной служ­бе, зани­ма­ю­щей­ся под­держ­кой пожи­лых людей; орга­ни­за­ции, помо­га­ю­щей уче­ни­кам школ со сла­бой успе­ва­е­мо­стью; фон­де, осу­ществ­ля­ю­щем опе­ку над без­дом­ны­ми людь­ми.

Обра­зо­ва­тель­ная часть про­грам­мы вклю­ча­ет в себя заня­тия, посвя­щен­ные раз­ра­бот­ке биз­нес-моде­ли и рабо­те с сооб­ще­ства­ми, дизайн-мыш­ле­ние и соци­аль­ные инве­сти­ции.

На сле­ду­ю­щем эта­пе участ­ни­ки про­грам­мы соби­ра­ют­ся в груп­пу, кото­рая ока­зы­ва­ет кон­сал­тин­го­вые услу­ги госу­дар­ствен­ной струк­ту­ре или круп­ной ком­па­нии. Так, выпуск­ни­ки Year Here помо­га­ли сети супер­мар­ке­тов Sainsbury созда­вать про­грам­му Waste Less, Save More, посвя­щен­ную про­бле­ме пище­вых отхо­дов.

Ито­гом сотруд­ни­че­ства ста­ла выстав­ка, в ходе кото­рой рабо­тал кафе­те­рий, где блю­да гото­ви­лись из тех про­дук­тов, кото­рые пред­на­зна­ча­лись для ути­ли­за­ции. Для мэрии Лон­до­на участ­ни­ки про­грам­мы про­во­ди­ли ворк­шо­пы сре­ди жите­лей горо­да, что­бы помочь реа­ли­за­ции про­ек­та по муни­ци­паль­но­му кра­уд­фандин­гу.

Фина­лом про­грам­мы долж­но стать созда­ние орга­ни­за­ции, кото­рая пред­ла­га­ет реше­ние одной из обна­ру­жен­ных в обще­стве про­блем. Сбор средств на запуск осу­ществ­ля­ет­ся через кра­уд­фандинг. Спе­ци­аль­но для это­го созда­те­ли инку­ба­то­ра про­во­дят для выпуск­ни­ков меро­при­я­тие, на кото­ром они пред­став­ля­ют свои про­ек­ты пред­ста­ви­те­лям Royal Bank of Scotland и орга­ни­за­ции Funding Network, кото­рые помо­га­ют с под­го­тов­кой пре­зен­та­ций и сво­дят инте­рес­ные про­ек­ты с потен­ци­аль­ны­ми мик­ро­ин­ве­сто­ра­ми.

Проекты, созданные выпускниками Year Here

Fat Macy’s

Про­ект рабо­та­ет с людь­ми, кото­рые не могут поз­во­лить себе арен­ду соб­ствен­но­го жилья, поэто­му вынуж­де­ны жить в обще­жи­ти­ях и хосте­лах. Цель про­ек­та – помочь сво­им под­опеч­ным нако­пить неболь­шой капи­тал, кото­ро­го будет доста­точ­но для депо­зи­та при опла­те жилья. Для это­го Fat Macy’s учит лон­дон­цев орга­ни­зо­вы­вать точ­ки обще­пи­та.

Birdsong

Бренд одеж­ды с лозун­гом «no sweatshop – no photoshop» пред­ла­га­ет сво­им поку­па­те­лям этич­ную про­дук­цию. В про­ек­те тру­до­устро­е­ны пожи­лые жен­щи­ны и жен­щи­ны-мигран­ты.

Chatterbox

Стар­тап помо­га­ет бежен­цам най­ти свое место на рын­ке тру­да, пред­ла­гая свои язы­ко­вые навы­ки и зна­ния о куль­ту­ре. Кли­ен­та­ми ста­но­вят­ся учеб­ные заве­де­ния, круп­ные ком­па­нии, а так­же люди, кото­рые хотят учить язык с репе­ти­то­ром.

Cracked it

Выпуск­ник Year Here осно­вал неболь­шую ком­па­нию, в кото­рой задей­ство­ва­ны под­рост­ки из небла­го­по­луч­ных рай­о­нов Лон­до­на. Обу­чая их про­стым навы­кам ремон­та смарт­фо­нов, Cracked it дает воз­мож­ность выбрать­ся из пре­ступ­ных моло­деж­ных груп­пи­ро­вок.

Bread and Roses

Еще один про­ект, помо­га­ю­щий адап­та­ции бежен­цев. Его основ­ная ауди­то­рия – жен­щи­ны-мигран­ты, испы­ты­ва­ю­щие труд­но­сти с тру­до­устрой­ством. В про­ек­те они обу­ча­ют­ся осно­вам фло­ри­сти­ки, основ­ной про­дукт, кото­рый идет на реа­ли­за­цию, – это буке­ты цве­тов, на покуп­ку кото­рых мож­но под­пи­сать­ся за пять недель впе­ред.