Как читатели «путешествуют» по сайту некоммерческой организации

НКО постоянно борются за доверие читателя. В первую очередь, вы должны емко и кратко рассказать о себе в специальном разделе сайта. Изображение с сайта: www.sitebuilderreport.com (CC0).
НКО постоянно борются за доверие читателя. В первую очередь, вы должны емко и кратко рассказать о себе в специальном разделе сайта. Изображение с сайта: www.sitebuilderreport.com (CC0).

Какие эле­мен­ты оттал­ки­ва­ют, а какие при­вле­ка­ют вни­ма­ние чита­те­ля? По како­му прин­ци­пу они «ска­ни­ру­ют» и оце­ни­ва­ют веб-стра­ни­цу? Поче­му про­стой дизайн сай­та повы­ша­ет уро­вень дове­рия? Что и как долж­но быть раз­ме­ще­но на глав­ной стра­ни­це сай­та обще­ствен­ной орга­ни­за­ции? В этих вопро­сах кор­ре­спон­ден­ту Теп­ли­цы помо­гал раз­би­рать­ся руко­во­ди­тель про­ек­тов веб-сту­дии SayMedia Алек­сей Евту­хов.

Что нужно читателю

1. Юза­би­ли­ти. Сде­лай­те сайт удоб­ным для про­смот­ра. «Не долж­но быть мно­го мел­ких эле­мен­тов, раз­роз­нен­ных бло­ков. В шап­ке сай­та обя­за­тель­но в двух-трех фра­зах напи­ши­те, куда чита­тель при­шел, что это за орга­ни­за­ция», — под­ска­зал Алек­сей Евту­хов.

Поль­зо­ва­тель захо­дит на ваш сайт, что­бы най­ти нуж­ную инфор­ма­цию. Допу­стим, чело­век нуж­да­ет­ся в помо­щи и откры­ва­ет ваш сайт. Для него важ­но как мож­но ско­рее узнать, смо­жет ли ваш фонд ему помочь. Такую инфор­ма­цию нуж­но выне­сти в вид­ное место.

Напри­мер, на сай­те бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да помо­щи детям «Цвет Жиз­ни» сра­зу же после глав­но­го меню есть раз­дел «кому мы помо­га­ем». Ниже — раз­дел «помо­ги сей­час» для волон­те­ров и орга­ни­за­ций с инфор­ма­ци­ей, как сде­лать пожерт­во­ва­ние. То есть мы видим, что мак­си­маль­но полез­ные дан­ные выне­се­ны друг за дру­гом, ком­пакт­но рас­по­ло­же­ны.

«Сле­ди­те за тем, кто ваши посе­ти­те­ли. Важ­но, что про­ис­хо­дит с сай­том, когда он открыт на смарт­фоне. С мобиль­ных сего­дня захо­дит поло­ви­на поль­зо­ва­те­лей». Алек­сей Евту­хов

Изображение: скриншот с сайта www.zvet-zhizni.ru
Обра­ти­те вни­ма­ние на два меню: одно основ­ное гори­зон­таль­ное и вто­рое – вер­ти­каль­ное сле­ва. Для про­смот­ра и нави­га­ции это удоб­но. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та www.zvet-zhizni.ru

Важ­но, что­бы раз­дел с кон­так­та­ми не терял­ся на общем фоне, в нем луч­ше все­го раз­ме­стить и кар­ту.

2. Понят­ная нави­га­ция. Осо­бое вни­ма­ние, по мне­нию Евту­хо­ва, сто­ит уде­лить глав­но­му меню. «Оно долж­но быть ори­ен­ти­ро­ва­но на всю ауди­то­рию и выгля­деть кон­струк­тив­ным. На сай­те «Цвет жиз­ни», есть два отдель­ных меню: гори­зон­таль­ное свер­ху — основ­ное и нави­га­ци­он­ное и тема­ти­че­ское, рас­по­ло­жен­ное сле­ва. Все очень удоб­но», — объ­яс­нил экс­перт.

3. Иллю­стра­ции. Имен­но на изоб­ра­же­ние дол­жен обра­щать вни­ма­ние поль­зо­ва­тель, захо­дя на сайт. «Зри­тель­ную инфор­ма­цию мы усва­и­ва­ем в несколь­ко тысяч раз быст­рее, чем текст. Фото­гра­фии и изоб­ра­же­ния при­да­дут осо­бое настро­е­ние ваше­му сай­ту», — гово­рит Евту­хов.

Напри­мер, на глав­ной стра­ни­це фон­да помо­щи хос­пи­сам «Вера» чита­тель видит слай­дер. Он состо­ит из фото­гра­фий извест­ных писа­те­лей, бла­го­тво­ри­те­лей, актрис и их корот­ких цитат. Слай­дер созда­ет дина­ми­ку, зада­ет тон все­му сай­ту (раз­мыш­ле­ния о жиз­ни и смер­ти, чув­стве состра­да­ния, помо­щи дру­гим) и вво­дит чита­те­ля в тему хос­пис­но­го дви­же­ния.

Изображение: скриншот с сайта www.hospicefund.ru
Удач­ный при­мер слай­де­ра на глав­ной стра­ни­це фон­да помо­щи хос­пи­сам «Вера». Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та www.hospicefund.ru

Видео, по мне­нию экс­пер­та, луч­ше не исполь­зо­вать на глав­ной стра­ни­це. «Ника­кое видео не запу­стит­ся быст­ро. А это риск, — счи­та­ет Алек­сей Евту­хов. — Конеч­но, шикар­но, если есть видео на глав­ном экране. Реак­ция на видео луч­ше, чем на фото. Но его нуж­но хоро­шо снять и смон­ти­ро­вать. К тому же про­цесс созда­ния стра­ни­цы услож­нит­ся».

4. Увле­ка­тель­ное чте­ние. Исполь­зуй­те в ваших ста­тьях пере­лин­ков­ку. Помни­те, что чита­тель про­ли­став мате­ри­ал может закрыть сайт. «Про­ло­жи­те для чита­те­ля более длин­ную и инте­рес­ную доро­гу, что­бы он про­вел у вас боль­ше вре­ме­ни. При­креп­ляй­те мате­ри­а­лы по теме, давай­те ссыл­ки на собы­тия, раз­ме­щай­те трех­ми­нут­ные видео», — посо­ве­то­вал экс­перт.

5. Не длин­ные стра­ни­цы и ста­тьи. Чита­те­ля пуга­ют слиш­ком длин­ные стра­ни­цы сай­та. «Чело­век, путе­ше­ству­ю­щий по интер­не­ту, не хочет тра­тить мно­го вре­ме­ни, он может про­ве­сти на сай­те мак­си­мум 10 минут. Боль­ше полу­ча­са — уже нет», — объ­яс­нил экс­перт.

«Поль­зо­ва­тель, захо­дя на сайт, рас­счи­ты­ва­ет посмот­реть несколь­ко стра­ниц и ста­тей. Если он откры­ва­ет стра­ни­цу и пони­ма­ет, что зася­дет на 30–40 минут – он отло­жит чте­ние, а потом забу­дет про ста­тью». Алек­сей Евту­хов.

Поль­зо­ва­тель так­же обра­ща­ет вни­ма­ние на пода­чу ста­тьи. Корот­кие пред­ло­же­ния, мини­мум кур­си­ва, спис­ки, под­за­го­лов­ки — эле­мен­ты хоро­шо оформ­лен­но­го тек­ста. Чте­нию вре­дит пере­бор с жир­ным шриф­том и кап­сло­ком. Евту­хов не сове­ту­ет исполь­зо­вать слиш­ком боль­шую шири­ну бло­ка. Опти­маль­ный вари­ант — 600 пик­се­лей, при­мер­но как блок поис­ко­вой выда­чи на Яндек­се или Google.

Еще по теме: SEO-тек­сты: как писать на сайт НКО.

6. Дове­рие. НКО посто­ян­но борют­ся за дове­рие чита­те­ля. В первую оче­редь, вы долж­ны емко и крат­ко рас­ска­зать о себе в спе­ци­аль­ном раз­де­ле сай­та, предо­ста­вить все доку­мен­ты. Вто­рой шаг — создать гла­ву с отзы­ва­ми о вас. В нее мож­но поме­стить бла­го­дар­но­сти от парт­не­ров, обрат­ную связь от волон­те­ров и под­опеч­ных. Имен­но такая инфор­ма­ция помо­га­ет чита­те­лю понять, что вы дей­стви­тель­но рабо­та­е­те и с вами инте­рес­но сотруд­ни­чать.

По сло­вам Алек­сея Евту­хо­ва, дове­рие к орга­ни­за­ции может сло­жить­ся и через визу­аль­ный вид ваше­го сай­та.
«Пред­ставь­те ситу­а­цию: чело­век при­хо­дит на сайт, а он состо­ит из одной стра­нич­ки, кра­си­во свер­стан­но­го лон­гри­да, — рас­суж­да­ет экс­перт. — Чита­тель может поду­мать: а дей­стви­тель­но ли орга­ни­за­ция суще­ству­ет уже несколь­ко лет? Это вре­дит ими­джу сай­та».

«Чем про­ще дизайн сай­та НКО, тем луч­ше в этой ситу­а­ции. Пусть он будет 2007 года. Посколь­ку мошен­ни­че­ство про­цве­та­ет, не нуж­но гнать­ся за тен­ден­ци­я­ми и тут же пере­де­лы­вать сай­ты.
Исто­рию сай­та очень тяже­ло под­де­лать». Алек­сей Евту­хов.

7. Обрат­ная связь. На сай­те важ­но ука­зать ссыл­ки на соц­се­ти, что­бы чита­тель при­со­еди­нил­ся к ваше­му сооб­ще­ству. «За ново­стя­ми на сайт никто при­хо­дить не будет. В иде­а­ле долж­но быть так: чело­век при­хо­дит на сайт, пони­ма­ет, что хочет полу­чать от вас инфор­ма­цию и под­пи­сы­ва­ет­ся на груп­пу. Имен­но в ней чита­те­лю будет про­ще свя­зать­ся с адми­ни­стра­то­ром, чем зво­нить по теле­фо­ну, ука­зан­но­му на сай­те», — отме­тил Алек­сей Евту­хов.

Для того, что­бы понять, как ведут себя поль­зо­ва­те­ли на сай­те, мож­но вос­поль­зо­вать­ся онлайн-сер­ви­са­ми. Напри­мер, «Веб­ви­зор» в Яндекс.Метрике помо­жет уви­деть, как чита­те­ли путе­ше­ству­ют по сай­ту, какие раз­де­лы наи­бо­лее попу­ляр­ны. Про­во­ди­те ана­лиз дей­ствий поль­зо­ва­те­лей: если какая-либо кноп­ка соби­ра­ет мно­го кли­ков, а рас­по­ло­же­на она почти вни­зу сай­та, зна­чит ее нуж­но пере­не­сти выше.