Беспилотные летательные аппараты: куда летят дроны

В 2016 году консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers заявила, что к концу десятилетия эта индустрия способна на 6000-процентный рост: рынок коммерческих решений может скакнуть с 2 миллиардов сегодня до 127 миллиардов в 2020 году.
В 2016 году консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers заявила, что к концу десятилетия эта индустрия способна на 6000-процентный рост: рынок коммерческих решений может скакнуть с 2 миллиардов сегодня до 127 миллиардов в 2020 году.

Бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­ра­ты (БПЛА) – систе­мы без эки­па­жа на бор­ту, летя­щие либо авто­ном­но, либо пола­га­ясь на коман­ды с зем­ли, – деся­ти­ле­тия сто­ят на воору­же­нии армий мира. Пере­те­ка­ние этих тех­но­ло­гий в граж­дан­ский сек­тор нача­лось в 2010 году. В раз­го­вор­ной речи не воен­ные БПЛА часто назы­ва­ют дро­на­ми, или бес­пи­лот­ни­ка­ми, по обра­зу род­ствен­ных им бое­вых и раз­ве­ды­ва­тель­ных систем. Но в граж­дан­ской авиа­ции аббре­ви­а­ту­ра БПЛА счи­та­ет­ся более кор­рект­ным тер­ми­ном.

После демо­би­ли­за­ции БПЛА нача­ли новую карье­ру. За про­шед­шие пять лет миро­вые про­да­жи нево­ен­ных дро­нов уве­ли­чи­лись в четы­ре раза. По оцен­кам вла­стей США, толь­ко в этой стране чис­ло неболь­ших хоб­би-дро­нов может к 2021 году достичь 3,5 мил­ли­о­на еди­ниц. А ком­мер­че­ских – 442 тысяч.

В 2016 году кон­сал­тин­го­вая ком­па­ния Pricewaterhouse Coopers заяви­ла, что к кон­цу деся­ти­ле­тия эта инду­стрия спо­соб­на на 6000-про­цент­ный рост: рынок ком­мер­че­ских реше­ний может скак­нуть с 2 мил­ли­ар­дов сего­дня до 127 мил­ли­ар­дов в 2020 году.

Как счи­та­ет PwC, при­ме­не­ние дро­нов про­дол­жит рас­ши­рять­ся в самых раз­но­об­раз­ных сфе­рах, в осо­бен­но­сти в сель­ском хозяй­стве, стро­и­тель­стве, транс­пор­те, обес­пе­че­нии без­опас­но­сти и раз­вле­ка­тель­ной сфе­ре.

Типы дронов

Стан­дарт­ные БПЛА состо­ят из кон­тро­ле­ра и лета­тель­но­го аппа­ра­та. Послед­ние раз­ли­ча­ют по типу дизай­на: систе­мы с фик­си­ро­ван­ным кры­лом (само­ле­ты), вер­то­ле­ты и муль­ти­ко­пте­ры, еще назы­ва­е­мые муль­ти­ро­то­ра­ми. Они пред­став­ля­ют собой раму с раз­ме­щен­ны­ми на ней дви­га­те­ля­ми – от трех до вось­ми.

Для стар­та копте­ры задей­ству­ют все вин­ты, манев­ры в воз­ду­хе осу­ществ­ля­ют за счет замед­ле­ния и уско­ре­ния отдель­ных про­пел­ле­ров. Напри­мер, для дви­же­ния впе­ред уско­ря­ют­ся зад­ние вин­ты.

Сей­час на рын­ке граж­дан­ских, осо­бен­но раз­вле­ка­тель­ных БПЛА доми­ни­ру­ют квад­ро­ко­пте­ры.

У каж­до­го из совре­мен­ных типов дро­нов есть свои досто­ин­ства и недо­стат­ки. БПЛА с фик­си­ро­ван­ным кры­лом пола­га­ют­ся на подъ­ем­ную силу и мень­ше рас­хо­ду­ют бата­рею, оста­ва­ясь в воз­ду­хе более про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Одно­вре­мен­но им необ­хо­ди­мо про­стран­ство для запус­ка.

Муль­ти­ко­пте­ры взле­та­ют из вер­ти­каль­но­го поло­же­ния, но исполь­зу­ют боль­ше энер­гии для набо­ра и под­дер­жа­ния высо­ты. По сло­вам про­фес­со­ра ливер­пуль­ско­го уни­вер­си­те­та Сер­жа Уича, осно­ва­те­ля орга­ни­за­ции Conservation Drones, зани­ма­ю­щей­ся про­дви­же­ни­ем БПЛА в про­ек­тах по сохра­не­нию био­раз­но­об­ра­зия, наи­боль­ший потен­ци­ал име­ют дро­ны-гибри­ды:

«Они соче­та­ют пози­тив­ные момен­ты обо­их типов: взле­та­ют и при­зем­ля­ют­ся как муль­ти­ро­то­ры, но летят как БПЛА с фик­си­ро­ван­ным кры­лом. Это поз­во­ля­ет сокра­тить взлет­ное про­стран­ство и про­длить полет». Серж Уич

Круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем ком­мер­че­ских и хоб­би-дро­нов на сего­дняш­ний день явля­ет­ся китай­ская ком­па­ния DJI, на долю кото­рой при­хо­дит­ся более 70 про­цен­тов рын­ка. Ее основ­ные кон­ку­рен­ты – еще один китай­ский про­из­во­ди­тель Yuneec и фран­цуз­ский стар­тап Parrot.

Сто­и­мость граж­дан­ских бес­пи­лот­ни­ков варьи­ру­ет­ся от десят­ков до мно­гих тысяч дол­ла­ров и опре­де­ля­ет­ся несмет­ным коли­че­ством тех­ни­че­ских нюан­сов: мощ­но­стью бата­реи, ско­ро­стью, мак­си­маль­ным рас­сто­я­ни­ем, на кото­рое БПЛА может уда­лять­ся от кон­тро­ле­ра.

Зада­ет цену и спо­соб­ность дро­на летать при пло­хой пого­де, низ­ких тем­пе­ра­ту­рах, ста­биль­но совер­шать взлет и посад­ку. Совре­мен­ные граж­дан­ские БПЛА могут летать на ракет­ном топ­ли­ве и быть упа­ко­ва­ны 4D каме­ра­ми, теп­ло­ви­зо­ра­ми, все­воз­мож­ны­ми сен­со­ра­ми, систе­мой ноч­но­го виде­ния.

В самом низу пира­ми­ды граж­дан­ских и ком­мер­че­ских дро­нов сидят деше­вые игруш­ки. Их бата­реи хва­та­ет на несколь­ко минут, они могут отле­тать от кон­тро­ле­ра на пару мет­ров, кувыр­кать­ся в воз­ду­хе и жуж­жать с варьи­ру­ю­щей­ся сте­пе­нью назой­ли­во­сти. Неко­то­рые осна­ще­ны сла­бень­ки­ми видео- и фото­ка­ме­ра­ми и мини­маль­ным набо­ром авто­ма­ти­че­ских опций, напри­мер, взле­та, при­зем­ле­ния и удер­жа­ния высо­ты.

На дру­гом кон­це спек­тра летят тяже­ло­ве­сы – спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные про­фес­си­о­наль­ные БПЛА. Их мож­но кон­тро­ли­ро­вать с план­ше­тов и смарт­фо­нов. Они пере­но­сят каме­ры высо­ко­го раз­ре­ше­ния, в том чис­ле тер­маль­ные и инфра­крас­ные, спо­соб­ны соби­рать инфор­ма­цию для орто­фо­то­пла­нов, транс­ли­ру­ют дан­ные в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, осна­ще­ны ста­би­ли­за­то­ра­ми поле­та и систе­ма­ми авто­ма­ти­че­ской заме­ны бата­рей. Они могут сами обой­ти пре­пят­ствия и исполь­зу­ют не радио­вол­ны, а бес­про­вод­ные сети, что поз­во­ля­ет им уда­лять­ся от систе­мы кон­тро­ля на тыся­чи мет­ров.

Важ­ным фак­то­ром в каче­стве БПЛА и их цене явля­ет­ся про­грамм­ное обес­пе­че­ние. Напри­мер, чем ниже риск поте­ри дро­на, тем выше его сто­и­мость. БПЛА полу­про­фес­си­о­наль­но­го клас­са и выше могут сами воз­вра­щать­ся к месту стар­та, когда заряд бата­реи пада­ет угро­жа­ю­ще низ­ко. Посто­ян­но совер­шен­ству­ет­ся их спо­соб­ность мино­вать пре­пят­ствия и совер­шать посад­ку в слу­чае столк­но­ве­ния.

Про­из­во­ди­те­ли БПЛА про­фес­си­о­наль­но­го типа в основ­ном пола­га­ют­ся на инди­ви­ду­аль­но раз­ра­бо­тан­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние. Напри­мер, на ПО для робо­тов DJI спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся ком­па­ния DroneDeploy, предо­став­ля­ю­щая несколь­ко паке­тов услуг, в том чис­ле бес­плат­ный базо­вый.

Вокруг это­го соф­та раз­рас­та­ет­ся рынок при­ло­же­ний тре­тьих сто­рон. Есть и мно­же­ство отдель­но сто­я­щих про­грамм­ных реше­ний, напри­мер, Pix4D. Оно поз­во­ля­ет созда­вать двух­мер­ные кар­ты и трех­мер­ные моде­ли на осно­ве фото­гра­фий, сде­лан­ных дро­на­ми.

Суще­ству­ет и несколь­ко опен­сорс­ных вари­ан­тов, сре­ди них – ArduPilot. Как утвер­жда­ют его авто­ры, это про­грамм­ное обес­пе­че­ние мож­но исполь­зо­вать для кон­тро­ля аппа­ра­тов с фик­си­ро­ван­ным кры­лом, копте­ров, вер­то­ле­тов, рове­ров и лодок. Еще одна извест­ная откры­тая плат­фор­ма – Paparazzi UAV. При жела­нии постро­ить дрон мож­но и само­му.

Беспилотники и их мирное использование

БПЛА уже мож­но счи­тать обы­ден­но­стью в аграр­ном сек­то­ре, где они ста­ли частью кон­цеп­ции точ­но­го зем­ле­де­лия. Выда­ва­е­мые дро­на­ми 3D-кар­ты помо­га­ют опре­де­лить состо­я­ние поч­вы и луч­ше пла­ни­ро­вать посев. Спе­ци­аль­ные инте­гри­ро­ван­ные сен­со­ры спо­соб­ны при обле­те рас­по­зна­вать гри­бок, засуш­ли­вые обла­сти, плот­ность уро­жая. Суще­ству­ют бес­пи­лот­ни­ки, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на точеч­ном опы­ле­нии и удоб­ре­нии рас­те­ний.

Фло­ты дро­нов, обхо­дя­щи­е­ся дешев­ле, чем вер­то­ле­ты, инте­гри­ру­ют в свою рабо­ту пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны и раз­лич­ные служ­бы по чрез­вы­чай­ным ситу­а­ци­ям мно­гих стран. БПЛА ока­зы­ва­ют­ся чрез­вы­чай­но полез­ны для инспек­ций рай­о­на ава­рии или воз­го­ра­ния, оцен­ки ущер­ба, нане­сен­но­го сти­хи­ей, сбо­ра инфор­ма­ции о месте пре­ступ­ле­ния с воз­ду­ха. Эти дан­ные затем могут быть пре­вра­ще­ны в трех­мер­ные симу­ля­ции.

По инфор­ма­ции агент­ства Bloomberg, в насто­я­щее вре­мя БПЛА исполь­зу­ют око­ло 350 госу­дар­ствен­ных агентств в 43 аме­ри­кан­ских шта­тах. В Кон­нек­ти­ку­те гото­вит­ся к рас­смот­ре­нию зако­но­про­ект, кото­рый может поз­во­лить поли­ции при­ме­нять воору­жен­ные дро­ны. В этом году БПЛА пат­ру­ли­ро­ва­ли ули­цы во вре­мя тра­ди­ци­он­но­го мара­фо­на в Бостоне. В Вели­ко­бри­та­нии нача­лось исполь­зо­ва­ние дро­нов для мони­то­рин­га фут­боль­ных мат­чей.

БПЛА может ждать боль­шое буду­щее в сфе­ре поч­то­вых услуг. Ком­па­ния Amazon не один год вына­ши­ва­ет пла­ны по осу­ществ­ле­нию регу­ляр­ных доста­вок това­ров дро­на­ми и недав­но совер­ши­ла пер­вый тесто­вый полет в рам­ках про­ек­та Prime Air. Amazon в опре­де­лен­ной сте­пе­ни уже обо­шел кали­фор­ний­ский про­из­во­ди­тель Matternet, чьи дро­ны про­фес­си­о­наль­но­го клас­са спо­соб­ны достав­лять объ­ек­ты весом до 2 кило­грам­мов на рас­сто­я­ние до 20 кило­мет­ров.

Еще по теме: Как дро­ны помо­га­ют решать эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы в Рос­сии

В 2017 году агент­ство граж­дан­ской авиа­ции Швей­ца­рии выда­ло Matternet раз­ре­ше­ние на осу­ществ­ле­ние доста­вок проб кро­ви меж­ду дву­мя гос­пи­та­ля­ми в город­ке Луга­но в любое вре­мя дня и ночи. Недав­но появи­лась инфор­ма­ция, что Google пыта­ет­ся запа­тен­то­вать систе­му достав­ки, осу­ществ­ля­е­мую тан­де­ма­ми БПЛА и назем­ных робо­тов.

Летом 2017 года Дубай обе­ща­ет запу­стить услу­гу достав­ки… людей. Там, по пла­нам, долж­ны начать цир­ку­ли­ро­вать дро­ны-так­си, спо­соб­ные пере­но­сить одно­го чело­ве­ка весом до 100 кило­грам­мов и его чемо­дан.

БПЛА про­цве­та­ют на служ­бе у кино­ин­ду­стрии и поль­зу­ют­ся боль­шой любо­вью у про­фес­си­о­наль­ных фото­гра­фов и фото­лю­би­те­лей. В мар­те 2017 года в Нью-Йор­ке про­шел тре­тий кино­фе­сти­валь, цели­ком посвя­щен­ный филь­мам, сня­тым с помо­щью БПЛА.

Дро­ны были задей­ство­ва­ны в съем­ках «Скай­фол», «Волк с Уолл-стрит».

Широ­ко исполь­зо­вал дро­нов в съем­ках филь­ма «Чап­пи» режис­сер Нил Бломп­камп. Здесь мож­но посмот­реть тесто­вые поле­ты окто­пе­ров, исполь­зо­ван­ные в созда­нии видео­ря­да.

Эскад­рон БПЛА рабо­та­ет на съе­моч­ных пло­щад­ках «Игры пре­сто­лов». Так сни­мал­ся трей­лер к одно­му из сезо­нов сери­а­ла.

Парк раз­вле­че­ний Уол­та Дис­нея гото­вит пер­вое све­то­вое шоу дро­нов.

Еще один недав­ний тренд – гон­ки дро­нов. В про­шлом году была созда­на Лига гоноч­ных дро­нов. Она при­влек­ла 12 мил­ли­о­нов дол­ла­ров инве­сти­ций, под­пи­са­ла кон­тракт со спор­тив­ным теле­ка­на­лом ESPN и гото­вит­ся к про­ве­де­нию в июне чем­пи­о­на­та мира с уча­сти­ем 16 БПЛА и их пило­тов. Видео фина­ла еще одно­го тур­ни­ра – World Drone Prix в Дубае в про­шлом году.

Дроны, биоразнообразие и окружающая среда

Дро­ны уже осу­ществ­ля­ют достав­ки жиз­нен­но важ­ных меди­ка­мен­тов в труд­но­до­ступ­ные рай­о­ны Руан­ды. В Кана­де мик­ро­д­ро­ны были исполь­зо­ва­ны для сбо­ра проб воды, выбра­сы­ва­е­мой кита­ми. Их ана­лиз поз­во­ля­ет оце­ни­вать состо­я­ние здо­ро­вья живот­ных. В Кении дей­ству­ет про­ект по борь­бе с бра­ко­нье­ра­ми с помо­щью дро­нов.

Несколь­ко инте­рес­ных про­ек­тов сде­ла­ла ком­па­ния SenseFly, «доч­ка» Parrot для ком­мер­че­ских реше­ний. Ее дро­ны, в част­но­сти, отсле­жи­ва­ли изме­не­ния лед­ни­ков в Гима­ла­ях и вели под­счет попу­ля­ции мор­ских коти­ков в Кана­де. НАСА исполь­зу­ет дро­ны для изу­че­ния струк­ту­ры ура­га­нов и штор­мов.

По сло­вам Сер­жа Уича из Conservation Drones, БПЛА ста­но­вят­ся гла­за­ми и уша­ми чело­ве­ка там, куда он не может добрать­ся само­сто­я­тель­но: «Мы можем полу­чать дан­ные, кото­рые в дру­гих слу­ча­ях были бы нам недо­ступ­ны, или делать это быст­рее».

Уич счи­та­ет, что у дро­нов в гума­ни­тар­ных про­ек­тах и ини­ци­а­ти­вах по сохра­не­нию окру­жа­ю­щей сре­ды может быть боль­шое буду­щее, но для это­го нуж­ны опре­де­лен­ные усло­вия. В част­но­сти, необ­хо­дим даль­ней­ший про­гресс тех­но­ло­гий: «Одна из труд­но­стей – это слож­ность ана­ли­за дан­ных, – гово­рит Уич. – Дро­ны ста­но­вят­ся более про­сты­ми в исполь­зо­ва­нии, но сбор дан­ных и их ана­лиз все еще прак­ти­че­ски не авто­ма­ти­зи­ро­ва­ны. Необ­хо­ди­мо рабо­тать в этом направ­ле­нии».

Уич счи­та­ет, что эво­лю­ци­о­ни­ро­вать долж­но и окру­жа­ю­щее тех­но­ло­гию зако­но­да­тель­ство: «Боль­шие пре­пят­ствия в нашей рабо­те созда­ют пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния дро­нов и отсут­ствие меха­низ­мов для гар­мо­ни­за­ции зако­нов раз­ных стран. Это озна­ча­ет, что ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным пило­там могут не поз­во­лить управ­лять БПЛА за пре­де­ла­ми госу­дарств, где они про­хо­ди­ли сер­ти­фи­ка­цию. Так­же мы уви­дим боль­ше слу­ча­ев исполь­зо­ва­ния дро­нов, когда пра­ви­ла раз­ре­шат их уда­ле­ние из зоны види­мо­сти пило­та. В насто­я­щее вре­мя это тре­бо­ва­ние силь­но затруд­ня­ет рабо­ту».

Небезобидная технология

По оцен­кам, в про­шлом году толь­ко в США было про­да­но око­ло 700 тысяч дро­нов, на 63 про­цен­та боль­ше, чем в 2015 году. Мощ­ную и доста­точ­но доступ­ную тех­но­ло­гию тести­ру­ют не толь­ко поли­цей­ские, эко­ло­ги и фер­ме­ры. Дро­ны откры­ли новые воз­мож­но­сти для тер­ро­ри­стов, кон­тра­бан­ди­стов и хули­га­нов.

Еще по теме: Как исполь­зо­вать дро­ны, что­бы не нару­шить закон, и 18 полез­ных сай­тов для поклон­ни­ков бес­пи­лот­ни­ков

По все­му миру зафик­си­ро­ва­ны попыт­ки исполь­зо­вать дро­ны для неле­галь­ных доста­вок, напри­мер, в тюрь­мы. В 2015 году в Вели­ко­бри­та­нии чис­ло жалоб в поли­цию, свя­зан­ных с хоб­би-дро­на­ми, воз­рос­ло на 325 про­цен­тов. В боль­шин­стве слу­ча­ев дей­ствия подо­зре­ва­е­мых были клас­си­фи­ци­ро­ва­ны как угро­за обще­ствен­но­му поряд­ку. Тем не менее в 13 слу­ча­ях бес­пи­лот­ни­ки были исполь­зо­ва­ны для совер­ше­ния взло­мов. Еще семь эпи­зо­дов были свя­за­ны с дро­на­ми, летав­ши­ми подо­зри­тель­но близ­ко к детям. В 14 – пред­став­ля­ли угро­зу транс­пор­ту, в основ­ном воз­душ­но­му.

В 2015 году из 25 слу­ча­ев угро­зы столк­но­ве­ния воз­душ­ных судов с объ­ек­та­ми в рай­оне аэро­пор­тов Лон­до­на четы­ре были свя­за­ны с дро­на­ми. Сей­час бри­тан­ская поли­ция рас­сле­ду­ет инци­дент в воз­душ­ном про­стран­стве аэро­пор­та Хит­роу с само­ле­том British Airways. Лай­нер столк­нул­ся с неиз­вест­ным объ­ек­том, по подо­зре­ни­ям, это был БПЛА.

В 2017 году вла­сти США офи­ци­аль­но запре­ти­ли дро­нам при­бли­жать­ся к воен­ным базам.

Рас­тет обес­по­ко­ен­ность тем, что БПЛА могут начать актив­но при­ме­нять экс­тре­ми­сты. В 2016 году тали­бы в Афга­ни­стане впер­вые исполь­зо­ва­ли БПЛА для видео­за­пи­си с воз­ду­ха напа­де­ния тер­ро­ри­ста-смерт­ни­ка и заяви­ли, что вына­ши­ва­ют и дру­гие пла­ны по исполь­зо­ва­нию БПЛА. В 2017 году появи­лись сооб­ще­ния, что экс­тре­мист­ская груп­пи­ров­ка «Ислам­ское госу­дар­ство» научи­лась воору­жать ком­мер­че­ские дро­ны.

Ней­тра­ли­за­ция подо­зри­тель­ных БПЛА ста­ла новой «голов­ной болью» агентств по обес­пе­че­нию пра­во­по­ряд­ка и без­опас­но­сти. В Токио для физи­че­ско­го пере­хва­та дей­ству­ет флот дро­нов, ловя­щих подо­зри­тель­ные объ­ек­ты сетя­ми-сач­ка­ми. Во Фран­ции и Гол­лан­дии для этих целей гото­вят хищ­ных птиц. В Китае неза­кон­но фла­ни­ру­ю­щих БПЛА нача­ли отстре­ли­вать.

Пере­хват дро­нов так­же воз­мо­жен и с помо­щью хакер­ских при­е­мов. В про­шлом году воз­мож­ную уяз­ви­мость систем БПЛА про­де­мон­стри­ро­ва­ли сту­ден­ты аме­ри­кан­ско­го уни­вер­си­те­та Джо­на Хоп­кин­са. Они успеш­но спра­ви­лись с зада­чей взло­мать недо­ро­гой хоб­би-дрон, пере­гру­зив запро­са­ми его бор­то­вой ком­пью­тер и кон­тро­лер и теперь гото­вят­ся взять при­сту­пом дро­ны в более высо­кой цено­вой кате­го­рии. Еще один извест­ный метод пере­хва­та – GPS-спу­финг. Он заклю­ча­ет­ся в захва­те управ­ле­ния дро­ном путем отправ­ки лож­ных GPS-сиг­на­лов. В 2016 году вла­сти США заяв­ля­ли, что этот при­ем широ­ко при­ме­ня­ют нару­ши­те­ли гра­ни­цы с Мек­си­кой.

Правила

Попыт­ки регу­ли­ро­ва­ния исполь­зо­ва­ния БПЛА пред­при­ни­ма­ют во мно­гих стра­нах. При этом в мире нет един­ства: варьи­ру­ют­ся раз­ре­шен­ная высо­та и даль­ность поле­та, клас­си­фи­ка­ция дро­нов, тре­бо­ва­ния к реги­стра­ции и ква­ли­фи­ка­ции пило­та.

Так, боль­шин­ство стран при­дер­жи­ва­ют­ся мак­си­маль­ной раз­ре­шен­ной высо­ты 1250 мет­ров (400 футов). В Пор­ту­га­лии этот порог состав­ля­ет 1500 мет­ров. В ЮАР – не выше само­го высо­ко­го дере­ва или зда­ния. Над гар­мо­ни­за­ци­ей пра­вил исполь­зо­ва­ния БПЛА на сво­ей тер­ри­то­рии сей­час рабо­та­ет Евро­со­юз. Но, как ожи­да­ет­ся, этот про­цесс завер­шит­ся не рань­ше 2018 года.

В 2016 году феде­раль­ное управ­ле­ние граж­дан­ской авиа­ции США опуб­ли­ко­ва­ло новые пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния БПЛА. Они осво­бо­ди­ли от реги­стра­ции вла­дель­цев аппа­ра­тов тяже­лее 24 кило­грам­мов. Если бес­пи­лот­ни­ки при­ме­ня­ют­ся для рабо­ты, напри­мер, инспек­ти­ру­ют объ­ек­ты с воз­ду­ха, управ­ля­ю­щие ими люди обя­за­ны прой­ти сер­ти­фи­ка­цию, а сам аппа­ра­ты – пред­по­лет­ную про­вер­ку.

Для них уста­нов­ле­но огра­ни­че­ние ско­ро­сти – не быст­рее 100 кило­мет­ров в час и высо­ты поле­та – не выше 1250 мет­ров. Поле­ты за пре­де­ла­ми зоны види­мо­сти кон­тро­ле­ра запре­ще­ны. Для подоб­ных мис­сий необ­хо­ди­мо полу­чать спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние. На дан­ный момент вла­сти выда­ли все­го око­ло 300 таких лицен­зий.

В Рос­сии БПЛА регу­ли­ру­ет Воз­душ­ный кодекс РФ. В мар­те 2016 года был при­нят закон об обя­за­тель­ной реги­стра­ции дро­нов тяже­лее 250 грам­мов, но в кон­це года это пра­ви­ло было изме­не­но. Теперь реги­стри­ро­вать необ­хо­ди­мо моде­ли весом более 30 кило­грам­мов. В осталь­ном дро­ны в Рос­сии при­рав­не­ны к воз­душ­ным судам и для поле­тов необ­хо­ди­мо полу­чать спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние Роса­виа­ции.

Перспективы

Как и в слу­чае с любой тех­но­ло­ги­ей, пере­жи­ва­ю­щей бум, раз­ра­бот­ка и усо­вер­шен­ство­ва­ние воз­мож­но­стей БПЛА ведет­ся по всем направ­ле­ни­ям и порож­да­ет самые амби­ци­оз­ные про­ек­ты.

Неко­то­рые экс­пер­ты пола­га­ют, что имен­но дро­ны, а не бес­пи­лот­ные маши­ны – буду­щее авто­ном­ной нави­га­ции. Ведет­ся рабо­та по созда­нию дро­нов, лета­ю­щих роем, дро­нов, рас­по­зна­ю­щих лица, дро­нов, симу­ли­ру­ю­щих полет насе­ко­мых для опти­ми­за­ции тра­ек­то­рии дви­же­ния.

Google иссле­ду­ет воз­мож­но­сти созда­ния дро­нов на сол­неч­ной энер­гии для предо­став­ле­ния высо­ко­ско­рост­но­го досту­па в Интер­нет с воз­ду­ха.

В Берк­ли запус­ка­ет­ся про­ект ISAACS, цель кото­ро­го – выве­сти интер­фейс вза­и­мо­дей­ствия с БПЛА на новый уро­вень. Это опен­сорс­ная ини­ци­а­ти­ва, в рам­ках кото­рой уче­ные иссле­ду­ют воз­мож­но­сти управ­ле­ния дро­на­ми с помо­щью инстру­мен­та допол­нен­ной реаль­но­сти – очков HoloLens Microsoft.

Не нова идея деле­ги­ро­вать БПЛА не толь­ко опас­ную и слож­ную, но и про­сто непри­ят­ную рабо­ту. Недав­но вни­ма­ние миро­вых СМИ при­влек гол­ланд­ский про­ект Dogdrones по созда­нию пат­ру­лей из двух робо­тов – назем­но­го и воз­душ­но­го – для убор­ки соба­чьих экс­кре­мен­тов в горо­дах. Он, прав­да, ока­зал­ся пер­во­ап­рель­ской шут­кой… пока.