Что такое общественная кампания: этапы и виды

По мнению экспертов, народное финансирование – одно из самых эффективных маркетинговых исследований, потому что люди голосуют за понравившиеся идеи рублем. Изображение: скриншот с сайта biblio.planeta.ru
По мнению экспертов, народное финансирование – одно из самых эффективных маркетинговых исследований, потому что люди голосуют за понравившиеся идеи рублем. Изображение: скриншот с сайта biblio.planeta.ru

В мае 2017 года кор­ре­спон­ден­ты Теп­ли­цы рас­ска­жут о «кухне» обще­ствен­ных кам­па­ний: как их запус­кать, успеш­но вести и добить­ся нуж­но­го эффек­та. В ввод­ном мате­ри­а­ле мы разо­бра­лись из каких эта­пов состо­ят обще­ствен­ные кам­па­нии и каких видов быва­ют.

Обще­ствен­ная кам­па­ния — это опре­де­лен­ные дей­ствия, кото­рые помо­га­ют пуб­лич­но и гром­ко заявить о какой-либо соци­аль­но-зна­чи­мой про­бле­ме. Ее цель — при­влечь вни­ма­ние горо­жан или пред­ста­ви­те­лей вла­сти к вопро­су и решить его.

Заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра Planeta.ru по юри­ди­че­ским вопро­сам Алек­сей Чес­но­ков выде­лил кра­уд­фандин­го­вые, кра­уд­сор­син­го­вые, бла­го­тво­ри­тель­ные, волон­тер­ские, инфор­ма­ци­он­ные, социо­ло­ги­че­ские и пети­ци­он­ные обще­ствен­ные кам­па­нии.

Краудфандинговая кампания

Crowd funding — от англий­ско­го «народ­ное финан­си­ро­ва­ние». В осно­ве такой кам­па­нии — про­ект. «Напри­мер, в спец­про­ек­те «Биб­ли­о­Ро­ди­на» по обес­пе­че­нию реги­о­наль­ных биб­лио­тек меце­нат­ски­ми под­пис­ка­ми на пери­о­ди­ку тоже лежит про­ект­ный метод: чело­век выби­ра­ет биб­лио­те­ку, кото­рой хочет помочь, оформ­ля­ет для нее под­пис­ку на понра­вив­ший­ся жур­нал из спис­ка участ­ни­ков, полу­ча­ет за это сер­ти­фи­кат меце­на­та и бонус от изда­тель­ства», — объ­яс­нил Чес­но­ков.

По сло­вам экс­пер­та, кра­уд­фандин­го­вая и кра­уд­сор­син­го­вая (от англий­ско­го crowdsourcing, исполь­зо­ва­ние ресур­сов) могут допол­нять друг дру­га.

«Каж­дая кра­уд­фандин­го­вая кам­па­ния дает авто­ру не толь­ко воз­мож­ность допол­ни­тель­но­го при­вле­че­ния средств, но и пиар, воз­мож­ность най­ти не толь­ко новых спон­со­ров, но и еди­но­мыш­лен­ни­ков, парт­не­ров, а так­же про­вер­ку идеи на проч­ность». Алек­сей Чес­но­ков.

Экс­перт убеж­ден, что народ­ное финан­си­ро­ва­ние — одно из самых эффек­тив­ных мар­ке­тин­го­вых иссле­до­ва­ний, пото­му что люди голо­су­ют за понра­вив­ши­е­ся идеи руб­лем. «Поэто­му мож­но гово­рить и о социо­ло­ги­че­ской функ­ции кра­уд­фандин­го­вых кам­па­ний. Дру­гие вари­ан­ты иссле­до­ва­ний, напри­мер, опро­сы, не поз­во­лят ска­зать с той же уве­рен­но­стью, что автор нахо­дит­ся на пра­виль­ном пути», — под­черк­нул Чес­но­ков. Так­же, по его сло­вам, кра­уд­фандин­го­вые кам­па­нии могут быть и волон­тер­ски­ми, и бла­го­тво­ри­тель­ны­ми.

Они про­хо­дят с помо­щью спе­ци­аль­ных онлайн-плат­форм и осно­ва­ны на доб­ро­воль­ных част­ных пожерт­во­ва­ний. Самая попу­ляр­ная меж­ду­на­род­ная плат­фор­ма — Kickstarter, откры­тая в 2009 году. Ее кон­ку­рент на миро­вом уровне — Indiegogo. В Рос­сии лиде­ра­ми ста­ли кра­уд­фандин­го­вые пло­щад­ки Boomstarter и Planeta, запу­щен­ные 2012 году. Так­же есть Благо.ру, Доб­ро Mail.Ru.

Имен­но до 2012 года сбор средств на лече­ние или на рабо­ту бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции был самым попу­ляр­ным направ­ле­ний. Но посте­пен­но кра­уд­фандин­гом ста­ли зани­мать­ся не толь­ко бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды. Писа­те­ли, музы­кан­ты, режис­се­ры, уче­ные, город­ские акти­ви­сты — мно­гие зани­ма­ют­ся кра­уд­фандин­гом на раз­ви­тие сво­е­го про­ек­та.

Еще по теме: Алек­сей Саха­ров: кра­уд­фандинг как инстру­мент финан­си­ро­ва­ния соци­аль­ных про­ек­тов

К при­ме­ру, рок-груп­па «Али­са» в 2016 году собра­ла на Planeta.ru более 11 мил­ли­о­нов руб­лей, а заяв­ля­ла все­го 4 на запись ново­го аль­бо­ма. Этот про­ект вошел в ТОП 10 самых успеш­ных кам­па­ний.

В кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии есть обя­за­тель­ные эле­мен­ты — назва­ние, видео­об­ра­ще­ние, тек­сто­вое опи­са­ние, финан­со­вая цель, пери­од сбо­ра и награ­ды за под­держ­ку. Без­услов­но успеш­ность кам­па­нии зави­сит от ее про­дви­же­ния.

По сло­вам Алек­сея Чес­но­ко­ва, все кра­уд-кам­па­нии состо­ят из таких эта­пов:

  • оформ­ле­ние идеи в про­ект
  • про­вер­ка (вали­да­ция) про­ек­та со сто­ро­ны кра­уд-плат­фор­мы
  • запуск и про­дви­же­ние про­ек­та
  • полу­че­ние средств
  • выпол­не­ние обя­за­тельств.

Петиционная кампания

Созда­ет­ся для того, что­бы собрать под­пи­си с граж­дан и отпра­вить обра­ще­ние в орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти. Такие пети­ции мож­но созда­вать с помо­щью онлайн-плат­форм. Круп­ные пло­щад­ки — Change.orgAvaaz.

Пети­цию мож­но созда­вать совер­шен­но на любую тему: сохра­не­ние боль­ниц, кол­лек­ции кар­тин в музее, вос­ста­нов­ле­ние биб­лио­те­ки, спа­се­ние пар­ков, пети­ция про­тив зако­но­про­ек­та, стро­и­тель­ства заво­дов.

Плюс пло­щад­ки «Рос­сий­ская обще­ствен­ная ини­ци­а­ти­ва» в том, что пети­ция, набрав­шая нуж­ное коли­че­ство голо­сов, сра­зу же попа­да­ет в экс­перт­ную груп­пу феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го или муни­ци­паль­но­го уров­ня.

Пети­ции состо­ят из четы­рех ком­по­нен­тов: назва­ние, адре­сат (те, кто может повли­ять на реше­ние: чинов­ни­ки, депу­та­ты), исто­рия и важ­ность про­бле­мы. Осо­бое зна­че­ние име­ет то, как будет про­ве­де­на пиар-кам­па­ния. Быва­ет доста­точ­но, что­бы пети­цию уви­дел один чинов­ник, кото­рый в силах решить вопрос. А ино­гда нуж­но зару­чить­ся под­держ­кой СМИ, про­ве­сти акции не толь­ко в онлайне, но и оффлайне.

Успешная кампания Ольги Рыбковской из Омска. Изображение: скриншот с сайта www.change.org
Успеш­ная кам­па­ния Оль­ги Рыб­ков­ской из Омска. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та www.change.org

При­ме­ча­тель­ный при­мер — пети­ция житель­ни­цы Омска Оль­ги Рыб­ков­ской за пра­во досту­па в реани­ма­цию род­ствен­ни­ков боль­ных, запу­щен­ная вес­ной 2016 года на Change.org. Дело в том, что офи­ци­аль­но­го запре­та на посе­ще­ние реани­ма­ции в Рос­сии не было, но мно­гие боль­ни­цы отка­зы­ва­ли роди­те­лям. Рыб­ков­скую так­же не пус­ка­ли к сво­е­му ребен­ку.

Девуш­ка попро­си­ла чита­те­лей рас­ска­зать свои исто­рии. После чего интер­нет-при­ем­ные чинов­ни­ков были зава­ле­ны обра­ще­ни­я­ми. А под пети­ци­ей под­пи­са­лись почти 368 тысяч чело­век. В ито­ге Оль­ге уда­лось добить­ся нуж­но­го рас­по­ря­же­ния Мин­здра­ва, и даже сфор­ми­ро­вать груп­пы волон­те­ров, пси­хо­ло­гов и юри­стов для ока­за­ния помо­щи.

Кампания на осведомленность

Не все­гда акти­ви­стам нуж­но собрать сред­ства или отпра­вить чинов­ни­кам пети­цию. Ино­гда необ­хо­ди­мо про­ве­сти кам­па­нию с целью про­све­ще­ния или для социо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за. Напри­мер, к тако­му виду мож­но отне­сти инфор­ма­ци­он­ные кам­па­нии.

НКО могут про­во­дить фести­ва­ли, вело­про­бе­ги, в кото­рых участ­ву­ют обыч­ные и «осо­бен­ные» дети, или пока­зы­вать тема­ти­че­ские кино­филь­мы. Цель подоб­ных акций – вос­пи­та­ние толе­рант­но­го отно­ше­ния обще­ства к детям с огра­ни­чен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми здо­ро­вья.

Такие кам­па­нии про­во­дят и СМИ. Петер­бург­ский интер­нет-жур­нал «Фон­тан­ка» каж­дую неде­лю запус­ка­ет обще­ствен­ную кам­па­нию в сво­ем бло­ге. Жур­на­ли­сты про­сят чита­те­лей выслать фото­гра­фии, свя­зан­ные с про­бле­ма­ми город­ской сре­ды: осы­па­ю­щи­е­ся фаса­ды, раз­би­тые тро­туа­ры, места нуж­да­ю­щи­е­ся в озе­ле­не­нии. После сбо­ра сооб­ще­ние они состав­ля­ют кар­ту мест и отправ­ля­ют ее чинов­ни­кам.