Создатель игры Ecologic Алексей Колмаков: «Краудфандинг помогает выйти из «ракушки» и получить полезную критику»

На фото: страница краудфандинговой кампании на Planeta.ru, слева соавтор игры Марат Сабиров, справа - создатель Алексей Колмаков. Изображение: скриншот с сайта planeta.ru
На фото: страница краудфандинговой кампании на Planeta.ru, слева соавтор игры Марат Сабиров, справа - создатель Алексей Колмаков. Изображение: скриншот с сайта planeta.ru

Поче­му живые встре­чи с ауди­то­ри­ей и «сара­фан­ное радио» рабо­та­ют куда эффек­тив­нее, чем про­дви­же­ние про­дук­та толь­ко в режи­ме онлайн? Какие зада­чи нуж­но выпол­нить перед запус­ком кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии? На эти вопро­сы кор­ре­спон­ден­ту Теп­ли­цы отве­тил созда­тель настоль­ной игры Ecologic Алек­сей Кол­ма­ков. Коман­да про­ек­та ведет кам­па­нию на Planeta.ru, что­бы издать тре­тий тираж новой вер­сии игры.

В 2013 году выпуск­ни­ки-эко­ло­ги Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сей Кол­ма­ков и Марат Саби­ров реши­ли запу­стить дело­вую игру Ecologic (от «Эко­ло­ги­ка» — эко­ло­ги­че­ская логи­ка). Поня­ли, что у под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния нуж­но менять образ мыш­ле­ния: увле­ка­тель­но под­толк­нуть их береж­но отно­сить­ся к при­род­ным ресур­сам.

Полу­чи­лось любо­пыт­но: каж­дый игрок — дирек­тор добы­ва­ю­щей фир­мы, и его цель не толь­ко зара­бо­тать день­ги, но и умень­шить эко­ло­ги­че­ский вред, ответ­ствен­но осво­ить тер­ри­то­рию. Игра понят­но пока­зы­ва­ет, как изнут­ри управ­ля­ют добы­чей неф­ти, мине­ра­лов. Участ­во­вать могут и дети, и взрос­лые. Для пред­при­ни­ма­те­лей — это и вовсе спо­соб почув­ство­вать всю ответ­ствен­ность и в слу­чае чего изме­нить биз­нес-модель.

— На первый тираж с помощью краудфандинга вы собрали 132 тысячи 100 рублей на Boomstarter. Что самое важное усвоили из этой кампании?

— Мы тща­тель­ным обра­зом изу­чи­ли наш пер­вый опыт и даже напи­са­ли доволь­но обшир­ный текст по это­му пово­ду под назва­ни­ем «курс моло­до­го бой­ца по кра­уд­фандин­гу» в помощь всем, кто решит исполь­зо­вать такой спо­соб сбо­ра средств. Нуж­но учи­ты­вать не толь­ко свой опыт или потен­ци­ал про­ек­та, но и внеш­ние фак­то­ры: трен­ды, финан­со­вое поло­же­ние людей.

Напри­мер, год эко­ло­гии (2017 год объ­яв­лен в Рос­сии годом эко­ло­гии —прим.ред.), конеч­но, уве­ли­чи­ва­ет инте­рес, и эта сфе­ра ста­но­вит­ся мод­ной сама по себе. Но есть и нега­тив­ные трен­ды: ощу­ти­мо чув­ству­ет­ся, что люди ста­ли более эко­ном­ны.

Поня­ли, что очень мно­го людей в нашей стране до сих пор не зна­ют, как рабо­та­ет кра­уд­фандинг и часто пута­ют его с бла­го­тво­ри­тель­но­стью. То есть преж­де, чем рас­ска­зы­вать людям о про­ек­те необ­хо­ди­мо рас­ска­зать о том, что такое кра­уд­фандинг.

— Раз финансовое положение у населения неустойчивое, что подтолкнуло вас снова использовать краудфандинг, а не другие способы финансирования, например, поиск спонсоров, кредитование?

— Для нас, как в 2013 году, так и сей­час — кра­уд­фандинг даже не столь­ко источ­ник финан­си­ро­ва­ния. В первую оче­редь, это отлич­ный спо­соб само­ор­га­ни­зо­вать­ся и акту­а­ли­зи­ро­вать все рабо­чие, кол­ле­ги­аль­ные, парт­нер­ские, кли­ент­ские кон­так­ты. Вый­ти из «ракуш­ки» про­ек­та и взгля­нуть на мир шире, сде­лать лако­нич­ные пре­зен­та­ции и посты о про­ек­те.

Да, кра­уд­фандинг не удо­бен тем, что нель­зя полу­чить всю сум­му сра­зу, а пло­щад­ки берут свой про­цент при­бы­ли, но при всем этом вы полу­ча­е­те чест­ные ста­ти­сти­че­ские и ана­ли­ти­че­ские дан­ные, что очень цен­но для буду­ще­го про­ек­та.

Это про­вер­ка про­ек­та на проч­ность перед лицом целе­вой ауди­то­рии, полу­че­ние кон­струк­тив­ной кри­ти­ки, поз­во­ля­ю­щей улуч­шить про­ект. Клас­си­че­ские мето­ды финан­си­ро­ва­ния не дают таких воз­мож­но­стей.

— Почему выбрали другую площадку для этой кампании?

— Мы вни­ма­тель­но изу­чи­ли совре­мен­ные тен­ден­ции обе­их пло­ща­док (Planeta.ru и Boomstarter.ru — прим.ред.), какое на них раз­но­об­ра­зия про­ек­тов и при­шли к выво­ду, веро­ят­но оши­боч­но­му, веро­ят­но, нет), что сей­час на Планете.ру боль­ше шан­сов собрать сред­ства для тако­го про­ек­та как наш. Кро­ме того, мы хоте­ли попро­бо­вать пора­бо­тать с дру­гой пло­щад­кой в каче­стве экс­пе­ри­мен­та.

Еще по теме: Что такое обще­ствен­ная кам­па­ния: эта­пы и виды

Авторская версия игры, на издание которой создатели собирает средства на Planeta.ru
Автор­ская вер­сия игры, на изда­ние кото­рой созда­те­ли соби­ра­ет сред­ства на Planeta.ru Фото предо­ста­вил Алек­сей Кол­ма­ков.

— На какой этап крауд-кампании вы потратили больше всего времени и усилий? 

— Доль­ше все­го мы раз­ра­ба­ты­ва­ли новую вер­сию самой игры. Кра­уд­фандинг хорош тем, что люди руб­лем демон­стри­ру­ют насколь­ко хоро­шо или пло­хо вам уда­лось сде­лать свое дело. Еще была про­де­ла­на боль­шая под­го­то­ви­тель­ная рабо­та для про­дви­же­ния. Мы изу­чи­ли порт­ре­ты целе­вых ауди­то­рий, соста­ви­ли спис­ки тема­ти­че­ских сооб­ществ, ярких пред­ста­ви­те­лей СМИ.

— А какие методы лучше всего сработали при проведении кампании?

— По наше­му опы­ту, самым эффек­тив­ным инстру­мен­том про­дви­же­ния до сих пор оста­ет­ся «сара­фан­ное радио» и живая демон­стра­ция. Люди гораз­до боль­ше дове­ря­ют инфор­ма­ции от дру­га, чем рекла­ме, кре­а­тив­но­му посту в соц.сетях или инфор­ма­ции из СМИ.

Живые встре­чи все­гда очень хоро­шо сра­ба­ты­ва­ют, пото­му, что чело­век может прид­ти, потро­гать, спро­сить, уви­деть, что это дей­стви­тель­но суще­ству­ет и этим (каким-либо про­ек­том) зани­ма­ют­ся обыч­ные люди.

При этом, конеч­но, не сто­ит ума­лять цен­но­сти како­го-либо кана­ла про­дви­же­ния и инфор­ми­ро­ва­ния. Что же каса­ет­ся живой демон­стра­ции — она явля­ет­ся наи­бо­лее пока­за­тель­ным мето­дом кон­вер­сии, но отни­ма­ет при этом мно­го вре­ме­ни и сил.

Мы исполь­зо­ва­ли клас­си­че­ские мето­ды: посты, кон­кур­сы репо­стов, скид­ки и подар­ки. Все эти мето­ды рабо­та­ют, но для того, что­бы ска­зать какой метод луч­ше — нуж­но боль­ше ста­ти­сти­че­ских дан­ных. После пер­во­го кра­уд­фандин­га мы у каж­до­го под­дер­жав­ше­го ста­ра­лись выяс­нить — отку­да он узнал про про­ект и таким обра­зом оце­ни­ва­ли эффек­тив­ность мето­дов.

Еще по теме: Алек­сей Кол­ма­ков: «Игра ECOLOGIC — мы при­вин­ти­ли доб­рую мысль «Забо­та об эко­ло­гии — это выгод­но»

— Какие советы дадите новичкам при запуске крауд-кампании?

Во-пер­вых, не лени­тесь про­ве­сти серьез­ную под­го­тов­ку перед запус­ком кам­па­нии. Сде­лай­те подроб­ное опи­са­ние, фото­гра­фии, видео­ро­лик. Если у вас что-то мате­ри­аль­ное, то сде­лай­те две-три демо-вер­сии, пока­жи­те их дру­зьям, близ­ким или вовсе незна­ко­мым людям. Во-вто­рых, составь­те порт­рет целе­вой ауди­то­рии и спи­сок сооб­ществ, фирм, лиц, кото­рым ваш про­ект или про­дукт будет потен­ци­аль­но инте­рес­ным. Это обес­пе­чит про­ек­ту силь­ный старт.

В-тре­тьих, изу­чи­те усло­вия той или иной пло­щад­ки по кра­уд­фандин­гу, какие про­ек­ты имен­но у них луч­ше соби­ра­ют. От выбо­ра пло­щад­ки зави­сит мно­гое. И, в-чет­вер­тых, рабо­тай­те! Если вы счи­та­е­те, что мож­но открыть кам­па­нию и сидеть сло­жа руки, а день­ги сами будут капать — это невер­ный под­ход.. С само­го запус­ка кра­уд­фандин­га вам потре­бу­ет­ся 25-й час в сут­ках.

Под­дер­жать про­ект Ecologic мож­но по ссыл­ке.