С чего все начиналось: три общественные кампании, которые изменили мир

Демонстрация суфражисток в Лондоне в 1907 году. Изображение с сайта commons.wikimedia.org (СС0).
Демонстрация суфражисток в Лондоне в 1907 году. Изображение с сайта commons.wikimedia.org (СС0).

Какие обще­на­ци­о­наль­ные дви­же­ния смог­ли изме­нить ход исто­рии и ста­ли клю­че­вы­ми в борь­бе за пра­ва чело­ве­ка? Каким обра­зом граж­дане тре­бо­ва­ли равен­ства? Какие мето­ды исполь­зо­ва­ли лиде­ры мне­ний? Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва сде­ла­ла обзор несколь­ких зна­чи­мых исто­ри­че­ских кам­па­ний, кото­рые раз­вер­ну­лись в США и Вели­ко­бри­та­нии в XIX и XX веках.

Акти­ви­сты исполь­зо­ва­ли раз­ные мето­ды, что­бы при­влечь вни­ма­ние насе­ле­ния и вла­сти. Они изда­ва­ли соб­ствен­ные газе­ты, созда­ва­ли ассо­ци­а­ции, сооб­ще­ства в раз­ных горо­дах, под­поль­ные орга­ни­за­ции, вели острую пар­ла­мент­скую борь­бу, исполь­зо­ва­ли лоб­бизм, устра­и­ва­ли демон­стра­ции и воору­жен­ные мяте­жи и даже тер­ро­ри­сти­че­ские акты.

1. Аболиционистское движение

Картина Флетчера Рэнсома «Линкольн в Геттисберге». Изображение: скриншот с сайта ru.pinterest.com
Зна­ме­ни­тая речь Лин­коль­на. Кар­ти­на Флет­че­ра Рэн­со­ма «Лин­кольн в Гет­тис­бер­ге». Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та ru.pinterest.com

Або­ли­ци­о­ни­сты (от англ. abolitionism – отме­на) зани­ма­лись в основ­ном пар­ла­мент­ской борь­бой. Они созда­ли рес­пуб­ли­кан­скую пар­тию США. Для про­па­ган­ды сво­их идей они исполь­зо­ва­ли раз­лич­ные мето­ды: рас­про­стра­ня­ли пам­фле­ты и трак­та­ты, пуб­лич­но высту­па­ли на пло­ща­дях, писа­ли обра­ще­ния в Кон­гресс, объ­яв­ля­ли эко­но­ми­че­ские бой­ко­ты. Были и вос­ста­ния: фер­мер Джон Бра­ун орга­ни­зо­вал воору­жен­ное сопро­тив­ле­ние, пыта­ясь осво­бо­дить рабов.

В 1833 году в США было осно­ва­но аме­ри­кан­ское обще­ство борь­бы с раб­ством, и нача­ла изда­вать­ся газе­та «Liberator» (осво­бо­ди­тель). Имен­но эти годы ста­ли нача­лом мас­со­во­го або­ли­ци­о­нист­ско­го дви­же­ния. Через несколь­ко лет к обще­ству при­со­еди­ни­лись 200 тысяч чело­век.

Еще по теме: Как с Change.org запус­кать обще­ствен­ные кам­па­нии и ини­ци­а­ти­вы, кото­рые меня­ют реаль­ность

Но этим акти­ви­сты не огра­ни­чи­лись, они созда­ли «под­поль­ную желез­ную доро­гу» в США – так назы­ва­лась тай­ная орга­ни­за­ция, участ­ни­ки кото­рой помо­га­ли афро­аме­ри­кан­цам бежать на север, где не было раб­ства.

При пре­зи­ден­те рес­пуб­ли­кан­це Авра­аме Лин­кольне в 1863 году была изда­на про­кла­ма­ция об осво­бож­де­нии рабов. Затем при­ня­ли и поправ­ку к Кон­сти­ту­ции, кото­рая навсе­гда отме­ни­ла раб­ство в США.

2. Движение суфражисток

1917 год американские суфражистки пикетируют Белый дом. Изображение с сайта commons.wikimedia.org (ССО)
1917 год аме­ри­кан­ские суф­ра­жист­ки пике­ти­ру­ют Белый дом. Изоб­ра­же­ние с сай­та commons.wikimedia.org (СС0)

Это дви­же­ние жен­щин за изби­ра­тель­ное пра­во и про­тив дис­кри­ми­на­ции заро­ди­лось в Вели­ко­бри­та­нии и США в кон­це XIX – нача­ле XX века. Его участ­ниц назы­ва­ли суф­ра­жист­ка­ми (от фран­цуз­ско­го suffrage – изби­ра­тель­ное пра­во).

Жен­щи­ны при­вле­ка­ли вни­ма­ние про­во­ка­ци­он­ны­ми и не все­гда мир­ны­ми дей­стви­я­ми. Они при­ко­вы­ва­ли себя к огра­де Букин­гем­ско­го двор­ца, соби­ра­лись на митин­ги и регу­ляр­ные пике­ты. На пла­ка­тах писа­ли лозун­ги, тре­бу­ю­щие оди­на­ко­вых с муж­чи­на­ми прав на соб­ствен­ность, про­фес­си­о­наль­ную заня­тость, выс­шее обра­зо­ва­ние.

На шестви­ях акти­вист­ки уда­ря­ли поли­цей­ских зон­ти­ка­ми, кото­рые в то вре­мя были весо­мы­ми. Одна­жды в Окс­фор­де они гро­ми­ли мага­зи­ны, подо­жгли цер­ковь, пла­ва­ли в лод­ках по Тем­зе и выкри­ки­ва­ли оскорб­ле­ния в адрес пра­ви­тель­ства и чле­нов пар­ла­мен­та. Еще они под­бра­сы­ва­ли в дома поли­ти­ков само­дель­ные бом­бы и устра­и­ва­ли напа­де­ния.

В США появи­лась аме­ри­кан­ская наци­о­наль­ная ассо­ци­а­ция жен­щин, борю­щих­ся за изби­ра­тель­ные пра­ва. Мно­гие жен­щи­ны отка­зы­ва­лись от упла­ты нало­гов. Акти­вист­ки соби­ра­ли под­пи­си под пети­ци­я­ми, где тре­бо­ва­ли реформ, состав­ля­ли обра­ще­ния к пар­ти­ям и поли­ти­кам, выпус­ка­ли соб­ствен­ную газе­ту Suffragette.

Когда в Вели­ко­бри­та­нии про­хо­ди­ла пере­пись насе­ле­ния, суф­ра­жист­ки про­сто ухо­ди­ли из дома. «Если жен­щи­ны не при­ни­ма­ют­ся в рас­чет, то их не надо счи­тать», – гла­сил один из лозун­гов. Соци­а­ли­сты под­дер­жа­ли жен­щин. На кон­фе­рен­ции в Копен­га­гене в 1910 году акти­вист­ка Кла­ра Цет­кин пред­ло­жи­ла еже­год­но про­во­дить меж­ду­на­род­ный жен­ский день под лозун­га­ми борь­бы за поли­ти­че­ское и соци­аль­ное рав­но­пра­вие. Этим днем ста­ло 8 мар­та.

Борь­ба закон­чи­лась успеш­но: в 1920 году Кон­гресс США при­нял 19-ю поправ­ку к Кон­сти­ту­ции, кото­рая предо­став­ля­ла изби­ра­тель­ное пра­во жен­щи­нам. Англи­чан­ки полу­чи­ли это пра­во в 1918 году (толь­ко для замуж­них жен­щин), а в пол­ном объ­е­ме – в 1928 году.

3. Движение за гражданские права в США

Изображение с сайта: stanfordfreedomproject.com
Мир­ная демон­стра­ция за рав­ные пра­ва. Изоб­ра­же­ние с сай­та: stanfordfreedomproject.com

Дви­же­ние в защи­ту прав афро­аме­ри­кан­ско­го насе­ле­ния нача­лось в нача­ле 1950-х годов в южных шта­тах США. Жите­ли высту­па­ли про­тив сегре­га­ции (фор­ма расо­вой дис­кри­ми­на­ции). В те годы афро­аме­ри­кан­цам нель­зя было участ­во­вать в выбо­рах, учить­ся в одних учеб­ных заве­де­ни­ях с белы­ми. Мно­гие мага­зи­ны и кафе и вовсе их не обслу­жи­ва­ли, а в город­ских авто­бу­сах они име­ли пра­во сидеть толь­ко на послед­них местах. Повы­ше­ния по долж­но­сти тоже было не полу­чить.

Лиде­ром дви­же­ния стал моло­дой бап­тист­ский пас­тор церк­ви Мар­тин Лютер Кинг. Он выбрал так­ти­ку «пас­сив­но­го сопро­тив­ле­ния», то есть мир­но­го про­те­ста. Афро­аме­ри­кан­цы при­хо­ди­ли в заку­соч­ные и про­сто сиде­ли там, мас­со­во отка­зы­ва­лись от обще­ствен­но­го транс­пор­та. Этот бой­кот назы­ва­ли «Ходь­ба во имя сво­бо­ды».

К подоб­ным заба­стов­кам при­со­еди­ня­лись сот­ни сту­ден­тов, сна­ча­ла афро­аме­ри­кан­цы, а потом их под­дер­жи­ва­ли и белые. Басту­ю­щих аре­сто­вы­ва­ли и жест­ко раз­го­ня­ли, инфор­ма­ция о задер­жа­ни­ях появ­ля­лась в мест­ных и миро­вых газе­тах.

Дви­же­ние про­су­ще­ство­ва­ло боль­ше 10 лет. В авгу­сте 1963 года состо­я­лось мас­штаб­ное шествие к Вашинг­то­ну из 250 тысяч чело­век. Тогда же Кинг про­из­нес зна­ме­ни­тую речь «У меня есть меч­та». В 1964 году Кон­гресс при­нял закон о граж­дан­ских пра­вах, кото­рый запре­тил расо­вую дис­кри­ми­на­цию в сфе­рах тор­гов­ли, услуг и при при­е­ме на рабо­ту.