Конференция «Белые ночи фандрайзинга»: от бизнес-идеи до снятия стресса боксом

Эксперты ведут несколько секций параллельно. Для слушателей выбор сложный: тут и выступления российских и зарубежных социальных предпринимателей, обсуждение развития сельских территорий, продвижения социального бренда. Автор фото: Наталья Баранова.
Эксперты ведут несколько секций параллельно. Для слушателей выбор сложный: тут и выступления российских и зарубежных социальных предпринимателей, обсуждение развития сельских территорий, продвижения социального бренда. Автор фото: Наталья Баранова.

В 2017 году международная конференция «Белые ночи фандрайзинга» проходит в десятый раз с 22 по 25 мая. Ее организовывает Центр развития некоммерческих организаций. Ежегодно в событии принимают участие активисты, специалисты НКО из разных регионов России. Главные темы обсуждения в этом году – социальное предпринимательство и фандрайзинг-технологии. Замредактора Теплицы Наталья Баранова подготовила репортаж с первых дней конференции.

Конференция проходит в одном из отелей Санкт-Петербурга. У каждого участника на плече висит тканевая сумка с надписью «Я люблю фандрайзинг», в фойе часто звучат слова «благотворительность, помощь, дети, развитие».

— Я приехала из маленького городка Мегион, что в Ханты-Мансийском округе. Хочу понять, как нашему фонду выживать, — говорит специалист фонда развития города «Мы вместе» Ольга Бойко.

Эксперты ведут несколько секций параллельно. Для слушателей выбор сложный: тут и выступления российских и зарубежных социальных предпринимателей, обсуждение развития сельских территорий, продвижения социального бренда.

Многих слушателей волновал тот же вопрос, что и Ольгу: как привлекать средства, работать с донорами, какие появились новые способы продвижения в онлайне и оффлайне, с чего начать развивать социальный бизнес, как побороть профессиональное выгорание?

Автор фото: Наталья Баранова
Автор фото: Наталья Баранова

Участники приехали со всей страны: Владивосток, Норильск, Пенза, Саранск, Оренбург, Кострома, Рубцовск, Самара. Всего на конференцию зарегистрировалось более 600 человек, а в каждом дне принимает участие от 200 до 300 человек.

Особенно многочисленное сообщество на конференции составили организаторы благотворительных фестивалей «Добрые города».  За две минуты они рассказывают, что сделали за год. Например, активистке Елене Колеченок удалось провести два фестиваля в Петрозаводске, а в семи поселках республики организовать благотворительные концерты и акции.

Наши форумы помогают привлечь людей к благотворительности, мотивируют делать пожертвования. Все собранные средства идут на развитие города, — говорит директор фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова.

Цифры, и правда, внушительные. Сейчас в сообществе 52 города по всей России и 20 поселений. А это 500 специалистов из НКО и 3, 5 тысячи волонтеров, которые помогают организовывать фестивали. По информации Дарьи Буяновой, за год 169 тысяч человек сделали пожертвования на фестивалях, и в итоге было собрано 20 миллионов пожертвований.

Участница из Оренбурга подарила координаторам варежки.
На фото: Дарья Буянова и Елена Колеченок. Организаторы фестивалей вручали друг другу подарки: участница из Оренбурга подарила координаторам варежки и сувениры. Автор фото: Наталья Баранова.

В перерывах между дискуссиями эксперты проводят в фойе консультации. Специалисты краудфандинговой платформы Planeta.ru рассказывают, как оформлять проект на сайте, журналисты портала «Такие дела» — как работать со СМИ.

— Проект должен быть представлен в виде истории конкретного персонажа, — отвечает на вопрос пиар-специалист Planeta.ru Наталия Игнатенко. — Предложите два финала: что будет с мальчиком Петей, если он не получит помощь от вашей организации, а что будет, если получит. Люди проголосуют, конечно, за второй вариант.

Автор фото: Наталья Баранова
На конференции участники получали консультации от социальных предпринимателей, пиар-менеджеров, журналистов и it-специалистов. Автор фото: Наталья Баранова

Социальные предприниматели продают свои изделия и отвечают на вопросы. Участники внимательно рассматривают сувениры от благотворительной организации «Ночлежка» и благотворительного фонда «Адвита», кеды и балетки от фабрики «ТИБОЖ». На этой фабрике обувь изготовляют люди с ограниченными возможностями здоровья.

Рядом — книжная лавка от издательства Альпина, Манн-Иванов-Фербер. И мобильная библиотека: участники подходят и сканируют qr-код и получают бесплатно онлайн-книгу.

dsc00700
На фото: Ольга Жевлакова, коммерческий директор социального проекта «Обувная фабрика ТИБОЖ». Она рассказывает об отличном качестве кед, сделанными людьми со второй и третьей группой инвалидности. Ольга гордится, что такие люди могут приносить пользу другим. Автор фото: Наталья Баранова

За очередным перерывом на кофе участники делятся друг с другом мыслями и идеями. Многие уже проработали план действий по привлечению средств. Особенно вдохновила секция про эндаумент: эксперты благотворительного фонда  В.Потанина и пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз» рассказали, как создать целевой капитал некоммерческой организации.

— Я поняла, куда надо двигаться, — рассказывает Елена Веселовская. — Я — фандрайзер филармонии в Кемерово. Думала, что все пропало. Очень сложно найти финансирование. Здесь познакомилась с коллегами из музеев, сферы культуры и увидела, что все реально. Первым делом после конференции пойду к директору: будем составлять стратегию развития на 10 лет, а не как обычно план на год.

Ее выводам радуется эксперт конференции из Пензы Снежана Французова. Она как раз рассказывала про формирование целевого капитала.

— Честно, я приехала с большим скепсисом. Для многих целевой капитал — что-то запредельное. Да, не очень просто объяснить спонсорам, что их деньги начнут работать через два года. Мы рассказали, как наступали на свои грабли. Я хотела, чтобы люди ушли воодушевленные. Так и случилось, отзывы хорошие. 30 человек точно поедут домой с пониманием, что это вариант нужно непременно использовать.

Автор фото: Наталья Баранова
Автор фото: Наталья Баранова

Идеями своего социального бизнеса поделились десятки человек: предприниматели рассказали, как трудоустраивать людей с инвалидностью или детей из детских домов, открыть инклюзивный детский сад, обучающий центр. И при этом не только помогать уязвимым социальным группам бесплатно, но и получать прибыль.

Секция про социальное предпринимательство вдохновила директора центра для адаптации детей-сирот «Ступеньки» Викторию Ефремову. Сейчас в центре проходят занятия по профориентации детей-сирот. Сейчас в планах у директора начать проводить и платные занятия для детей из обычных семей. «Это поможет обрести нам финансовую устойчивость», — подчеркнула Ефремова.

Йога. Автор фото: Наталья Баранова
Занятие по йоге в антистресс-день. Автор фото: Наталья Баранова

В анти-стресс день участники выбирали занятие по душе: одни пошли на йогу, другие на беседу с психологом, фотопрогулку или занятие по боксу. Эксперты напоминали активистам: психологическая разгрузка нужна, учили как правильно расслабляться и решать конфликтные вопросы.

— Меня удивила такая фраза от спикера: «Стыдно работать 24 часа в сутки», — делится впечатлениями директор воронежского благотворительного фонда «ДоброСвет» Анна Лагунова. — В нашей сфере принято работать всегда. Я кардинально задумалась, о своем графике.

Многие участники во время конференции уже договорились с федеральным экспертами на выступления в регионах. Например, руководитель центра инноваций социальной сферы Республики Мордовия Денис Кривошеин намерен устроить в Саранске встречи с экспертами фонда «Наше будущее», Planeta.ru и представителями сообщества Impact Hub.

— Cо многими я общался только в соцсетях, а сейчас пообщался лично! Я этому очень рад, — эмоционально говорит Кривошеин.

dsc00600
На фото директор ранчо в Гатчине (Ленинградская область) Светлана Волницкая. Светлана организовывает группы для занятия иппотерапией. Автор фото: Наталья Баранова

Один из организаторов конференции, директор по развитию ЦРНО Анна Клецина радостно наблюдает за ходом конференции. Она искренне довольна тем, что фандрайзинг в России с каждым годом становится популярнее и эффективнее.

— Помню, что в самые первые годы проведения конференции секции про частные пожертвования не были так востребованы, — рассуждает Клецина. — НКО не верили, что это возможно. Но сейчас в нашей программе много выступлений про краудфандинг, электронную филантропию. И мы видим какой прогресс произошел, как НКО по всей России активно занимаются фандрайзингом.

Еще Анна Клецина считает, что регионы сейчас развиваются наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. По ее словам, это видно по секции социального предпринимательства. «Год назад мы не могли найти много успешных примеров из России ведения социального бизнеса, то сейчас их полно и все готовы делиться друг с другом опытом», — подчеркнула эксперт.

Многие участники приехали на конференцию впервые. И на вопрос, что стало мотивировкой, смело отвечали: «Где же еще учиться, как не на этой конференции»?

Сайт конференции.
Группа ВКонтакте.