Как онлайн-курс «Дизайн для людей» помогает активистам изменить свои проекты к лучшему

Как просить людей о помощи, рассказать о пользе проекта, убедить историей или визуальным образом – на эти вопросы помогают ответить тренеры онлайн-курса «Дизайн для людей». Изображение: скриншот с сайта school.bremenconsultants.ru/hcd-hri
Как просить людей о помощи, рассказать о пользе проекта, убедить историей или визуальным образом – на эти вопросы помогают ответить тренеры онлайн-курса «Дизайн для людей». Изображение: скриншот с сайта school.bremenconsultants.ru/hcd-hri

Кто ауди­то­рия моей НКО и как с ней общать­ся? Удо­бен ли сайт орга­ни­за­ции? А как попро­сить пожерт­во­ва­ние и при­влечь волон­те­ров? На эти вопро­сы отве­ча­ют тре­не­ры онлайн-кур­са «Дизайн для людей» шко­лы «Бре­мен­ских кон­суль­тан­тов». На кур­се спе­ци­а­ли­сты обще­ствен­ных орга­ни­за­ций осва­и­ва­ют новые про­фес­сии: зна­ко­мят­ся с навы­ка­ми дизай­не­ров, мар­ке­то­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов по ком­му­ни­ка­ци­ям. Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва собра­ла исто­рии слу­ша­те­лей кур­са, и обсу­ди­ла с ними, как меня­ет­ся их виде­ние про­ек­та после обу­че­ния.

Истории участников курса

Курс впер­вые стар­то­вал в апре­ле 2017 года. Он был создан «Бре­мен­ски­ми кон­суль­тан­та­ми» для побе­ди­те­лей кон­кур­са Human Rights Incubator. Но заяв­ку мог­ли подать все жела­ю­щие. В ито­ге собра­лось 90 слу­ша­те­лей, из них 27 побе­ди­те­лей инку­ба­то­ра и акти­ви­сты из раз­ных реги­о­нов Рос­сии. В нача­ле июня 2017 года участ­ни­ки пред­ста­вят перед тре­не­ра­ми свой финаль­ный про­ект.

Педа­гог из Тюме­ни Инна Тереш обра­ти­ла вни­ма­ние на реклам­ное объ­яв­ле­ние в фейс­бу­ке: «Бес­плат­ный онлайн-курс «дизайн для людей». В неком­мер­че­ской сфе­ре Инна нови­чок: 28 лет про­ра­бо­та­ла в систе­ме обра­зо­ва­ния, орга­ни­зо­вы­ва­ла рабо­ту дет­ских и моло­деж­ных объ­еди­не­ний. Осво­ить неиз­вест­ные навы­ки хоте­лось дав­но. Она пода­ла заяв­ку на курс.

Перм­ский жур­на­лист Ана­ста­сия Сечи­на орга­ни­зо­ва­ла шко­лу жур­на­ли­стов-рас­сле­до­ва­те­лей «Точ­ка досту­па». Ее Ана­ста­сия назы­ва­ет «лич­ной жур­на­лист­ской болью»: хоте­лось вер­нуть ува­же­ние к про­фес­сии и вос­ста­но­вить луч­шие тра­ди­ции рас­сле­до­ва­тель­ской жур­на­ли­сти­ки. В 2016 году про­ект выиг­рал кон­кур­са Human Rights Incubator. Ана­ста­сия авто­ма­ти­че­ски ста­ла участ­ни­ком онлайн-кур­са. В ее пла­нах было запу­стить обра­зо­ва­тель­ный раз­дел на сай­те.

Перемены: в голове и на сайте

На пер­вой неде­ле обу­че­ния Инна поня­ла, что ее бес­по­ко­ит буду­щее про­ек­та. Центр выиг­рал феде­раль­ную суб­си­дию на раз­ви­тие «Инку­ба­тор для НКО Яма­ла», но Инну вол­но­вал вопрос, что делать, когда грант закон­чит­ся, как про­дви­гать услу­ги потом?

У Цен­тра был недав­но запу­щен­ный сайт, но коман­да не пони­ма­ла, зачем он нужен. «А соц­се­ти, поч­то­вая рас­сыл­ка, пресс-рели­зы в офи­ци­аль­ных СМИ-как все это пра­виль­но исполь­зо­вать и так что­бы мак­си­маль­ный эффект был? Рань­ше я это дела­ла «по настро­е­нию», ну и поль­за была соот­вет­ству­ю­щая», — рас­ска­зы­ва­ет Инна.

Каж­дый день воз­ни­ка­ло по деся­ток вопро­сов. И на каж­дый из них она полу­ча­ла ответ от коман­ды кур­са. Тре­не­ра­ми высту­пи­ли спе­ци­а­лист в обла­сти ком­му­ни­ка­ции, соос­но­ва­тель «Бре­мен­ских кон­суль­тан­тов» Андрей Мисю­рев и его помощ­ни­ки: спе­ци­а­лист по визу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ана­ста­сия Али­фи­ро­ва, дирек­тор рязан­ско­го обще­ства «Мемо­ри­ал» Ната­лья Брик­кер и дирек­тор про­ект­но­го цен­тра «Инфо­метр» Татья­на Тол­сте­не­ва. Для обсуж­де­ния была созда­на закры­тая груп­па в фейс­бу­ке.

skrin-fb-bk
Пост от тре­не­ров в груп­пе кур­са «Дизайн для людей».

Курс состо­ит из трех тема­ти­че­ских бло­ков: при­вле­че­ние, убеж­де­ние и дей­ствие. На изу­че­ние каж­до­го бло­ка – по две неде­ли. Веби­на­ры длят­ся 40 минут. После каж­до­го – домаш­нее зада­ние. «В кур­се нет тео­ре­ти­че­ской части, очень прак­ти­че­ский харак­тер лек­ций. Слу­ша­тель сра­зу же внед­ря­ет зна­ния в свою рабо­ту», – уточ­ни­ла Татья­на Тол­сте­не­ва.

Инна ста­ра­тель­но опи­сы­ва­ла «путь поль­зо­ва­те­ля» по сай­ту — суть одно­го из домаш­них зада­ний. Напи­са­ла инструк­цию и обо­зна­чи­ла каж­дый шаг про­гул­ки по сай­ту Цен­тра: от захо­да из поис­ко­ви­ка до про­чте­ния отдель­ных раз­де­лов, наблю­де­ния нуж­но было запи­сать. По сове­ту тре­не­ра отпра­ви­ла прось­бу сво­им быв­шим уче­ни­кам: сту­ден­там и кол­ле­гам из дру­гих горо­дов. А потом всю ночь изу­ча­ла отве­ты. В ито­ге раз­лич­ные мне­ния помог­ли ей понять, как сде­лать сайт эффек­тив­нее.

skrinshot-2017-05-30-22-47-26
План при­вле­че­ния от потен­ци­аль­но­го до пер­спек­тив­но­го кли­ен­та. На схе­ме отве­ты на вопро­сы: отку­да при­вле­ка­ем, какую ожи­да­ем полу­чить кон­вер­сию, как будем счи­тать кон­вер­сию? Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли тре­не­ры кур­са.

Инна сра­зу же сфор­му­ли­ро­ва­ла кон­крет­ные изме­не­ния, кото­рые нуж­но вне­сти на сайт: сде­лать шрифт на глав­ной стра­ни­це круп­нее в пол­то­ра раза, «почи­стить» меню, в шап­ке напи­сать, что спе­ци­а­ли­сты уме­ют. Уви­дев чет­кий спи­сок, раз­ра­бот­чи­ки пред­ло­жи­ли бес­плат­ную помощь. Это был пер­вый резуль­тат.

Как про­сить людей о помо­щи, рас­ска­зать о поль­зе про­ек­та, убе­дить исто­ри­ей или визу­аль­ным обра­зом — на эти вопро­сы помо­га­ли отве­тить кон­суль­тан­ты. Слу­ша­те­ли кур­са фор­му­ли­ро­ва­ли цель про­ек­та, рисо­ва­ли порт­ре­ты поль­зо­ва­те­ля (целе­вой ауди­то­рии), про­во­ди­ли интер­вью, раз­ра­ба­ты­ва­ли план при­вле­че­ния. Для каж­до­го кана­ла ком­му­ни­ка­ции опи­сы­ва­ли свою стра­те­гию: для рекла­мы, сара­фан­но­го радио, СМИ, соци­аль­ных сетей.

Пример портрета персонажа (целевой аудитории НКО). Изображение предоставили тренеры курса.
При­мер порт­ре­та пер­со­на­жа (целе­вой ауди­то­рии НКО). Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли тре­не­ры кур­са.

После веби­на­ра Татья­ны Тол­сте­не­вой о том, как счи­тать пока­за­те­ли в обсуж­де­нии появи­лись кон­крет­ные цели. «Хочу при­влечь 50 людей стар­ше­го воз­рас­та 50+ к волон­тер­ской дея­тель­но­сти за один месяц; соби­рать 200 тысяч руб­лей на бла­го­тво­ри­тель­ные про­ек­ты в месяц; при­ве­сти 1000 чело­век на граж­дан­ский фести­валь», — писа­ли участ­ни­ки кур­са. Инна поста­ви­ла себе цель полу­чить 50 обра­ще­ний в месяц. В мае 2017 года в Центр посту­пи­ло 34 обра­ще­ния.

Каж­дую суб­бо­ту для участ­ни­ков про­хо­дил «счаст­ли­вый час». 40 минут обсуж­де­ния: экс­пер­ты отве­ча­ли на вопро­сы, раз­би­ра­ли прак­ти­ку, сами слу­ша­те­ли дели­лись успе­ха­ми и труд­но­стя­ми про­ек­та, дава­ли друг дру­гу сове­ты.

Изображение: скриншот из группы в фейсбуке курса
Отзы­вы слу­ша­те­лей кур­са Ана­ста­сии Сечи­ной и Инны Тереш о «счаст­ли­вом часе». Изоб­ра­же­ние: скрин­шот из груп­пы в фейс­бу­ке кур­са.

На этих часах Инна нако­нец поня­ла, какая ауди­то­рия у ее Цен­тра. На мысль ее наве­ла Ана­ста­сия Сечи­на, задав про­стой вопрос: поче­му Инна не ори­ен­ти­ру­ет­ся на моло­дежь. Дей­стви­тель­но, все это вре­мя Инна дума­ла, что един­ствен­ная груп­па, инте­рес­ная ей — это дей­ству­ю­щие руко­во­ди­те­ли НКО. Обще­ние с ними она выстра­и­ва­ла исклю­чи­тель­но в фор­ма­те офи­ци­аль­ных писем.

«Мои кли­ен­ты — это актив­ные люди в фейс­бу­ке и те, кто толь­ко хочет при­со­еди­нить­ся к НКО», — быст­ро сде­ла­ла вывод жен­щи­на. С про­шлым сти­лем веде­ния пере­пис­ки было покон­че­но. Инна нача­ла делить­ся ново­стя­ми и мыс­ля­ми на сво­ей стра­нич­ке в фейс­бу­ке.

rabochij-stol-inny
Вир­ту­аль­ная «дос­ка» с резуль­та­та­ми рабо­ты Инны Тереш. Вме­сте с тре­не­ра­ми она улуч­ша­ла бло­ки на сай­те орга­ни­за­ции, осно­вы­ва­ясь на про­ве­ден­ных интер­вью и отзы­вах поль­зо­ва­те­лей. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли тре­не­ры кур­са.

Инна на вре­мя попро­бо­ва­ла себя в непри­выч­ной роли уче­ни­ка. «Мне 47 лет и инфор­ма­ци­он­ные штуч­ки пости­гаю посте­пен­но, поэто­му для меня не все так оче­вид­но, как для моло­дых участ­ни­ков. Но я ста­ра­тель­но­стью беру», — объ­яс­ня­ет свое жела­ние учить­ся Инна. Каж­дое зада­ние она сда­ва­ла одна из пер­вых.

Посте­пен­но у Инны появи­лось пони­ма­ние, что и как долж­но быть устро­е­но. Курс научил ее мыс­лить по-дру­го­му.

Как снова влюбиться в свой проект

Во вре­мя онлайн-кур­са Ана­ста­сия нача­ла гото­вить­ся к про­ве­де­нию обще­ствен­но­го фести­ва­ля «Мосты» в Пер­ми. Она орга­ни­зу­ет фести­валь тре­тий год. Вес­ной 2017 для Ана­ста­сии насту­пил пере­лом­ный момент. «Я не чув­ство­ва­ла отклик людей. И вот тут рабо­та «кон­суль­тан­тов» име­ла про­сто маги­че­ской воз­дей­ствие — я сей­час в про­цес­се влюб­лен­но­сти в свой про­ект», — при­зна­лась Ана­ста­сия.

Этот путь от кри­зи­са до пони­ма­ния, куда дви­гать­ся даль­ше занял все­го месяц. Рабо­та нача­лась, каза­лось бы, с само­го оче­вид­но­го: фор­му­ли­ро­ва­ния цели. Ана­ста­сии была уве­ре­на, что жите­лям горо­да и так понят­но, зачем и для кого суще­ству­ет фести­ва­ля. После пер­во­го веби­на­ра она поня­ла, что это дале­ко не так. Каж­дый день она сади­лась за напи­са­ние целей, посла­ния к ауди­то­рии.

«Когда Андрей Мисю­рев зашел на наш сайт, он ска­зал: «Блин, ребят, у вас тут все про вас. А где про меня?!» Толь­ко после это­го вопро­са я смог­ла посмот­реть на сайт дру­ги­ми гла­за­ми и уви­де­ла: вот мы про­сим денег, вот все фото­гра­фии орга­ни­за­то­ров, вот отче­ты с преды­ду­щих собы­тий. А чело­век где? Где наша ауди­то­рия? Где мы рас­ска­зы­ва­ем, что ей дадим? Да нигде», — вспо­ми­на­ет Ана­ста­сия раз­го­вор с тре­не­ром.

Ана­ста­сия тут же взя­лась пере­де­лы­вать сайт. Ника­ких слож­ных слов про мис­сию про­ек­та. Пода­ча четы­рех­днев­ной про­грам­мы кар­ди­наль­но изме­ни­лась. Появи­лось завет­ное посла­ние ауди­то­рии с таким тек­стом: «Встре­тить­ся и подру­жить­ся с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Вдох­но­вить­ся и пой­ти в нуж­ном направ­ле­нии. Понять нечто важ­ное про себя и мир. Вме­сте най­ти реше­ние кон­крет­ных город­ских про­блем. Отсто­ять свою или при­нять чужую прав­ду в жар­ком спо­ре. Про­сто хоро­шо про­ве­сти вре­мя в инте­рес­ной ком­па­нии».

Теперь на глав­ной стра­ни­це — слай­дер с лако­нич­ны­ми заго­лов­ка­ми: «пого­во­рим и послу­ша­ем», «посмот­рим и научим­ся», «при­ду­ма­ем и сде­ла­ем», в пра­вом углу — кноп­ки «иду на фести­валь», «пред­ла­гаю собы­тие», «хочу быть волон­те­ром». Так и появи­лось пря­мое обра­ще­ние к буду­щим участ­ни­кам. А еще целый раз­дел посвя­ти­ли отзы­вам, кото­рых рань­ше не было.

«Когда я ста­ла рабо­тать с «кон­суль­тан­та­ми» все про­сто вста­ло на свои места. Как буд­то гене­раль­ная при­бор­ка моз­га, когда все струк­ту­ри­ру­ет­ся и рас­кла­ды­ва­ет­ся по полоч­кам. Это было дей­стви­тель­но вол­шеб­но. Я ходи­ла по квар­ти­ре, вре­мя от вре­ме­ни пугая детей кри­ка­ми: «Я все при­ду­ма­ла!» — эмо­ци­о­наль­но делит­ся мыс­ля­ми Ана­ста­сия.

Пере­ме­ны слу­чи­лись и в шко­ле «Точ­ка досту­па». Ана­ста­сия изме­ни­ла пода­чу вир­ту­аль­но­го обра­зо­ва­тель­но­го моду­ля. Идея с онлайн-учеб­ни­ком отпа­ла сама собой. «Мы с «кон­суль­тан­та­ми» нача­ли про­пи­сы­вать порт­ре­ты пред­ста­ви­те­лей целе­вой ауди­то­рии, чет­че фор­му­ли­ро­вать цели про­ек­та, и я поня­ла, что фик­си­ро­ван­ный во вре­ме­ни и про­стран­стве учеб­ник не нужен. Это долж­но быть живое обнов­ля­е­мое сооб­ще­ство, участ­ни­ки кото­ро­го будут так­же «делать» его: обме­ни­вать­ся опы­том с кол­ле­га­ми, раз­би­рать свои прак­ти­че­ские кей­сы. Ста­ло ясно, что имен­но под­дер­жи­ва­ю­щее, вдох­нов­ля­ю­щее обще­ние, помощь в момент сту­по­ра — то, что наи­бо­лее цен­но для тех, кто зани­ма­ет­ся этим непро­стым жан­ром», — рас­ска­зы­ва­ет Ана­ста­сия.

Рецепт влюб­лен­но­сти прост: сто­и­ло лишь нари­со­вать порт­рет ауди­то­рии и разо­брать­ся в ее жела­ни­ях. Так, вме­сто апа­тии к Ана­ста­сии при­шло вдох­но­ве­ние.

Действуйте сами

Зада­ча тре­не­ров кур­са — помочь участ­ни­кам уви­деть то, что они не заме­ча­ют. «Мосты уви­де­ли свою ауди­то­рию и пере­де­ла­ли бло­ки дове­рия на сай­те отно­си­тель­но целей ауди­то­рии. Сег­мен­ти­ро­ва­ли ауди­то­рию и сде­ла­ли к каж­дой груп­пе обра­ще­ние, аргу­мен­ты и убеж­де­ния, — ана­ли­зи­ру­ет Андрей Мисю­рев, — В НКО Яма­ла мы выстро­и­ли путь поль­зо­ва­те­ля, нашли парт­не­ров, кото­рые помо­гут при­вле­кать, научи­лись при­зы­вать к дей­ствию, до это­го про­сто не дела­ли это тол­ком».

По мне­нию Мисю­ре­ва, пред­ста­ви­те­ли НКО зача­стую обра­ща­ют­ся к экс­пер­там, ищут гото­вые реше­ния вме­сто того, что­бы разо­брать­ся само­сто­я­тель­но. «Чело­век, слу­шая наш курс, пони­ма­ет, что дизайн — это про­ек­ти­ро­ва­ние. Для людей — это зна­чит, что надо, в первую оче­редь, понять, кто эти люди, кого мы при­вле­ка­ем и от кого что-то про­сим», — гово­рит Андрей Мисю­рев.

«Мы помо­га­ем понять, что не надо читать мно­го и искать рецеп­ты. Зна­ний у людей доста­точ­но. Нуж­но дей­ство­вать: счи­тать пока­за­те­ли пове­де­ния людей на сай­те, в сети или рас­сыл­ке. И на осно­ве это­го стро­ить изме­не­ния, не смот­реть на экс­перт­ное мне­ние людей, кото­рые дают «луч­шие прак­ти­ки». Они могут иметь мало обще­го с тем, что реаль­но при­ве­дет орга­ни­за­цию к пока­за­те­лям и цели». Андрей Мисю­рев, спе­ци­а­лист в обла­сти ком­му­ни­ка­ции.

Осо­бен­но цен­но изу­чить пси­хо­ло­гию пове­де­ния чело­ве­ка. Мисю­рев уве­рен, что не надо пере­де­лы­вать сай­ты и зани­мать­ся дизай­ном, пока нет отве­та на вопрос: «Кто будет пла­кать и по чему ску­чать, когда закро­ют вашу орга­ни­за­цию?» Ресур­сы и опыт орга­ни­за­ции поз­во­ля­ют это сде­лать.

Инна осва­и­ва­ет новые про­фес­сии: помо­га­ет раз­ра­бот­чи­кам сай­та, сове­ту­ет, как луч­ше. Напри­мер, на глав­ной стра­ни­це заме­ни­ли фото­гра­фии НКО-парт­не­ров на отзы­вы. В пла­нах сде­лать под­пис­ку на сай­те. Буду­щее про­ек­та Инна видит отчет­ли­во: появил­ся устой­чи­вый финан­со­вый план, нашлись несколь­ко парт­не­ров. Но боль­ше все­го она рада, что теперь зна­ет, куда дви­гать­ся: учит­ся в шко­ле соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, смот­рит веби­на­ры Теп­ли­цы, пода­ла заяв­ку на обу­че­ние «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те». «Все зави­сит от нас самих», уве­рен­но гово­рит Инна.

Ана­ста­сия вовсю гото­вит­ся к про­ве­де­нию фести­ва­ля в Пер­ми. Про­цесс теперь не в тягость, наобо­рот, ста­ло гораз­до инте­рес­нее наблю­дать за пере­ме­на­ми в про­ек­те. Она все еще тести­ру­ет под­хо­дя­щие фор­му­ли­ров­ки глав­но­го сооб­ще­ния для пер­со­на­жей «Мостов».

Видео с кур­са мож­но посмот­реть на кана­ле YouTube шко­лы «Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты».

Ссыл­ка на бес­плат­ный онлайн-курс «Дизайн для людей».

Вто­рой набор онлайн-кур­са прой­дет в сен­тяб­ре 2017 года. На него уже запи­са­лись око­ло 30 чело­век.