В Москве пройдет кинофестиваль «Новая Москва: ретроспектива фильмов»

Пять вечеров ретроспективы позволят проанализировать столкновение ценностей на рубеже разных, порой противоречивых, периодов и поразмышлять о настоящем и будущем Москвы. Фото: сайт strelka.com/ru/events/events/new-moscow
Пять вечеров ретроспективы позволят проанализировать столкновение ценностей на рубеже разных, порой противоречивых, периодов и поразмышлять о настоящем и будущем Москвы. Фото: сайт strelka.com/ru/events/events/new-moscow

Пер­вый в Рос­сии кино­фе­сти­валь, посвя­щен­ный исто­рии урба­низ­ма, прой­дет на «Стрел­ке» с 5 по 14 июня 2017 года. Под­го­тов­лен­ный сту­ден­та­ми про­грам­мы Advanced Urban Design, сов­мест­ной маги­стер­ской про­грам­мы Выс­шей шко­лы урба­ни­сти­ки НИУ ВШЭ и Инсти­ту­та медиа, архи­тек­ту­ры и дизай­на «Стрел­ка», фести­валь объ­еди­нит 9 пока­зов худо­же­ствен­ных и доку­мен­таль­ных филь­мов и 11 дис­кус­сий веду­щих экс­пер­тов из сфе­ры гра­до­стро­и­тель­ства, архи­тек­ту­ры, фило­со­фии, кино и искус­ство­ве­де­ния.

«Новая Москва» про­сле­дит идеи, опре­де­ляв­шие раз­ви­тие горо­да в раз­ные пери­о­ды XX века. Каж­дый фильм, выбран­ный для пока­за, отра­жа­ет харак­тер­ные чер­ты раз­ви­тия сто­ли­цы и жиз­ни людей в опре­де­лен­ный пери­од вре­ме­ни – от «экс­пе­ри­мен­таль­но­го» пери­о­да поис­ка иден­тич­но­сти 1918 года до совре­мен­но­сти.

Пять вече­ров ретро­спек­ти­вы поз­во­лят про­ана­ли­зи­ро­вать столк­но­ве­ние цен­но­стей на рубе­же раз­ных, порой про­ти­во­ре­чи­вых, пери­о­дов и пораз­мыш­лять о насто­я­щем и буду­щем Моск­вы.

В программе:

5 июня: «Новая реаль­ность (1918−1931)»

После сме­ны вла­сти Москва при­об­ре­ла ста­тус сто­ли­цы и столк­ну­лась с необ­хо­ди­мо­стью поис­ка новой город­ской иден­тич­но­сти. Три дис­кус­сии — «Виде­ния Моск­вы в кино», «Гра­до­стро­и­тель­ная поли­ти­ка СССР. Пер­вое деся­ти­ле­тие» и «Блеск и нище­та ново­го быта» — помо­гут уви­деть клю­че­вые идео­ло­ги­че­ские и гра­до­стро­и­тель­ные тен­ден­ции, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся в то вре­мя.

В дис­кус­си­ях при­мут уча­стие:

  • Кор Ваге­на­ар, пре­по­да­ва­тель про­грам­мы Advanced Urban Design;
  • Ян Лев­чен­ко, про­фес­сор НИУ ВШЭ и автор про­ек­та «Кар­та виде­ний Моск­вы»;
  • Сер­гей Пчел­кин, пре­по­да­ва­тель ВШУ НИУ ВШЭ;
  • Марк Мее­ро­вич, архи­тек­тор и автор кни­ги «Гра­до­стро­и­тель­ная поли­ти­ка в CCCР (1917–1929)»;
  • Алек­сандра Сели­ва­но­ва, руко­во­ди­тель Цен­тра аван­гар­да на Шабо­лов­ке;
  • Татья­на Гне­дов­ская, спе­ци­а­лист по архи­тек­ту­ре немец­ко­го Верк­бун­да и Бауха­у­са.
  • Так­же состо­ит­ся показ двух филь­мов — сати­ри­че­ской коме­дии «Дом на Труб­ной» с ком­мен­та­ри­я­ми моск­во­ве­да Татья­ны Ворон­цо­вой и «Москва. Про­бег кино-гла­за» в сопро­вож­де­нии ком­мен­та­ри­ев моск­во­ве­да Оле­га Васи­ли­ка, осно­ва­те­ля про­ек­та «Про­гу­лош­ная».

6 июня: «Изоб­ре­тая город (1932−1955)»

Во вре­мя «ста­лин­ско­го» пери­о­да Москва ста­но­вит­ся плац­дар­мом для гра­до­стро­и­тель­ных экс­пе­ри­мен­тов и пере­жи­ва­ет силь­ную транс­фор­ма­цию: пред­при­ни­ма­ет­ся попыт­ка ком­плекс­ной рекон­струк­ции горо­да, появ­ля­ет­ся мет­ро и мону­мен­таль­ная архи­тек­ту­ра, а так­же фор­ми­ру­ет­ся образ «иде­аль­но­го» совет­ско­го горо­да.

«Архи­тек­ту­ра и Власть» — тема дис­кус­сии, на кото­рой про­фес­сор НИУ ВШЭ Сер­гей Мед­ве­дев и дирек­тор Музея архи­тек­ту­ры Ели­за­ве­та Лиха­че­ва обсу­дят, суще­ство­ва­ла ли тота­ли­тар­ная архи­тек­ту­ра и какое вли­я­ние она ока­за­ла на жизнь моск­ви­чей. После пока­за филь­ма «Есть мет­ро» с ком­мен­та­ри­я­ми архи­тек­тур­но­го кри­ти­ка Алек­сандра Зме­ула состо­ит­ся дис­кус­сия «Gesamtkunstwerk Moskau. Зачем горо­ду боль­шая идея?», кото­рая объ­еди­нит исто­ри­ка архи­тек­ту­ры Сер­гей Кав­та­рад­зе и Вла­ди­ми­ра Мар­ты­но­ва — фило­со­фа, кура­то­ра выстав­ки «Москва — порт пяти морей». Они обсу­дят, поче­му Москва счи­та­лась местом силы, а завер­шит день кино­по­каз экс­цен­трич­ной коме­дии «Новая Москва».

7 июня: «…с чело­ве­че­ским лицом (1956−1968)»

Сме­на руко­вод­ства стра­ны спо­соб­ство­ва­ла оформ­ле­нию хру­щев­ской «отте­пе­ли», появ­ле­нию новой пара­диг­мы в гра­до­стро­и­тель­стве и фор­ми­ро­ва­нию «чело­ве­че­ско­го изме­ре­ния горо­да».

Пре­по­да­ва­тель про­грам­мы Advanced Urban Design Кор Ваге­на­ар и руко­во­ди­тель бюро «Про­ект Мега­ном» Юрий Гри­го­рян пого­во­рят об отли­чи­ях совет­ско­го модер­низ­ма от запад­но­го ана­ло­га (дис­кус­сия «Соци­а­ли­сти­че­ский модер­низм»). Затем после­ду­ют показ доку­мен­таль­но­го филь­ма «Москва, ули­ца Горь­ко­го» и оче­ред­ная дис­кус­сия «Prefabricated Happiness / Типо­вое сча­стье» при уча­стии Кора Ваге­на­ара и архи­тек­то­ра Мар­ко Михи­ча-Ефти­ча о жилой архи­тек­ту­ре пер­во­го пери­о­да инду­стри­аль­но­го домо­стро­е­ния. Заклю­чи­тель­ным меро­при­я­ти­ем дня ста­нет кино­по­каз дра­мы «Июль­ский дождь» о соци­аль­ном кон­тек­сте того вре­ме­ни.

12 июня: «Маши­на сча­стья (1969 – 1991)»

Несо­от­вет­ствие амби­ци­оз­ных пла­нов реаль­но­му поло­же­нию дел в стране, а так­же кри­зис систе­мы цен­но­стей при­ве­ли к эпо­хе «застоя» 1968–1991 годов, ассо­ци­и­ру­ю­щей­ся с совет­ским модер­низ­мом в архи­тек­ту­ре.

Пре­по­да­ва­тель МАРШ Окса­на Сар­ки­сян и декан факуль­те­та соци­аль­ных наук МВШСЭН Вик­тор Вах­штайн обсу­дят, каким дол­жен был быть совет­ский чело­век соглас­но про­ек­там совет­ских архи­тек­то­ров и гра­до­стро­и­те­лей, в рам­ках дис­кус­сии «Меж­ду тео­ри­ей модер­низ­ма и прак­ти­кой». Затем после пока­за доку­мен­таль­но­го филь­ма «Здо­ро­вье боль­шо­го горо­да» пре­по­да­ва­тель Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­та в Санкт-Петер­бур­ге Вадим Басс и архи­тек­тор Кирилл Асс пого­во­рят об акту­аль­но­сти модер­низ­ма в архи­тек­ту­ре (дис­кус­сия «Модер­нист­ские мифы»). Завер­ша­ет день кино­по­каз дра­мы «Так­си-блюз».

14 июня: «Год нуле­вой (1992 – …)»

Рыноч­ная эко­но­ми­ка и запад­ная куль­ту­ра, при­шед­шие в стра­ну в нача­ле 90-х, запу­сти­ли про­цесс оче­ред­ной транс­фор­ма­ции горо­да, за почти три деся­ти­ле­тия после рас­па­да СССР в стране сме­ни­лось несколь­ко пери­о­дов и идео­ло­гий. Рустам Рах­ма­тул­лин, один из осно­ва­те­лей дви­же­ния «Арх­над­зор» и жур­на­ла «Мос­ков­ское насле­дие», и руко­во­ди­тель бюро «Мезон­про­ект» Илья Маш­ков обсу­дят воз­мож­ность ком­про­мис­са в вопро­се сохра­не­ния и сно­са архи­тек­тур­но­го насле­дия в рам­ках дис­кус­сии «Сне­сти нель­зя оста­вить: дилем­ма заклю­чен­но­го». Затем Илья Маш­ков пого­во­рит с дека­ном Выс­шей Шко­лы Урба­ни­сти­ки Алек­се­ем Нови­ко­вым о том, поче­му все изме­не­ния в Москве по-преж­не­му носят ради­каль­ный харак­тер. Завер­шит про­грам­му показ доку­мен­таль­но­го филь­ма «С Восто­ка» режис­се­ра Шан­таль Акер­ман.

Кино­фе­сти­валь «Новая Москва: ретро­спек­ти­ва филь­мов» под­го­тов­лен сту­ден­та­ми в рам­ках кур­са Кора Ваге­на­ара «Исто­рия урбанизма/Urban histories». В резуль­та­те изна­чаль­но учеб­ный про­ект был под­дер­жан на кон­кур­се сту­ден­че­ских ини­ци­а­тив клу­ба сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей «Выш­ка Family» и стал частью про­грам­мы «Лето на «Стрел­ке». Пока­зы про­хо­дят при под­держ­ке фон­да Architecturalia и Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки.