Что такое методология Scrum: современные форматы работы в команде

От английского scrum – толкотня в борьбе за мячик в регби. Он обозначает метод понятной игры. Название позаимствовал Джефф Сазерленд и назвал так метод организации работы команды для управления проектами. Изображение с сайта: commons.wikimedia.org (СС0).
От английского scrum – толкотня в борьбе за мячик в регби. Он обозначает метод понятной игры. Название позаимствовал Джефф Сазерленд и назвал так метод организации работы команды для управления проектами. Изображение с сайта: commons.wikimedia.org (СС0).
Как быст­ро улуч­шить про­из­во­ди­тель­ность коман­ды? Как пра­виль­но раз­ра­бо­тать про­ект или про­дукт, что­бы он стал вос­тре­бо­ван­ным? Поче­му иерар­хич­ность и план рабо­ты на год впе­ред толь­ко меша­ют? Что помо­жет сэко­но­мить вре­мя и ресур­сы орга­ни­за­ции? Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва изу­чи­ла прин­ци­пы мето­да Scrum для управ­ле­ния про­ек­та­ми.Мето­до­ло­гия Scrum (скрам, от англ. «схват­ка») при­шла из it сфе­ры. Эта мето­до­ло­гия обо­зна­ча­ла гиб­кий под­ход для раз­ра­бот­ки про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. Прин­ци­пы Scrum сфор­му­ли­ро­ва­ли аме­ри­кан­ские раз­ра­бот­чи­ки Джефф Сазер­ленд и Кен Шва­бер. Сазер­ленд стал авто­ром кни­ги «Scrum – рево­лю­ци­он­ный метод управ­ле­ния про­ек­та­ми».

Сей­час scrum под­хо­дит для ком­мер­че­ских и неком­мер­че­ских ком­па­ний, и даже для инди­ви­ду­аль­ной рабо­ты. В этой мето­ди­ке нет поэтап­но­го под­хо­да к созда­нию про­дук­та или запус­ку про­ек­та.

Авто­ры пред­ла­га­ют забыть про клас­си­че­ский под­ход к пла­ни­ро­ва­нию (кас­кад­ная модель), кото­рый не поз­во­ля­ет вно­сить изме­не­ния в рабо­ту, слиш­ком фор­ма­ли­зо­ван и пред­ска­зу­ем. Scrum же осно­ван на про­ти­во­по­лож­ных прин­ци­пах: сво­бо­да, гиб­кость, само­ор­га­ни­зо­ван­ность. Все это при­зва­но улуч­шить про­из­во­ди­тель­ность.

Минус тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да управ­ле­ния про­ек­та­ми в том, что сле­до­ва­ние зара­нее состав­лен­но­му пла­ну может навре­дить всей рабо­те. Коман­де быва­ет слож­но спра­вить­ся с непред­ви­ден­ны­ми труд­но­стя­ми: сро­ки и бюд­же­ты огра­ни­че­ны, каж­дый про­вал или недо­чет ска­зы­ва­ет­ся на задум­ке.

В этом под­хо­де меша­ет еще и жест­кая иерар­хич­ность: каж­дый отдел выпол­ня­ет зада­чи, уста­нов­лен­ные руко­во­ди­те­лем. Про­цесс может идти мед­лен­но, пото­му что сле­ду­ю­щая зада­ча выпол­ня­ет­ся стро­го за преды­ду­щей. Зача­стую конеч­ный про­дукт не инте­ре­сен и не вос­тре­бо­ван у поль­зо­ва­те­ля, пото­му что в про­цес­се его созда­ния авто­ры совсем не узна­ва­ли мне­ние целе­вой ауди­то­рии.

Что предлагает изменить в работе метод Scrum

1. Неболь­шие коман­ды рабо­та­ют быст­рее и эффек­тив­нее. В одной коман­де долж­но быть от трех до девя­ти чело­век. Так что боль­шие кол­лек­ти­вы сле­ду­ет поде­лить на части: напри­мер, на коман­ду раз­ра­бот­чи­ков и коман­ду, отве­ча­ю­щую за кон­тент.

Здесь важ­на авто­ном­ность: сотруд­ни­ки сами несут ответ­ствен­ность за рабо­ту. Глав­ное – сво­бо­да и само­ор­га­ни­за­ция. Но нуж­но выбрать «скрам-масте­ра»: чело­ве­ка, кото­рый будет направ­лять и сле­дить за всем про­цес­сом.

2. Про­зрач­ность. Вся рабо­та долж­на быть откры­той, даже финан­со­вые вопро­сы долж­ны быть понят­ны и доступ­ны для любо­го сотруд­ни­ка.

3. План на год не нужен. Не нуж­но подроб­но про­пи­сы­вать все эта­пы ваше­го про­ек­та на год или на два впе­ред. Луч­ше набро­сай­те несколь­ко пред­по­ла­га­е­мых вари­ан­тов, это будут стра­те­ги­че­ские цели. Сле­ду­ет соста­вить спи­сок всех тре­бо­ва­ний к про­дук­ту, кото­рый назы­ва­ет­ся «бэк­лог». Но его мож­но изме­нять и совер­шен­ство­вать в про­цес­се.

Принципы Scrum: самоорганизация, интерактивная разработка, сотрудничество, эмпирический контроль процесса, выявление приоритетов, timeboxing – раскладывание дел по определенному отрезку времени вместо обычного перечня дел. Изображение с сайта: commons.wikimedia.org (CC0).
Прин­ци­пы Scrum: само­ор­га­ни­за­ция, интер­ак­тив­ная раз­ра­бот­ка, сотруд­ни­че­ство, эмпи­ри­че­ский кон­троль про­цес­са, выяв­ле­ние при­о­ри­те­тов, timeboxing – рас­кла­ды­ва­ние дел по опре­де­лен­но­му отрез­ку вре­ме­ни вме­сто обыч­но­го переч­ня дел. Изоб­ра­же­ние с сай­та: commons.wikimedia.org (CC0).

4. Раз­би­вай­те рабо­ту на части. Зада­чи сто­ит выпол­нять цик­ла­ми, они назы­ва­ют­ся сприн­ты. Их дли­тель­ность от одной до четы­рех недель. В каж­дом таком цик­ле есть спринт бэк­лог (sprint backlog) – спи­сок задач, кото­рые нуж­но сде­лать за этот срок. Смысл в том, что коман­ды долж­ны сами при­ни­мать реше­ние, к какой зада­че при­сту­пить и что вой­дет в спи­сок. Такой под­ход помо­га­ет узнать дина­ми­ку команд.

5. Не пытай­тесь выпол­нить сра­зу несколь­ко задач. Сосре­до­точь­тесь на одной зада­че, но зато сде­лай­те ее быст­ро. Мно­го­за­дач­ность здесь ни к чему, а сверх­уроч­ная рабо­та при­но­сит сотруд­ни­кам толь­ко уста­лость. Луч­ше усерд­но потру­дить­ся в буд­ние дни.

6. Каж­до­днев­ные собра­ния. Они не долж­ны затя­ги­вать­ся на час или пол­то­ра. За 10–15 минут участ­ни­ки долж­ны рас­ска­зать, что сде­ла­ли вче­ра, что будут делать сего­дня и с каки­ми труд­но­стя­ми они столк­ну­лись.

7. Посто­ян­ное обще­ние с кли­ен­том или ауди­то­ри­ей. Так как резуль­та­ты про­ек­та сда­ют­ся поша­го­во, то вы може­те сме­ло пока­зать кли­ен­ту про­ме­жу­точ­ный резуль­тат. Тем самым вы сни­зи­те риск созда­ния ненуж­но­го и невос­тре­бо­ван­но­го про­дук­та.