Ирина Шубина: «Благотворительность ВКонтакте — мы помогаем НКО эффективно использовать платформу»

ВКонтакте регулярно меняет площадку под нужды НКО. В начале 2017 года было запущено отдельное направление «Благотворительность ВКонтакте». На фото: руководитель направления Ирина Шубина. Фото предоставлено экспертом.
ВКонтакте регулярно меняет площадку под нужды НКО. В начале 2017 года было запущено отдельное направление «Благотворительность ВКонтакте». На фото: руководитель направления Ирина Шубина. Фото предоставлено экспертом.

Соци­аль­ная сеть ВКон­так­те в фев­ра­ле 2017 года запу­сти­ла направ­ле­ние «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те». Все для того, что­бы научить спе­ци­а­ли­стов НКО рабо­тать с плат­фор­мой. Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пооб­ща­лась с руко­во­ди­те­лем направ­ле­ния Ири­ной Шуби­ной и узна­ла, как появи­лось сооб­ще­ство и каким обра­зом коман­да ВКон­так­те помо­га­ет неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям со всей Рос­сии.

Сей­час в сооб­ще­стве «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те» почти 42 тыся­чи под­пис­чи­ков. С момен­та запус­ка коман­да полу­чи­ла око­ло 300 заявок на вери­фи­ка­цию – про­вер­ка стра­ни­цы или груп­пы на под­лин­ность и при­над­леж­ность к орга­ни­за­ции, оцен­ка каче­ства веде­ния. Из них одоб­ре­но было все­го 10, боль­шин­ство не про­шли в основ­ном из-за низ­ко­го каче­ства адми­ни­стри­ро­ва­ния.

ВКон­так­те регу­ляр­но меня­ет пло­щад­ку под нуж­ды НКО. Был запу­щен клас­си­фи­ка­тор, где мож­но ука­зать, что сооб­ще­ство явля­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­ным. Появил­ся спе­ци­аль­ный фор­мат бла­го­тво­ри­тель­ных постов, когда рекла­ма раз­ме­ща­ет­ся от лица вери­фи­ци­ро­ван­но­го бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да. В пла­нах дать поль­зо­ва­те­лям воз­мож­ность ука­зать на сво­ей стра­ни­це, что они явля­ют­ся волон­те­ра­ми како­го-либо НКО.

– Ирина, расскажите, почему вы решили запустить отдельное направление по теме благотворительности, что вас подтолкнуло к этому?

– Это очень инте­рес­ная исто­рия. ВКон­так­те все­гда под­дер­жи­вал бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции. Были бла­го­тво­ри­тель­ные подар­ки, сти­ке­ры, спец­про­ек­ты, предо­став­ля­ли бес­плат­ную рекла­му. Но не хва­та­ло систем­но­сти, про­зрач­но­сти и отве­та на вопрос: «Какие шаги долж­на сде­лать НКО, что­бы полу­чить под­держ­ку ВКон­так­те? Что это за орга­ни­за­ция, с каки­ми про­ек­та­ми?». Мы нача­ли с это­го. И потом мно­го все­го про­бо­ва­ли и экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли.

Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те – это исто­рия о том, что мы хотим помочь неком­мер­че­ско­му сек­то­ру мак­си­маль­но эффек­тив­но исполь­зо­вать плат­фор­му. Это такое хоро­шее доб­рое дело, кото­рое дела­ет ком­па­ния, пото­му что может и хочет.

– Вы проводили исследования, опросы среди некоммерческого сектора?

– Когда я нача­ла рабо­тать ВКон­так­те, мы про­ве­ли иссле­до­ва­ние потреб­но­стей бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций. Самым любо­пыт­ным ока­за­лось, что фон­ды есть ВКон­так­те, но они не очень пони­ма­ют, как поль­зо­вать­ся пло­щад­кой. Имен­но поэто­му мы с само­го нача­ла сде­ла­ли акцент на обу­че­нии, запу­сти­ли обра­зо­ва­тель­ный курс и под­го­то­ви­ли руко­вод­ство для фон­дов, что­бы вся полез­ная инфор­ма­ция была в откры­том досту­пе.

Очень мно­гое выяс­ня­лось в про­цес­се рабо­ты. Напри­мер, мы не сра­зу выстро­и­ли систе­му оцен­ки сооб­ществ бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов для вери­фи­ка­ции, она меня­лась в про­цес­се. Я думаю, впе­ре­ди нас ждет выстра­и­ва­ние систе­мы предо­став­ле­ния гран­тов, что­бы она была более про­зрач­ной.

Пока вери­фи­ци­ро­ван­ных сооб­ществ мало, и мы предо­став­ля­ем гран­ты на про­дви­же­ние и рекла­му всем, кто гра­мот­но под­го­то­вил реклам­ную кам­па­нию. Ско­рее все­го, когда пер­вые фон­ды исполь­зу­ют эту воз­мож­ность, гран­ты ста­нут попу­ляр­нее, и нам при­дет­ся делать отбор.

Карта фондов и организаций. Изображение: скриншот из группы ВК vk.com/charity

– По вашим ощущениям, насколько направление популярно, удалось ли привлечь сообщество НКО?

– Про попу­ляр­ность ска­зать пока слож­но. Пер­вые пол­го­да я ста­ви­ла перед направ­ле­ни­ем такую зада­чу – что­бы о нас зна­ло про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство. И если рань­ше что­бы свя­зать­ся с ВК и попро­сить под­держ­ку, нуж­но было напи­сать на несколь­ко поч­то­вых ящи­ков, а еще луч­ше в лич­ные сооб­ще­ния тому, кто рабо­та­ет в коман­де, то теперь тако­го нет. Я уве­ре­на, что актив­ные бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции точ­но зна­ют, что есть такое направ­ле­ние, есть я, есть поч­та и есть мил­ли­он спо­со­бов свя­зать­ся с нами.

– Вы бесплатно поддерживаете НКО: помогаете выбрать набор инструментов для продвижения. Какие форматы востребованы, что именно советуете?

– У нас есть фор­ма заявок на сай­те, через кото­рую пред­ста­ви­те­ли вери­фи­ци­ро­ван­ных сооб­ществ могут подать свою реклам­ную кам­па­нию. Если она состав­ле­на вер­но, мы ее под­дер­жи­ва­ем. Если не совсем – наши спе­ци­а­ли­сты помо­га­ют настро­ить.

За пол­го­да мы в раз­ных фор­ма­тах под­дер­жа­ли око­ло 20 кам­па­ний. Во-пер­вых, мы предо­став­ля­ем тар­ге­ти­ро­ван­ную рекла­му. В этом слу­чае мы про­сто даем опре­де­лен­ную сум­му, фонд само­сто­я­тель­но ее тра­тит и потом предо­став­ля­ет отчет. Во-вто­рых, помо­га­ем про­дви­гать кон­тент. Чаще все­го, это видео­ро­ли­ки или live-транс­ля­ции.

Еще по теме: Как про­ве­сти фанд­рай­зин­го­вую кам­па­нию без жало­сти и слез

В-тре­тьих, про­дви­га­ем спец­про­ек­ты. У нас таких пока толь­ко два. Это орга­ни­зо­ван­ные нами бла­го­тво­ри­тель­ные live-транс­ля­ции в День чело­ве­ка с син­дро­мом Дау­на (фонд «Даун­сайд Ап») и в Час Зем­ли (Все­мир­ный фонд дикой при­ро­ды). Тре­тий будет 14 июня 2017 года в День доно­ра с про­ек­том DonorSearch.

– Какие спецпроекты у вас сейчас запущены?

– Мы сотруд­ни­ча­ем с круп­ны­ми и извест­ны­ми ассо­ци­а­ци­я­ми: ассо­ци­а­ция фанд­рай­зе­ров, форум доно­ров«Все вме­сте». Гото­вим несколь­ко про­грамм с парт­нер­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Напри­мер, с круп­ным меж­ду­на­род­ным фон­дом под­держ­ки неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций КАФ хотим под­го­то­вить иссле­до­ва­тель­ский мате­ри­ал на тему бла­го­тво­ри­тель­но­сти в соци­аль­ных сетях на при­ме­ре ВКон­так­те.

С Ассо­ци­а­ци­ей фанд­рай­зе­ров мы пла­ни­ру­ем орга­ни­зо­вать в фев­ра­ле 2018 года кон­фе­рен­цию по фанд­рай­зин­гу ВКон­так­те. С Ассо­ци­а­ци­ей интер­ак­тив­ных агентств дума­ем про­ве­сти так назы­ва­е­мый «аук­ци­он pro bono часов». На нем фон­ды, вери­фи­ци­ро­ван­ные ВКон­так­те, смо­гут полу­чить про­фес­си­о­наль­ные кон­суль­та­ции по соци­аль­но­му мар­ке­тин­гу.

– Сколько человек проходит онлайн-курс «Инструменты ВКонтакте для благотворительных проектов», и будет ли второй набор?

– Курс забрал мно­го сил, но в ито­ге полу­чил­ся очень кру­тым. Сей­час идет этап бета-тести­ро­ва­ния, и отзы­вы в основ­ном поло­жи­тель­ные. Мы полу­чи­ли 350 заявок, при­том что сама анке­та была очень слож­ной. Ото­бра­ли 160 из них. При­о­ри­тет чет­ко отда­ва­ли реги­о­наль­ным НКО и офи­ци­аль­но тру­до­устро­ен­ным сотруд­ни­кам этих НКО.

Ско­рее все­го, вто­рой набор будет зимой 2018 года. Пере­за­пуск будем делать, когда появит­ся доста­точ­но новых инстру­мен­тов, и ста­рый курс пере­ста­нет быть акту­аль­ным. Важ­но, что все лек­ции будут доступ­ны онлайн. Един­ствен­ное, что предо­став­ля­ет­ся для зачис­лен­ных на курс, – это домаш­ние зада­ния, настрой­ка реклам­ной кам­па­нии и доступ к пре­по­да­ва­те­лям. Но даже про­сто послу­шать все лек­ции будет полез­но.

Сооб­ще­ство «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те»