Что такое Snapchat-активизм

В 2014 году Всемирный фонд дикой природы придал недолговечным снапам совсем новое звучание. Они стали основой эмоциональной и мега-популярной кампании #LastSelfie – последнее селфи. Фото: фрагмент инструкции по участию в кампании.

Всего за несколько лет Snapchat, мобильное приложение для обмена фото и короткими видео, превратился в одну из самых стремительно растущих социальных сетей, которая в 2016 году по популярности обошла Twitter. На сегодня в мире число людей, ежедневно пользующихся этим приложением, достигло 158 миллионов. Как следствие, Snapchat становится все более привлекательной платформой для диалога с потенциальной аудиторией. Набирает обороты snapchat-активизм.

Что такое Snapchat

Это приложение, детище студентов Стэнфорда, было запущено в 2011 году. Оно предназначалось для обмена фотографиями и короткими видео до 10 секунд – снапами (от англ. «snap»). Необычность заключалась в недолговечности контента. Вся информация, загружаемая пользователями, была видна считанные секунды. После она исчезала из доступа. Как пишет автор New York Times Фархад Манжу, эта эфемерность способствовала тому, что в Snapchat’е появился нехарактерный элемент искренности: «Большая часть из того, что вы видите, выглядит в меньшей степени притворством, чем в других социальных сетях. Люди не гонятся за лайками и фолловерами. Хорошо это или плохо, но они пытаются быть настоящими».

Своей взрывной популярностью Snapchat обязан поколению Y. Миллениалы стали его первыми адептами, и их по-прежнему большинство: 71 процент пользователей – подростки и молодежь в возрасте от 13 до 24 лет. Среди них Snapchat – третье по популярности приложение после Facebook'а и Instagram’а.

Но Snapchat-аудитория постепенно взрослеет. В США 60 процентов владельцев смартфонов в возрасте от 18 до 34 лет – активные снапчатеры. Как минимум половину новых пользователей составляют люди старше 25 лет. Некоторых в Snapchat привели дети, например, бывшего президента США Барака Обаму.

Результатом стало одно из известных юмористических видео с его участием «Обама использует Snapchat»:

Приложение позволяет быстро делиться фотографиями и 10-секундными видео. Предварительно контент можно обработать: добавить подпись или дополнить графическими элементами и анимацией с помощью линз (для селфи) и геофильтров. Последние географически ограничивают зону использования определенных графических элементов и могут создаваться самими пользователями.

Помимо канала для обмена частными сообщениями, живущими мгновения, у пользователя есть опция «История». Она позволяет собирать фото и видео в слайд-шоу и транслировать их в хронологическом порядке публично или для более широкой аудитории из списка контактов. При этом контент сохраняется не секунды, как снапы, а остается в доступе и его можно посмотреть неоднократно. Раньше продолжительность жизни историй достигала суток. В мае 2017 года была добавлена функция, которая позволяет историям оставаться видимыми бесконечно.

Еще по теме: Как НКО использовать Snapchat и создать свой Snapcode

Возможности секции «Истории» постоянно расширяются. Сейчас пользователи могут добавлять контент в категорию «Живые истории» - Live stories. Это особые, тематические обновления, которое транслируются всем участникам Snapchat’а. Они могут касаться определенного события или места и каждый пользователь может добавлять в них свой контент.

Еще один относительно новый тип контента – секция «Discover». Здесь размещаются обновления официальных медиа. Еще одна совсем новая функция – «Custom stories», в которых несколько пользователей могут комбинировать свои истории.

Snapchat-активизм

Как только стало понято, что Snapchat - это не мимолетное увлечение подростков, в него в погоне за молодой аудиторией устремились все. В первую очередь, крупный бизнес и кинопродюсеры. Арнольд Шварцнеггер лично продвигал специальную тематическую «линзу» перед выходом фильма «Терминатор: Genisys». Burberry анонсировала одну из своих коллекций с помощью доступного сутки превью в Snapchat’е. Компания Sphero мгновенно распродала своих игрушечных роботов BB-8, устроив запуск продукта в Snapchat’е.

В ходе кампании пять известных снапчатеров в течение 24 часов рассказывали историю приключений робота в своих городах:

Компания по производству сэндвичей Taco Bell «сидит» в Snapchat’е уже несколько лет, беседуя с пользователями на их языке. Например, в прошлом году бешеной популярностью пользовалась их линза «Cinco de Mayo», превращавшая лица в тако.

Snapchat для НКО

Как остроумно замечает основательница некоммерческой организации Nonprofit Tech for Good Хизер Мэнсфильд, если вы активист и вам за 29, то вашей первой реакцией на Snapchat, скорее всего, будет замешательство. Тем не менее, она призывает не спешить с выводами, говоря, что здесь помимо дурачества есть место и серьезным вещам.

Например, встроенная функция Snapchat’а «Живые истории» дает пользователям возможность под другим углом взглянуть на важные события в мире. В 2016 году одной из таких историй стало наводнение в штате Луизиана. Пользователи, находившиеся в зоне бедствия, размещали фотографии и видео из своих домов, школ, убежищ во время и после разгула стихии.

Активист Крис Страб из Нью-Йорка считает, что Snapchat возвращает социальные сети к их истокам, где ориентированность на доход была меньше, а общение была важнее денег. Страб задался целью проехать все штаты США. В каждом из них он некоторое время работает в одной из общественных организаций, помогающей подросткам. О своем опыте он ежедневно рассказывает в Snapchat’е.

Фентон Лутунатабуа, освещающий последствия изменения климата для островных государств в Тихом океане, говорит, что, «Snapchat – это реальная жизнь, показывающая все без фильтров». По его словам, чем короче видео, тем больше шансов, что его посмотрят, особенно там, где стоимость мобильной связи и Интернета остается очень высокой.

В 2015 году фонд Билла и Мелинды Гейтс поддержал Snapchat-кампанию благотворительной организации RED. В течение одного дня за каждое использование специально разработанных для этой акции геофильтров «Всемирный день борьбы со СПИДом» фонд жертвовал RED 3 доллара.

Еще один частый прием социальных и не только кампаний в Snapchat’е – сотрудничество с популярными пользователями – так называемыми influencers. Два года назад агентство ЮНИСЕФ проводило акцию #BringBackOurChildhood. Она строилась на более ранней кампании, во время которой дети в Южной Африке, пострадавшие о действий террористической организации «Боко Харам», в рисунках рассказывали о том, как скучают по дому.

Фото: фрагмент сайта UNICEF. Описание успешных историй.
Фото: фрагмент сайта UNICEF. Описание успешных историй.

Активисты ЮНИСЕФ обратились к известным снапчатерам с просьбой ежедневно создавать истории на основе этих детских рисунков. Они также призывали свою аудиторию добавлять в контакты аккаунт ЮНИСЕФ и создавать свои снапы о доме и о детстве.

Неправительственная организация Dosomething.org, занимающаяся продвижением социальных кампаний среди молодежи, с помощью Snapchat’а проводила опрос и маркетинговую кампанию. В ней фигурировал манекенщик, в костюме купидона бороздивший улицы зимнего Нью-Йорка и раздававший «валентинки».

Общество защиты животных PETA публикует в своем снапчате истории талисманов организации – коровы и поросенка, размещает закулисные фотографии с мероприятий, рассказывает истории спасенных животных, публикует веган-рецепты, а иногда и просто дурачится. Активно используют Snapchat такие крупные международные организации, как Save the Children и charity: water. Snapchat-активизм – это и личные аккаунты, например, известных феминисток.

В 2014 году Всемирный фонд дикой природы придал недолговечным снапам совсем новое звучание. Они стали основой эмоциональной и мега-популярной кампании #LastSelfie – последнее селфи.

Фото: фрагмент кампании WWF #LastSelfie.

Как говорится на сайте этой инициативы, «в каком-то смысле Snapchat – отражение реальной жизни. Картинки мимолетны и исчезают слишком быстро. Они уникальны, но живут лишь 10 секунд. Таковы и наши селфи. Но не только потому, что они появляются в Snapchat’е. Это фотографии исчезающих видов животных. Их изображения тают на глазах. Тоже самое произойдет с ними в реальной жизни, если мы не начнем действовать». Эта кампания по-прежнему считается одной из лучших в Snapchat’е.

Как стать НКО стать успешными снапчатерами

Первая трудность – это разобраться с функциями Snapchat’а и проникнуться их очарованием. Для начинающих существует масса руководств и, конечно, раздел помощи самого приложения. После того, как Snapchat укрощен, главное, как пишет Мэнсфильд из Nonprofit Tech for Good, и практически единственное требование – не быть банальным. По ее словам, молодая и требовательная аудитория этого приложения не простит скучный и неискренний контент, который она согласна терпеть в Facebook’е и Instagram’е, как, например, репосты фотографий из аккаунтов в других социальных сетях или однообразные призывы подписаться на рассылку или зайти на сайт.

Non Profit Quarterly рекомендует придерживаться этого принципа:

Публикуйте контент, который будет близок аудитории: легкий, с юмором. Он сделает вашу организацию более понятной. Например, charity: waters не делится в Snapchat’е тем, что размещает в других социальных сетях. Она дает возможность напрямую «пообщаться» с самой организацией. Например, размещает смешные фотографии сотрудников в костюмах на Хэллоуин.

Более того, чтобы воспользоваться Snapchat’ом для своей организации, можно и не заводить специализированный аккаунт. Как пишет Nonprofit Hub, достаточно создать свои геофильтры. Они станут доступны всем юзерам, находящимся на обозначенной территории. Например, эту платную функцию можно использовать во время мероприятий, если, по вашему мнению, на них будет присутствовать большое число потенциальных снапчатеров.

Альтернативы Snapchat

Успех Snapchat’а оказался на столько ошеломительным, что по его стопам пошли такие гиганты, как Instagram. Там теперь есть функция Stories – совершенно идентичная историям в Snapchat’е.

А в марте 2017 года свою опцию «История» в мобильном приложении начал тестировать Facebook.