Scrum: 12 терминов, которые нужно запомнить

В скрам-команде нет иерархии: команда сама себе ставит задачи, оценивая свои возможности. Задачи не могут быть «спущены» от владельца продукта. Изображение с сайта www.pexels.com (СС0).

Как работает скрам-команда? В чем отличие между «владельцем продукта» и «скрам-мастером»? Как составить бэклог продукта и грамотно провести ежедневный скрам? Разобраться в терминологии фреймворка Скрам (Scrum) замредактору Теплицы Наталье Барановой помогал менеджер «Альфа-банка», скрам-мастер Артем Молчанов. Эксперт подробно рассказал об основных понятиях, которые ежедневно используют работающие по Скраму организации.

1. Владелец продукта (Product Owner) – отвечает за итоговый продукт, знает, в чем его востребованность для целевой аудитории, клиента. Владелец продукта задает направление движения для всей команды. Важно, что он не руководит процессом, а лишь расставляет приоритеты.

«Он не ставит задачи программистам на языке разработчиков, он в этом не компетентен, но этот человек знает, каким должен быть продукт. Знаю прецедент, когда владельца продукта назначали, но из этого ничего не вышло. Это важная роль и далеко не каждый может с ней справиться. Нужно «гореть» продуктом, быть примером для команды, оценивать риски и чувствовать динамику команды». Артем Молчанов

Например, в it-подразделении банка «Альфа-лаборатории», чтобы найти человека на роль владельца продукта специалисты проводят собеседования и ищут конкретный тип людей: с предпринимательским и организаторским опытом. А после отбора подходящего человека компания вкладывается в его обучение.

2. Скрам-мастер (Scrum Master) – этот человек следит за тем, чтобы принципы скрама были понятны всем участникам. Он должен суметь организовать эффективную работу команды, общаться с каждым сотрудником, наблюдать за всем процессом изнутри.

3. Скрам-команда (Scrum Team) – многофункциональная команда из специалистов, которая работает над продуктом с начала и до конца. В ней есть люди разных профессий: у каждого свой взгляд на продукт. Никакой иерархии: команда сама себе ставит задачи, оценивая свои возможности. Задачи не могут быть «спущены» от владельца продукта.

В команде каждый помогает друг другу, и все вместе отвечают за результат. Большие коллективы следует поделить на несколько команд, в каждой из которых от трех до девяти человек.

Еще по теме: Зачем НКО использовать методологию управления проектами Scrum в своей работе

4. Пользовательская история (User Story) – описание требований к продукту с точки зрения запроса пользователей. Требования должны отвечать на вопрос: какие функции, дизайн должен быть у продукта, чтобы его было удобно использовать?

5. Бэклог продукта (Product Backlog) – это приоритизированный набор пользовательских историй. В процессе этот список может обновляться.

6. Спринт (Sprint) – это циклы выполнения задач. Их длительность может быть от одной до четырех недель. За это время команда должна создать потенциально готовый к работе продукт, чтобы пользователи могли его протестировать и поделиться впечатлениями. Спринт состоит из нескольких этапов: планирование, работа, презентация результата и анализ. Команда сама оценивает свои силы на один спринт и формирует столько задач, сколько сможет выполнить.

«Весь спринт владелец продукта проживает с командой. Он, как глава семьи, мотивирует участников каждый день, общается с ними. Если команда говорит: «Чувак, это нереально сделать», он спросит: «А что в ваших силах?». Тогда команда предлагает новый вариант. Как правило, взрослые люди, профессионалы выполняют свои обещания. Это уже на уровне культуры». Артем Молчанов

7. Скрам-доска – визуальное отображение рабочего процесса. Все задачи стоит прописывать: можно на флипчарте или создать виртуальный рабочий стол в вашем корпоративном веб-сервисе. Необходимо сделать три столбца с такими названиями: «сделать», «в работе» и «сделано». По мере выполнения задачи перемещаются в другие столбцы.

Так выглядит скрам-доска Теплицы социальных технологий.
Так выглядит скрам-доска Теплицы социальных технологий.
8. Бэклог спринта (Sprint Backlog) – это список задач и объем работы, которую нужно сделать за один спринт. К примеру, за одну или две недели.

9. Ежедневный скрам (Daily Scrum) – так называют каждодневную встречу команды. Если ваша команда работает удаленно, отчет можно предоставлять в вашем рабочем чате. Поставьте напоминание на каждый день, например, 14:00, – в это время каждый сотрудник должен прислать свой небольшой отчет. Еще вариант – устраивать собрание команды на 10-15 минут.

Ежедневный скрам команды Теплицы социальных технологий.
Ежедневный скрам команды Теплицы социальных технологий.

На таких встречах участники команды отвечают на три вопроса: что они сделали вчера, что будут делать сегодня и с какими трудностями столкнулись. С помощью таких ежедневных планерок каждый сотрудник знает, чем занимались его коллеги. Все в курсе событий, изменений и трудностей проекта.

10. Инкремент продукта (Product increment) – ощутимый результат работы одного спринта. Например, внедрение новой функции на сайт, прототип мобильного приложения. Команда должна показать целевой аудитории, что она сделала за это время. Это нужно для получения обратной связи и планирования следующих задач по улучшению продукта.

Еще по теме: Что такое методология Scrum: современные форматы работы в команде

11. Ретроспектива спринта (Sprint Retrospective) – собрание после завершения спринта. «Вся команда, скрам-мастер и владелец продукта обсуждают, что было сделано на «отлично», а что пошло не так, и что нужно сделать для того, чтобы в следующий раз быть успешнее. И это общая цель, потому что если команда не успела что-либо сделать, клиенты просто не увидят, например, нескольких полезных и более усовершенствованных функций продукта», – говорит Артем Молчанов.

12. Самоорганизация (Self-organization) – ключевой критерий работы заключается в том, что команда действует по принципу самоорганизации. Она не ждет поставленных сверху задач, а работает автономно.

«Работая в команде, сотрудники горят продуктом, вместе расстраиваются, когда что-то не получается. Люди, которые равнодушно относятся к делу, постепенно уходят», – уточнил эксперт.

По словам Артема Молчанова, важно не допустить демотивации сотрудников. «Бывает, что продукт не получился, владелец продукта не отработал обратную связь, а команда не понимает, что делать. Отсюда и негатив, всем непонятно, что делать дальше. Поэтому всегда стоит налаживать коммуникацию с сотрудниками, базовый уровень мотивации есть у всех, конечно, не все спринты будут успешными, но чтобы достичь высокого результата, нужно каждый день трудиться над этим», – посоветовал Артем Молчанов.