UX и UI: основные понятия дизайна цифрового продукта

UX дизайн отвечает за то, как продукт функционирует и какие эмоции вызывает у пользователей. Изображение сделано в www.canva.com
UX дизайн отвечает за то, как продукт функционирует и какие эмоции вызывает у пользователей. Изображение сделано в www.canva.com

В июне 2017 года корреспонденты Теплицы будут подробно рассказывать о двух формах дизайна цифровых продуктов: опыта пользователя (UX – User eXperience) и пользовательских интерфейсов (UI – user interface). Также мы поговорим о дизайн-мышлении, юзабилити сайта, человек-ориентированном дизайне (human-centered design), сервис-дизайне (service design) и посоветуем, как улучшить сайт некоммерческой организации. В этой статье мы разберем основные понятия, которые стоит знать при изучении UX и UI дизайна.

В эпоху цифровых технологий понятие «дизайн» сильно изменилось. Теперь в это понятие входит не только графический дизайн, но и новые формы дизайна цифровых продуктов. Их задача в том, чтобы создать дружественные по отношению к пользователю интерфейсы. Главные требования – практичность, интуитивная понятность и удобство. Именно UX и UI дизайн призваны выполнять эти требования.

UX (User eXperience) дизайн – комплексный подход к взаимодействию интернет-пользователя с интерфейсом сайта, мобильного приложения или программы. Он призван разработать максимально удобный и легкий для восприятия продукт для целевой аудитории. UX дизайн отвечает за то, как продукт функционирует и какие эмоции вызывает у пользователей.

Для пользователя крайне важно на интуитивном уровне изучать ваш сайт. Но если он непонятен для него, вы можете потерять читателя.

UX включает в себя разные компоненты. Например, информационную архитектуру, проектирование взаимодействия, графический дизайн и контент. При UX дизайне нужно изучать поведение пользователей, разрабатывать прототипы поведения и проводить тестирования. Всей этой работой занимается UX-дизайнер.

UI (User interface) дизайн – узкое понятие, которое включает набор графически оформленных инструментов. Например, кнопки, меню, слайдеры. UI дизайн призван помочь пользователю наладить взаимодействие с сайтом или программой.

UI дизайнер отвечает за то, как выглядит сайт или мобильное приложение. Он в ответе за то, чтобы элементы интерфейса были грамотно организованы, структурированы и взаимосвязаны, были сгруппированы, выполнены ровно и в едином стиле.

Термины в UX дизайне

1. Доступность (Accessibility) – деятельность по улучшению доступности продуктов и интерфейсов. Это набор практик, который делает интерфейс доступным для широкого круга лиц, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого используется сбалансированная цветовая гамма, альтернативное управление клавиатурой, специальная разметка на страницах, адаптированные версии и другие инструменты.

2. Контекст анализа использования (Context of Use Analysis) – сбор и анализ подробной информации о потенциальных пользователях. Для этого проводятся интервью, семинары, опросы, работа с фокус-группами.

3. Легко обучаемый (Easy to Learn) – аспект удобства использования. Он призван облегчить пользователям взаимодействие с интерфейсом, при этом потратив минимальное время на его изучение.

4. Эффективность, производительность (Efficiency) – своего рода коэффициент полезного действия, важный атрибут юзабилити сайта. Принцип таков: чем меньше пользователь занял времени и чем меньше приложил усилий, чтобы найти какой-либо элемент на сайте, тем эффективнее продукт.

Еще по теме: 60+ полезных инструментов и ресурсов для дизайнеров

5. Фасилитатор (Facilitator) – человек, который обеспечивает коммуникацию в группе разработчиков. Он улаживает конфликтные ситуации, следит за проведением встреч и помогает участникам сконцентрироваться на целях. По сути это проводник, который помогает всей команде достичь наилучшего результата, найти общий язык, сформулировать конечную цель. В процессе работы он создает комфортную атмосферу.

6. Фокус-группа (Focus Group) – группы потенциальных пользователей вашего продукта, которые формируются, чтобы получить от них обратную связь. Мнение фокус-групп важно на этапе планирования продукта, сбора всех требований к нему. Участники высказывают свое мнение о прототипах, задачах, стратегиях, выбранных для создания продукта.

7. Информационная архитектура (Information Architecture) – процесс организации информации, который включает структуру, дизайн, макет и навигацию. Он позволяет сотрудникам и пользователям находить нужную информацию и управлять ею. Например, информационная архитектура определяет размещение элементов на странице, их навигацию, связь самих страниц.

8. Интерфейс (Interface) – неотъемлемая часть любого продукта. Это объект, среда, набор инструментов, с помощью которых пользователь взаимодействует с готовым продуктом. Например, кнопки, галочки, текстовые поля, подсказки, переключатели на сайте. По сути, интерфейс ведет за собой пользователя.

9. Совместная разработка (Participatory Design) – процесс, в который включены разработчики, представители бизнеса и пользователи. Все они работают вместе для создания решения. Например, разработчики активно привлекают пользователей к процессу проектирования, чтобы быть уверенными в востребованности функций продукта.

10. Плюралистический подход к юзабилити (Pluralistic Usability Walkthrough) – метод тестирования юзабилити, который используется для оценки дизайна на ранней стадии. В этом тестировании участвуют пользователи и разработчики интерфейса.

11. Прототип (Prototype) – первоначальный дизайн интерфейса или продукта, который нужен для получения отзывов от пользователей, участников проекта и заинтересованных специалистов.

12. Раскадровка (Storyboard) – способ иллюстрирования взаимодействия человека и продукта в описательном формате. Раскадровка может состоять из серии рисунков, эскизов и описания к ним. Она рассказывает историю о том, как пользователь тестирует и оценивает продукт.

Термины в UI дизайне

1. Аффорданс (Affordance) – элемент, который описывает, куда кликают пользователи. Не всю информацию на сайте можно передать словами, именно аффордансы стрелок помогают пользователю понять, что будет, если он нажмет на какую-либо кнопку. Правильное использование этих элементов поможет улучшить интуитивность интерфейса.

2. Каскадные таблицы стилей (Cascading style sheets, CSS) – так называется формальный язык. Он используется для описания внешнего вида веб-страниц, написанных с помощью языков разметки HTML и XHTML. CSS используется, например, для того, чтобы задать шрифт, цвет и расположения отдельных блоков на веб-страницах.

Еще по теме: Александр Христолюбов: дизайн-мышление – методология поиска новых решений

3. Система управления контентом (Content management system, CMS) – программа, которая позволяет совместно создавать, редактировать и управлять контентом на сайте.

4. Анимация (Animation) – моделирование движения путем быстрого появления изображений в последовательности.

5. Навигация, меню (Navigation) – это форма, система ссылок, которая позволяет пользователю перемещаться по сайту либо приложению.

6. Пустое пространство (Negative Space) – часть страницы, которая не содержит текста или изображения.

7. Метки (Labels) – названия для кнопок и других элементов для навигации по сайту.

8. Путь (Path) – маршрут, который проходит пользователь на веб-сайте.

9. «Что видишь, то и получишь» (What you see is what you get) – это свойство веб-интерфейсов или программ, в которых макет выглядит похожим на конечную продукцию и может быть представлен в виде печатной версии или презентации. Такую функцию выполняют «визуальные редакторы».

Основные термины UX дизайна перечислены в справочнике Usability Body Knowledge, а UI – на образовательном сайте Usability.gov