Как тестировать мобильные приложения перед запуском: инструкция и советы

Как провести юзабилити-тестирование, выполнив 10 шагов.
Как провести юзабилити-тестирование, выполнив 10 шагов.

Как эффек­тив­но про­ве­сти тести­ро­ва­ние юза­би­ли­ти ваше­го мобиль­но­го при­ло­же­ния? Какие шаги непре­мен­но нуж­но выпол­нить перед запус­ком? Поче­му луч­ше все­го тести­ро­вать про­дукт по мере внед­ре­ния новых функ­ций? Отве­ты на эти вопро­сы есть в ста­тье «10 запо­ве­дей тести­ро­ва­ния юза­би­ли­ти для мобиль­ных при­ло­же­ний», опуб­ли­ко­ван­ной в бло­ге плат­фор­мы для созда­ния про­то­ти­пов Proto.io. Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла ста­тью.

Когда коман­да пра­виль­но выпол­ня­ет юза­би­ли­ти-тести­ро­ва­ние, поль­зо­ва­тель будет с удо­воль­стви­ем вза­и­мо­дей­ство­вать с раз­ра­бо­тан­ным при­ло­же­ни­ем. Про­ве­сти тести­ро­ва­ние мож­но с помо­щью 10 шагов.

1. Про­верь­те, как рабо­та­ет при­ло­же­ние на ста­рых вер­си­ях опе­ра­ци­он­ной систе­мы раз­ных устройств. Мобиль­ный экс­перт по тести­ро­ва­нию юза­би­ли­ти сер­ви­са DICE Пет­ра Моро­ка (Petre Moroca) счи­та­ет, что в первую оче­редь нуж­но знать вашу целе­вую ауди­то­рию и устрой­ства, раз­ме­ры экра­на, кото­рые при­ло­же­ние долж­но под­дер­жи­вать. Про­вер­ка устрой­ства на раз­ных вер­си­ях опе­ра­ци­он­ной систе­мы даст чет­кое пред­став­ле­ние о про­бле­мах в исполь­зо­ва­нии, кото­рые могут воз­ник­нуть у поль­зо­ва­те­лей смарт­фо­нов со ста­ры­ми вер­си­я­ми.

«Я видел, как люди про­пус­ка­ют про­вер­ку ста­рых устройств, пото­му что руко­во­ди­тель наме­рен выпу­стить при­ло­же­ние как мож­но ско­рее. Но не под­да­вай­тесь это­му дав­ле­нию, луч­ше потра­тить вре­мя, что­бы избе­жать нега­тив­ных отзы­вов, кото­рые непре­мен­но оста­вят поль­зо­ва­те­ли после запус­ка».

2. Убе­ди­тесь, что устрой­ство доступ­но для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья. Экс­перт ком­па­нии Accessibility Partners Шэрон Розен­блат (Sharon Rosenblatt) сове­ту­ет тести­ро­вать при­ло­же­ния с людь­ми, у кото­рых есть какие-то осо­бен­но­сти – сла­бое зре­ние или глу­хо­та.

«Мы так­же при­зы­ва­ем раз­ра­бот­чи­ков исполь­зо­вать вспо­мо­га­тель­ные тех­но­ло­гии. Напри­мер, про­грамм­ное обес­пе­че­ние для чте­ния экра­на, лупы, рас­по­зна­ва­ние речи (Siri). Все это нуж­но, что­бы под­ра­жать опы­ту поль­зо­ва­те­ля с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. В кон­це кон­цов, при­ло­же­ние не может быть доступ­но, если его не могут исполь­зо­вать боль­шое коли­че­ство людей, кото­рые име­ют инва­лид­ность».

Подроб­ное руко­вод­ство для нович­ков по доступ­но­сти мож­но най­ти по ссыл­ке.

3. Поль­зо­ва­тель дол­жен идти исклю­чи­тель­но по одно­му пути. Ген­ди­рек­тор мобиль­ной служ­бы по ухо­ду за газо­на­ми Greenpal Брай­ан Клей­тон (Bryan Clayton) сове­ту­ет прой­ти так назы­ва­е­мый «путь поль­зо­ва­те­ля» и понять, как мож­но путе­ше­ство­вать по ваше­му сер­ви­су. Во вре­мя тако­го тести­ро­ва­ния нуж­но устра­нять любые вто­рич­ные марш­ру­ты, у поль­зо­ва­те­ля не долж­но быть выбо­ра уйти не туда. Каж­дое дей­ствие, клик, дол­жен при­ве­сти его к кон­крет­но­му дей­ствию, будь то покуп­ке, совер­ше­нию под­пис­ки, пожерт­во­ва­ния.

Еще по теме: Юза­би­ли­ти сай­та НКО: как инту­и­тив­но понят­ный интер­фейс помо­га­ет уве­ли­чить пожерт­во­ва­ния и не поте­рять чита­те­лей 

4. Исполь­зуй­те сер­ви­сы для тести­ро­ва­ния. Есть две край­но­сти: когда руко­во­ди­тель не готов тра­тить­ся на внед­ре­ние удоб­ных инстру­мен­тов, или когда веб-раз­ра­бот­чи­ки исполь­зу­ют все новые и новые сер­ви­сы, не упро­щая, а наобо­рот услож­няя рабо­ту всей коман­ды. Вер­ный вари­ант, конеч­но, посе­ре­дине. С обзо­ром 11 полез­ных инстру­мен­тов, кото­рые подой­дут для тести­ро­ва­ния мож­но озна­ко­мить­ся по ссыл­ке.

5. Тести­руй­те ваш про­дукт на реаль­ных устрой­ствах. Про­во­дить тести­ро­ва­ние нуж­но с реаль­ны­ми людь­ми на дей­ству­ю­щих устрой­ствах. Этот про­цесс не дол­жен быть авто­ма­ти­зи­ро­ван­ным, пото­му что ни один авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный инстру­мент не смо­жет заме­нить рабо­ту чело­ве­че­ско­го моз­га. Это тру­до­ем­кий про­цесс, но досто­вер­ный.

Если вы рабо­та­е­те в ком­па­нии, попро­си­те ваших кол­лег запол­нить таб­ли­цу с типа­ми их устройств и опе­ра­ци­он­ной систе­мы, а затем выбе­ри­те ста­рые и новые вер­сии для тести­ро­ва­ния. Если же вы рабо­та­е­те в неболь­шой ком­па­нии, сооб­щи­те сво­им дру­зьям и зна­ко­мым, что вы соби­ра­е­те ста­рые смарт­фо­ны. Сно­ва выбе­ри­те несколь­ко устройств, а еще луч­ше попро­си­те ваших дру­зей стать бета-тесте­ром.

6. Най­ди­те бета-поль­зо­ва­те­лей. Несмот­ря на ваши навы­ки в UX/UI тести­ро­ва­нии, вам потре­бу­ет­ся помощь сто­рон­них поль­зо­ва­те­лей. Чем их будет боль­ше, тем луч­ше для конеч­ной оцен­ки про­дук­та.

7. Доку­мен­ти­руй­те. Веде­ние доку­мен­та­ции по-преж­не­му важ­ная часть тести­ро­ва­ния юза­би­ли­ти. Без нее вы може­те столк­нуть­ся с ошиб­ка­ми вер­сий. Имен­но для это­го нуж­но вести жур­нал изме­не­ний, что­бы любой член коман­ды смог видеть, что меня­ет­ся в про­ек­те.

8. Кон­тро­ли­руй­те все изме­не­ния. Одна из самых боль­ших про­блем, с кото­рой вы може­те столк­нуть­ся во вре­мя тести­ро­ва­ния юза­би­ли­ти — это ошиб­ка с вер­си­ей. Вы уви­де­ли про­бле­му, испра­ви­ли ее и в про­то­ти­пе, и в коде, но не доби­лись того, что­бы дру­гие участ­ни­ки коман­ды запом­ни­ли это изме­не­ние. В ито­ге то раз­ра­бот­чик пред­став­ля­ет новую вер­сию кода ниче­го не испра­вив, то дизай­нер пере­да­ет вам обнов­лен­ный дизайн тоже без исправ­ле­ния.

Еще по теме: Юрий Вет­ров: тен­ден­ции UX/UI дизай­на и впе­чат­ля­ю­щие реше­ния

В луч­шем слу­чае, вы запом­ни­ли изме­не­ние, кото­рые сде­ла­ли, и пере­де­ла­ли его в новой вер­сии, пра­виль­но задо­ку­мен­ти­ро­вав это на этот раз. В худ­шем слу­чае, вы забы­ва­е­те, что слу­чи­лось, а затем эта ошиб­ка оста­ет­ся в интер­фей­се. Поль­зо­ва­тель заме­ча­ет ее толь­ко после запус­ка.

Что­бы избе­жать таких ситу­а­ций сто­ит обно­вить жур­нал изме­не­ний и ста­рать­ся избе­гать одно­вре­мен­но­го исполь­зо­ва­ния несколь­ких вер­сий ваше­го при­ло­же­ния или про­то­ти­па.

9. Дей­ствуй­те ите­ра­ци­я­ми. Совре­мен­ная раз­ра­бот­ка при­ло­же­ний зави­сит от кон­цеп­ции ите­ра­ции. То есть коман­да пере­де­лы­ва­ет про­дукт до тех пор, пока он не достиг­нет (и в конеч­ном ито­ге дости­га­ет) совер­шен­ства.

Еще по теме: Зачем НКО исполь­зо­вать мето­до­ло­гию управ­ле­ния про­ек­та­ми Scrum в сво­ей рабо­те

Это про­ис­хо­дит за счет внед­ре­ния гиб­кой мето­до­ло­гии управ­ле­ния про­ек­том Scrum. Коман­да дей­ству­ет не при­дер­жи­ва­ет­ся жест­ко­го пла­на, кото­рый не допус­ка­ет изме­не­ний. Наобо­рот, изме­не­ния в про­дук­те при­вет­ству­ют­ся. Весь рабо­чий про­цесс раз­би­ва­ет­ся на вре­мен­ные отрез­ки, кото­рые назы­ва­ют­ся ите­ра­ция. В ите­ра­цию вхо­дит пла­ни­ро­ва­ние, непо­сред­ствен­ная раз­ра­бот­ка (спринт) и тести­ро­ва­ние про­дук­та.

10. Тести­руй­те про­то­ти­пы ваше­го про­дук­та. Не нуж­но дожи­дать­ся пока веб-раз­ра­бот­чик закон­чит рабо­ту над всем сер­ви­сом. Про­те­сти­ро­вать юза­би­ли­ти мож­но задол­го до конеч­но­го резуль­та­та. Сто­ит начать тести­ро­ва­ние с одной внед­рен­ной функ­ции, что­бы понять насколь­ко она удоб­на для поль­зо­ва­те­ля.

Затем, как толь­ко появ­ля­ет­ся новая кноп­ка или функ­ция ее нуж­но сно­ва отправ­лять на тести­ро­ва­ние целе­вой ауди­то­рии. Тем самым, у вас полу­чит­ся малень­ки­ми шага­ми, рав­но­мер­но про­ве­сти тести­ро­ва­ние. За счет это­го раз­ра­бот­чи­ки могут вно­сить кор­рек­ти­ров­ки во вре­мя раз­ра­бот­ки, а не на финаль­ной ста­дии запус­ка про­ек­та.

Ори­ги­нал ста­тьи на сай­те Proto.io (Eng.)