Продакт-дизайнер Джон Белл: «Чтобы защитить пользователя, нужно создать сложную и мощную систему»

Джон Белл рассказал о том, как изменится UX-дизайн в ближайшие годы, какой опыт пользователя можно считать идеальным и почему небольшие мессенджеры становятся популярнее крупных социальных сетей. Фотография предоставлена экспертом.
Джон Белл рассказал о том, как изменится UX-дизайн в ближайшие годы, какой опыт пользователя можно считать идеальным и почему небольшие мессенджеры становятся популярнее крупных социальных сетей. Фотография предоставлена экспертом.

Веб-жур­нал Metafilter.com – один из луч­ших про­дук­тов в Интер­не­те, кото­рый эффек­тив­но справ­ля­ет­ся с неже­ла­тель­ным кон­тен­том, трол­лин­гом, спа­мом. В этом уве­рен про­дакт-дизай­нер, соос­но­ва­тель и руко­во­ди­тель обра­зо­ва­тель­ной ком­па­нии UX Launchpad Джон Белл. В интер­вью замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой экс­перт рас­ска­зал о том, как изме­нит­ся UX-дизайн в бли­жай­шие годы, какой опыт поль­зо­ва­те­ля мож­но счи­тать иде­аль­ным и поче­му неболь­шие мес­сен­дже­ры ста­но­вят­ся попу­ляр­нее круп­ных соци­аль­ных сетей. Так­же Белл гово­рил о сво­бо­де в Интер­не­те и посо­ве­то­вал полез­ные мате­ри­а­лы для начи­на­ю­щих веб-дизай­не­ров.

– Джон, каким образом нужно защищать пользователей от спама и троллей, и какую роль в этом играет UX-дизайн?

– Любая систе­ма долж­на быть раз­ра­бо­та­на со встро­ен­ной защи­той поль­зо­ва­те­ля. По мере появ­ле­ния новых угроз ее нуж­но посто­ян­но улуч­шать. Но в то же вре­мя и систе­ма, и про­грамм­ное обес­пе­че­ние долж­ны быть очень про­сты­ми и понят­ны­ми для поль­зо­ва­те­ля. В этот момент на помощь при­хо­дит UX-дизайн.

Напри­мер, оши­боч­но пред­по­ла­гать, что мини­маль­ный инве­сти­ци­он­ный под­ход MVP (minimum viable product) будет защи­щать поль­зо­ва­те­лей. Пред­ставь­те себе зда­ние горо­да без поли­ции и чело­ве­ка, кото­рый ска­жет: «Мы созда­дим поли­цию, когда про­изой­дет пер­вое убий­ство». К тому вре­ме­ни, воз­мож­но, ока­жет­ся слиш­ком позд­но.

– Интерфейсы каких компаний или проектов успешно помогают пользователям справиться с нежелательным контентом?

– Одним из луч­ших моде­ри­ру­е­мых веб-сай­тов все­го Интер­не­та явля­ет­ся Metafilter.com. У сай­та есть груп­па актив­ных моде­ра­то­ров, раз­ра­бо­тан кодекс пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей. Напри­мер, в раз­де­ле под назва­ни­ем MetaTalk поль­зо­ва­те­ли обсуж­да­ют соци­аль­ные нор­мы. Вокруг сай­та сфор­ми­ро­ва­лось целое сооб­ще­ство.

Metafilter несо­вер­ше­нен. Но добить­ся успе­ха, кото­рый сайт име­ет сей­час, было непро­сто. Коман­да сер­ви­са посвя­ти­ла вре­мя, день­ги и эмо­ци­о­наль­ную энер­гию, что­бы обес­пе­чить поль­зо­ва­те­лям ком­форт­ное обще­ние на сай­те. Сер­вис, в отли­чие от дру­гих про­дук­тов, смог эффек­тив­но спра­вить­ся с про­бле­мой абью­за (пси­хо­ло­ги­че­ско­го наси­лия в Сети. – Прим. ред).

– По-ваше­му мне­нию, каким кри­те­ри­ям дол­жен соот­вет­ство­вать опыт поль­зо­ва­те­ля (User Experience)?

– Зна­ме­ни­тые 10 прин­ци­пов хоро­ше­го дизай­на, кото­рые сфор­му­ли­ро­вал немец­кий про­мыш­лен­ный дизай­нер Дитер Рамс, мож­но счи­тать отлич­ны­ми пра­ви­ла­ми для начи­на­ю­щих. Дизай­не­ры оши­ба­ют­ся, если дума­ют, что про­сто­та важ­нее все­го.

Рамс не гово­рил, что «хоро­ший дизайн прост». Он утвер­ждал: «хоро­ший дизайн – это как мож­но мень­ше дизай­на». Меж­ду эти­ми дву­мя тези­са­ми суще­ству­ет огром­ное раз­ли­чие.

Неко­то­рые типич­ные и гру­бые ошиб­ки как раз мож­но уви­деть на при­ме­ре про­стых про­дук­тов. Но нуж­но знать, что луч­шие онлайн-сер­ви­сы (такие как Metafilter) – резуль­тат необы­чай­но слож­ных систем. И в целом, что­бы защи­тить поль­зо­ва­те­ля от нега­тив­ных послед­ствий, нуж­но в разы услож­нить раз­ра­бо­тан­ную систе­му.

– Как думаете, как изменится ли UX-дизайн в будущем под влиянием новых технологий?

– Я счи­таю, что нуж­но сосре­до­то­чить­ся на общем опы­те, а не на част­ном реше­нии для несколь­ких постав­щи­ков. Было вре­мя, когда у поль­зо­ва­те­лей был ком­пью­тер от Dell, про­грамм­ное обес­пе­че­ние для Windows от Microsoft, гра­фи­че­ская кар­та от Nvidia, кото­рая про­ти­во­ре­чи­ла, напри­мер, про­грамм­но­му обес­пе­че­нию от Mcafee. Все это озна­ча­ло, что вы не мог­ли пра­виль­но выстро­ить свою рабо­ту.

Еще по теме: Юза­би­ли­ти сай­та НКО: Как инту­и­тив­но понят­ный интер­фейс помо­га­ет уве­ли­чить пожерт­во­ва­ния и не поте­рять чита­те­лей

Ком­па­ния Apple дока­за­ла, что луч­ший опыт – это исполь­зо­вать еди­ное аппа­рат­ное обес­пе­че­ние, кото­ро­му мож­но дове­рять. Все пото­му, что этим зани­ма­ет­ся один постав­щик: все при­ло­же­ния про­ве­ре­ны через один мага­зин, без­упреч­но рабо­та­ет син­хро­ни­за­ция с аксес­су­а­ра­ми (airpods, apple watch). И мы зна­ем, что они сде­ла­ны не дру­гой ком­па­ни­ей, у кото­рой сомни­тель­ный уро­вень кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, без­опас­но­сти и даже нет сквоз­но­го шиф­ро­ва­ния.

– Что это значит для UX-дизайнеров?

– Я думаю, что сей­час дизай­не­ры на эта­пе созре­ва­ния, что­бы пол­но­стью понять поль­зо­ва­тель­ский опыт. Люди ожи­да­ют, что новое мобиль­ное при­ло­же­ние не укра­дет дан­ные, не будет содер­жать виру­сов, не уни­что­жит их вре­мя авто­ном­ной рабо­ты. Это дви­же­ние, как я его назы­ваю, – «of course-дизайн». Поль­зо­ва­те­ли про­сто исполь­зу­ют ваш про­дукт для выпол­не­ния сво­ей рабо­ты. Они не хотят гово­рить: «Вау, ниче­го себе, это рабо­та­ет!», они хотят думать: «Конеч­но же, это сра­бо­та­ло». После успеш­но­го завер­ше­ния сво­ей зада­чи они пере­ста­нут поль­зо­вать­ся вашим про­дук­том, вер­нут­ся к при­выч­ной жиз­ни.

– Какие социальные сети, по вашему мнению, становятся все более популярными?

– Я могу пред­по­ло­жить, что сей­час дви­жет людь­ми. Ана­ли­тик карьер­но­го роста Дэн Пинк в лек­ции на TED назвал три клю­че­вых сло­ва: авто­но­мия, мастер­ство и цель.

Это зна­чит, что некон­тро­ли­ру­е­мые, агрес­сив­ные соци­аль­ные сети, где поль­зо­ва­тель не может управ­лять сво­им опы­том, ско­ро уйдут. То же самое про­изой­дет с соц­се­тя­ми, кото­рые слиш­ком слож­ны в исполь­зо­ва­нии, враж­деб­ны, после исполь­зо­ва­ния кото­рых поль­зо­ва­тель чув­ству­ет, что про­вел вре­мя впу­стую. Еще, если люди не будут знать, зачем им исполь­зо­вать эту соц­сеть, како­ва глав­ная цель, они про­сто уйдут.

Согла­си­тесь, если вы нашли свою ауди­то­рию в какой-либо соц­се­ти, вы гото­вы делить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми, откры­вать­ся дру­зьям, а отно­ше­ния, кото­рые вы стро­и­те в онлайне, для вас столь же силь­ны и зна­чи­мы, как и любые отно­ше­ния в вашей жиз­ни.

Еще по теме: Дмит­рий Чер­нов о прин­ци­пах веб-дизай­на

Я думаю, что буду­щее соц­се­тей заклю­ча­ет­ся в этих трех сло­вах, кото­рые назвал Пинк. И я не удив­лен, когда все боль­ше людей пере­хо­дит на малень­кие при­ло­же­ния, пред­на­зна­чен­ные лишь для обме­на сооб­ще­ни­я­ми. Поль­зо­ва­те­ли пере­ста­ют исполь­зо­вать шум­ные, слож­ные и круп­ные соци­аль­ные сети. И круп­ные ком­па­нии видят эти тен­ден­ции: Facebook уже купил Instagram и WhatsApp, попы­тал­ся купить Snapchat и вло­жил зна­чи­тель­ные сред­ства в раз­ви­тие Facebook Messenger.

– Считаете ли вы, что государство или администрации социальных сетей начнут применять новое регулирование, например, более строгую цензуру, или же социальные сети останутся свободным пространством?

– Я думаю, что мно­гие стра­ны соби­ра­ют­ся еще боль­ше огра­ни­чить сво­бо­ду в Интер­не­те. Со вре­ме­нем авто­ры соци­аль­ных про­дук­тов пой­мут, что неогра­ни­чен­ная сво­бо­да доро­го обой­дет­ся обыч­ным поль­зо­ва­те­лям.

Сво­бо­да, кото­рую мы пере­жи­ва­ем сей­час, – мираж. Это похо­же на жизнь в раз­ди­ра­е­мой вой­ной стране, где по зем­ле бро­дят вое­на­чаль­ни­ки, а груп­пы злых граж­дан объ­еди­ни­лись, что­бы ата­ко­вать дру­гие груп­пы.

Лиде­ры, кото­рые луч­ше всех справ­ля­ют­ся с лазей­ка­ми в зако­нах и поли­ти­ке, в выиг­ры­ше. Но боль­шая часть людей недо­воль­на дис­кур­сом, кото­рый сей­час появил­ся вокруг темы сво­бо­ды в Интер­не­те. Меж­ду тем все боль­ше и боль­ше обыч­ных поль­зо­ва­те­лей учат­ся защи­щать­ся само­сто­я­тель­но.

Тех­ни­че­ски мы можем ска­зать все, что хотим. Но если вы пуб­лич­но гово­ри­те что-то непо­пу­ляр­ное и не име­е­те доста­точ­но боль­шой груп­пы людей, что­бы защи­тить вас, вы, веро­ят­но, пожа­ле­е­те, что ска­за­ли это. Эта ста­тья – отлич­ный при­мер того, что про­ис­хо­дит с миро­вым Интер­не­том сей­час.

Справ­ка

Джон Белл стал экс­пер­том про­грам­мы Digital August, кото­рая про­хо­дит в Инсти­ту­те медиа, архи­тек­ту­ры и дизай­на «Стрел­ка»18 авгу­ста 2017 года он про­ве­дет бес­плат­ную лек­цию в Москве и рас­ска­жет о том, поче­му оскорб­ле­ния – важ­ная про­бле­ма в онлайн ком­му­ни­ка­ции и как ее решить. 19 и 20 авгу­ста экс­перт про­ве­дет семи­нар и научит участ­ни­ков созда­вать про­стран­ство для без­опас­ной ком­му­ни­ка­ции на при­ме­рах раз­лич­ных сце­на­ри­ев сете­вых атак.

Пол­ная про­грам­ма Digital August доступ­на на сай­те Инсти­ту­та «Стрел­ка».