Продакт-дизайнер Джон Белл: «Чтобы защитить пользователя, нужно создать сложную и мощную систему»

Джон Белл рассказал о том, как изменится UX-дизайн в ближайшие годы, какой опыт пользователя можно считать идеальным и почему небольшие мессенджеры становятся популярнее крупных социальных сетей. Фотография предоставлена экспертом.
Джон Белл рассказал о том, как изменится UX-дизайн в ближайшие годы, какой опыт пользователя можно считать идеальным и почему небольшие мессенджеры становятся популярнее крупных социальных сетей. Фотография предоставлена экспертом.

Веб-журнал Metafilter.com – один из лучших продуктов в Интернете, который эффективно справляется с нежелательным контентом, троллингом, спамом. В этом уверен продакт-дизайнер, сооснователь и руководитель образовательной компании UX Launchpad Джон Белл. В интервью замредактора Теплицы Наталье Барановой эксперт рассказал о том, как изменится UX-дизайн в ближайшие годы, какой опыт пользователя можно считать идеальным и почему небольшие мессенджеры становятся популярнее крупных социальных сетей. Также Белл говорил о свободе в Интернете и посоветовал полезные материалы для начинающих веб-дизайнеров.

– Джон, каким образом нужно защищать пользователей от спама и троллей, и какую роль в этом играет UX-дизайн?

– Любая система должна быть разработана со встроенной защитой пользователя. По мере появления новых угроз ее нужно постоянно улучшать. Но в то же время и система, и программное обеспечение должны быть очень простыми и понятными для пользователя. В этот момент на помощь приходит UX-дизайн.

Например, ошибочно предполагать, что минимальный инвестиционный подход MVP (minimum viable product) будет защищать пользователей. Представьте себе здание города без полиции и человека, который скажет: «Мы создадим полицию, когда произойдет первое убийство». К тому времени, возможно, окажется слишком поздно.

– Интерфейсы каких компаний или проектов успешно помогают пользователям справиться с нежелательным контентом?

– Одним из лучших модерируемых веб-сайтов всего Интернета является Metafilter.com. У сайта есть группа активных модераторов, разработан кодекс поведения пользователей. Например, в разделе под названием MetaTalk пользователи обсуждают социальные нормы. Вокруг сайта сформировалось целое сообщество.

Metafilter несовершенен. Но добиться успеха, который сайт имеет сейчас, было непросто. Команда сервиса посвятила время, деньги и эмоциональную энергию, чтобы обеспечить пользователям комфортное общение на сайте. Сервис, в отличие от других продуктов, смог эффективно справиться с проблемой абьюза (психологического насилия в Сети. – Прим. ред).

– По-вашему мнению, каким критериям должен соответствовать опыт пользователя (User Experience)?

– Знаменитые 10 принципов хорошего дизайна, которые сформулировал немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс, можно считать отличными правилами для начинающих. Дизайнеры ошибаются, если думают, что простота важнее всего.

Рамс не говорил, что «хороший дизайн прост». Он утверждал: «хороший дизайн – это как можно меньше дизайна». Между этими двумя тезисами существует огромное различие.

Некоторые типичные и грубые ошибки как раз можно увидеть на примере простых продуктов. Но нужно знать, что лучшие онлайн-сервисы (такие как Metafilter) – результат необычайно сложных систем. И в целом, чтобы защитить пользователя от негативных последствий, нужно в разы усложнить разработанную систему.

– Как думаете, как изменится ли UX-дизайн в будущем под влиянием новых технологий?

– Я считаю, что нужно сосредоточиться на общем опыте, а не на частном решении для нескольких поставщиков. Было время, когда у пользователей был компьютер от Dell, программное обеспечение для Windows от Microsoft, графическая карта от Nvidia, которая противоречила, например, программному обеспечению от Mcafee. Все это означало, что вы не могли правильно выстроить свою работу.

Еще по теме: Юзабилити сайта НКО: Как интуитивно понятный интерфейс помогает увеличить пожертвования и не потерять читателей

Компания Apple доказала, что лучший опыт – это использовать единое аппаратное обеспечение, которому можно доверять. Все потому, что этим занимается один поставщик: все приложения проверены через один магазин, безупречно работает синхронизация с аксессуарами (airpods, apple watch). И мы знаем, что они сделаны не другой компанией, у которой сомнительный уровень конфиденциальности, безопасности и даже нет сквозного шифрования.

– Что это значит для UX-дизайнеров?

– Я думаю, что сейчас дизайнеры на этапе созревания, чтобы полностью понять пользовательский опыт. Люди ожидают, что новое мобильное приложение не украдет данные, не будет содержать вирусов, не уничтожит их время автономной работы. Это движение, как я его называю, – «of course-дизайн». Пользователи просто используют ваш продукт для выполнения своей работы. Они не хотят говорить: «Вау, ничего себе, это работает!», они хотят думать: «Конечно же, это сработало». После успешного завершения своей задачи они перестанут пользоваться вашим продуктом, вернутся к привычной жизни.

– Какие социальные сети, по вашему мнению, становятся все более популярными?

– Я могу предположить, что сейчас движет людьми. Аналитик карьерного роста Дэн Пинк в лекции на TED назвал три ключевых слова: автономия, мастерство и цель.

 

Это значит, что неконтролируемые, агрессивные социальные сети, где пользователь не может управлять своим опытом, скоро уйдут. То же самое произойдет с соцсетями, которые слишком сложны в использовании, враждебны, после использования которых пользователь чувствует, что провел время впустую. Еще, если люди не будут знать, зачем им использовать эту соцсеть, какова главная цель, они просто уйдут.

Согласитесь, если вы нашли свою аудиторию в какой-либо соцсети, вы готовы делиться своими мыслями, открываться друзьям, а отношения, которые вы строите в онлайне, для вас столь же сильны и значимы, как и любые отношения в вашей жизни.

Еще по теме: Дмитрий Чернов о принципах веб-дизайна

Я думаю, что будущее соцсетей заключается в этих трех словах, которые назвал Пинк. И я не удивлен, когда все больше людей переходит на маленькие приложения, предназначенные лишь для обмена сообщениями. Пользователи перестают использовать шумные, сложные и крупные социальные сети. И крупные компании видят эти тенденции: Facebook уже купил Instagram и WhatsApp, попытался купить Snapchat и вложил значительные средства в развитие Facebook Messenger.

– Считаете ли вы, что государство или администрации социальных сетей начнут применять новое регулирование, например, более строгую цензуру, или же социальные сети останутся свободным пространством?

– Я думаю, что многие страны собираются еще больше ограничить свободу в Интернете. Со временем авторы социальных продуктов поймут, что неограниченная свобода дорого обойдется обычным пользователям.

Свобода, которую мы переживаем сейчас, – мираж. Это похоже на жизнь в раздираемой войной стране, где по земле бродят военачальники, а группы злых граждан объединились, чтобы атаковать другие группы.

Лидеры, которые лучше всех справляются с лазейками в законах и политике, в выигрыше. Но большая часть людей недовольна дискурсом, который сейчас появился вокруг темы свободы в Интернете. Между тем все больше и больше обычных пользователей учатся защищаться самостоятельно.

Технически мы можем сказать все, что хотим. Но если вы публично говорите что-то непопулярное и не имеете достаточно большой группы людей, чтобы защитить вас, вы, вероятно, пожалеете, что сказали это. Эта статья – отличный пример того, что происходит с мировым Интернетом сейчас.

Справка

Джон Белл стал экспертом программы Digital August, которая проходит в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»18 августа 2017 года он проведет бесплатную лекцию в Москве и расскажет о том, почему оскорбления – важная проблема в онлайн коммуникации и как ее решить. 19 и 20 августа эксперт проведет семинар и научит участников создавать пространство для безопасной коммуникации на примерах различных сценариев сетевых атак.

Полная программа Digital August доступна на сайте Института «Стрелка».