Режиссер Маргарита Михайлова: как снимали веб-сериал «Права человека»

В кон­це апре­ля 2017 года «Саха­ров­ский центр» выпу­стил пер­вый рос­сий­ский веб-сери­ал на тему прав чело­ве­ка. В июле была опуб­ли­ко­ва­на заклю­чи­тель­ная 11 серия. Как роди­лось пра­во­за­щит­ное дви­же­ние, кто такие Саха­ров, Дани­эль и Синяв­ский, чем опас­на без­гра­нич­ность вла­сти? На эти и дру­гие вопро­сы отве­ти­ли авто­ры про­ек­та. Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пого­во­ри­ла с режис­се­ром веб-сери­а­ла «Пра­ва чело­ве­ка» Мар­га­ри­той Михай­ло­вой и узна­ла о том, как созда­вал­ся сери­ал.

Веб-сери­ал состо­ит из 11 частей, каж­дая из кото­рых длит­ся от трех до семи минут. Коман­да про­ек­та состо­я­ла из вось­ми чело­век: режис­се­ра, про­дю­се­ра, авто­ра идеи, опе­ра­то­ра, худож­ни­ка, редак­то­ра, мар­ке­то­ло­га и ком­по­зи­то­ра. В съем­ках участ­во­ва­ло 18 чело­век, в том чис­ле актри­са Юлия Ауг, актер Вален­тин Само­хин, актри­са и редак­тор про­ек­та «Ромб» Ири­на Михай­лов­ская. Авто­ром идеи про­ек­та высту­пил дирек­тор Саха­ров­ско­го цен­тра Сер­гей Лука­шев­ский. На съем­ку сери­ал у коман­ды ушло три меся­ца.

— Маргарита, расскажите, какую вы стали перед собой цель?

— Изна­чаль­но мы хоте­ли рас­ска­зать людям об исто­рии прав чело­ве­ка, пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния в Рос­сии, в мире. Нуж­но было освя­тить несколь­ко клю­че­вых пунк­тов. Напри­мер, что такое ООН, как устро­е­на меж­ду­на­род­ная систе­ма прав чело­ве­ка. Слов­но по учеб­ни­ку рас­ска­зать. Реши­ли доне­сти это в виде уро­ков, и в каж­дой серии объ­яс­нять по одно­му пунк­ту.

— Почему выбрали формат веб-сериала? В чем его плюсы?

— Этот фор­мат под­ра­зу­ме­ва­ет некую сво­бо­ду: не нуж­но гнать­ся за изыс­ка­ми, орга­ни­зо­вы­вать боль­шое про­из­вод­ство. Он хоро­шо под­хо­дит для огра­ни­чен­но­го бюд­же­та и в слу­чае если вре­ме­ни на съем­ку не так мно­го. За корот­кие сме­ны нуж­но добить­ся, что­бы акте­ры весе­ло про­го­во­ри­ли текст.

У нас полу­чи­лась новост­ная пере­да­ча, где в кад­ре все­гда один чело­век, буд­то веду­щий пере­да­ет сло­во кор­ре­спон­ден­ту. Когда мы толь­ко нача­ли сни­мать, поня­ли, что похо­же на дет­ский теле­про­ект «Ули­ца сезам». Но мы не хоте­ли сни­мать дет­скую про­грам­му, но посколь­ку при­хо­ди­лось объ­яс­нять слож­ные про­цес­сы на паль­цах, от это­го было слож­но уйти. Даже наша съе­моч­ная коман­да, когда сни­ма­ла, мно­го узна­ла о пра­вах чело­ве­ка.

— У сериала необычный контекст, действие происходит на другой планете. Расскажите об этой задумке.

— Сна­ча­ла была такая задум­ка: как буд­то пла­не­та дав­но-дав­но погиб­ла, слу­чил­ся апо­ка­лип­сис из-за того, что люди не соблю­да­ли пра­ва чело­ве­ка. И тем, кто выжил пыта­ют­ся объ­яс­нить, поче­му их важ­но соблю­дать. В пер­вой серии про это был целый эпи­зод.

Медиа­ху­дож­ник Зла­та Пони­ров­ская при­ду­ма­ла и нари­со­ва­ла фон, полу­чи­лась абстракт­ная пла­не­та, на кото­рой зарож­да­ет­ся новая жизнь.

В этом сце­на­рии все ути­ли­тар­но. Самый про­стой спо­соб доне­сти инфор­ма­цию — это сде­лать нескуч­ное и доход­чи­вое пере­ме­ще­ние во вре­ме­ни. Напри­мер, для части про Сокра­та, Зла­та нари­со­ва­ла нам Пар­фе­нон в Гре­ции. Иллю­стра­ция ста­ла исто­ри­че­ским фоном. Но если бы не было воз­мож­но­сти все изоб­ра­зить, мы бы купи­ли кад­ры в фото­бан­ке. Нам повез­ло, что был худож­ник.

Еще по теме: Пси­хо­ло­гия поль­зо­ва­те­ля: поче­му нуж­но сни­мать исто­рию о чело­ве­ке, а не о про­дук­те

— Как меняется образ героев на протяжении сериала?

— В пер­вых сери­ях вид­но, что ребя­та буд­то бы робо­ты, такие сте­риль­ные люди, одеж­да на них тоже спе­ци­фи­че­ская. И посте­пен­но, в каж­дой новой серии, к ним воз­вра­ща­ет­ся чело­ве­че­ское.

— А как вы их искали?

Все герои игра­ют уче­ни­ков, но они не акте­ры, это мои дру­зья. Играл каж­дый себя. Напри­мер, Евге­ний Ляпин (акти­вист дви­же­ния Queer Peace) был в роли все­знай­ки, он и в жиз­ни такой. Мари­на Чаш­ник в жиз­ни тоже отлич­ни­ца, спортс­мен­ка, а София Маран­го — очень жиз­не­ра­дост­ная девоч­ка, так и в сери­а­ле.

На роль учи­те­лей мы бра­ли хоро­ших арти­стов, пото­му что текст был слож­ным. Но никто из них не учил его зара­нее. Каж­до­му учи­те­лю при­ду­ма­ли образ. Напри­мер, Ната­лья Румян­це­ва выгля­де­ла буд­то холод­ная голо­грам­ма. Вален­тин Само­хин — нерв­ный учи­тель, кото­рый ста­ра­тель­но пыта­ет­ся объ­яс­нить урок.

— По-вашему, все ли получилось, и какие вы получили отзывы?

— В целом, мне кажет­ся вышла стран­ная рабо­та, похо­жая на арт-объ­ект. Нам и самим хоте­лось сни­мать так, что­бы было не скуч­но. Я боя­лась, что ауди­то­рия может не понять. Но таких отзы­вов я не слы­ша­ла, поэто­му думаю, что все полу­чи­лось.

Неко­то­рые спра­ши­ва­ли, поче­му люди гово­рят о такой теме и едят торт (сце­на в пер­вой серии — прим.ред.). Это было празд­но­ва­ние пер­во­го митин­га глас­но­сти, герои поют пес­ню «С днем Рож­де­ния», так хоте­лось при­влечь вни­ма­ние. И ска­зать зри­те­лям, что это не тот скуч­ный фор­мат раз­го­во­ра о пра­вах чело­ве­ка, хоте­лось немно­го уди­вить и шоки­ро­вать. Да и сни­ма­ли в послед­нюю сме­ну, и когда детям при­но­сишь торт, они начи­на­ют гово­рить орга­нич­нее и доволь­нее.

— Что бы вы посоветовали тем НКО, которые хотят снять короткометражный сериал?

— Если есть зада­ча при­влечь новую ауди­то­рию, то нуж­но не боять­ся обра­щать­ся ко всем за помо­щью. Напри­мер, все арти­сты согла­си­лись поучаст­во­вать без­воз­мезд­но в нашем сери­а­ле, пото­му что счи­та­ют выбран­ную тему важ­ной, о кото­рой нуж­но гово­рить.

Цель долж­на оправ­ды­вать сред­ства. Нуж­но про­счи­тать бюд­жет и оце­нить свои силы. Я не сто­рон­ник геро­и­че­ских вещей. Сей­час видео сде­лать доволь­но про­сто: снять на мобиль­ный, доба­вить тит­ры, музы­ку — и гото­во. Мно­гие гово­рят, что глав­ное идея. Но мне кажет­ся, глав­ное — начать делать, пока при­дет идея может прой­ти очень мно­го вре­ме­ни.

Все серии мож­но посмот­реть на сай­те про­ек­та.