Режиссер Маргарита Михайлова: как снимали веб-сериал «Права человека»

В конце апреля 2017 года «Сахаровский центр» выпустил первый российский веб-сериал на тему прав человека. В июле была опубликована заключительная 11 серия. Как родилось правозащитное движение, кто такие Сахаров, Даниэль и Синявский, чем опасна безграничность власти? На эти и другие вопросы ответили авторы проекта. Замредактора Теплицы Наталья Баранова поговорила с режиссером веб-сериала «Права человека» Маргаритой Михайловой и узнала о том, как создавался сериал.

Веб-сериал состоит из 11 частей, каждая из которых длится от трех до семи минут. Команда проекта состояла из восьми человек: режиссера, продюсера, автора идеи, оператора, художника, редактора, маркетолога и композитора. В съемках участвовало 18 человек, в том числе актриса Юлия Ауг, актер Валентин Самохин, актриса и редактор проекта «Ромб» Ирина Михайловская. Автором идеи проекта выступил директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский. На съемку сериал у команды ушло три месяца.

— Маргарита, расскажите, какую вы стали перед собой цель?

— Изначально мы хотели рассказать людям об истории прав человека, правозащитного движения в России, в мире. Нужно было освятить несколько ключевых пунктов. Например, что такое ООН, как устроена международная система прав человека. Словно по учебнику рассказать. Решили донести это в виде уроков, и в каждой серии объяснять по одному пункту.

— Почему выбрали формат веб-сериала? В чем его плюсы?

— Этот формат подразумевает некую свободу: не нужно гнаться за изысками, организовывать большое производство. Он хорошо подходит для ограниченного бюджета и в случае если времени на съемку не так много. За короткие смены нужно добиться, чтобы актеры весело проговорили текст.

У нас получилась новостная передача, где в кадре всегда один человек, будто ведущий передает слово корреспонденту. Когда мы только начали снимать, поняли, что похоже на детский телепроект «Улица сезам». Но мы не хотели снимать детскую программу, но поскольку приходилось объяснять сложные процессы на пальцах, от этого было сложно уйти. Даже наша съемочная команда, когда снимала, много узнала о правах человека.

— У сериала необычный контекст, действие происходит на другой планете. Расскажите об этой задумке.

— Сначала была такая задумка: как будто планета давно-давно погибла, случился апокалипсис из-за того, что люди не соблюдали права человека. И тем, кто выжил пытаются объяснить, почему их важно соблюдать. В первой серии про это был целый эпизод.

Медиахудожник Злата Понировская придумала и нарисовала фон, получилась абстрактная планета, на которой зарождается новая жизнь.

В этом сценарии все утилитарно. Самый простой способ донести информацию — это сделать нескучное и доходчивое перемещение во времени. Например, для части про Сократа, Злата нарисовала нам Парфенон в Греции. Иллюстрация стала историческим фоном. Но если бы не было возможности все изобразить, мы бы купили кадры в фотобанке. Нам повезло, что был художник.

Еще по теме: Психология пользователя: почему нужно снимать историю о человеке, а не о продукте

— Как меняется образ героев на протяжении сериала?

— В первых сериях видно, что ребята будто бы роботы, такие стерильные люди, одежда на них тоже специфическая. И постепенно, в каждой новой серии, к ним возвращается человеческое.

— А как вы их искали?

Все герои играют учеников, но они не актеры, это мои друзья. Играл каждый себя. Например, Евгений Ляпин (активист движения Queer Peace) был в роли всезнайки, он и в жизни такой. Марина Чашник в жизни тоже отличница, спортсменка, а София Маранго — очень жизнерадостная девочка, так и в сериале.

На роль учителей мы брали хороших артистов, потому что текст был сложным. Но никто из них не учил его заранее. Каждому учителю придумали образ. Например, Наталья Румянцева выглядела будто холодная голограмма. Валентин Самохин — нервный учитель, который старательно пытается объяснить урок.

— По-вашему, все ли получилось, и какие вы получили отзывы?

— В целом, мне кажется вышла странная работа, похожая на арт-объект. Нам и самим хотелось снимать так, чтобы было не скучно. Я боялась, что аудитория может не понять. Но таких отзывов я не слышала, поэтому думаю, что все получилось.

Некоторые спрашивали, почему люди говорят о такой теме и едят торт (сцена в первой серии — прим.ред.). Это было празднование первого митинга гласности, герои поют песню «С днем Рождения», так хотелось привлечь внимание. И сказать зрителям, что это не тот скучный формат разговора о правах человека, хотелось немного удивить и шокировать. Да и снимали в последнюю смену, и когда детям приносишь торт, они начинают говорить органичнее и довольнее.

— Что бы вы посоветовали тем НКО, которые хотят снять короткометражный сериал?

— Если есть задача привлечь новую аудиторию, то нужно не бояться обращаться ко всем за помощью. Например, все артисты согласились поучаствовать безвозмездно в нашем сериале, потому что считают выбранную тему важной, о которой нужно говорить.

Цель должна оправдывать средства. Нужно просчитать бюджет и оценить свои силы. Я не сторонник героических вещей. Сейчас видео сделать довольно просто: снять на мобильный, добавить титры, музыку — и готово. Многие говорят, что главное идея. Но мне кажется, главное — начать делать, пока придет идея может пройти очень много времени.

Все серии можно посмотреть на сайте проекта.