Что такое инклюзивный дизайн

Десятилетняя Тилли получила бионический протез руки от Open Bionics. Когда Тилли было 15 месяцев у нее диагностировали менингит. Результатом болезни стала ампутация обеих рук. Спустя несколько лет, компания Open Bionics, специализирующаяся на разработке бионических протезов с использованием 3d печати, искала волонтеров для тестирования своих новых протезов. Тилли приняла участие в программе и получила новую руку.
Десятилетняя Тилли получила бионический протез руки от Open Bionics.

Бри­тан­ский инсти­тут стан­дар­ти­за­ции опре­де­ля­ет инклю­зив­ный дизайн как «про­ек­ти­ро­ва­ние обще­при­ня­тых про­дук­тов или услуг таким обра­зом, что­бы они были доступ­ны и их мог­ли исполь­зо­вать как мож­но боль­шее чис­ло людей без необ­хо­ди­мо­сти в спе­ци­аль­ной адап­та­ции или в раз­ра­бот­ке осо­бо­го дизай­на». Цель инклю­зив­но­го дизай­на – учи­ты­вать раз­но­об­ра­зие осо­бен­но­стей людей, что­бы создать для них рав­ные усло­вия и обес­пе­чить их авто­ном­ность.

Инклю­зив­ный дизайн – бри­тан­ский тер­мин. В США эту кон­цеп­цию назы­ва­ют «уни­вер­саль­ным дизай­ном». Часто исполь­зу­ет­ся и поня­тие «дизайн для всех». Все эти тер­ми­ны фак­ти­че­ски сино­ни­мы.

Исто­рия инклю­зив­но­го дизай­на начи­на­ет­ся в ХХ веке и напря­мую свя­за­на с рас­ши­ре­ни­ем воз­мож­но­стей нау­ки и послед­стви­я­ми двух миро­вых войн. Науч­ный про­гресс поз­во­лил зна­чи­тель­но про­длить жизнь людей, в том чис­ле с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми и хро­ни­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Повы­сил­ся про­цент выжи­ва­ния после травм, ранее счи­тав­ших­ся смер­тель­ны­ми. Огром­ную роль в этом, как ни печаль­но, сыг­ра­ли и воен­ные кон­флик­ты, оста­вив­шие сот­ни тысяч людей инва­ли­да­ми.

Еще по теме: Видео­кар­точ­ки Теп­ли­цы: как в Звезд­ных вой­нах, био­ни­че­ская рука для ребен­ка

В сере­дине про­шло­го века в Евро­пе, США, Япо­нии ста­ло раз­рас­тать­ся дви­же­ние «Без барье­ров», направ­лен­ное на устра­не­ние физи­че­ских пре­пят­ствий для людей с огра­ни­че­ни­я­ми здо­ро­вья. За ним после­до­ва­ла вол­на борь­бы про­тив дис­кри­ми­на­ции в отно­ше­нии этих кате­го­рий людей и за обес­пе­че­ние их граж­дан­ских прав. Эти груп­пы ока­за­ли суще­ствен­ное вли­я­ние на зако­но­да­тель­ную базу, в том чис­ле на тре­бо­ва­ния к про­ек­ти­ро­ва­нию объ­ек­тов. К 1973 году 49 аме­ри­кан­ских шта­тов вве­ли стан­дар­ты доступ­но­сти раз­лич­ных типов стро­е­ний.

Как след­ствие, про­ек­ти­ро­ва­ние ста­ло все боль­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся на осо­бен­но­сти и нуж­ды людей с огра­ни­че­ни­я­ми здо­ро­вья. Изна­чаль­но инклю­зив­ный дизайн был при­зван допол­нять уже суще­ству­ю­щие реше­ния для «стан­дарт­ных поль­зо­ва­те­лей». К таким раз­ра­бот­кам мож­но отне­сти рам­пы для коля­сок, кото­ры­ми ста­ли осна­щать лест­ни­цы, или так­тиль­ные опции для сла­бо­ви­дя­щих.

Сей­час в инклю­зив­ном дизайне наме­ти­лась тен­ден­ция к отка­зу от так назы­ва­е­мо­го «сегре­га­ци­он­но­го под­хо­да» – спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных при­ло­же­ний для опре­де­лен­ной груп­пы людей.

Про­ек­ти­ров­щи­ки все чаще стре­мят­ся созда­вать сре­ду, услу­ги и пред­ме­ты, кото­ры­ми без осо­бой под­го­тов­ки и моди­фи­ка­ций мог­ло бы поль­зо­вать­ся как мож­но боль­ше людей неза­ви­си­мо от их харак­те­ри­стик.

Один из руко­во­дя­щих прин­ци­пов – это отказ от усред­не­ния. Прин­цип Ban the average посту­ли­ру­ет, что раз­но­об­ра­зие людей и их воз­мож­но­стей невоз­мож­но при­ве­сти к сред­не­му зна­че­нию по несколь­ким пока­за­те­лям сра­зу. Все мы по каким-то пара­мет­рам нач­нем откло­нять­ся от оси «нор­маль­но­сти». Как пишет пор­тал Simplicable, «вещи, создан­ные для «сред­не­го поль­зо­ва­те­ля», не опти­маль­ны для подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства, посколь­ку никто из нас не явля­ет­ся сред­не­ста­ти­сти­че­ским». Вме­сто это­го про­ек­ти­ров­щи­кам пред­ла­га­ет­ся раз­ра­ба­ты­вать реше­ния, кото­рые под­хо­ди­ли бы поль­зо­ва­те­лям уда­лен­ных кон­цов спек­тра. Этот при­ем назы­ва­ет­ся дизай­ном до край­но­стей – design to the edges.

Примеры инклюзивного дизайна

Канадский музей прав человека. Фото: фрагмент сайта музея.
Канад­ский музей прав чело­ве­ка. Фото: фраг­мент сай­та музея.

В 2013 году в горо­де Вин­ни­пег открыл­ся Канад­ский музей прав чело­ве­ка, чье про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство велись с уче­том прин­ци­пов инклю­зив­но­го дизай­на. На откры­тии гла­ва музея Стю­арт Мюр­рей так резю­ми­ро­вал сто­яв­шие перед его коман­дой зада­чи: «В нашем музее инва­лид­ность будет вос­при­ни­мать­ся не как осо­бое состо­я­ние, а как обыч­ная часть жиз­ни, кото­рая может затро­нуть каж­до­го из нас».

Демо­гра­фи­че­ский фак­тор дей­стви­тель­но одна из основ­ных при­чин, по кото­рым инклю­зив­ный дизайн все боль­ше выдви­га­ет­ся на пер­вый план.

Так, по дан­ным Все­мир­но­го бан­ка, те или иные огра­ни­че­ния здо­ро­вья име­ют 15 про­цен­тов насе­ле­ния. 46 про­цен­тов людей стар­ше 60 лет живут с инва­лид­но­стью, при этом чис­ло пожи­лых людей уве­ли­чи­ва­ет­ся на три про­цен­та в год.

Резуль­та­том инклю­зив­но­го дизай­на часто ста­но­вит­ся пере­осмыс­ле­ние три­ви­аль­ных пред­ме­тов и кон­цеп­ций с тем, что­бы поль­зо­ва­ние ими было удоб­но для всех или для мак­си­маль­но мно­го­чис­лен­ной груп­пы людей.

Напри­мер, класс­ная ком­на­та, раз­ра­бо­тан­ная по стан­дар­там уни­вер­саль­но­го дизай­на, может быть осна­ще­на мебе­лью с регу­ли­ру­е­мой высо­той. Это поз­во­ля­ет не толь­ко адап­ти­ро­вать ее под нуж­ды раз­ных кате­го­рий уча­щих­ся, но и варьи­ро­вать ее назна­че­ние.

Авто­ма­ти­че­ские две­ри, осна­щен­ные сен­со­ра­ми, впу­стят и тех, кто пере­дви­га­ет­ся на коляс­ке, и тех, кто несет что-то в руках, тол­ка­ет коляс­ку или тележ­ку. С точ­ки зре­ния инклю­зив­но­го дизай­на, объ­ем­ная кноп­ка, кото­рую мож­но при жела­нии нажать пле­чом или лок­тем, пред­по­чти­тель­ней сен­сор­ной пане­ли, для исполь­зо­ва­ния кото­рой необ­хо­дим палец. Одна широ­кая не кру­тая рам­па у вхо­да удоб­ней, чем уста­нов­лен­ная рядом узкая лест­ни­ца и узкий подъ­ем для коля­сок. Опо­ве­ще­ние или знак в виде иллю­стра­ции в соче­та­нии с так­тиль­ной плит­кой луч­ше, чем тек­сто­вое объ­яв­ле­ние.

Sesame phone – этот телефон можно использовать без прямого тактильного контакта.
Sesame phone – этот теле­фон мож­но исполь­зо­вать без пря­мо­го так­тиль­но­го кон­так­та.

Сре­ди ярких при­ме­ров инклю­зив­но­го дизай­на – Sesame phone. Этот теле­фон мож­но исполь­зо­вать без пря­мо­го так­тиль­но­го кон­так­та: он реа­ги­ру­ет на дви­же­ния голо­вы. Oxo – про­из­во­ди­тель, рабо­та­ю­щий исклю­чи­тель­но в рам­ках уни­вер­саль­но­го дизай­на. Ком­па­ния выпус­ка­ет раз­ную полез­ную утварь для дома: от кухон­ных до садо­вых при­над­леж­но­стей, кото­рая ори­ен­ти­ро­ва­на на всех: «прав­шей и лев­шей, муж­чин и жен­щин, моло­дых и пожи­лых». Easy Living Home спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­ек­ти­ро­ва­нии жилых про­странств в соот­вет­ствии со стан­дар­та­ми инклю­зив­но­го дизай­на.

Еще по теме: В Крас­но­яр­ске запу­сти­ли веб-сер­вис по кор­рек­ции дис­гра­фии у детей

Уни­вер­саль­ный дизайн – важ­ная часть пла­ни­ро­ва­ния «умных горо­дов». «Так­си буду­ще­го» в Нью-Йор­ке не толь­ко при­спо­соб­ле­ны для коля­сок, но и осна­ще­ны тех­но­ло­ги­ей, пере­да­ю­щей звук напря­мую в ушные имплан­ты и слу­хо­вые аппа­ра­ты.

«Такси будущего». Фото с сайта проекта.
«Так­си буду­ще­го». Фото с сай­та про­ек­та.

В Сид­нее в 2016 году завер­ши­лась уста­нов­ка более чем двух тысяч так­тиль­ных пан­но, мар­ки­ру­ю­щих пере­крест­ки, направ­ле­ния и помо­га­ю­щих ори­ен­ти­ро­вать­ся в горо­де людям с труд­но­стя­ми зре­ния.

Тактильные панно на улицах города. Фото с сайта проекта.
Так­тиль­ные пан­но на ули­цах горо­да. Фото с сай­та про­ек­та.

Еще один спо­соб сде­лать обще­ствен­ные места более доступ­ны­ми – мобиль­ные при­ло­же­ния, поз­во­ля­ю­щие опре­де­лить, насколь­ко лока­ция при­спо­соб­ле­на под раз­но­об­ра­зие нужд поль­зо­ва­те­лей, напри­мер, Wheelmap.org или Jaccede.com.

Канад­ская непра­ви­тель­ствен­ная орга­ни­за­ция Keroul раз­ра­бо­та­ла отлич­ное руко­вод­ство для внед­ре­ния прин­ци­пов уни­вер­саль­но­го дизай­на при пла­ни­ро­ва­нии тури­сти­че­ских объ­ек­тов. В нем пере­чис­ле­ны клю­че­вые аспек­ты и тре­бо­ва­ния, кото­рые сде­ла­ют горо­да более доступ­ны­ми для всех кате­го­рий тури­стов. Авто­ры руко­вод­ства обсуж­да­ют в том чис­ле опти­маль­ную широ­ту двер­ных про­емов, пеше­ход­ных пере­хо­дов, пара­мет­ры рамп, лиф­тов, пар­ко­воч­ных мест, туа­ле­тов, ком­нат в оте­ле и пля­жей.

руководство для внедрения принципов универсального дизайна при планировании туристических объектов
руко­вод­ство для внед­ре­ния прин­ци­пов уни­вер­саль­но­го дизай­на при пла­ни­ро­ва­нии тури­сти­че­ских объ­ек­тов.

Принципы инклюзивного дизайна

Боль­шой вклад в раз­ви­тие это­го типа про­ек­ти­ро­ва­ния внес аме­ри­кан­ский архи­тек­тор Рональд Манс, в дет­стве пере­нес­ший полио­ми­е­лит и поль­зо­вав­ший­ся коляс­кой и вен­ти­ля­то­ром. Он, в част­но­сти, счи­та­ет­ся авто­ром тер­ми­на «уни­вер­саль­ный дизайн». Манс осно­вал Центр уни­вер­саль­но­го дизай­на, раз­ра­бо­тав­ше­го его основ­ные прин­ци­пы.

Равенство в использовании

Необ­хо­ди­мо:

  • предо­став­лять оди­на­ко­вые инстру­мен­ты всем поль­зо­ва­те­лям, иден­тич­ные, когда это воз­мож­но, в
  • осталь­ных слу­ча­ях – экви­ва­лент­ные;
  • избе­гать стиг­ма­ти­за­ции и сегре­га­ции;
  • обес­пе­чи­вать без­опас­ность всем поль­зо­ва­те­лям;
  • делать дизайн при­ят­ным для всех.

Гиб­кость исполь­зо­ва­ния

  • обес­пе­чить поль­зо­ва­те­лей воз­мож­но­стью выбо­ра мето­дов исполь­зо­ва­ния;
  • учи­ты­вать нуж­ды лев­шей и прав­шей;
  • облег­чать воз­мож­ность для поль­зо­ва­те­ля соблю­дать акку­рат­ность и точ­ность;
  • под­стра­и­вать­ся под темп поль­зо­ва­те­ля.

Простота и интуитивность использования

  • Дизайн дол­жен быть прост для вос­при­я­тия неза­ви­си­мо от опы­та, зна­ний, язы­ко­вых навы­ков и уров­ня кон­цен­тра­ции поль­зо­ва­те­ля.
  • Понят­ная инфор­ма­ция
  • Дизайн поз­во­ля­ет эффек­тив­но предо­ста­вить нуж­ную инфор­ма­цию неза­ви­си­мо от усло­вий сре­ды и слу­ха поль­зо­ва­те­ля.

Терпимость к ошибке

  • Дизайн сво­дит к мини­му­му воз­мож­ные угро­зы здо­ро­вью и небла­го­при­ят­ные послед­ствия слу­чай­ных и непред­на­ме­рен­ных дей­ствий.
  • Низ­кий уро­вень физи­че­ско­го уси­лия
  • Дизайн поз­во­ля­ет эффек­тив­ное и ком­форт­ное исполь­зо­ва­ние, не утом­ляя поль­зо­ва­те­ля. Напри­мер, он поз­во­ля­ет ему сохра­нять ней­траль­ное поло­же­ние тела.

Адекватность размеров и пространства для приближения и использования

  • Поль­зо­ва­тель дол­жен быть спо­со­бен исполь­зо­вать дизайн неза­ви­си­мо от поло­же­ния тела, его габа­ри­тов и сво­ей мобиль­но­сти.

Веб-доступность

Осо­бое направ­ле­ние инклю­зив­но­го дизай­на – веб-доступ­ность. Эта кон­цеп­ция выхо­дит за пре­де­лы про­ек­ти­ро­ва­ния, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на поль­зо­ва­те­ля, и направ­ле­на на мак­си­маль­ное устра­не­ние воз­мож­ных барье­ров для поль­зо­ва­те­лей, вызван­ных их физи­че­ски­ми и дру­ги­ми харак­те­ри­сти­ка­ми.

Web Accessibility Initiative Кон­сор­ци­у­ма Все­мир­ной пау­ти­ны, опре­де­ля­ю­ще­го стан­дар­ты Сети, зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой основ­ных тре­бо­ва­ний, обу­слав­ли­ва­ю­щих веб-доступ­ность ресур­сов и обо­ру­до­ва­ния.

Еще по теме: «Пор­тал инклю­зив­ных прак­тик» – онлайн-пло­щад­ка для людей с инва­лид­но­стью

Уни­вер­си­тет Берк­ли дает базо­вые реко­мен­да­ции, поз­во­ля­ю­щие повы­сить доступ­ность сай­та. Напри­мер, он сове­ту­ет не пола­гать­ся толь­ко на цвет для пере­да­чи какой-то важ­ной инфор­ма­ции. Ино­гда быва­ет недо­ста­точ­но про­сто выде­лить непра­виль­но запол­нен­ное поле крас­ной рам­кой. Необ­хо­ди­мо давать и какие-то сопро­во­ди­тель­ные ком­мен­та­рии для людей.

Экс­пер­ты Берк­ли так­же напо­ми­на­ют о важ­но­сти атри­бу­та тега alt. Его содер­жи­мое счи­ты­ва­ют про­грам­мы, вер­ба­ли­зи­ру­ю­щие кон­тент сай­та. Их обыч­но исполь­зу­ют сла­бо­ви­дя­щие люди.

По той же при­чине уни­вер­си­тет реко­мен­ду­ет давать ссыл­кам уни­каль­ные име­на: «Не пиши­те «нажми­те сюда, что­бы почи­тать о нашей ком­па­нии». Вме­сто это­го ука­жи­те: «Что­бы боль­ше узнать о ком­па­нии, перей­ди­те в сек­цию «О нас».

Сайт бри­тан­ской теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной кор­по­ра­ции BTодин из при­ме­ров интер­нет-ресур­са, сле­ду­ю­ще­го кано­нам веб-доступ­но­сти.

Сайт британской телекоммуникационной корпорации BT
Сайт бри­тан­ской теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной кор­по­ра­ции BT.

Его стра­ни­цы, в част­но­сти, сопро­вож­да­ют­ся видео, разъ­яс­ня­ю­щим содер­жа­ние на язы­ке жестов. Высо­кой сте­пе­нью веб-доступ­но­сти отли­ча­ют­ся сай­ты госу­дар­ствен­ных ведомств США, в том чис­ле цен­тра предот­вра­ще­ния и кон­тро­ля забо­ле­ва­ний и сайт пра­ви­тель­ства Фран­ции.

Веб-доступ­ность посте­пен­но ста­но­вит­ся гло­баль­ным стан­дар­том. Аме­ри­кан­ское мини­стер­ство юсти­ции год назад заяв­ля­ло о наме­ре­нии вклю­чить тре­бо­ва­ния к веб-доступ­но­сти в основ­ной зако­но­да­тель­ный акт о пра­вах граж­дан с инва­лид­но­стью.

Сей­час вла­дель­цы недру­же­люб­ных сай­тов в США уже стал­ки­ва­ют­ся с угро­зой судеб­ных тяжб. Так, с 2015 по 2016 год коли­че­ство исков от людей с труд­но­стя­ми зре­ния, жало­вав­ших­ся на то, что сай­ты не отве­ча­ют стан­дар­там веб-доступ­но­сти, достиг­ло 240.

В мае 2016 года Евро­со­юз согла­со­вал транс­на­ци­о­наль­ное внед­ре­ние пара­мет­ров веб-доступ­но­сти. Стра­ны-чле­ны ЕС до сен­тяб­ря 2018 года долж­ны перей­ти на эти тре­бо­ва­ния.

В неко­то­рых из них веб-доступ­ность уже закреп­ле­на зако­но­да­тель­но. В Австрии это обя­за­тель­ство было нало­же­но на госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния боль­ше года назад. В Испа­нии ведом­ствам в слу­чае невы­пол­не­ния тре­бо­ва­ний гро­зит штраф. В Ита­лии финан­со­вые взыс­ка­ния могут быть нало­же­ны на сотруд­ни­ка гос­учре­жде­ния, в обя­зан­но­сти кото­ро­го вхо­дит под­держ­ка сай­та, если он не отве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям веб-доступ­но­сти.