Программирование для школьников: новые востребованные профессии и запросы бизнеса

По мнению экспертов, чем раньше подросток освоит навыки программирования, тем больше возможностей перед ним откроется, в том числе и новые востребованные профессии. Фотография с открытия образовательного проекта "Эко Гейм Джем" в Санкт-Петербурге. Автор фото: Георгий Егоров.
По мнению экспертов, чем раньше подросток освоит навыки программирования, тем больше возможностей перед ним откроется, в том числе и новые востребованные профессии. Фотография с открытия образовательного проекта «Эко Гейм Джем» в Санкт-Петербурге. Автор фото: Георгий Егоров.

Нужно ли школьникам стремиться поступить в Бауманку? Или достаточно пройти курсы по программированию, чтобы стать крайне востребованным на рынке труда в своем регионе и занять уникальную нишу? Замредктора Теплицы Наталья Баранова пообщалась с экспертами и узнала, почему в школах необходимо внедрять it-образование, и как это направление развивается в России.

Чем раньше, тем лучше

Программист — профессия будущего. В этом убеждены создатели образовательных школ и it-специалисты. Поэтому чем раньше подросток освоит навыки программирования, поймет как работают технологии изнутри, тем больше возможностей перед ним откроется.

«Навыки программирования будут востребованы, несмотря на то, что уже сейчас простая работа автоматизируется и передается роботам. Да, мы столкнемся с новыми вызовами, но «умные» дома тоже должен кто-то создавать, а роботов программировать. Этим будет заниматься человек», рассуждает руководитель детской школы программирования «Кодабра» Дарья Абрамова

Еще по теме: Как «Кодабра» приходит в школы и учит детей программировать игры, мультфильмы и роботов.

С экспертом согласилась веб-дизайнер, руководитель направления помощи НКО Теплицы социальных технологий Анна Ладошкина. «Без знания программирования, хотя бы базового, человеку в скором будущем будет сложно освоиться даже в бытовых вопросах», — отметила Ладошкина.

«Программирование занимает уже достаточное место в жизни людей. Школа нужна для того, чтобы дать ребенку возможность сориентироваться в мире и понять что «его» , какой путь стоит выбрать. Дети должны иметь о нем представление наряду с биологией, рисованием и другими предметами». Анна Ладошкина.

Специалисты уверены, что серьезно обучать детей программированию можно начинать с 7-9 классов. По мнению сооснователя платформы HTML Academy Алексея Симоненко, главная проблема обучения в том, что внимание детей сложно долго удерживать. «Учитывая эту особенность, лучше выбрать формат коротких игр. При этом важно ещё заинтересовать процессом, например, предложив создать собственную игру. Для этих целей идеально подходит программа Scratch», — уверен эксперт.

Например, в «Кодабре» обучают только в форме игры. Дети сами программируют игры, мультфильмы и роботов, начиная с 7 лет. «Это простые игры, которые не конкурируют с игровой индустрией, — объяснила Дарья Абрамова. — При этом собранный своими руками проект впечатляет юного создателя и вовлекает программирование и изучение технологий».

«Занятия развивают у детей логическое и критическое мышление, навыки общения и работы в команде, учат делить большую задачу на подзадачи и планировать действия». Дарья Абрамова.

Какие специалисты нужны сейчас

Сегодня нет необходимости писать сложные программы с нуля. Таким навыком теперь никого не удивишь. Все потому что огромное количество компьютерного кода готовых программ уже выложены в свободный доступ. По мнению директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта, сейчас свободна ниша специалистов, которые сумеют адаптировать программу для работы конкретного бизнеса.

«Большой универсальный код пишут тысячи программистов в немногих крупных организациях. А потом в десятках и сотнях тысяч мелких компаний достаточно одного-двух программистов-ремесленников для адаптации этого кода под нужды конкретного бизнеса, — объясняет Себрант. — И такие ребята всегда будут нужны на местах им не обязательно гнаться поступать в Бауманку (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — прим.ред.) или идти на работу в Яндекс».

«Можно стать востребованным и сразу после школы у себя. Даже со многими нашими задачами, которые кажутся фантастическими (например, научить нейронную сеть писать музыку, похожую на музыку Баха), может справиться третьекурсник». Андрей Себрант.

По словам эксперта, такие it-кадры будут точно востребованы в ближайшие 10-15 лет. Подготовкой будущих программистов занимается «Яндекс.Лицей». Его бесплатная программа уже запущена Калуге, Пензе, Саратове и Тамбове и рассчитана на ребят 8 и 9 классов. Школьники работают на языке Python. Андрей Себрант считает, что именно этот язык будет чаще других использоваться для работы с самообучающимися системами или машинным обучением.

Как развивается сфера

В России, по мнению экспертов, обучению программированию уделяется не так много внимания, как хотелось бы. «К сожалению, сейчас приоритетной, для вложения денег в обучение, является подготовка к ЕГЭ, поэтому почти все школы и курсы сосредоточены на этом. Школы программирования или робототехники можно пересчитать по пальцам. Я бы сказал, что в отличие от запада, в нашей стране этот рынок только зарождается», поделился наблюдениями Алексей Симоненко.

Более того, российские IT-компании пока не готовы поддержать и выступить спонсорами для проведения таких курсов.

«Это предсказуемая ситуация, потому что горизонт планирования в компаниях в России не более 5 лет, а зачастую и меньше. Нет смысла вкладываться в школьников. Чаще всего я слышу, что мы делаем «правильное дело» с «правильным подходом» к обучению и вовлечению детей в IТ-индустрию. При этом указывают на то, что у них есть программы для студентов и этого достаточно», с сожалением отметила Абрамова.

Также эксперт считает, что уроки информатики в школах нужно преобразовать в более современные занятия. «Зачастую преподаватели учат на устаревших программах и языках, которые не вызывают никакого интереса у ребенка, если он самостоятельно не мотивирован», говорит Дарья Абрамова.

Несмотря на все сложности в последние годы в России появилось много стартапов. Большинство проектов носят коммерческий характер, но есть и те, кто работает на безвозмездной основе и старается сделать занятия по программированию доступными для большинства подростков.

Например, бесплатные курсы для школьников организовывает петербургский проект «Эко Гейм Джем». Координатор проекта Илья Роговенко признался, что главная цель — увлечь программированием обычных ребят с улицы. В феврале 2017 года вместе с единомышленниками он открыл занятия, на которых школьники в командах учатся делать компьютерные игры и получают за это призы. По мнению Роговенко, подобные командные конкурсы должны быть в каждом городе страны, но сейчас их не так много.

Также бесплатные занятия по программированию проводят «Кодабра» и «Яндекс.Лицей», компания КРОК основала «Школу IT-решений», а еще более чем в 20 городах России запущена IT-школа от Samsung.

Более того, осенью 2017 года в разных городах страны пройдут образовательные мероприятия: хакатоны, лекции или мастер-классы на тему программирования. Получить финансирование на проведение такого события может любая НКО. Для этого нужно до 15 сентября подать заявку на участие в инициативе Meet and Code. Отбор заявок и координацию финансируемых проектов в России будет проводить Теплица социальных технологий.