Программирование для школьников: новые востребованные профессии и запросы бизнеса

По мнению экспертов, чем раньше подросток освоит навыки программирования, тем больше возможностей перед ним откроется, в том числе и новые востребованные профессии. Фотография с открытия образовательного проекта "Эко Гейм Джем" в Санкт-Петербурге. Автор фото: Георгий Егоров.
По мнению экспертов, чем раньше подросток освоит навыки программирования, тем больше возможностей перед ним откроется, в том числе и новые востребованные профессии. Фотография с открытия образовательного проекта "Эко Гейм Джем" в Санкт-Петербурге. Автор фото: Георгий Егоров.

Нуж­но ли школь­ни­кам стре­мить­ся посту­пить в Бау­ман­ку? Или доста­точ­но прой­ти кур­сы по про­грам­ми­ро­ва­нию, что­бы стать крайне вос­тре­бо­ван­ным на рын­ке тру­да в сво­ем реги­оне и занять уни­каль­ную нишу? Замредк­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пооб­ща­лась с экс­пер­та­ми и узна­ла, поче­му в шко­лах необ­хо­ди­мо внед­рять it-обра­зо­ва­ние, и как это направ­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся в Рос­сии.

Чем раньше, тем лучше

Про­грам­мист — про­фес­сия буду­ще­го. В этом убеж­де­ны созда­те­ли обра­зо­ва­тель­ных школ и it-спе­ци­а­ли­сты. Поэто­му чем рань­ше под­ро­сток осво­ит навы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния, пой­мет как рабо­та­ют тех­но­ло­гии изнут­ри, тем боль­ше воз­мож­но­стей перед ним откро­ет­ся.

«Навы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния будут вос­тре­бо­ва­ны, несмот­ря на то, что уже сей­час про­стая рабо­та авто­ма­ти­зи­ру­ет­ся и пере­да­ет­ся робо­там. Да, мы столк­нем­ся с новы­ми вызо­ва­ми, но «умные» дома тоже дол­жен кто-то созда­вать, а робо­тов про­грам­ми­ро­вать. Этим будет зани­мать­ся чело­век», рас­суж­да­ет руко­во­ди­тель дет­ской шко­лы про­грам­ми­ро­ва­ния «Кодаб­ра» Дарья Абра­мо­ва

Еще по теме: Как «Кодаб­ра» при­хо­дит в шко­лы и учит детей про­грам­ми­ро­вать игры, мульт­филь­мы и робо­тов.

С экс­пер­том согла­си­лась веб-дизай­нер, руко­во­ди­тель направ­ле­ния помо­щи НКО Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Анна Ладо­шки­на. «Без зна­ния про­грам­ми­ро­ва­ния, хотя бы базо­во­го, чело­ве­ку в ско­ром буду­щем будет слож­но осво­ить­ся даже в быто­вых вопро­сах», — отме­ти­ла Ладо­шки­на.

«Про­грам­ми­ро­ва­ние зани­ма­ет уже доста­точ­ное место в жиз­ни людей. Шко­ла нуж­на для того, что­бы дать ребен­ку воз­мож­ность сори­ен­ти­ро­вать­ся в мире и понять что «его» , какой путь сто­ит выбрать. Дети долж­ны иметь о нем пред­став­ле­ние наря­ду с био­ло­ги­ей, рисо­ва­ни­ем и дру­ги­ми пред­ме­та­ми». Анна Ладо­шки­на.

Спе­ци­а­ли­сты уве­ре­ны, что серьез­но обу­чать детей про­грам­ми­ро­ва­нию мож­но начи­нать с 7–9 клас­сов. По мне­нию соос­но­ва­те­ля плат­фор­мы HTML Academy Алек­сея Симо­нен­ко, глав­ная про­бле­ма обу­че­ния в том, что вни­ма­ние детей слож­но дол­го удер­жи­вать. «Учи­ты­вая эту осо­бен­ность, луч­ше выбрать фор­мат корот­ких игр. При этом важ­но ещё заин­те­ре­со­вать про­цес­сом, напри­мер, пред­ло­жив создать соб­ствен­ную игру. Для этих целей иде­аль­но под­хо­дит про­грам­ма Scratch», — уве­рен экс­перт.

Напри­мер, в «Кодаб­ре» обу­ча­ют толь­ко в фор­ме игры. Дети сами про­грам­ми­ру­ют игры, мульт­филь­мы и робо­тов, начи­ная с 7 лет. «Это про­стые игры, кото­рые не кон­ку­ри­ру­ют с игро­вой инду­стри­ей, — объ­яс­ни­ла Дарья Абра­мо­ва. — При этом собран­ный сво­и­ми рука­ми про­ект впе­чат­ля­ет юно­го созда­те­ля и вовле­ка­ет про­грам­ми­ро­ва­ние и изу­че­ние тех­но­ло­гий».

«Заня­тия раз­ви­ва­ют у детей логи­че­ское и кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, навы­ки обще­ния и рабо­ты в коман­де, учат делить боль­шую зада­чу на под­за­да­чи и пла­ни­ро­вать дей­ствия». Дарья Абра­мо­ва.

Какие специалисты нужны сейчас

Сего­дня нет необ­хо­ди­мо­сти писать слож­ные про­грам­мы с нуля. Таким навы­ком теперь нико­го не уди­вишь. Все пото­му что огром­ное коли­че­ство ком­пью­тер­но­го кода гото­вых про­грамм уже выло­же­ны в сво­бод­ный доступ. По мне­нию дирек­то­ра по мар­ке­тин­гу сер­ви­сов ком­па­нии «Яндекс» Андрея Себран­та, сей­час сво­бод­на ниша спе­ци­а­ли­стов, кото­рые суме­ют адап­ти­ро­вать про­грам­му для рабо­ты кон­крет­но­го биз­не­са.

«Боль­шой уни­вер­саль­ный код пишут тыся­чи про­грам­ми­стов в немно­гих круп­ных орга­ни­за­ци­ях. А потом в десят­ках и сот­нях тысяч мел­ких ком­па­ний доста­точ­но одно­го-двух про­грам­ми­стов-ремес­лен­ни­ков для адап­та­ции это­го кода под нуж­ды кон­крет­но­го биз­не­са, — объ­яс­ня­ет Себрант. — И такие ребя­та все­гда будут нуж­ны на местах им не обя­за­тель­но гнать­ся посту­пать в Бау­ман­ку (Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет име­ни Н.Э. Бау­ма­на — прим.ред.) или идти на рабо­ту в Яндекс».

«Мож­но стать вос­тре­бо­ван­ным и сра­зу после шко­лы у себя. Даже со мно­ги­ми наши­ми зада­ча­ми, кото­рые кажут­ся фан­та­сти­че­ски­ми (напри­мер, научить ней­рон­ную сеть писать музы­ку, похо­жую на музы­ку Баха), может спра­вить­ся тре­тье­курс­ник». Андрей Себрант.

По сло­вам экс­пер­та, такие it-кад­ры будут точ­но вос­тре­бо­ва­ны в бли­жай­шие 10–15 лет. Под­го­тов­кой буду­щих про­грам­ми­стов зани­ма­ет­ся «Яндекс.Лицей». Его бес­плат­ная про­грам­ма уже запу­ще­на Калу­ге, Пен­зе, Сара­то­ве и Там­бо­ве и рас­счи­та­на на ребят 8 и 9 клас­сов. Школь­ни­ки рабо­та­ют на язы­ке Python. Андрей Себрант счи­та­ет, что имен­но этот язык будет чаще дру­гих исполь­зо­вать­ся для рабо­ты с само­обу­ча­ю­щи­ми­ся систе­ма­ми или машин­ным обу­че­ни­ем.

Как развивается сфера

В Рос­сии, по мне­нию экс­пер­тов, обуче­нию про­грам­ми­ро­ва­нию уде­ля­ет­ся не так мно­го вни­ма­ния, как хоте­лось бы. «К сожа­ле­нию, сей­час при­о­ри­тет­ной, для вло­же­ния денег в обу­че­ние, явля­ет­ся под­го­тов­ка к ЕГЭ, поэто­му почти все шко­лы и кур­сы сосре­до­то­че­ны на этом. Шко­лы про­грам­ми­ро­ва­ния или робо­то­тех­ни­ки мож­но пере­счи­тать по паль­цам. Я бы ска­зал, что в отли­чие от запа­да, в нашей стране этот рынок толь­ко зарож­да­ет­ся», поде­лил­ся наблю­де­ни­я­ми Алек­сей Симо­нен­ко.

Более того, рос­сий­ские IT-ком­па­нии пока не гото­вы под­дер­жать и высту­пить спон­со­ра­ми для про­ве­де­ния таких кур­сов.

«Это пред­ска­зу­е­мая ситу­а­ция, пото­му что гори­зонт пла­ни­ро­ва­ния в ком­па­ни­ях в Рос­сии не более 5 лет, а зача­стую и мень­ше. Нет смыс­ла вкла­ды­вать­ся в школь­ни­ков. Чаще все­го я слы­шу, что мы дела­ем «пра­виль­ное дело» с «пра­виль­ным под­хо­дом» к обу­че­нию и вовле­че­нию детей в IТ-инду­стрию. При этом ука­зы­ва­ют на то, что у них есть про­грам­мы для сту­ден­тов и это­го доста­точ­но», с сожа­ле­ни­ем отме­ти­ла Абра­мо­ва.

Так­же экс­перт счи­та­ет, что уро­ки инфор­ма­ти­ки в шко­лах нуж­но пре­об­ра­зо­вать в более совре­мен­ные заня­тия. «Зача­стую пре­по­да­ва­те­ли учат на уста­рев­ших про­грам­мах и язы­ках, кото­рые не вызы­ва­ют ника­ко­го инте­ре­са у ребен­ка, если он само­сто­я­тель­но не моти­ви­ро­ван», гово­рит Дарья Абра­мо­ва.

Несмот­ря на все слож­но­сти в послед­ние годы в Рос­сии появи­лось мно­го стар­та­пов. Боль­шин­ство про­ек­тов носят ком­мер­че­ский харак­тер, но есть и те, кто рабо­та­ет на без­воз­мезд­ной осно­ве и ста­ра­ет­ся сде­лать заня­тия по про­грам­ми­ро­ва­нию доступ­ны­ми для боль­шин­ства под­рост­ков.

Напри­мер, бес­плат­ные кур­сы для школь­ни­ков орга­ни­зо­вы­ва­ет петер­бург­ский про­ект «Эко Гейм Джем». Коор­ди­на­тор про­ек­та Илья Рого­вен­ко при­знал­ся, что глав­ная цель — увлечь про­грам­ми­ро­ва­ни­ем обыч­ных ребят с ули­цы. В фев­ра­ле 2017 года вме­сте с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми он открыл заня­тия, на кото­рых школь­ни­ки в коман­дах учат­ся делать ком­пью­тер­ные игры и полу­ча­ют за это при­зы. По мне­нию Рого­вен­ко, подоб­ные команд­ные кон­кур­сы долж­ны быть в каж­дом горо­де стра­ны, но сей­час их не так мно­го.

Так­же бес­плат­ные заня­тия по про­грам­ми­ро­ва­нию про­во­дят «Кодаб­ра» и «Яндекс.Лицей», ком­па­ния КРОК осно­ва­ла «Шко­лу IT-реше­ний», а еще более чем в 20 горо­дах Рос­сии запу­ще­на IT-шко­ла от Samsung.

Более того, осе­нью 2017 года в раз­ных горо­дах стра­ны прой­дут обра­зо­ва­тель­ные меро­при­я­тия: хака­то­ны, лек­ции или мастер-клас­сы на тему про­грам­ми­ро­ва­ния. Полу­чить финан­си­ро­ва­ние на про­ве­де­ние тако­го собы­тия может любая НКО. Для это­го нуж­но до 15 сен­тяб­ря подать заяв­ку на уча­стие в ини­ци­а­ти­ве Meet and Code. Отбор заявок и коор­ди­на­цию финан­си­ру­е­мых про­ек­тов в Рос­сии будет про­во­дить Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий.