Бесплатное руководство компании Red Hat: принципы открытого менеджмента

Эксперты компании Red Hat поделились советами, как руководители компаний могут эффективно принимать решения, управляя проектами. Изображение с сайта github.com (CCO)
Эксперты компании Red Hat поделились советами, как руководители компаний могут эффективно принимать решения, управляя проектами. Изображение с сайта github.com (CCO)

Прин­ци­пы откры­то­го менедж­мен­та (Open Decision Framework) — это руко­вод­ство круп­ной миро­вой ком­па­нии по выпус­ку про­грамм­но­го обес­пе­че­ния с откры­тым исход­ным кодом (open-source) Red Hat, выло­жен­ное на Github. В нем экс­пер­ты поде­ли­лись сове­та­ми, как руко­во­ди­те­лям ком­па­ний эффек­тив­но при­ни­мать реше­ния, управ­ляя про­ек­та­ми.

Фрейм­ворк поле­зен руко­во­ди­те­лям и мене­дже­рам ком­мер­че­ских и неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, биз­нес-про­ек­тов. Он рас­кры­ва­ет прин­ци­пы откры­то­го исход­но­го кода, успеш­ной ком­му­ни­ка­ции, про­зрач­но­сти орга­ни­за­ции.

Сна­ча­ла руко­вод­ством поль­зо­ва­лись толь­ко сотруд­ни­ки Red Hat. Но в июне 2016 года ком­па­ния откры­ла пуб­лич­ный доступ к раз­ра­бо­тан­но­му фрейм­вор­ку. В апре­ле 2017 года вышла обнов­лен­ная вер­сия. Вице-пре­зи­дент ком­па­нии Дели­са Алек­сан­дер (Delisa Alexander) отме­ти­ла в рели­зе, что в ком­па­нию часто посту­па­ли вопро­сы о том, как выстро­е­на рабо­та изнут­ри.

«На нашем опы­те и опы­те дру­гих сооб­ществ с откры­тым исход­ным кодом мы сфор­му­ли­ро­ва­ли эти реко­мен­да­ции. Мы рады запу­стить эту вер­сию сооб­ще­ства, что­бы дру­гие мог­ли ее адап­ти­ро­вать под свои орга­ни­за­ции и про­ек­ты и ста­ли делить­ся сво­и­ми успе­ха­ми пуб­лич­но». Дели­са Алек­сан­дер.

Принципы открытого менеджмента

1. Про­зрач­ность. Нуж­но объ­яс­нить, кто при­ни­ма­ет реше­ние, какие про­бле­мы вы пыта­е­тесь решить, напи­сать о тре­бо­ва­ни­ях и огра­ни­че­ни­ях. Подроб­но рас­ска­зать, как будет орга­ни­зо­ван про­цесс, кото­ро­му вы буде­те сле­до­вать.

2. Инклю­зив­ная сре­да. Нуж­но при­вле­кать дру­гих людей для полу­че­ния обрат­ной свя­зи и сотруд­ни­че­ства на про­тя­же­нии все­го про­цес­са при­ня­тия реше­ний.

3. Кли­ен­то­ори­ен­тир­во­ан­ность. Нуж­но думать о людях как о кли­ен­тах с кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми потреб­но­стя­ми и при­о­ри­те­та­ми. Может слу­чит­ся так, что ваше реше­ние помо­жет одним кли­ен­там, но разо­ча­ру­ет дру­гих. Управ­ляй­те отно­ше­ни­я­ми и ожи­да­ни­я­ми.

Еще по теме: Что такое Open Source

Принципы открытого исходного кода

1. Откры­тый обмен. Этот про­цесс начи­на­ет­ся толь­ко тогда, когда вы дели­тесь сво­им «исход­ным кодом» с дру­ги­ми. Это отно­сит­ся и к раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния или реше­ния дело­вой про­бле­мы. Сво­бод­ный обмен иде­я­ми име­ет важ­ное зна­че­ние для созда­ния обу­ча­ю­щей сре­ды.

2. Уча­стие. Коман­да может решить про­бле­мы, кото­рые до это­го никто не смог решить само­сто­я­тель­но. Когда орга­ни­за­ция внед­ря­ет откры­тые стан­дар­ты, она поз­во­ля­ет дру­гим тоже изме­нить буду­щем.

3. Ран­ние и частые рели­зы. Быст­рые про­то­ти­пы могут выявить сбои, кото­рые тре­бу­ют при­ня­тия быст­рых реше­ний. Когда вы може­те экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, вы уви­ди­те новые про­бле­мы. Вы може­те учить­ся, делая.

4. Мери­то­кра­тия. Хоро­шие идеи могут исхо­дить из любо­го места, от людей, зани­ма­ю­щих любую долж­ность. Имен­но успеш­ная рабо­та и нуж­ные ком­пе­тен­ции опре­де­ля­ют рост про­ек­тов.

5. Сооб­ще­ства. Сто­рон­ни­ки фор­ми­ру­ют­ся вокруг общей цели. Их объ­еди­ня­ют идеи. Вме­сте, гло­баль­ное сооб­ще­ство может созда­вать боль­ше, чем отдель­ный чело­век.

Вы не сможете угодить всем, но когда вы принимаете открытые решения, люди думают:

  • «Я пони­маю, поче­му было при­ня­то реше­ние и как оно соот­вет­ству­ет стра­те­гии, зада­чам и мис­сии Red Hat».
  • «Были извест­ны биз­нес-тре­бо­ва­ния, иссле­до­ва­ния и кри­те­рии оцен­ки».
  • «Про­цесс при­ня­тия реше­ний был все­объ­ем­лю­щим и про­зрач­ным».
  • «Хотя я не был ответ­ствен­ным за при­ня­тие реше­ний, я смог вне­сти свой вклад в про­цесс».
  • «Я не согла­сен с реше­ни­ем, но, оче­вид­но, что лица, при­ни­ма­ю­щие реше­ния, пони­ма­ют цен­но­сти и куль­ту­ру Red Hat».
  • «Я был разо­ча­ро­ван, но я не был удив­лен».
  • «Мой голос был услы­шан и оце­нен».

Этапы 1. Идея и концепция

1. Вве­ди­те про­зрач­ность. Пуб­ли­куй­те заяв­ле­ние о про­бле­ме и воз­мож­ные под­хо­ды, опре­де­ляй­те любые аспек­ты про­ек­та или реше­ния, кото­рые не могут быть по каким-либо при­чи­нам откры­ты­ми, объ­яс­няй­те, поче­му вы не може­те ска­зать об этом пуб­лич­но.

2. Выстра­и­вай­те раз­но­об­ра­зие мыш­ле­ния и инклю­зив­ной сре­ды. При­вле­кай­те внут­рен­них кли­ен­тов и заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон на ран­нем эта­пе. Нала­жи­вай­те обрат­ную связь. Устра­няй­те рис­ки, огра­ни­че­ния и потен­ци­аль­ные куль­тур­ные послед­ствия.

Этап 2. Планирование и исследования

1. При­вле­кай­те кли­ен­тов и сотруд­ни­ков. Соби­рай­те дан­ные от внут­рен­них кли­ен­тов (опро­сы, интер­вью, фокус-груп­пы). Упро­сти­те их уча­стие: спро­си­те кли­ен­тов, какие инстру­мен­ты для сов­мест­ной рабо­ты они пред­по­чи­та­ют исполь­зо­вать. Составь­те план сбо­ра и пуб­ли­ка­ции отзы­вов.

2. Зара­нее уста­но­ви­те ожи­да­ния. Ука­жи­те, какой тип обрат­ной свя­зи вам нужен, пуб­ли­куй­те про­цесс при­ня­тия реше­ний и план про­ек­та с роля­ми каж­до­го участ­ни­ка, дата­ми, огра­ни­че­ни­я­ми.

3. Объ­яс­няй­те оче­вид­ное. Опуб­ли­куй­те сфе­ру дей­ствия про­ек­та, объ­яс­ни­те, поче­му было при­ня­то имен­но это реше­ние. Пуб­ли­куй­те свои про­ве­ден­ные иссле­до­ва­ния, юри­ди­че­ские доку­мен­ты, вашу редак­ци­он­ную поли­ти­ку.

Этап 3. Дизайн, разработка и тестирование

1. Создай­те свое сооб­ще­ство. Спро­си­те кол­лег, кото­рые могут предо­ста­вить обрат­ную связь. Обсу­ди­те реше­ние с кли­ен­та­ми и заин­те­ре­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми.

2. Поощ­ряй­те откры­тый обмен мне­ний. Оце­ни­вай­те обрат­ную связь, отве­чай­те на пред­ло­же­ния и поже­ла­ния. Если пред­ло­же­ние невоз­мож­но выпол­нить, объ­яс­ни­те поче­му. Пуб­ли­куй­те про­гресс для всех участ­ни­ков. Регу­ляр­но пред­став­ляй­те обнов­лен­ную инфор­ма­цию спон­со­рам, кли­ен­там и заин­те­ре­со­ван­ным лицам.

3. Предо­ставь­те кол­ле­гам воз­мож­ность озву­чи­вать про­бле­мы. При­гла­шай­те коман­ду про­ек­та и сотруд­ни­ков для обсуж­де­ния рис­ков и про­блем, кото­рые вы упу­сти­ли. Спро­си­те их, что может поме­шать тому про­ек­ту, что не хва­та­ет. Так­же пуб­ли­куй­те рис­ки, выяв­лен­ные при обсуж­де­нии.

4. Про­ве­ди­те пиар-кам­па­нию. При­тво­ри­тесь, что у вас день запус­ка. Что испы­та­ют люди: удив­ле­ние или рас­строй­ство? Пона­блю­дай­те и учти­те реак­цию.

Этап 4. Запуск 

1. Нач­ни­те с кон­ца. Про­де­мон­стри­руй­те соот­вет­ствие про­ек­та со стра­те­ги­ей, мис­си­ей, куль­ту­рой и цен­но­стя­ми вашей орга­ни­за­ции. Нари­суй­те шаги, кото­рые вы пред­при­ня­ли для при­ня­тия это­го реше­ния откры­то. Сооб­щи­те ауди­то­рии, где най­ти подроб­ную инфор­ма­цию. Пока­жи­те, как обрат­ная связь вли­я­ла на при­ня­тие реше­ний.

2. Вно­си­те свой вклад в раз­ви­тие. Пуб­ли­куй­те ваши пока­за­те­ли и отче­ты, сооб­щай­те, как вы оце­ни­ва­ли эффек­тив­ность, что учи­ты­ва­ли. Пред­ла­гай­те дру­гим орга­ни­за­ци­ям и сооб­ще­ствам оце­нить вашу рабо­ту.

Как использовать фреймворк?

Для это­го нуж­но ска­чать доступ­ные копии, про­чи­тать тек­сто­вую вер­сию или же загру­зить пре­зен­та­цию, в кото­рой подроб­но рас­ска­за­но о струк­ту­ре фрейм­вор­ка.

Фрейм­ворк досту­пен в трех фор­ма­тах: pdf (под­хо­дит для про­смот­ра и сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния, печа­ти), odp (для редак­ти­ро­ва­ния) и md (для отсле­жи­ва­ния и отправ­ле­ния пред­ло­жен­ных изме­не­ний).

Руко­вод­ство доступ­но по лицен­зии Creative Commons, поэто­му вы може­те лег­ко делить­ся, адап­ти­ро­вать и моди­фи­ци­ро­вать его. Напри­мер, неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция может изме­нить сло­во «вклад­чик» на «участ­ни­ка» для пони­ма­ния.

Еще вы може­те про­чи­тать ста­тью Дели­сы Алек­сан­дер о фрейм­вор­ке и в целом о мери­то­кра­тии.

Как участвовать в проекте?

Вы може­те остав­лять свои отзы­вы и пред­ло­же­ния. Напи­сать их мож­но на офи­ци­аль­ной стра­ни­це Github про­ек­та. Для это­го нуж­но перей­ти в раз­дел «вопро­сы» (issues). Участ­ни­ки сооб­ще­ства про­ек­та изу­чат ваш вопрос.

Так­же вы може­те «раз­вет­вить» про­ект, создать свою вер­сию прин­ци­пов, поде­лить­ся опы­том и наблю­де­ни­я­ми.

Что такое «открытая организация»?

Поня­тие «откры­той орга­ни­за­ции» ввел при­зи­дент и ген­ди­рек­тор Red Hat Джим Уайт­херст (Jim Whitehurst). В сво­ей кни­ге The Open Organization: Igniting Passion and Performance он утвер­жда­ет, что прак­ти­ка созда­ния сво­бод­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния может быть пере­не­се­на на управ­ле­ние целой ком­па­ни­ей.

«Откры­тая орга­ни­за­ция — это орга­ни­за­ция, кото­рая с помо­щью вза­и­мо­дей­ствия с дру­ги­ми сооб­ще­ства­ми в пол­ной мере реа­ли­зу­ет свои воз­мож­но­сти, исполь­зу­ет потен­ци­ал талант­ли­вых спе­ци­а­ли­стов, а так­же вдох­нов­ля­ет, моти­ви­ру­ет людей на всех уров­нях дей­ство­вать про­зрач­но», — пишет Уайт­херст в сво­ей кни­ге.

Такие ком­па­нии и про­ек­ты опи­ра­ют­ся на пять прин­ци­пов: про­зрач­ность, сопри­част­ность, изме­ня­е­мость, сотруд­ни­че­ство, сооб­ще­ство.

Свя­зать­ся с сооб­ще­ством откры­той орга­ни­за­ции мож­но на сай­те Opensource.com.

The Open Decision Framework на Github.

Ори­ги­нал ста­тьи (Eng.).