Что такое импакт-инвестирование: разбираемся в терминологии

При импакт-инвестировании инвестор, вкладываясь в проект, заинтересован в социальном вкладе, а не в получении прибыли (но проект должен как минимум окупиться).
При импакт-инвестировании инвестор, вкладываясь в проект, заинтересован в социальном вкладе, а не в получении прибыли (но проект должен как минимум окупиться). Фото: Pexels.com (CC0).

Главная тема Теплицы в сентябре 2017 года – импакт-инвестирование (Impact investment). Эта тема находится на стыке технологий, финансовых технологий и социального предпринимательства. Наши корреспонденты подробно расскажут, что это такое, опишут успешные российские и зарубежные кейсы, подготовят интервью с экспертами. В этом материале мы разберем это понятие и ключевые термины.

Импакт-инвестированием называют инвестирование воздействия (impact investing), или инвестиции, которые содействуют социальным изменениям. Впервые это определение было использовано крупнейшим фондом The Rockefeller Foundation в 2007 году. Тогда благотворители определили, что бизнес должен заниматься социальным инвестированием в крупных масштабах.

В русском языке используют термин «социальные инвестиции». По словам профессора Национально-исследовательского института «Высшая школа экономики» Натальи Ивановой, наиболее часто этот термин рассматривается в контексте корпоративной социальной ответственности (КСО). Однако это более широкое понятие, чем импакт-инвестиции.

«Инвестиции воздействия – это вложения в компании, организации, фонды, имеющие целью, наряду с получением дохода, воздействие на социальные факторы или окружающую среду. Инвестор сохраняет за собой собственность на активы и рассчитывает на получение финансового дохода как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных». Наталья Иванова

Например, некоммерческая организация «Эволюшн энд Филантропи» дала такое определение: «Это средства, направляемые в социальную сферу в целях получения социальных результатов и эффектов, выражающихся в улучшении качества жизни и повышении самостоятельности благополучателей, развитии их знаний и умений, и носящие долгосрочный характер».

Еще по теме: Краткое руководство по Impact Investing. Скачать

Таким образом, инвестор, вкладываясь в проект, заинтересован в социальном вкладе, а не в получении прибыли. Однако такой вид вложений не благотворительность, проект должен окупиться, а его управление основано на принципах классического инвестирования.

Критерии импакт-инвестиций

Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) определила четыре критерия, по которым инвестицию можно отнести к категории импакт-инвестиций.

1. Целеполагание. В бизнес-плане необходимо прописать социальные цели, тем самым определиться, какой социальный результат будет достигнут по итогам.

2. Возврат на инвестицию. Показатель, который отражает окупаемость инвестиций. Этот критерий позволит развивать рынки финансирования социальных проектов. Стоит помнить, что импакт-инвестиции ориентируются на длительный период окупаемости.

3. Спектр возврата. Этот показатель может быть разным: 1%, 5%, 20%. Должна прослеживаться взаимосвязь между социальным результатом, эффектом и экономической выгодой. При этом доходы могут формироваться как по рыночным ставкам, так и по ставкам ниже рыночных.

4. Измерение и оценка социального воздействия. Это нужно для отчета, чтобы твердо сказать, что социальная цель достигнута. Отразить вклад в решение реальных проблем.

Глоссарий

Инвестор (Investor), по-иному вкладчик, – человек, который предоставляет ресурсы для социальных изменений (финансы, кадры, технологии, время). Он сохраняет за собой собственность на активы.

Финансово ориентированный подход (Financially oriented) – при таком подходе импакт-инвесторы вкладывают средства, в первую очередь, чтобы получить доход. Социальный эффект тоже присутствует, но на втором плане.

Подход, ориентированный на воздействие (Impact oriented) – в этом случае на первом месте стоит социальный вклад. Финансовый фактор, конечно, тоже присутствует, как минимум проект должен окупиться.

Воздействие продукта (Product impact) – это воздействие товаров и услуг, производимых предприятием.

Оперативное воздействие (Operational impact) – это деятельность предприятия, которая призвана заботиться о здоровье, экономической безопасности своих сотрудников, создавать рабочие места, благоприятно влияя на общество, защищая окружающую среду.

Социальный возврат на инвестиции (Social Return on Investment, SROI) – подход, который позволяет измерять и учитывать ценность в широком смысле слова. Он направлен на снижение социального неравенства, вредного воздействия на окружающую среду и повышение личного благополучия людей путем учета социальных, экологических и экономических издержек и выгод.

Представлен в виде истории изменений с описанием конкретных примеров, а также качественными, количественными и финансовыми показателями, которые позволят принимать аргументированные стратегические решения. (Определение из руководства по оценке SROI, созданное CAF.)