Виды и примеры импакт-инвестирования

На фото: семья из Африки в освещенном помещении. Приобрести свет стало возможно благодаря социальной компании D.light, которая существует благодаря импакт-инвестициям. Изображение с сайта cleantechnica.com
На фото: семья из Африки в освещенном помещении. Приобрести свет стало возможно благодаря социальной компании D.light, которая существует благодаря импакт-инвестициям. Изображение с сайта cleantechnica.com

Рынок импакт-инвестиций растет с каждым годом. По данным исследования рынка преобразующих инвестиций Глобальной сети импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network), в 2017 году объем накопленных вложений в этот сектор достиг 114 миллиардов долларов. Для сравнения, в 2015 году было 77 миллиардов. В этой статье мы разберем, каких видов бывает импакт-инвестирование, и приведем успешные примеры.

Импакт-инвесторы могут размещать капитал в предприятия, некоммерческие организации или фонды. Популярные инструменты инвестирования – покупка доли в капитале или займы. Импакт-инвестиции поступают в социальный бизнес в большинстве случаев на ранней стадии, например стартапа или венчура.

Кто участвует в импакт-инвестировании

Импакт-инвестирование привлекает широкий круг инвесторов как индивидуальных (частных), так и институциональных. Кто может быть инвестором:

  • управляющие фондов;
  • хэдж-фонды;
  • диверсифицированные финансовые учреждения и банки;
  • инвестиционные фонды;
  • пенсионные фонды и страховые компании;
  • индивидуальные инвесторы;
  • некоммерческие организации.

Еще по теме: Социальное инвестирование: 5 стартапов, в которые вложил деньги ЮНИСЕФ

Виды и примеры импакт-инвестирования

Структура импакт-инвестиций по классификации The Case Foundation. Изображение: скриншот с сайта casefoundation.org
Структура импакт-инвестиций по классификации The Case Foundation. Изображение: скриншот с сайта casefoundation.org

Организация The Case Foundation выделяет такие виды инвестиций:

1. Импакт-мотивированные инвестицииНекоторые инвесторы утверждают, что многие их инвестиции оказывают социальное воздействие. Безусловно, они хотят, чтобы инвестиции, вложенные для создания рабочих мест, предоставления услуг, приносили только позитивные плоды. Таких инвесторов можно назвать импакт-мотивированными. Они сосредоточены на финансовом возврате, стремятся к позитивному воздействию и следуют программным ценностям.

Например, социальное предприятие Sanergy выпускает высококачественные туалеты, которые предназначены для городских трущоб в Кении. Компания привлекает к работе местных жителей, а также организует централизованный сбор отходов, которые затем превращаются в органические удобрения для фермеров. С помощью этой доступной и гигиенической технологии компания улучшает условия санитарии, способствует уменьшению болезней и бедности в обществе с низкими доходами, которые лишены канализации и электроэнергии. В 2013 году инвесторами Sanergy выступили фонд AcumenSpringHill Equity Partners.

Еще по теме: 10 причин, почему нужно заняться импакт-инвестированием

2. Импакт-идейные инвестиции. Демонстрируют намерение социального воздействия. Акцентируют внимание на прозрачности и регулярной отчетности. Компании устанавливают свои собственные целевые показатели и показатели эффективности, их может быть хоть три, хоть тридцать. Например, чтобы измерить свою эффективность, мировой лидер, социальная компания D.light отслеживает результаты по четырем областям: финансовая свобода, повышение производительности труда, здоровье жителей и улучшение окружающей среды.

3. Импакт-проверенные инвестиции. Некоммерческая организация B Lab создала специальные сертификаты (B Lab certification или B Corporation certification) для компаний, которые соответствуют критериям социальной и экологической эффективности. Компании с такими сертификатами можно отнести к социально ответственным инвесторам.

Например, сертификат B Corporation имеет компания D.light. Она активно привлекает инвестиции. Акционерами компании стали AcumenСеть ОмидьяраGray Ghost Ventures. Некоторые ввели своих представителей в совет директоров D.light. Цель компании – создать свободный доступ к надежному источнику света для клиентов в развивающихся странах. Компания работает и продает свою продукцию в 40 странах.