Как оценить импакт-инвестирование и определить социальный эффект

Как измерить полученный социальный эффект? Для этого разработаны международные системы оценок. Изображение: с сайта pexels.com (CC0).
Как измерить полученный социальный эффект? Для этого разработаны международные системы оценок. Изображение: с сайта pexels.com (CC0).

Опрос, про­ве­ден­ный кон­сал­тин­го­вой ком­па­ни­ей в сфе­ре менедж­мен­та и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий Capgemini, пока­зал, что пред­ста­ви­те­ли поко­ле­ний «Х» и «Y» (мил­ле­ни­у­мы) стре­мят­ся к тому, что­бы их акти­вы при­но­си­ли не толь­ко дохо­ды, но и поль­зу обще­ству. Но как изме­рить полу­чен­ный соци­аль­ный эффект? В мате­ри­а­ле замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва разо­бра­ла, какие суще­ству­ют инстру­мен­ты для оцен­ки эффек­тив­но­сти импакт-инве­сти­ций.

Один из клю­че­вых кри­те­ри­ев импакт-инве­сти­ций – изме­ре­ние и оцен­ка соци­аль­но­го воз­дей­ствия. Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы дока­зать выпол­не­ние соци­аль­ной цели.

Что дает пра­виль­ная оцен­ка

  • Повы­ша­ет цен­ность импакт-инве­сти­ро­ва­ния в гла­зах акци­о­не­ров.
  • Предо­став­ля­ет инфор­ма­цию для при­вле­че­ния новых капи­та­лов.
  • Уве­ли­чи­ва­ет про­зрач­ность и кон­троль над соци­аль­ны­ми изме­не­ни­я­ми.

7 принципов успешной оценки

Прин­ци­пы эффек­тив­ной прак­ти­ки импакт-инве­сти­ций были раз­ра­бо­та­ны Гло­баль­ной сетью импакт-инве­сто­ров (Global Impact Investing Network).

1. Опре­де­ле­ние целей. Важ­ный этап для под­го­тов­ки. Если цели поста­вить не совсем чет­ко, изме­рить соци­аль­ное воз­дей­ствие будет слож­нее. Нуж­но сфор­му­ли­ро­вать, что кон­крет­но вы хоти­те изме­нить в какой-либо сфе­ре.

2. Управ­ле­ние инве­сти­ци­я­ми. Необ­хо­ди­мо регу­ляр­но оце­ни­вать резуль­та­ты по клю­че­вым инди­ка­то­рам. Если биз­нес-модель будет изме­не­на, то инди­ка­то­ры сле­ду­ет пере­смот­реть.

3. Инфор­ма­ци­он­ные отче­ты. Они нуж­ны для того, что­бы акци­о­нер пони­мал, как он может достиг­нуть цели. Отче­ты помо­га­ют срав­нить инфор­ма­цию и при­нять реше­ние о даль­ней­шем инве­сти­ро­ва­нии.

Еще по теме: Что такое импакт-инве­сти­ро­ва­ние: раз­би­ра­ем­ся в тер­ми­но­ло­гии

4. Раз­ра­бот­ка струк­ту­ры. Необ­хо­ди­мо опи­сать соци­аль­ные резуль­та­ты, сфор­му­ли­ро­вать струк­ту­ру для изме­ре­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия. Осно­ва струк­ту­ры – постав­лен­ные изна­чаль­но цели. С помо­щью струк­ту­ры нуж­но оце­ни­вать как поло­жи­тель­ные, так и отри­ца­тель­ные изме­не­ния.

5. Сбор и хра­не­ние инфор­ма­ции. Дан­ные нуж­но соби­рать систе­ма­ти­че­ски, так­же вы в отве­те за инфор­ма­ци­он­ную без­опас­ность.

6. Про­вер­ка инфор­ма­ции. Собран­ная инфор­ма­ция долж­на быть пол­ной, каче­ствен­ной. К это­му про­цес­су сто­ит при­влечь акци­о­не­ров для гаран­тии сов­мест­ной ответ­ствен­но­сти.

7. Ана­лиз. На этом эта­пе нуж­но исполь­зо­вать мето­ды коли­че­ствен­но­го и каче­ствен­но­го ана­ли­за. К коли­че­ствен­ным мож­но отне­сти опи­са­ние успеш­ных исто­рий, иссле­до­ва­ния. Такой метод чаще все­го исполь­зу­ют неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции.

Измеряем социальное воздействие

Так­же сто­ит обра­тить вни­ма­ние на пре­зен­та­цию о мето­ди­ках изме­ре­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия, кото­рую раз­ра­бо­та­ла неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция «Эво­лю­ция и Филан­тро­пия» (Evolution and Philanthropy). Она посвя­ще­на инве­сто­рам и НКО, кото­рые полу­ча­ют внеш­нее финан­си­ро­ва­ние.

Изображение: скриншот из презентации "Эволюция и Филантропия" с сайта www.slideshare.net/evd_oa
Изоб­ра­же­ние: скрин­шот из пре­зен­та­ции «Эво­лю­ция и Филан­тро­пия» с сай­та www.slideshare.net/evd_oa

Шаг 1. Поста­нов­ка задач. Зада­чи для инве­сто­ров и для НКО будут раз­лич­ны. Зада­чи долж­ны быть кон­крет­ны, изме­ри­мы, дости­жи­мы, реа­ли­стич­ны и с гори­зон­том дости­же­ния.

Реко­мен­да­ция для инве­сто­ров: мак­си­маль­но объ­яс­нить НКО важ­ность изме­ре­ния воз­дей­ствия, предо­ста­вить необ­хо­ди­мую тех­ни­че­скую под­держ­ку, помочь в отве­тах на вопро­сы для опре­де­ле­ния задач.

Шаг 2. Ана­лиз стейк­хол­де­ров (от англ. stakeholder, заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на). Нуж­но пони­мать ожи­да­ния стейк­хол­де­ров, сте­пень их уча­стия и вкла­да. Для инве­сто­ров стейк­хол­де­ры – это сотруд­ни­ки, совет дирек­то­ров, инве­сто­ры и доно­ры, для НКО – парт­не­ры, бла­го­по­лу­ча­те­ли, дру­гие участ­ни­ки.

Во-пер­вых, нуж­но опре­де­лить стейк­хол­де­ров – соста­вить спи­сок, выбрать клю­че­вых, про­ана­ли­зи­ро­вать ожи­да­ния. Во-вто­рых, вовлечь их – нала­дить обще­ние.

Совет: Не все­гда воз­мож­но частое обще­ние со стейк­хол­де­ра­ми. Оце­ни­те, когда будет наи­луч­шая воз­мож­ность, и под­го­товь­те все зара­нее для про­дук­тив­но­го обще­ния.

Шаг 3. Изме­ре­ние резуль­та­тов. Этот про­цесс про­ис­хо­дит на раз­ных уров­нях. Если инве­сти­ция состав­ля­ет 25% от бюд­же­та НКО, то и в достиг­ну­том резуль­та­те лишь 25% мож­но отне­сти к вли­я­нию инве­сто­ра. Рост обо­ро­тов НКО вли­я­ет на силу, устой­чи­вость, резуль­та­ты. Если нет досту­па к дру­гим источ­ни­кам финан­си­ро­ва­ния, то вли­я­ние инве­сто­ра мак­си­маль­но.

Шаг 4. Вери­фи­ка­ция и опре­де­ле­ние цен­но­сти соци­аль­но­го воз­дей­ствия. Нуж­но отве­тить на такие вопро­сы: досто­вер­но ли наше заяв­ле­ние о дости­же­нии поло­жи­тель­ных изме­не­ний, если да, то в какой сте­пе­ни; важ­ны ли дей­стви­тель­но эти изме­не­ния для клю­че­вых стейк­хол­де­ров? Отве­ты поз­во­лят опре­де­лить, где дости­же­ния при­но­сят мак­си­маль­ную соци­аль­ную цен­ность, что­бы сосре­до­то­чить ресур­сы и уси­лия на этих ини­ци­а­ти­вах.

Совет: Для оцен­ки зна­чи­мо­сти ока­зан­ной НКО нефи­нан­со­вой помо­щи луч­ше при­вле­кать неза­ви­си­мых иссле­до­ва­те­лей.

Шаг 5. Мони­то­ринг и отчет­ность. Нуж­но нала­дить систе­му сбо­ра и ана­ли­за инфор­ма­ции, инте­гри­ро­вать ее в управ­лен­че­ские про­цес­сы и отчи­тать­ся перед клю­че­вы­ми стейк­хол­де­ра­ми.

Совет: Нуж­но обго­во­рить часто­ту и уро­вень дета­ли­за­ции отче­тов.

Инструменты для оценки

Суще­ству­ет несколь­ко меж­ду­на­род­ных ресур­сов, кото­рые помо­га­ют опре­де­лить пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти. Цен­ность этих ресур­сов в том, что они охва­ты­ва­ют не толь­ко коли­че­ствен­ные, но и каче­ствен­ные пара­мет­ры дей­ствий и резуль­та­тов.

1. Гло­баль­ная ини­ци­а­ти­ва по отчет­но­сти (GRI, The Global Reporting Initiative). Это меж­ду­на­род­ный стан­дарт отчет­но­сти для орга­ни­за­ций, кото­рые отчи­ты­ва­ют­ся по устой­чи­во­му раз­ви­тию. В руко­вод­стве пред­став­лен спи­сок пока­за­те­лей для отчет­но­сти в трех сфе­рах: соци­аль­ной, эко­ло­ги­че­ской и эко­но­ми­че­ской. Есть ана­лиз и по спе­ци­аль­ным кате­го­ри­ям: пра­ва чело­ве­ка, прак­ти­ка тру­до­вых отно­ше­ний и достой­ный труд, обще­ство, ответ­ствен­ность за про­дук­цию. С пере­во­дом на рус­ском язы­ке мож­но озна­ко­мить­ся по ссыл­ке.

Еще по теме: 10 при­чин, поче­му нуж­но занять­ся импакт-инве­сти­ро­ва­ни­ем

2. Стан­дар­ты инве­сти­ций и отчет­но­сти о соци­аль­ном эффек­те (IRIS, Impact Reporting and Investment Standards). Это бес­плат­ный ресурс, в кото­ром мож­но най­ти набор пока­за­те­лей (все­го око­ло 400). Они помо­гут вам опи­сать соци­аль­ную, эко­но­ми­че­скую и эко­ло­ги­че­скую эффек­тив­ность орга­ни­за­ции. Раз­ра­бо­та­ны пока­за­те­ли для раз­ных сек­то­ров: сель­ское хозяй­ство, обра­зо­ва­ние, энер­ге­ти­ка, окру­жа­ю­щая сре­да, вода, финан­со­вые услу­ги, охра­на здо­ро­вья, ЖКХ.

С помо­щью IRIS мож­но оце­нить опи­са­ние орга­ни­за­ции, про­дук­та, финан­со­вую эффек­тив­ность, опе­ра­ци­он­ные резуль­та­ты, эффект от исполь­зо­ва­ния про­дук­та и глос­са­рий.

3. Гло­баль­ный рей­тинг пре­об­ра­зу­ю­щих инве­сти­ций (GIIRS, The Global Impact Investing Rating System). Это про­зрач­ная рей­тин­го­вая систе­ма, с помо­щью кото­рой мож­но оце­нить эко­ло­ги­че­ские и соци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы ком­па­ний или фон­дов. Ресурс помо­жет собрать дан­ные по клю­че­вым пока­за­те­лям эффек­тив­но­сти. Любая ком­па­ния и фонд тоже могут подать заяв­ку для уча­стия в рей­тин­ге.

GIIRS раз­ра­бо­та­ла неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция B Lab, кото­рая раз­ра­бо­та­ла спе­ци­аль­ные сер­ти­фи­ка­ты (B Lab certification или B Corporation certification) для ком­па­ний, кото­рые соот­вет­ству­ют кри­те­ри­ям соци­аль­ной и эко­ло­ги­че­ской эффек­тив­но­сти. Изу­чить рей­тин­го­вую плат­фор­му мож­но по ссыл­ке.