Как оценить импакт-инвестирование и определить социальный эффект

Один из ключевых критериев импакт-инвестиций – измерение и оценка социального воздействия. Это необходимо для того, чтобы доказать выполнение социальной цели.

Опрос, проведенный консалтинговой компанией в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini, показал, что представители поколений «Х» и «Y» (миллениумы) стремятся к тому, чтобы их активы приносили не только доходы, но и пользу обществу. Но как измерить полученный социальный эффект? В материале замредактора Теплицы Наталья Баранова разобрала, какие существуют инструменты для оценки эффективности импакт-инвестиций.

Один из ключевых критериев импакт-инвестиций – измерение и оценка социального воздействия. Это необходимо для того, чтобы доказать выполнение социальной цели.

Что дает правильная оценка

  • Повышает ценность импакт-инвестирования в глазах акционеров.
  • Предоставляет информацию для привлечения новых капиталов.
  • Увеличивает прозрачность и контроль над социальными изменениями.

7 принципов успешной оценки

Принципы эффективной практики импакт-инвестиций были разработаны Глобальной сетью импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network).

1. Определение целей. Важный этап для подготовки. Если цели поставить не совсем четко, измерить социальное воздействие будет сложнее. Нужно сформулировать, что конкретно вы хотите изменить в какой-либо сфере.

2. Управление инвестициями. Необходимо регулярно оценивать результаты по ключевым индикаторам. Если бизнес-модель будет изменена, то индикаторы следует пересмотреть.

3. Информационные отчеты. Они нужны для того, чтобы акционер понимал, как он может достигнуть цели. Отчеты помогают сравнить информацию и принять решение о дальнейшем инвестировании.

Еще по теме: Что такое импакт-инвестирование: разбираемся в терминологии

4. Разработка структуры. Необходимо описать социальные результаты, сформулировать структуру для измерения социального воздействия. Основа структуры – поставленные изначально цели. С помощью структуры нужно оценивать как положительные, так и отрицательные изменения.

5. Сбор и хранение информации. Данные нужно собирать систематически, также вы в ответе за информационную безопасность.

6. Проверка информации. Собранная информация должна быть полной, качественной. К этому процессу стоит привлечь акционеров для гарантии совместной ответственности.

7. Анализ. На этом этапе нужно использовать методы количественного и качественного анализа. К количественным можно отнести описание успешных историй, исследования. Такой метод чаще всего используют некоммерческие организации.

Измеряем социальное воздействие

Также стоит обратить внимание на презентацию о методиках измерения социального воздействия, которую разработала некоммерческая организация «Эволюция и Филантропия» (Evolution and Philanthropy). Она посвящена инвесторам и НКО, которые получают внешнее финансирование.

Изображение: скриншот из презентации "Эволюция и Филантропия" с сайта www.slideshare.net/evd_oa
Изображение: скриншот из презентации «Эволюция и Филантропия» с сайта www.slideshare.net/evd_oa

Шаг 1. Постановка задач. Задачи для инвесторов и для НКО будут различны. Задачи должны быть конкретны, измеримы, достижимы, реалистичны и с горизонтом достижения.

Рекомендация для инвесторов: максимально объяснить НКО важность измерения воздействия, предоставить необходимую техническую поддержку, помочь в ответах на вопросы для определения задач.

Шаг 2. Анализ стейкхолдеров (от англ. stakeholder, заинтересованная сторона). Нужно понимать ожидания стейкхолдеров, степень их участия и вклада. Для инвесторов стейкхолдеры – это сотрудники, совет директоров, инвесторы и доноры, для НКО – партнеры, благополучатели, другие участники.

Во-первых, нужно определить стейкхолдеров – составить список, выбрать ключевых, проанализировать ожидания. Во-вторых, вовлечь их – наладить общение.

Совет: Не всегда возможно частое общение со стейкхолдерами. Оцените, когда будет наилучшая возможность, и подготовьте все заранее для продуктивного общения.

Шаг 3. Измерение результатов. Этот процесс происходит на разных уровнях. Если инвестиция составляет 25% от бюджета НКО, то и в достигнутом результате лишь 25% можно отнести к влиянию инвестора. Рост оборотов НКО влияет на силу, устойчивость, результаты. Если нет доступа к другим источникам финансирования, то влияние инвестора максимально.

Шаг 4. Верификация и определение ценности социального воздействия. Нужно ответить на такие вопросы: достоверно ли наше заявление о достижении положительных изменений, если да, то в какой степени; важны ли действительно эти изменения для ключевых стейкхолдеров? Ответы позволят определить, где достижения приносят максимальную социальную ценность, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на этих инициативах.

Совет: Для оценки значимости оказанной НКО нефинансовой помощи лучше привлекать независимых исследователей.

Шаг 5. Мониторинг и отчетность. Нужно наладить систему сбора и анализа информации, интегрировать ее в управленческие процессы и отчитаться перед ключевыми стейкхолдерами.

Совет: Нужно обговорить частоту и уровень детализации отчетов.

Инструменты для оценки

Существует несколько международных ресурсов, которые помогают определить показатели эффективности. Ценность этих ресурсов в том, что они охватывают не только количественные, но и качественные параметры действий и результатов.

1. Глобальная инициатива по отчетности (GRI, The Global Reporting Initiative). Это международный стандарт отчетности для организаций, которые отчитываются по устойчивому развитию. В руководстве представлен список показателей для отчетности в трех сферах: социальной, экологической и экономической. Есть анализ и по специальным категориям: права человека, практика трудовых отношений и достойный труд, общество, ответственность за продукцию. С переводом на русском языке можно ознакомиться по ссылке.

Еще по теме: 10 причин, почему нужно заняться импакт-инвестированием

2. Стандарты инвестиций и отчетности о социальном эффекте (IRIS, Impact Reporting and Investment Standards). Это бесплатный ресурс, в котором можно найти набор показателей (всего около 400). Они помогут вам описать социальную, экономическую и экологическую эффективность организации. Разработаны показатели для разных секторов: сельское хозяйство, образование, энергетика, окружающая среда, вода, финансовые услуги, охрана здоровья, ЖКХ.

С помощью IRIS можно оценить описание организации, продукта, финансовую эффективность, операционные результаты, эффект от использования продукта и глоссарий.

3. Глобальный рейтинг преобразующих инвестиций (GIIRS, The Global Impact Investing Rating System). Это прозрачная рейтинговая система, с помощью которой можно оценить экологические и социальные инициативы компаний или фондов. Ресурс поможет собрать данные по ключевым показателям эффективности. Любая компания и фонд тоже могут подать заявку для участия в рейтинге.

GIIRS разработала некоммерческая организация B Lab, которая разработала специальные сертификаты (B Lab certification или B Corporation certification) для компаний, которые соответствуют критериям социальной и экологической эффективности. Изучить рейтинговую платформу можно по ссылке.