Исследование Теплицы: какие IT-услуги нужны некоммерческим организациям

Так выглядит график оценок сайтов НКО с помощью audit.te-st.ru, если бы его нарисовал Кандинский.
Так выглядит график оценок сайтов НКО с помощью audit.te-st.ru, если бы его нарисовал Кандинский.

Рос­сий­ским неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям до сих пор нуж­ны кра­си­вые и совре­мен­ные сай­ты. Запрос суще­ству­ет и пока не встре­тил под­хо­дя­ще­го про­дук­та, кото­рый помог бы создать сайт НКО быст­ро и без финан­со­вых затрат. Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий иссле­до­ва­ла мас­сив обра­ще­ний неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций за IT-помо­щью и нашла реше­ние.

Пережить цунами

С момен­та сво­е­го осно­ва­ния Теп­ли­ца напря­мую помо­га­ла неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям. Напря­мую – это когда нуж­но не про­сто что-то посо­ве­то­вать, а рука­ми взять и попра­вить. Мас­штаб­ный реди­зайн, очист­ка от виру­сов, настрой­ка пожерт­во­ва­ний – было все.

Но преж­де все­го нас вол­но­ва­ло то, что­бы у орга­ни­за­ций появ­ля­лись функ­ци­о­наль­ные, неза­ви­си­мые и кра­си­вые сай­ты. Сайт – это клю­че­вой эле­мент ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии орга­ни­за­ции, точ­ка сопри­кос­но­ве­ния орга­ни­за­ции с новы­ми тех­но­ло­ги­я­ми.

В эпо­ху плат­форм, все­объ­ем­лю­щих соци­аль­ных сетей сайт кажет­ся пере­жит­ком, избы­точ­ной рабо­той, когда все ком­му­ни­ка­ции выпол­ня­ет груп­па или стра­ни­ца на Фейс­бу­ке. Мы не можем с этим согла­сить­ся – сайт обла­да­ет важ­ны­ми каче­ства­ми, кото­рых нет на плат­фор­мах и кото­рые мы сами очень ценим: авто­ном­ность (т.е. воз­мож­ность все взять и уне­сти, уста­но­вить в TOR-сети и т.д.), сво­бо­да в оформ­ле­нии и изме­не­нии.

Еще в 2015 году мы писа­ли, поче­му сайт на WordPress – луч­ший выбор для НКО. Под все­ми тези­са­ми ста­тьи мы можем под­пи­сать­ся и сей­час. Нако­нец, более высо­кая слож­ность сай­та (по срав­не­нию с соц­се­тя­ми) – это необ­хо­ди­мость повы­шать свою ком­пью­тер­ную гра­мот­ность.

С 2012-го мы ока­зы­ва­ли помощь в поряд­ке живой оче­ре­ди – кто пер­вый напи­сал, тот и полу­чил под­держ­ку. Были про­ек­ты, кото­ры­ми мы искренне гор­дим­ся, а какие-то умер­ли еще до того, как про­ект был завер­шен. В усло­ви­ях совсем юной коман­ды и амби­ци­оз­но­сти наше­го пред­ло­же­ния ситу­а­ция выгля­де­ла при­мер­но так.

Лидия Аркадьевна и ее кошки

Пони­мая неустой­чи­вость подоб­ной моде­ли, мы реши­ли поме­нять фор­мат ока­за­ния адрес­ной помо­щи: в 2014–2016 годах Теп­ли­ца про­ве­ла шесть раун­дов кон­кур­са малых сай­тов (КМС) для рос­сий­ских неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

Все кан­ди­да­ты долж­ны были прой­ти онлайн-курс по созда­нию сай­та, а побе­ди­те­ли кон­кур­са полу­чи­ли в каче­стве при­за бес­плат­ную раз­ра­бот­ку сай­та для сво­ей орга­ни­за­ции. С тех пор на курс запи­са­лось более 5 тысяч чело­век, и он оста­ет­ся одним из наи­бо­лее попу­ляр­ных рус­ско­языч­ных бес­плат­ных кур­сов на плат­фор­ме Udemy.

Глав­ной геро­и­ней кур­са мы сде­ла­ли Лидию Арка­дьев­ну, архе­ти­пи­че­скую воло­год­скую «пен­си­о­нер-акти­вист­ку». Имя было выбра­но неслу­чай­но – нам каза­лось важ­ным немно­го уве­сти образ акти­ви­стов «тре­тье­го воз­рас­та» от «той самой Лидии Арка­дьев­ны».

Опти­ми­за­ция с онлайн-кур­сом заклю­ча­лась в двух дета­лях. Во-пер­вых, в слу­чае обу­че­ния соис­ка­те­ли полу­ча­ли если не сайт, то хотя бы зна­ния по сай­то­стро­е­нию. Во-вто­рых, уро­вень базо­вой ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти у про­шед­ших во вто­рой тур чуть-чуть повы­шал­ся.

По ито­гам всех раун­дов кон­кур­са сер­ти­фи­ка­ты о про­хож­де­нии онлайн-кур­са при­сла­ло 184 орга­ни­за­ции, а для 18 Теп­ли­ца созда­ла про­фес­си­о­наль­ные сай­ты. Если смот­реть на весь пери­од, в рам­ках кото­ро­го заяв­ки на кон­курс пода­ло 567 орга­ни­за­ций, кон­курс малых сай­тов смог частич­но помочь толь­ко тре­ти всех орга­ни­за­ций-кан­ди­да­тов, а реа­ли­зо­вал потреб­но­сти – толь­ко 3%.

Несмот­ря на чуть уве­ли­чив­ший­ся КПД нашей помо­щи, мы все рав­но ощу­ща­ли себя так.

Где ты, волонтер?

Одно­вре­мен­но с КМС в 2014 году Теп­ли­ца запу­сти­ла вто­рую вер­сию про­ек­та IT-волон­тер. На пор­та­ле про­ек­та НКО могут попро­сить волон­те­ров о помо­щи в реше­нии любых IT-задач.

Структура задач ИТ-Волонтера, 2014 – 2017
Струк­ту­ра задач ИТ-Волон­те­ра, 2014 – 2017. Источ­ник: itv.te-st.ru

Здесь каж­дый заре­ги­стри­ро­ван­ный участ­ник может опуб­ли­ко­вать свою зада­чу. После пуб­ли­ка­ции зада­ния могут нахо­дить­ся в трех состо­я­ни­ях – «В рабо­те», «Реше­но», «Ожи­да­ет волон­те­ров». Если зада­ча не полу­чи­ла откли­ков от волон­те­ров, то через два меся­ца она отправ­ля­ет­ся в архив.

Динамика решенных и нерешенных задач на ИТ-Волонтер
Дина­ми­ка решен­ных и нере­шен­ных задач на ИТ-Волон­тер, 2014 – 2017. Источ­ник: itv.te-st.ru

Как вид­но из гра­фи­ков, зада­чи актив­но реша­ют­ся. Толь­ко за 2015–2016 гг. при­мер­ный объ­ем рабо­ты волон­те­ров был равен 17 меся­цам рабо­ты про­грам­ми­стов, дизай­не­ров, мар­ке­то­ло­гов и копи­рай­те­ров. Но коли­че­ство новых задач вели­ко, и мно­гие из них ухо­дят в архив, так и не полу­чив сво­е­го реше­ния.

Сооб­ще­ство волон­те­ров, выби­рав­ших зада­чи, столк­ну­лись с чем-то таким.

Что представляют собой задачи, которые так и не были решены?

При созда­нии зада­чи на пор­та­ле IT-волон­тер поль­зо­ва­тель может ука­зать несколь­ко тегов для упро­ще­ния поис­ка и сор­ти­ров­ки. Посмот­рим, что за теги у задач из архи­ва.

Нерешенные задачи на ИТ-Волонтер по типам, 2014 – 2017 гг.
Нере­шен­ные зада­чи на ИТ-Волон­тер по типам, 2014 – 2017 гг. Источ­ник: itv.te-st.ru

Самые попу­ляр­ные теги сре­ди архив­ных задач: «дизайн сай­тов», «WordPress» и «сайт под ключ». Как видим, боль­шая часть задач, кото­рые ста­вят перед IT-волон­те­ра­ми НКО, – это созда­ние сай­тов или их реди­зайн.

Что­бы понять, что НКО хоте­лось бы поме­нять на сво­их сай­тах, вер­нем­ся еще раз к дан­ным кон­кур­са малых сай­тов и посмот­рим, какие функ­ции НКО чаще все­го отме­ча­ли как пер­во­сте­пен­ные на сво­их сай­тах.

Наиболее популярные требования к сайтам НКО
Наи­бо­лее попу­ляр­ные тре­бо­ва­ния к сай­там НКО. Источ­ник: itv.te-st.ru

Итак, прежде всего участникам КМС были нужны возможности:

  1. по пуб­ли­ка­ции и редак­ти­ро­ва­нию ново­стей;
  2. полу­че­ние сооб­ще­ний от посе­ти­те­лей;
  3. сбор пожерт­во­ва­ний.

Для НКО это три самые вос­тре­бо­ван­ные функ­ции.

Инте­рес­но, что в запро­сах НКО мы ни разу не встре­ти­ли запро­сов на опти­ми­за­цию ско­ро­сти сай­тов (фак­тор, кото­рый игра­ет все более важ­ную роль в рабо­те сай­та), зато прось­бы сде­лать сайт «ярким» и «кра­си­вым» встре­ча­лись чаще все­го.

Выводы

Наше мини-иссле­до­ва­ние при­шло к выво­ду – боль­шин­ству НКО, оста­вав­ших­ся без помо­щи IT-волон­те­ров или сотруд­ни­ков Теп­ли­цы, тре­бо­ва­лись про­стые инфор­ма­ци­он­ные сай­ты с изме­ня­е­мым «дизай­ном», воз­мож­но­стью пуб­ли­ко­вать ново­сти и ста­тьи, полу­чать сооб­ще­ния от посе­ти­те­лей и соби­рать пожерт­во­ва­ния.

При этом воз­мож­ность запла­тить за эти сай­ты у боль­шин­ства неболь­ших орга­ни­за­ций близ­ка к нулю, если речь не идет о созда­нии сай­та под какой-нибудь гран­то­вый про­ект.

Про­ана­ли­зи­ро­вав резуль­та­ты, Теп­ли­ца созда­ла уни­вер­саль­ный ответ на этот запрос. Он будет пред­став­лен обще­ствен­но­сти 27 сен­тяб­ря 2017 г. в цен­тре «Бла­го­сфе­ра» (Москва). Сле­ди­те за обнов­ле­ни­я­ми.