Исследование Теплицы: какие IT-услуги нужны некоммерческим организациям

Так выглядит график оценок сайтов НКО с помощью audit.te-st.ru, если бы его нарисовал Кандинский.
Так выглядит график оценок сайтов НКО с помощью audit.te-st.ru, если бы его нарисовал Кандинский.

Российским некоммерческим организациям до сих пор нужны красивые и современные сайты. Запрос существует и пока не встретил подходящего продукта, который помог бы создать сайт НКО быстро и без финансовых затрат. Теплица социальных технологий исследовала массив обращений некоммерческих организаций за IT-помощью и нашла решение.

Пережить цунами

С момента своего основания Теплица напрямую помогала некоммерческим организациям. Напрямую – это когда нужно не просто что-то посоветовать, а руками взять и поправить. Масштабный редизайн, очистка от вирусов, настройка пожертвований – было все.

Но прежде всего нас волновало то, чтобы у организаций появлялись функциональные, независимые и красивые сайты. Сайт – это ключевой элемент коммуникационной стратегии организации, точка соприкосновения организации с новыми технологиями.

В эпоху платформ, всеобъемлющих социальных сетей сайт кажется пережитком, избыточной работой, когда все коммуникации выполняет группа или страница на Фейсбуке. Мы не можем с этим согласиться – сайт обладает важными качествами, которых нет на платформах и которые мы сами очень ценим: автономность (т.е. возможность все взять и унести, установить в TOR-сети и т.д.), свобода в оформлении и изменении.

Еще в 2015 году мы писали, почему сайт на WordPress – лучший выбор для НКО. Под всеми тезисами статьи мы можем подписаться и сейчас. Наконец, более высокая сложность сайта (по сравнению с соцсетями) – это необходимость повышать свою компьютерную грамотность.

С 2012-го мы оказывали помощь в порядке живой очереди – кто первый написал, тот и получил поддержку. Были проекты, которыми мы искренне гордимся, а какие-то умерли еще до того, как проект был завершен. В условиях совсем юной команды и амбициозности нашего предложения ситуация выглядела примерно так.

Лидия Аркадьевна и ее кошки

Понимая неустойчивость подобной модели, мы решили поменять формат оказания адресной помощи: в 2014-2016 годах Теплица провела шесть раундов конкурса малых сайтов (КМС) для российских некоммерческих организаций.

Все кандидаты должны были пройти онлайн-курс по созданию сайта, а победители конкурса получили в качестве приза бесплатную разработку сайта для своей организации. С тех пор на курс записалось более 5 тысяч человек, и он остается одним из наиболее популярных русскоязычных бесплатных курсов на платформе Udemy.

Главной героиней курса мы сделали Лидию Аркадьевну, архетипическую вологодскую «пенсионер-активистку». Имя было выбрано неслучайно – нам казалось важным немного увести образ активистов «третьего возраста» от «той самой Лидии Аркадьевны».

Оптимизация с онлайн-курсом заключалась в двух деталях. Во-первых, в случае обучения соискатели получали если не сайт, то хотя бы знания по сайтостроению. Во-вторых, уровень базовой компьютерной грамотности у прошедших во второй тур чуть-чуть повышался.

По итогам всех раундов конкурса сертификаты о прохождении онлайн-курса прислало 184 организации, а для 18 Теплица создала профессиональные сайты. Если смотреть на весь период, в рамках которого заявки на конкурс подало 567 организаций, конкурс малых сайтов смог частично помочь только трети всех организаций-кандидатов, а реализовал потребности – только 3%.

Несмотря на чуть увеличившийся КПД нашей помощи, мы все равно ощущали себя так.

Где ты, волонтер?

Одновременно с КМС в 2014 году Теплица запустила вторую версию проекта IT-волонтер. На портале проекта НКО могут попросить волонтеров о помощи в решении любых IT-задач.

Структура задач ИТ-Волонтера, 2014 – 2017
Структура задач ИТ-Волонтера, 2014 – 2017. Источник: itv.te-st.ru

Здесь каждый зарегистрированный участник может опубликовать свою задачу. После публикации задания могут находиться в трех состояниях – «В работе», «Решено», «Ожидает волонтеров». Если задача не получила откликов от волонтеров, то через два месяца она отправляется в архив.

Динамика решенных и нерешенных задач на ИТ-Волонтер
Динамика решенных и нерешенных задач на ИТ-Волонтер, 2014 – 2017. Источник: itv.te-st.ru

Как видно из графиков, задачи активно решаются. Только за 2015-2016 гг. примерный объем работы волонтеров был равен 17 месяцам работы программистов, дизайнеров, маркетологов и копирайтеров. Но количество новых задач велико, и многие из них уходят в архив, так и не получив своего решения.

Сообщество волонтеров, выбиравших задачи, столкнулись с чем-то таким.

Что представляют собой задачи, которые так и не были решены?

При создании задачи на портале IT-волонтер пользователь может указать несколько тегов для упрощения поиска и сортировки. Посмотрим, что за теги у задач из архива.

Нерешенные задачи на ИТ-Волонтер по типам, 2014 – 2017 гг.
Нерешенные задачи на ИТ-Волонтер по типам, 2014 – 2017 гг. Источник: itv.te-st.ru

Самые популярные теги среди архивных задач: «дизайн сайтов», «WordPress» и «сайт под ключ». Как видим, большая часть задач, которые ставят перед IT-волонтерами НКО, – это создание сайтов или их редизайн.

Чтобы понять, что НКО хотелось бы поменять на своих сайтах, вернемся еще раз к данным конкурса малых сайтов и посмотрим, какие функции НКО чаще всего отмечали как первостепенные на своих сайтах.

Наиболее популярные требования к сайтам НКО
Наиболее популярные требования к сайтам НКО. Источник: itv.te-st.ru

Итак, прежде всего участникам КМС были нужны возможности:

  1. по публикации и редактированию новостей;
  2. получение сообщений от посетителей;
  3. сбор пожертвований.

Для НКО это три самые востребованные функции.

Интересно, что в запросах НКО мы ни разу не встретили запросов на оптимизацию скорости сайтов (фактор, который играет все более важную роль в работе сайта), зато просьбы сделать сайт «ярким» и «красивым» встречались чаще всего.

Выводы

Наше мини-исследование пришло к выводу – большинству НКО, остававшихся без помощи IT-волонтеров или сотрудников Теплицы, требовались простые информационные сайты с изменяемым «дизайном», возможностью публиковать новости и статьи, получать сообщения от посетителей и собирать пожертвования.

При этом возможность заплатить за эти сайты у большинства небольших организаций близка к нулю, если речь не идет о создании сайта под какой-нибудь грантовый проект.

Проанализировав результаты, Теплица создала универсальный ответ на этот запрос. Он будет представлен общественности 27 сентября 2017 г. в центре «Благосфера» (Москва). Следите за обновлениями.