Что почитать: 8 книг для тех, кто стремится взглянуть на мир под новым углом

Рекомендации Теплицы социальных технологий.
Рекомендации Теплицы социальных технологий.

Мы про­чи­та­ли несколь­ко бест­сел­ле­ров послед­них лет, напи­сан­ных пси­хо­ло­га­ми, мате­ма­ти­ка­ми, жур­на­ли­ста­ми и эко­но­ми­ста­ми. Все они пыта­ют­ся систе­ма­ти­зи­ро­вать и объ­яс­нить окру­жа­ю­щий мир и нас самих и дать чита­те­лям воз­мож­ность по-ино­му взгля­нуть на при­выч­ные вещи. Выбра­ли то, что нам понра­ви­лось боль­ше все­го. Реко­мен­ду­ем.

1. «Думай медленно… решай быстро», Даниэль Канеман (Thinking, Fast and Slow, 2011)

Канеман пишет, что мыслительный процесс происходит по каналам двух систем. Первая работает постоянно и автоматически, на интуитивном уровне.
Кане­ман пишет, что мыс­ли­тель­ный про­цесс про­ис­хо­дит по кана­лам двух систем. Пер­вая рабо­та­ет посто­ян­но и авто­ма­ти­че­ски, на инту­и­тив­ном уровне.

Цита­та: «Един­ствен­ное под­твер­жде­ние раци­о­наль­но­сти не в том, что взгля­ды и пред­по­чте­ния чело­ве­ка разум­ны, а в том, что они внут­ренне не про­ти­во­ре­чи­вы. Раци­о­наль­ный чело­век может верить в при­ви­де­ния, если все осталь­ные его убеж­де­ния допус­ка­ют суще­ство­ва­ние при­ви­де­ний».

Автор кни­ги – уче­ный Дани­эль Кане­ман, один из веду­щих пси­хо­ло­гов мира, лау­ре­ат Нобе­лев­ской пре­мии по эко­но­ми­ке. Кни­га «Думай мед­лен­но… решай быст­ро» вышла в 2011 году и была удо­сто­е­на мно­же­ства наград.

В ней Кане­ман объ­яс­ня­ет меха­низ­мы рабо­ты чело­ве­че­ско­го разу­ма и то, как они ведут к систе­ма­ти­че­ским ошиб­кам мыш­ле­ния.

Кане­ман пишет, что мыс­ли­тель­ный про­цесс про­ис­хо­дит по кана­лам двух систем. Пер­вая рабо­та­ет посто­ян­но и авто­ма­ти­че­ски, на инту­и­тив­ном уровне. Систе­ма 1 поз­во­ля­ет нам быст­ро при­ни­мать реше­ния в про­стых ситу­а­ци­ях. Систе­ма 2 под­клю­ча­ет­ся тогда, когда мы ока­зы­ва­ем­ся в чуть более затруд­ни­тель­ном поло­же­нии. Она отве­ча­ет за более глу­бо­кую обра­бот­ку дан­ных. Вза­и­мо­дей­ствие этих систем опре­де­ля­ет наше пове­де­ние и уро­вень интел­лек­та.

Читать «Думай мед­лен­но… решай быст­ро»

2. «Толчок к решению», Ричард Талер, Касс Санстин (Nudge, 2008)

Талер и Санстин полагают, что в ситуациях, когда люди ведут себя нерационально и в ущерб собственному благу, возможно и необходимо ненавязчиво корректировать их поведение.
Талер и Сан­стин пола­га­ют, что в ситу­а­ци­ях, когда люди ведут себя нера­ци­о­наль­но и в ущерб соб­ствен­но­му бла­гу, воз­мож­но и необ­хо­ди­мо нена­вяз­чи­во кор­рек­ти­ро­вать их пове­де­ние.

Цита­та: «Тол­чок к реше­нию» в нашем пони­ма­нии – это любой аспект архи­тек­ту­ры выбо­ра, кото­рый меня­ет пове­де­ние людей в пред­ска­зу­е­мую сто­ро­ну, не огра­ни­чи­вая их выбор и не меняя эко­но­ми­че­ские сти­му­лы».

В 2008 году «Тол­чок к реше­нию» была при­зна­на одной из луч­ших книг года, по вер­сии жур­на­ла The Economist. Она частич­но стро­ит­ся на иде­ях Дани­э­ля Кане­ма­на, изло­жен­ных в кни­ге «Думай мед­лен­но… решай быст­ро» об осо­бен­но­стях мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Талер и Сан­стин назы­ва­ют два кана­ла мыш­ле­ния авто­ма­ти­че­ской и рефлек­сив­ной систе­ма­ми и при­во­дят мно­же­ство при­ме­ров того, как кон­флик­ты меж­ду ними при­во­дят к ошиб­кам мыш­ле­ния.

Еще по теме: Как научить­ся ско­ро­чте­нию за 4 мину­ты

Авто­ры так­же вво­дят поня­тие либер­та­ри­ан­ско­го патер­на­лиз­ма – идеи о том, что част­ные и обще­ствен­ные инсти­ту­ты могут и долж­ны ока­зы­вать вли­я­ние на реше­ния людей, ува­жая при этом их сво­бо­ду выбо­ра. Талер и Сан­стин пола­га­ют, что в ситу­а­ци­ях, когда люди ведут себя нера­ци­о­наль­но и в ущерб соб­ствен­но­му бла­гу, воз­мож­но и необ­хо­ди­мо нена­вяз­чи­во кор­рек­ти­ро­вать их пове­де­ние. Они охва­ты­ва­ют широ­кую палит­ру кей­сов – денеж­ные зай­мы и тра­ты, потреб­ле­ние элек­тро­энер­гии, бере­мен­ность сре­ди под­рост­ков, нездо­ро­вое пита­ние – и демон­стри­ру­ют, как эти пат­тер­ны мож­но менять.

Читать «Тол­чок к реше­нию»

3. «Психология влияния», Роберт Чалдини (Influence: The Psychology of Persuasion)

Так, Чалдини пишет о том, насколько сильна в нас потребность отвечать любезностью на любезность. Если кто-то оказал нам внезапную услугу, например, купил кофе, мы считаем себя обязанными сделать что-то в ответ.
Так, Чал­ди­ни пишет о том, насколь­ко силь­на в нас потреб­ность отве­чать любез­но­стью на любез­ность. Если кто-то ока­зал нам вне­зап­ную услу­гу, напри­мер, купил кофе, мы счи­та­ем себя обя­зан­ны­ми сде­лать что-то в ответ.

Цита­та: «Соглас­но тео­рии пси­хо­ло­ги­че­ско­го реак­тив­но­го сопро­тив­ле­ния, вся­кий раз, когда что-то огра­ни­чи­ва­ет наш выбор или лиша­ет нас воз­мож­но­сти выбо­ра, потреб­ность сохра­нить наши сво­бо­ды застав­ля­ет нас желать их зна­чи­тель­но силь­нее, чем преж­де. Поэто­му когда дефи­цит или что-либо иное затруд­ня­ет наш доступ к како­му-либо пред­ме­ту, мы стре­мим­ся про­ти­во­сто­ять вме­ша­тель­ству, желая овла­деть этим пред­ме­том боль­ше, чем преж­де, и пред­при­ни­мая соот­вет­ству­ю­щие попыт­ки».

«Пси­хо­ло­гия вли­я­ния» про­сла­ви­ла аме­ри­кан­ско­го про­фес­со­ра пси­хо­ло­гии и мар­ке­тин­га Робер­та Чал­ди­ни. Она впер­вые вышла в 1984 году и с тех пор пере­жи­ла четы­ре пере­из­да­ния.

Кни­га так­же посвя­ще­на ловуш­кам, кото­рые устра­и­ва­ет для нас наше мыш­ле­ние, и как эти­ми лазей­ка­ми поль­зу­ют­ся те, кто стре­мит­ся полу­чить от нас какую-то выго­ду и нами мани­пу­ли­ро­вать: от про­дав­цов подер­жан­ных машин до чле­нов сект.

Так, Чал­ди­ни пишет о том, насколь­ко силь­на в нас потреб­ность отве­чать любез­но­стью на любез­ность. Если кто-то ока­зал нам вне­зап­ную услу­гу, напри­мер, купил кофе, мы счи­та­ем себя обя­зан­ны­ми сде­лать что-то в ответ. Этим часто поль­зу­ют­ся люди, стре­мя­щи­е­ся чего-то от нас добить­ся. Сде­лав какой-то пустяк, они могут заста­вить нас дей­ство­вать в нуж­ном им рус­ле. Еще две ловуш­ки: страх упу­стить воз­мож­ность и жела­ние полу­чить труд­но­до­ступ­ное. Этим часто поль­зу­ют­ся про­дав­цы, созда­ю­щие искус­ствен­ный дефи­цит това­ра.

Читать «Пси­хо­ло­гия вли­я­ния»

4. «Поток: психология оптимального переживания», Михай Чиксентмихайи (Flow: The Psychology of Optimal Experience, впервые опубликована в 1990 г.)

potok-psihologiya-optimalnogo-perezhivaniya
По мне­нию Чик­сент­ми­хайи, когда нам уда­ет­ся вой­ти в поток, мы испы­ты­ва­ем наи­выс­шее сча­стье. Нам нуж­но научить­ся ловить это состо­я­ние, что­бы одер­жать побе­ду над деструк­тив­ной энтро­пи­ей.

Цита­та: «Но всем нам при­хо­ди­лось пере­жи­вать мгно­ве­ния, когда мы ощу­ща­ли не уда­ры безы­мян­ных сил, а кон­троль над сво­и­ми дей­стви­я­ми, гос­под­ство над соб­ствен­ной судь­бой. В эти ред­кие мину­ты мы чув­ству­ем вооду­шев­ле­ние, осо­бую радость. Эти чув­ства надол­го оста­ют­ся в нашем серд­це и слу­жат ори­ен­ти­ром в нашей жиз­ни».

Поня­тие «пото­ка» – основ­ной вклад в пси­хо­ло­гию аме­ри­кан­ско­го про­фес­со­ра Михая Чик­сент­ми­хайи. Поток – это состо­я­ние высо­чай­шей кон­цен­тра­ции и глу­бо­чай­ше­го погру­же­ния чело­ве­ка в про­цесс или дея­тель­ность.

В таких усло­ви­ях все вто­ро­сте­пен­ные фак­то­ры отхо­дят в тень: затра­чи­ва­е­мое вре­мя, необ­хо­ди­мость в пище, потреб­ность бало­вать соб­ствен­ное эго. По мне­нию Чик­сент­ми­хайи, когда нам уда­ет­ся вой­ти в поток, мы испы­ты­ва­ем наи­выс­шее сча­стье. Нам нуж­но научить­ся ловить это состо­я­ние, что­бы одер­жать побе­ду над деструк­тив­ной энтро­пи­ей.

Читать «Поток: пси­хо­ло­гия опти­маль­но­го пере­жи­ва­ния»

5. «Шок настоящего: когда все происходит прямо сейчас», Дуглас Рашкофф (Present Shock: When Everything Happens Now, 2013)

Рашкофф озабочен настоящим. По его словам, наступил момент, которым были одержимы футуристы прошлого века.
Раш­кофф оза­бо­чен насто­я­щим. По его сло­вам, насту­пил момент, кото­рым были одер­жи­мы футу­ри­сты про­шло­го века.

Цита­та: «Наше обще­ство пере­ори­ен­ти­ро­ва­лось в сто­ро­ну насто­я­ще­го момен­та. Все про­ис­хо­дит в пря­мом эфи­ре, в реаль­ном вре­ме­ни, в режи­ме посто­ян­но­го вклю­че­ния. Наш образ жиз­ни и тех­но­ло­гии повы­си­ли ско­рость, на кото­рой мы стре­мим­ся суще­ство­вать, это не баналь­ное уско­ре­ние. Это, в боль­шей сте­пе­ни, при­ни­же­ние все­го, что не про­ис­хо­дит пря­мо сей­час, и ярост­ные напад­ки на то, что, как пред­по­ла­га­ет­ся, про­ис­хо­дит».

Кни­га писа­те­ля и жур­на­ли­ста Дугла­са Раш­коф­фа, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­го­ся на вопро­сах медиа и тех­но­ло­гий, пере­кли­ка­ет­ся с кни­гой футу­ри­ста Элви­на Тоф­фле­ра «Шок буду­ще­го» 1970 года. Тоф­флер делал про­гно­зы на неда­ле­кое буду­щее. В нем, как пред­по­ла­гал Тоф­флер, про­гресс тех­но­ло­гий заста­вит про­стран­ство вокруг чело­ве­ка менять­ся настоль­ко стре­ми­тель­но, что нач­нет порож­дать болез­нен­ные реак­ции моз­га, не поспе­ва­ю­ще­го за эти­ми транс­фор­ма­ци­я­ми.

Раш­кофф оза­бо­чен насто­я­щим. По его сло­вам, насту­пил момент, кото­рым были одер­жи­мы футу­ри­сты про­шло­го века. Но мы не про­жи­ва­ем его во всей пол­но­те.

Как пишет Раш­кофф, рам­ки насто­я­ще­го рас­ши­ри­лись, потес­нив гори­зонт буду­ще­го. Мы живем в бес­ко­неч­ном сей­час, кото­рое нам навя­зы­ва­ют тех­но­ло­гии и медиа. И хотя наш мозг стре­мит­ся быть циф­ро­вым, наши тела оста­лись ана­ло­го­вы­ми. В дис­со­нан­се меж­ду ними чело­ве­че­ство испы­ты­ва­ет «шок насто­я­ще­го».

Читать «Шок насто­я­ще­го: когда все про­ис­хо­дит пря­мо сей­час»

6. «Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета», Клэй Ширки (Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in the Connected Age, 2012)

По мнению Ширки, мы используем это время все более конструктивно, для созидания, совместного производства, а не только потребления.
По мне­нию Шир­ки, мы исполь­зу­ем это вре­мя все более кон­струк­тив­но, для сози­да­ния, сов­мест­но­го про­из­вод­ства, а не толь­ко потреб­ле­ния.

Цита­та: «Совре­мен­ным два­дца­ти­лет­ним крайне слож­но понять, насколь­ко силь­но изме­нил­ся мир. Еще труд­ней объ­яс­нить им вот что: два­дцать-трид­цать лет назад ты как граж­да­нин мира не мог во все­услы­ша­ние заявить о чем-то, что было у тебя на уме и чем ты хотел бы поде­лить­ся с дру­ги­ми людь­ми. Ты про­сто не мог. Точ­ка».

Англий­ское назва­ние этой кни­ги в пере­во­де зву­чит как «Когни­тив­ный избы­ток: кре­а­тив­ность и щед­рость в эпо­ху ком­му­ни­ка­ций». «Когни­тив­ным избыт­ком» ее автор, аме­ри­кан­ский писа­тель и лек­тор Клэй Шир­ки назы­ва­ет объ­ем сво­бод­но­го вре­ме­ни, появив­ший­ся у чело­ве­ка с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий. То, как чело­ве­че­ство тра­тит эти высво­бо­див­ши­е­ся от забот часы, – основ­ной фокус кни­ги.

По мне­нию Шир­ки, мы исполь­зу­ем это вре­мя все более кон­струк­тив­но, для сози­да­ния, сов­мест­но­го про­из­вод­ства, а не толь­ко потреб­ле­ния.

Бла­го­да­ря Интер­не­ту люди созда­ют новые фор­мы вза­и­мо­дей­ствия и объ­еди­не­ния друг с дру­гом для дости­же­ния общих целей, в том чис­ле граж­дан­ских. Шир­ки убеж­ден, что резуль­та­ты это­го вза­и­мо­дей­ствия могут ока­зы­вать силь­ней­шее пози­тив­ное вли­я­ние на обще­ство, поэто­му его необ­хо­ди­мо вся­че­ски поощ­рять. Более подроб­ный обзор кни­ги мож­но най­ти здесь. Клэй – автор еще одно­го бест­сел­ле­ра – «И вот появ­ля­ет­ся каж­дый» – о спо­соб­но­сти Интер­не­та объ­еди­нять людей.

Читать «Вклю­чи моз­ги. Сво­бод­ное вре­мя в эпо­ху Интер­не­та»

7. «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», Нассим Николас Талеб (Antifragile, 2012)

Антихрупкости Талеб противопоставляет хрупкость и неуязвимость. Так, в условиях вспышки заболевания в хрупком государстве возникает эпидемия.
Анти­хруп­ко­сти Талеб про­ти­во­по­став­ля­ет хруп­кость и неуяз­ви­мость. Так, в усло­ви­ях вспыш­ки забо­ле­ва­ния в хруп­ком госу­дар­стве воз­ни­ка­ет эпи­де­мия.

Цита­та: «Мораль этой гла­вы тако­ва: пара­докс, но наи­боль­шую выго­ду мы полу­ча­ем не от тех, кто пыта­ет­ся нам помочь (напри­мер, «сове­том»), а от тех, кто актив­но пыта­ет­ся нам навре­дить и, в кон­це кон­цов, тер­пит неуда­чу».

«Анти­хруп­кость» – послед­няя кни­га эко­но­ми­ста Нас­си­ма Нико­ла­са Тале­ба, авто­ра нашу­мев­ше­го «Чер­но­го лебе­дя». Его пер­вый бест­сел­лер посвя­щен труд­но про­гно­зи­ру­е­мым собы­ти­ям, «кото­рых никто или почти никто не ждал», и спо­соб­но­сти их преду­га­ды­вать. Анти­хруп­кость – это тер­мин, опи­сы­ва­ю­щий устой­чи­вость к мас­штаб­но­му стрес­су, форс-мажо­ру. По мне­нию Тале­ба, люди и систе­мы, обла­да­ю­щие этим каче­ством, наи­бо­лее при­спо­соб­ле­ны к про­цве­та­нию в состо­я­нии хао­са и неста­биль­но­сти, кото­рые так харак­тер­ны для наше­го мира.

Еще по теме: 65 гени­аль­ных книг, кото­рые надо про­честь в сво­ей жиз­ни, и 10 бес­плат­ных онлайн-биб­лио­тек, где вы може­те их ска­чать

Анти­хруп­ко­сти Талеб про­ти­во­по­став­ля­ет хруп­кость и неуяз­ви­мость. Так, в усло­ви­ях вспыш­ки забо­ле­ва­ния в хруп­ком госу­дар­стве воз­ни­ка­ет эпи­де­мия. Неуяз­ви­мое госу­дар­ство пыта­ет­ся пол­но­стью огра­дить свою тер­ри­то­рию от забо­лев­ших, а анти­хруп­кое госу­дар­ство про­во­дит мас­со­вую вак­ци­на­цию про­тив болез­ни. Талеб счи­та­ет, что анти­хруп­кость мож­но выра­бо­тать, под­вер­гая систе­му неболь­шим потря­се­ни­ям, что сде­ла­ет ее более устой­чи­вой к более зна­чи­тель­ным стрес­сам.

Читать «Анти­хруп­кость. Как извлечь выго­ду из хао­са»

8. «Сигнал и шум», Нейт Сильвер (The Signal and the Noise, 2012)

«Сигнал и шум» описывает методы построения математических моделей на основе теории вероятности и статистических приемов.
«Сиг­нал и шум» опи­сы­ва­ет мето­ды постро­е­ния мате­ма­ти­че­ских моде­лей на осно­ве тео­рии веро­ят­но­сти и ста­ти­сти­че­ских при­е­мов.

Цита­та: «Нам надо оста­но­вить­ся и при­знать: у нас про­бле­мы с про­гно­зи­ро­ва­ни­ем. Мы обо­жа­ем пред­ска­зы­вать, и у нас ниче­го из это­го не выхо­дит».

Аме­ри­кан­ский ана­ли­тик Нейт Силь­вер дол­гое вре­мя зани­мал­ся мате­ма­ти­че­ским про­гно­зи­ро­ва­ни­ем в спор­те, в част­но­сти в бейс­бо­ле, затем – в поли­ти­ке. В 2012 году стал изве­стен тем, что перед пре­зи­дент­ски­ми выбо­ра­ми в США пра­виль­но опре­де­лил побе­ди­те­ля во всех 50 шта­тах. В 2016 году ошиб­ся, как и мно­гие дру­гие, посчи­тав, что у Дональ­да Трам­па был лишь 29-про­цент­ный шанс одер­жать побе­ду.

«Сиг­нал и шум» опи­сы­ва­ет мето­ды постро­е­ния мате­ма­ти­че­ских моде­лей на осно­ве тео­рии веро­ят­но­сти и ста­ти­сти­че­ских при­е­мов.

В каче­стве при­ме­ров раз­лич­ных ста­ти­сти­че­ских прин­ци­пов Силь­вер обсуж­да­ет покер, объ­яс­ня­ет, поче­му никто не смог пред­ска­зать кри­зис 2000-х годов, как рабо­та­ет поис­ко­вик Google’а, воз­мож­на ли ядер­ная вой­на и поче­му не сбы­ва­ют­ся про­гно­зы пого­ды.

Читать «Сиг­нал и шум»