10 принципов успешной работы ментора

Предприниматель, коуч-тренер, Девид Бэйли рассказал, какие методы нужно использовать если вы хотите стать успешным ментором. Изображение: www.pexels.com (CC0).
Предприниматель, коуч-тренер, Девид Бэйли рассказал, какие методы нужно использовать если вы хотите стать успешным ментором. Изображение: www.pexels.com (CC0).

Глав­ная зада­ча мен­то­ра – зада­вать вопро­сы, а не давать отве­ты. В этом уве­рен пред­при­ни­ма­тель, коуч-тре­нер, Девид Бэй­ли (David Bailey). В сво­ей ста­тье на Medium «Поче­му фаун­де­рам нуж­ны коуче­ры, а не кон­суль­тан­ты» он рас­ска­зал, какие под­хо­ды сто­ит исполь­зо­вать, если вы хоти­те стать успеш­ным мен­то­ром.

Более 10 лет Девид Бэй­ли рабо­тал со стар­та­па­ми в Downing VenturesGoogle Laun chPadFounder Institute и сопро­вож­дал про­ек­ты в раз­лич­ных аксе­ле­ра­то­ра­ми. Бэй­ли так­же явля­ет­ся фаун­де­ром (от англ. founder, чело­век осно­вав­ший стар­тап) несколь­ких ком­па­ний: Meuinglês.comSpotnightCheeky Weekend.

«Я при­вле­кал кон­суль­тан­тов для моих про­ек­тов несколь­ко раз, но этот опыт не был осо­бен­но успе­шен. Не пой­ми­те меня непра­виль­но: кон­суль­тан­ты, кото­рых я нанял, были очень талант­ли­вы­ми людь­ми. Но стар­та­пы были про­сто не гото­вы рабо­тать с кон­суль­тан­том». Девид Бэй­ли.

Почему консультирование не работает на ранней стадии стартапа 

Обыч­но кон­сал­тинг вклю­ча­ет в себя пере­да­чу новых идей для запус­ка. По прав­де гово­ря, стар­та­пы ред­ко нуж­да­ют­ся в новых иде­ях: их в про­ек­те доволь­но мно­го. Поэто­му добав­ле­ние еще боль­ше­го коли­че­ства идей в бэк­лог (спи­сок задач) доста­точ­но стрес­со­вый про­цесс, осо­бен­но если нет ресур­сов для их вопло­ще­ния.

Кро­ме того, кон­сал­тинг — чрез­вы­чай­но доро­гой спо­соб для вопло­ще­ния идей. Кон­суль­тан­ты берут за свою рабо­ту от 350 до 1500 фун­тов в день. В усло­ви­ях стар­та­па о таком виде кон­суль­та­ций не может быть и речи.

Если вы хоти­те быть полез­ны­ми, вы долж­ны помочь фаун­де­рам постро­ить их биз­нес — но не стро­ить биз­нес за них.

Коучинг vs консультирование

Кон­суль­тант — это чело­век, кото­рый при­вно­сит в стар­тап свои ком­пе­тен­ции извне. Мен­тор – тот, кто ста­ра­ет­ся вос­пи­тать эти ком­пе­тен­ции внут­ри. То есть коучинг — это исто­рия про вос­пи­та­ние навы­ков. Отлич­ный тре­нер не при­хо­дит с пра­виль­ны­ми отве­та­ми. Пра­виль­ные отве­ты при­хо­дят после поста­нов­ки пра­виль­ных вопро­сов.

Коучинг име­ет дру­гой набор навы­ков по срав­не­нию с кон­сал­тин­гом. Вот неко­то­рые из идей, кото­рые я раз­ра­бо­тал и кото­рые мне помо­га­ют.

1. Фаун­дер опре­де­ля­ет повест­ку дня. Кон­суль­тан­ты быст­ро про­гно­зи­ру­ют самые насущ­ные потреб­но­сти стар­та­па и пред­ла­га­ют свой путь раз­ви­тия. Мен­тор же спра­ши­ва­ет, что не дает спать фаун­де­рам, и чего они хотят добить­ся. Пусть дирек­тор рас­ска­жет, как по его мне­нию дол­жен выгля­деть успеш­ный резуль­тат.

2. Добей­тесь обще­го пони­ма­ния ситу­а­ции. Эмпа­тия — отправ­ная точ­кой сотруд­ни­че­ства. В первую оче­редь, фаун­дер дол­жен осо­знать свою ситу­а­цию, ина­че он про­сто не пой­мет сове­та. Более того, ему не нужен совет, кото­рый не каса­ет­ся его ситу­а­ции.

3. Вопро­сы более мощ­ный инстру­мент, чем отве­ты. Илон Маск (изоб­ре­та­тель и инве­стор, созда­тель TeslaSpaceX, ней­ро­тех­но­ло­ги­че­ской ком­па­нии Neuralink. – Прим. ред.) ска­зал, что «в боль­шин­стве слу­ча­ев вопро­сы слож­нее, чем отве­ты, и если вы смо­же­те пра­виль­но сфор­му­ли­ро­вать вопрос, тогда ответ будет для вас лег­кой частью».

Глав­ная зада­ча мен­то­ра – зада­вать вопро­сы, а не давать отве­ты. Чаще все­го, в пра­виль­ном вопро­се содер­жит­ся поло­ви­на отве­та.

Пра­виль­ные откры­тые вопро­сы помо­га­ют фаун­де­рам рабо­тать через про­бле­му само­сто­я­тель­но, нахо­дить недо­че­ты, упу­ще­ния.

4. При­дер­жи­вай­тесь кон­кре­ти­ки. Чем кон­крет­нее вы состав­ля­е­те план, тем он при­вле­ка­тель­ные. Цели, дей­ствия и резуль­та­ты долж­ны выра­жать­ся в изме­ри­мых вели­чи­нах, а не на уровне абстрак­ции.

5. Не суди­те. Не нуж­но созда­вать обо­ро­ни­тель­ной ситу­а­ции, когда фаун­де­ру при­дет­ся защи­щать­ся. Так он вовсе пере­ста­нет слы­шать. Вме­сте суж­де­ния исполь­зуй­те любо­пыт­ство. Инте­ре­суй­тесь, поче­му фаун­дер хочет посту­пить имен­но так. Не делай­те быст­рых выво­дов, зада­вай­те боль­ше вопро­сов.

6. Фаун­дер дол­жен услы­шать себя со сто­ро­ны. Пере­фра­зи­руй­те или повто­ри­те мыс­ли и идеи фаун­де­ра. Это помо­жет добить­ся обще­го пони­ма­ния, выявить оши­боч­ную логи­ку.

Еще по теме: Зачем НКО исполь­зо­вать мето­до­ло­гию управ­ле­ния про­ек­та­ми SCRUM в сво­ей рабо­те

7. Дели­тесь опы­том, а не инструк­ци­я­ми. Не давай­те рецеп­тов, дели­тесь сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Рас­ска­жи­те лич­ную исто­рию, с дета­ля­ми и эмо­ци­я­ми. Это гораз­до луч­ший спо­соб обще­ния, чем пере­чис­ле­ние после­до­ва­тель­но­сти ваших дей­ствий шагов. Ваша исто­рия помо­жет фаун­де­ру выра­бо­тать соб­ствен­ный план.

8. Будь­те тер­пе­ли­вы­ми. Если вы поищи­те в Google сове­ты о том, как стать луч­шим тре­не­ром, вы столк­не­тесь с повто­ря­ю­щим­ся тези­сом: надо запа­стить тер­пе­ни­ем. Это прав­да. Вели­кие учи­те­ля пони­маю, что истин­ное обу­че­ние тре­бу­ет вре­ме­ни. Одной попыт­ки не хва­тит.

9. Хва­ли­те за то, что сто­ит похва­лить. Я, как фаун­дер, окру­жен­ный про­бле­ма­ми, пони­маю, что доволь­но лег­ко отмах­нуть­ся от похва­лы, осо­бен­но того, чем вы сами не гор­ди­тесь. С дру­гой сто­ро­ны, полу­чить похва­лу со сто­ро­ны за то, чем вы внут­ренне гор­ди­тесь, мощ­ный сти­мул.

10. Про­сле­ди­те за тем как выпол­ня­ет­ся план. Я пред­по­чи­таю закан­чи­вать свои заня­тия кон­крет­ным пла­ном, кото­рый дол­жен при­нять фаун­дер. Сра­зу после тре­нин­га, фаун­дер сно­ва погру­жа­ет­ся в хаос. 90% вашей цен­но­сти в том, что вы напом­ни­те ему о выра­бо­тан­ном сов­мест­но плане дей­ствий. Помо­гай­те в тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни, это не толь­ко забо­та, но и огром­ная услу­га с вашей сто­ро­ны.

Най­ти вели­ко­го мен­то­ра слож­но. Это чело­век, кото­рый может отбро­сить свое эго и забо­тить­ся о вас. Помни­те, окру­жая себя успеш­ны­ми людь­ми, вы напря­мую вли­я­е­те на свой успех.