Виктор Борисов: Как проверить качество воздуха в городском транспорте и привлечь внимание к проблеме

Инженер и журналист Виктор Борисовв провел два исследования, в которых изучил качество воздуха в метро и наземном общественном транспорте Москвы. Фото Виктора Воробьева.
Инженер и журналист Виктор Борисов провел два исследования, в которых изучил качество воздуха в метро и наземном общественном транспорте Москвы. Фото Виктора Воробьева.

Поез­док на обще­ствен­ном транс­пор­те Моск­вы и по коль­це­вой линии мет­ро­по­ли­те­на сто­ит избе­гать, пото­му что они небез­опас­ны для здо­ро­вья. К таким выво­дам при­шел фото­жур­на­лист и инже­нер Вик­тор Бори­сов. Он про­вел два иссле­до­ва­ния и изу­чил каче­ство воз­ду­ха в мос­ков­ском мет­ро и назем­ном транс­пор­те. В интер­вью замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой он рас­ска­зал о реак­ции чита­те­лей на его иссле­до­ва­ние и о том, как само­сто­я­тель­но про­ве­сти подоб­ный экс­пе­ри­мент.

Вик­тор Бори­сов зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой систем «умно­го» дома, изу­ча­ет вопро­сы мик­ро­кли­ма­та в поме­ще­нии, иссле­ду­ет, насколь­ко све­жий воз­дух важен для людей, кото­рые мно­го вре­ме­ни про­во­дят в офи­се.

В октяб­ре 2017 года он опуб­ли­ко­вал резуль­та­ты двух иссле­до­ва­ний в сво­ем бло­ге. Во вре­мя пер­во­го иссле­до­ва­ния «Чем мы дышим в транс­пор­те Моск­вы: один день в мет­ро и МЦК (мос­ков­ское цен­траль­ное коль­цо)» Вик­тор за семь часов про­ехал более ста стан­ций мет­ро и МЦК. Вто­рое иссле­до­ва­ние «Чем мы дышим в назем­ном транс­пор­те Моск­вы» заня­ло пять часов в поезд­ках на авто­бу­сах, трол­лей­бу­сах и трам­ва­ях в цен­траль­ных рай­о­нах горо­да. Он делал заме­ры с помо­щью авто­ном­но­го изме­ри­те­ля каче­ства воз­ду­ха.

– Виктор, почему вы решили провести исследование?

– Это было мое лич­ное жела­ние, осно­ван­ное на соб­ствен­ном опы­те пере­дви­же­ния по горо­ду. В основ­ном по горо­ду я хожу пеш­ком или езжу на элек­тро­са­мо­ка­те.

У меня есть авто­мо­биль, но я в нем езжу толь­ко на дачу. Я сто­рон­ник того, что­бы опти­маль­но исполь­зо­вать транс­порт­ные сред­ства там, где они оправ­да­ны.

Конеч­но, я поль­зу­юсь обще­ствен­ным транс­пор­том. Напри­мер, когда я ездил к род­ствен­ни­кам по серой и коль­це­вой вет­ке мет­ро, я чув­ство­вал, что там очень душ­но, был запах пле­се­ни. Я напи­сал об этом в Инста­гра­ме, и мно­гие мои зна­ко­мые согла­си­лись со мной. И я решил как жур­на­лист осве­тить эту серьез­ную про­бле­му.

– Какую цель вы для себя ставили?

– В целом я хочу, что­бы людям, кото­рые посто­ян­но пере­ме­ща­ют­ся по горо­ду, было хоро­шо и ком­форт­но. Раз­би­ра­ясь в этой теме, я понял, что настоль­ко подроб­ных иссле­до­ва­ний до меня еще не пуб­ли­ко­ва­ли.

– Что показало исследование?

– В самом мет­ро­по­ли­тене, на стан­ци­ях, духо­ты нет. Ее нет и в ста­рых ваго­нах. Про­бле­мы в ваго­нах, где есть кон­ди­ци­о­не­ры, то есть в новых. Сле­дят ли там за вен­ти­ля­ци­он­ной систе­мой, или нет? Неиз­вест­но. Филь­тры могут забить­ся гря­зью.

Хоть я и под­дер­жи­ваю, что про­ис­хо­дит в Москве в плане изме­не­ния марш­ру­тов, рекон­струк­ции в цен­тре, но объ­ек­тив­но сей­час неком­форт­но пере­дви­гать­ся на обще­ствен­ном транс­пор­те. Я пре­крас­но пони­маю води­те­лей, кото­рые гово­рят, что в авто­бу­сах душ­но и нечем дышать.

– Расскажите, чем опасна повышенная концентрация углекислого газа?

– Тему вен­ти­ля­ции я изу­чаю дав­но. В целом она ста­ла акту­аль­на в кон­це ХХ века. Дело в том, что вен­ти­ля­ция кон­ку­ри­ру­ет с энер­го­эф­фек­тив­но­стью. Нужен баланс меж­ду пода­чей све­же­го воз­ду­ха и эффек­тив­ной тра­той ресур­сов.

Кон­цен­тра­ция угле­кис­ло­го газа вли­я­ет на каче­ство жиз­ни: высо­кое содер­жа­ние CO2 может при­ве­сти к раз­ви­тию аллер­ги­че­ских забо­ле­ва­ний.

Так­же есть очень боль­шая веро­ят­ность забо­леть. Посколь­ку нет при­то­ка све­же­го воз­ду­ха, люди дышат одним и тем же воз­ду­хом. Зна­чит, инфи­ци­ро­ван­ный пас­са­жир может зара­зить и дру­гих.

График показывает существенное превышение по количеству пыли в вагонах московского метрополитена. Изображение: скриншот из личного блога Виктора Борисова victorborisov.livejournal.com
Гра­фик пока­зы­ва­ет суще­ствен­ное пре­вы­ше­ние по коли­че­ству пыли в ваго­нах мос­ков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот из лич­но­го бло­га Вик­то­ра Бори­со­ва victorborisov.livejournal.com

– Что бы в таком случае вы посоветовали горожанам?

– Как мини­мум в назем­ном транс­пор­те нуж­но откры­вать фор­точ­ки. А в мет­ро я сове­тую избе­гать коль­це­вой вет­ки и Арбат­ско-Покров­ской линии, пото­му что они небез­опас­ны для здо­ро­вья. Или мож­но встать бли­же к две­рям, что­бы во вре­мя оста­но­вок поды­шать све­жим воз­ду­хом.

– С помощью каких инструментов вы провели исследование?

– Я исполь­зо­вал стан­цию AirVisual Node, кото­рую про­из­ве­ла китай­ская ком­па­ния. При­бор заме­ря­ет коли­че­ство угле­кис­ло­го газа и коли­че­ство пыли в воз­ду­хе. Для китай­цев загряз­нен­ный воз­дух очень серьез­ная угро­за. То есть при­бор созда­вал­ся людь­ми, кото­рые сами заин­те­ре­со­ва­ны в реше­нии про­бле­мы.

Это един­ствен­ный на рын­ке при­бор полу­про­фес­си­о­наль­но­го уров­ня, сто­ит он 200 дол­ла­ров. Рабо­та­ет от сети или акку­му­ля­то­ра. Изме­ре­ния про­во­дят­ся каж­дые 10 секунд и сохра­ня­ют­ся в памя­ти. Это удоб­но.

Еще по теме: Сооб­ще­ство «Эко­Ло­гич­но | Казань» – как сде­лать город эко­ло­гич­нее

– Может ли такой эксперимент провести любой желающий? Или нужны определенные навыки?

– В прин­ци­пе, это не слож­но. При­бор предо­став­ля­ет ста­ти­сти­ку, при­чем в дина­ми­ке. Гра­фи­ки я делал сам с помо­щью про­грам­мы для редак­ти­ро­ва­ния изоб­ра­же­ний, так­же сам создал таб­ли­цу в Excel. То есть пона­до­бит­ся визу­а­ли­зи­ро­вать изме­не­ния, кото­рые пока­зы­ва­ет при­бор.

На осно­ве этой инфор­ма­ции нуж­но сде­лать выво­ды. Напри­мер, когда я рань­ше изу­чал кон­цен­тра­цию угле­кис­ло­го газа в поме­ще­ни­ях, на осно­ве гра­фи­ка мож­но было понять, сколь­ко людей нахо­дит­ся в опре­де­лен­ный момент вре­ме­ни в ком­на­те.

Маршрут Виктора Борисова. Изображение: скриншот из личного блога victorborisov.livejournal.com
Марш­рут Вик­то­ра Бори­со­ва. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот из лич­но­го бло­га victorborisov.livejournal.com

– Видели ли ваше исследование чиновники?

– Со мной никто не свя­зы­вал­ся, но я полу­чил обрат­ную связь от неко­то­рых СМИ. Из одно­го изда­ния (меня попро­си­ли не гово­рить назва­ние) на экс­пе­ри­мент со мной ездил жур­на­лист. Но позд­нее ста­тью сня­ли с пуб­ли­ка­ции, речь шла о нака­за­нии вплоть до уволь­не­ния.

Так­же было стран­ное наше­ствие ком­мен­та­то­ров в моем бло­ге, кото­рые гово­ри­ли, что ездят по коль­це­вой линии и у них нет ника­ких про­блем.

На самом деле, если бы мои выво­ды были неправ­дой, Депар­та­мент транс­пор­та Моск­вы напи­сал бы опро­вер­же­ние.

– Какая реакция была у читателей?

– Несколь­ко чита­те­лей вызва­лись помочь: они захо­те­ли сами про­ве­рить состо­я­ние воз­ду­ха и напи­сать жало­бу в депар­та­мент транс­пор­та. Три чело­ве­ка попро­си­ли у меня при­бор, что­бы само­сто­я­тель­но сде­лать заме­ры.

Знаю, что такой же при­бор акти­ви­сты из Крас­но­яр­ска купи­ли после про­чте­ния моей ста­тьи. Дело в том, что там мно­го выбро­сов с заво­да, и ребя­та тоже будут про­во­дить мони­то­ринг.

А еще чита­те­ли попро­си­ли меня про­ве­рить элек­трич­ки. В них я не ездил лет 15. Этим иссле­до­ва­ни­ем хочу занять­ся в бли­жай­шее вре­мя.

Блог Вик­то­ра Бори­со­ва.