Виктор Борисов: Как проверить качество воздуха в городском транспорте и привлечь внимание к проблеме

Инженер и журналист Виктор Борисовв провел два исследования, в которых изучил качество воздуха в метро и наземном общественном транспорте Москвы. Фото Виктора Воробьева.
Инженер и журналист Виктор Борисов провел два исследования, в которых изучил качество воздуха в метро и наземном общественном транспорте Москвы. Фото Виктора Воробьева.

Поездок на общественном транспорте Москвы и по кольцевой линии метрополитена стоит избегать, потому что они небезопасны для здоровья. К таким выводам пришел фотожурналист и инженер Виктор Борисов. Он провел два исследования и изучил качество воздуха в московском метро и наземном транспорте. В интервью замредактора Теплицы Наталье Барановой он рассказал о реакции читателей на его исследование и о том, как самостоятельно провести подобный эксперимент.

Виктор Борисов занимается разработкой систем «умного» дома, изучает вопросы микроклимата в помещении, исследует, насколько свежий воздух важен для людей, которые много времени проводят в офисе.

В октябре 2017 года он опубликовал результаты двух исследований в своем блоге. Во время первого исследования «Чем мы дышим в транспорте Москвы: один день в метро и МЦК (московское центральное кольцо)» Виктор за семь часов проехал более ста станций метро и МЦК. Второе исследование «Чем мы дышим в наземном транспорте Москвы» заняло пять часов в поездках на автобусах, троллейбусах и трамваях в центральных районах города. Он делал замеры с помощью автономного измерителя качества воздуха.

– Виктор, почему вы решили провести исследование?

– Это было мое личное желание, основанное на собственном опыте передвижения по городу. В основном по городу я хожу пешком или езжу на электросамокате.

У меня есть автомобиль, но я в нем езжу только на дачу. Я сторонник того, чтобы оптимально использовать транспортные средства там, где они оправданы.

Конечно, я пользуюсь общественным транспортом. Например, когда я ездил к родственникам по серой и кольцевой ветке метро, я чувствовал, что там очень душно, был запах плесени. Я написал об этом в Инстаграме, и многие мои знакомые согласились со мной. И я решил как журналист осветить эту серьезную проблему.

– Какую цель вы для себя ставили?

– В целом я хочу, чтобы людям, которые постоянно перемещаются по городу, было хорошо и комфортно. Разбираясь в этой теме, я понял, что настолько подробных исследований до меня еще не публиковали.

– Что показало исследование?

– В самом метрополитене, на станциях, духоты нет. Ее нет и в старых вагонах. Проблемы в вагонах, где есть кондиционеры, то есть в новых. Следят ли там за вентиляционной системой, или нет? Неизвестно. Фильтры могут забиться грязью.

Хоть я и поддерживаю, что происходит в Москве в плане изменения маршрутов, реконструкции в центре, но объективно сейчас некомфортно передвигаться на общественном транспорте. Я прекрасно понимаю водителей, которые говорят, что в автобусах душно и нечем дышать.

– Расскажите, чем опасна повышенная концентрация углекислого газа?

– Тему вентиляции я изучаю давно. В целом она стала актуальна в конце ХХ века. Дело в том, что вентиляция конкурирует с энергоэффективностью. Нужен баланс между подачей свежего воздуха и эффективной тратой ресурсов.

Концентрация углекислого газа влияет на качество жизни: высокое содержание CO2 может привести к развитию аллергических заболеваний.

Также есть очень большая вероятность заболеть. Поскольку нет притока свежего воздуха, люди дышат одним и тем же воздухом. Значит, инфицированный пассажир может заразить и других.

График показывает существенное превышение по количеству пыли в вагонах московского метрополитена. Изображение: скриншот из личного блога Виктора Борисова victorborisov.livejournal.com
График показывает существенное превышение по количеству пыли в вагонах московского метрополитена. Изображение: скриншот из личного блога Виктора Борисова victorborisov.livejournal.com

– Что бы в таком случае вы посоветовали горожанам?

– Как минимум в наземном транспорте нужно открывать форточки. А в метро я советую избегать кольцевой ветки и Арбатско-Покровской линии, потому что они небезопасны для здоровья. Или можно встать ближе к дверям, чтобы во время остановок подышать свежим воздухом.

– С помощью каких инструментов вы провели исследование?

– Я использовал станцию AirVisual Node, которую произвела китайская компания. Прибор замеряет количество углекислого газа и количество пыли в воздухе. Для китайцев загрязненный воздух очень серьезная угроза. То есть прибор создавался людьми, которые сами заинтересованы в решении проблемы.

Это единственный на рынке прибор полупрофессионального уровня, стоит он 200 долларов. Работает от сети или аккумулятора. Измерения проводятся каждые 10 секунд и сохраняются в памяти. Это удобно.

Еще по теме: Сообщество «ЭкоЛогично | Казань» – как сделать город экологичнее

– Может ли такой эксперимент провести любой желающий? Или нужны определенные навыки?

– В принципе, это не сложно. Прибор предоставляет статистику, причем в динамике. Графики я делал сам с помощью программы для редактирования изображений, также сам создал таблицу в Excel. То есть понадобится визуализировать изменения, которые показывает прибор.

На основе этой информации нужно сделать выводы. Например, когда я раньше изучал концентрацию углекислого газа в помещениях, на основе графика можно было понять, сколько людей находится в определенный момент времени в комнате.

Маршрут Виктора Борисова. Изображение: скриншот из личного блога victorborisov.livejournal.com
Маршрут Виктора Борисова. Изображение: скриншот из личного блога victorborisov.livejournal.com

– Видели ли ваше исследование чиновники?

– Со мной никто не связывался, но я получил обратную связь от некоторых СМИ. Из одного издания (меня попросили не говорить название) на эксперимент со мной ездил журналист. Но позднее статью сняли с публикации, речь шла о наказании вплоть до увольнения.

Также было странное нашествие комментаторов в моем блоге, которые говорили, что ездят по кольцевой линии и у них нет никаких проблем.

На самом деле, если бы мои выводы были неправдой, Департамент транспорта Москвы написал бы опровержение.

– Какая реакция была у читателей?

– Несколько читателей вызвались помочь: они захотели сами проверить состояние воздуха и написать жалобу в департамент транспорта. Три человека попросили у меня прибор, чтобы самостоятельно сделать замеры.

Знаю, что такой же прибор активисты из Красноярска купили после прочтения моей статьи. Дело в том, что там много выбросов с завода, и ребята тоже будут проводить мониторинг.

А еще читатели попросили меня проверить электрички. В них я не ездил лет 15. Этим исследованием хочу заняться в ближайшее время.

Блог Виктора Борисова.