Сайт НКО глазами пользователя: на какие вопросы нужно непременно дать ответ

Специалист проекта Бременские консультанты Константин Панин рассказал, как в несколько шагов проверить понятен ли сайт некоммерческой организации для пользователей. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Специалист проекта Бременские консультанты Константин Панин рассказал, как в несколько шагов проверить понятен ли сайт некоммерческой организации для пользователей. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

«Зача­стую обыч­но­му поль­зо­ва­те­лю слож­но разо­брать­ся в сай­те неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции. Все пото­му, что сотруд­ни­ки НКО ред­ко обра­ща­ют вни­ма­ние на то, как выгля­дит сайт для потре­би­те­ля услуг». К тако­му выво­ду при­шли спе­ци­а­ли­сты про­ек­та Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

Они про­ана­ли­зи­ро­ва­ли более 20 сай­тов реги­о­наль­ных обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, нашли типич­ные ошиб­ки и сфор­му­ли­ро­ва­ли реко­мен­да­ции. О том, как в несколь­ко шагов про­ве­рить поня­тен ли сайт неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции для поль­зо­ва­те­лей рас­ска­зал спе­ци­а­лист про­ек­та Кон­стан­тин Панин.

По сло­вам спе­ци­а­ли­стов, про­ве­сти про­стой аудит сай­та акти­ви­сты могут само­сто­я­тель­но. «Сайт НКО дол­жен решать про­бле­мы людей, с кото­ры­ми рабо­та­ет орга­ни­за­ция. Что­бы про­ве­сти ана­лиз, надо взгля­нуть на сайт гла­за­ми поль­зо­ва­те­ля. Про­яви­те эмпа­тию: пред­ставь­те себя на месте дру­го­го чело­ве­ка. Попро­буй­те понять его чув­ства, жела­ния, идеи, поступ­ки и «боле­вые точ­ки» — те про­бле­мы, кото­рые он хочет решить с помо­щью сай­та вашей НКО», — объ­яс­ня­ет Кон­стан­тин Панин.

Для нача­ла спе­ци­а­лист сове­ту­ет пред­ста­ви­те­лям НКО отве­тить на про­стой вопрос — для чего бла­го­по­лу­ча­те­лю нужен сайт?

Функ­ции сай­та НКО

1. Помо­га­ет чело­ве­ку понять, как будут решать его про­бле­мы с помо­щью услу­ги, кото­рую предо­став­ля­ет НКО;

2. Рас­ска­зы­ва­ет исто­рию орга­ни­за­ции и вызы­ва­ет дове­рие к ней;

3. На стра­ни­цах сай­та орга­ни­за­ции пыта­ют­ся убе­дить парт­не­ров, доно­ров и людей, дока­зы­ва­ют, что суще­ство­ва­ние орга­ни­за­ции и ее про­ек­тов име­ет смысл.

«Мож­но срав­нить сайт НКО с офи­сом или пред­ста­ви­тель­ством орга­ни­за­ции в реаль­ном мире. Пред­ставь­те, что вы стро­и­те про­стран­ство вашей кам­па­нии на мно­го­люд­ной ули­це. У вас есть толь­ко вит­ри­на, что­бы рас­ска­зать людям о ваших про­дук­тах и услу­гах. Если посе­ти­тель заин­те­ре­со­вал­ся, то он может зай­ти. Он ожи­да­ет отве­тов на свои вопро­сы. Сайт дол­жен обслу­жить посе­ти­те­ля, быть убе­ди­те­лен, гово­рить на понят­ном язы­ке, и вызы­вать дове­рие». Кон­стан­тин Панин.

Спе­ци­а­лист сфор­му­ли­ро­вал пять вопро­сов, кото­рые может задать поль­зо­ва­тель, впер­вые зай­дя на сайт НКО. Отве­ты на эти вопро­сы помо­гут понять, как выгля­дит ваш сайт для посе­ти­те­ля.

Вопросы, которые может задать пользователь

1. «Куда я попал? Где я?»

Поль­зо­ва­те­лю долж­но быть с пер­вых секунд понят­но о чем сайт, и как на нем орга­ни­зо­ва­на инфор­ма­ция.

«Часто поль­зо­ва­тель попа­да­ет на стра­ни­цу и видит шаб­лон­ные над­пи­си: «Глав­ная» или «О про­ек­те». В шап­ке сай­та висит кар­тин­ка с лого­ти­пом НКО и осталь­ная инфор­ма­ция дана боль­шой про­сты­ней тек­ста на два экра­на, — делит­ся наблю­де­ни­я­ми Кон­стан­тин Панин. — Про­стой, понят­ный и лако­нич­ный заго­ло­вок может сра­зу ска­зать про что сайт».

Заго­ло­вок дол­жен заце­пить ауди­то­рию и заявить про­бле­му поль­зо­ва­те­ля, кото­рую вы соби­ра­е­тесь решить на стра­ни­це.

На этой странице кнопку «О проекте» стоит заменить на краткое описание проекта. Например, «помогаем семьям, воспитывающим детей с инвалидностью». Тогда тем, кто пришел на страницу впервые, будет сразу понятно, что это за организация. Изображение предоставили Бременские консультанты.
На этой стра­ни­це кноп­ку «О про­ек­те» сто­ит заме­нить на крат­кое опи­са­ние про­ек­та. Напри­мер, «помо­га­ем семьям, вос­пи­ты­ва­ю­щим детей с инва­лид­но­стью». Тогда тем, кто при­шел на стра­ни­цу впер­вые, будет сра­зу понят­но, что это за орга­ни­за­ция. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

«Пред­ставь­те, что вам надо рас­ска­зать суть рабо­ты ваше­го НКО в двух-трех пред­ло­же­ни­ях. Ста­рай­тесь сде­лать это про­сто. Что это зна­чит? Текст дол­жен быть поня­тен школь­ни­ку. Избе­гай­те спе­ци­аль­ных тер­ми­нов, кото­рые ред­ко исполь­зу­ют­ся в оби­хо­де», — сове­ту­ет спе­ци­а­лист.

2. Что это за организация?

Вы дали крат­кую инфор­ма­цию о вашем про­ек­те на глав­ной стра­ни­це сай­та. Далее вы може­те более подроб­но рас­ска­зать о том, что вы дела­е­те.

Рас­ска­жи­те исто­рии людей, кото­рым вы помог­ли или исто­рии волон­те­ров, пуб­ли­куй­те репор­та­жи с ваших меро­при­я­тий. Все это пока­жет про­ект в дей­ствии. Делай­те это мак­си­маль­но досто­вер­но с живы­ми цита­та­ми из речи ваших геро­ев.

Если исполь­зу­е­те фото­гра­фии — бери­те доку­мен­таль­ные фото­гра­фии, а не стан­дарт­ные кли­пар­ты из сети. По сло­вам спе­ци­а­ли­ста, они чаще вызы­ва­ют дове­рие и эмо­ци­о­наль­ный отклик у посе­ти­те­лей сай­та.

Пример документальной фотографии. Изображение предоставили Бременские консультанты.
При­мер доку­мен­таль­ной фото­гра­фии. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

Еще мож­но исполь­зо­вать фак­ты: сосчи­тай­те, сколь­ким людям вы помог­ли, сколь­ко собра­ли средств или пере­да­ли игру­шек в дет­ские дома. Фак­ты повы­ша­ют уро­вень дове­рия.

Еще по теме: Как сде­лать реди­зайн сай­та НКО за 60 минут: при­ме­ры и сове­ты

Удачный пример визуального использования фактов, цифр. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Удач­ный при­мер визу­аль­но­го исполь­зо­ва­ния фак­тов, цифр. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

3. «У меня проблема. Мне здесь помогут?» или «Что вы от меня хотите?»

Теперь поль­зо­ва­те­лю понят­но, что это за сайт. Он дове­ря­ет вам и пони­ма­ет какие про­бле­мы реша­ет ваш про­ект.

«Частая ошиб­ка на этом эта­пе — не оче­вид­ное целе­вое дей­ствие. Вы озву­чи­ли про­бле­мы, кото­рые реша­ет ваше НКО, но далее стра­ни­ца закан­чи­ва­ет­ся. Кноп­ка «помочь про­ек­ту», «напи­сать в НКО» или «под­пи­сать­ся на ново­сти про­ек­та» рас­по­ло­же­на где-то высо­ко в шап­ке сай­та», — объ­яс­ня­ет Кон­стан­тин Панин.

Луч­ше предо­ста­вить поль­зо­ва­те­лю воз­мож­ность дей­ство­вать пря­мо здесь. Кноп­ку сбо­ра пожерт­во­ва­ний или ссыл­ку на стра­ни­цу полу­че­ния услуг нуж­но раз­ме­стить в доступ­ном и оче­вид­ном месте.

На этой странице пользователь может не понять, как именно получить помощь. В конце списка нужно сделать кнопку «звонок на горячую линию» или ссылку на форму обратной связи. Надпись сверху «мы поможем» можно сделать активной кнопкой.К словам «изучить», «получить», «узнать» стоит прикрепить гиперссылку на соответствующие разделы. Изображение предоставили Бременские консультанты.
На этой стра­ни­це поль­зо­ва­тель может не понять, как имен­но полу­чить помощь. В кон­це спис­ка нуж­но сде­лать кноп­ку «зво­нок на горя­чую линию» или ссыл­ку на фор­му обрат­ной свя­зи. Над­пись свер­ху «мы помо­жем» мож­но сде­лать актив­ной кнопкой.К сло­вам «изу­чить», «полу­чить», «узнать» сто­ит при­кре­пить гиперс­сыл­ку на соот­вет­ству­ю­щие раз­де­лы. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

4. Кто работает в команде проекта? Можно ли им доверять?

Поль­зо­ва­те­лю важ­но знать, что за люди рабо­та­ют в орга­ни­за­ции. Уро­вень дове­рия к про­ек­ту мож­но повы­сить, если создать раз­дел «о коман­де».

«Вклю­чи­те в него инфор­ма­цию о людях, рабо­та­ю­щих в про­ек­те и о том, поче­му они это дела­ют, об их моти­ва­ции, мис­сии, идее. Глав­ное, что­бы поль­зо­ва­тель мог посмот­реть на фото­гра­фии людей и полу­чить крат­кую инфор­ма­цию об их про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти», — объ­яс­ня­ет Кон­стан­тин Панин.

Такая страница «О команде проекта» не вызовет дополнительного доверия. Ее лучше дополнить информацией о людях. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Такая стра­ни­ца «О коман­де про­ек­та» не вызо­вет допол­ни­тель­но­го дове­рия. Ее луч­ше допол­нить инфор­ма­ци­ей о людях. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

Еще по теме: Как поль­зо­ва­те­ли помо­гут най­ти недо­че­ты перед запус­ком соци­аль­но­го про­ек­та

Это при­мер хоро­шей стра­ни­цы «О коман­де» про­ек­та. Такая стра­ни­ца вызы­ва­ет дове­рие у поль­зо­ва­те­ля.

Изображение предоставили Бременские консультанты.
Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты. 

Так­же сто­ит опуб­ли­ко­вать отзы­вы, дипло­мы, награ­ды НКО и раз­ме­стить фор­му «задать вопрос», что­бы поль­зо­ва­те­лю было удоб­но свя­зать­ся с вами или отпра­вить отзыв.

5. «Насколько они честны? Я слышал, сейчас много мошенников»

«Уро­вень дове­рия орга­ни­за­ции повы­ша­ет про­зрач­ность ее доку­мен­та­ции. Сде­лай­те доступ­ным финан­со­вый отчет за послед­ний год рабо­ты, — сове­ту­ет Кон­стан­тин Панин, — Потен­ци­аль­но­му доно­ру будет вид­но, как вы рас­хо­ду­е­те свой бюд­жет».

Пример успешной страницы финансового отчета НКО. Изображение предоставили Бременские консультанты.
При­мер успеш­ной стра­ни­цы финан­со­во­го отче­та НКО. Изоб­ра­же­ние предо­ста­ви­ли Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты.

Кон­стан­тин Панин уве­рен, что при про­смот­ре сай­та поль­зо­ва­тель дол­жен лег­ко нахо­дить отве­ты на эти пять вопро­сов.

«Тогда вы смо­же­те при­влечь его вни­ма­ние к вашей орга­ни­за­ции, вызвать инте­рес и жела­ние совер­шить целе­вое дей­ствие. То есть, ваш сайт будет выпол­нять свою функ­цию, рабо­тать для людей и для вашей орга­ни­за­ции», — заклю­чил спе­ци­а­лист.

Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты — участ­ни­ки про­грам­мы «Пасе­ка».