Сайт НКО глазами пользователя: на какие вопросы нужно непременно дать ответ

Специалист проекта Бременские консультанты Константин Панин рассказал, как в несколько шагов проверить понятен ли сайт некоммерческой организации для пользователей. Изображение с сайта pexels.com (CC0).
Специалист проекта Бременские консультанты Константин Панин рассказал, как в несколько шагов проверить понятен ли сайт некоммерческой организации для пользователей. Изображение с сайта pexels.com (CC0).

«Зачастую обычному пользователю сложно разобраться в сайте некоммерческой организации. Все потому, что сотрудники НКО редко обращают внимание на то, как выглядит сайт для потребителя услуг». К такому выводу пришли специалисты проекта Бременские консультанты.

Они проанализировали более 20 сайтов региональных общественных организаций, нашли типичные ошибки и сформулировали рекомендации. О том, как в несколько шагов проверить понятен ли сайт некоммерческой организации для пользователей рассказал специалист проекта Константин Панин.

По словам специалистов, провести простой аудит сайта активисты могут самостоятельно. «Сайт НКО должен решать проблемы людей, с которыми работает организация. Чтобы провести анализ, надо взглянуть на сайт глазами пользователя. Проявите эмпатию: представьте себя на месте другого человека. Попробуйте понять его чувства, желания, идеи, поступки и «болевые точки» — те проблемы, которые он хочет решить с помощью сайта вашей НКО», — объясняет Константин Панин.

Для начала специалист советует представителям НКО ответить на простой вопрос — для чего благополучателю нужен сайт?

Функции сайта НКО

1. Помогает человеку понять, как будут решать его проблемы с помощью  услуги, которую предоставляет НКО;

2. Рассказывает историю организации и вызывает доверие к ней;

3. На страницах сайта организации пытаются убедить партнеров, доноров и людей, доказывают, что существование организации и ее проектов имеет смысл.

«Можно сравнить сайт НКО с офисом или представительством организации в реальном мире. Представьте, что вы строите пространство вашей кампании на многолюдной улице. У вас есть только витрина, чтобы рассказать людям о ваших продуктах и услугах. Если посетитель заинтересовался, то он может зайти. Он ожидает ответов на свои вопросы. Сайт должен обслужить посетителя, быть убедителен, говорить на понятном языке, и вызывать доверие». Константин Панин.

Специалист сформулировал пять вопросов, которые может задать пользователь, впервые зайдя на сайт НКО. Ответы на эти вопросы помогут понять, как выглядит ваш сайт для посетителя.

Вопросы, которые может задать пользователь

1. «Куда я попал? Где я?»

Пользователю должно быть с первых секунд понятно о чем сайт, и как на нем организована информация.

«Часто пользователь попадает на страницу и видит шаблонные надписи: «Главная» или «О проекте». В шапке сайта висит картинка с логотипом НКО и остальная информация дана большой простыней текста на два экрана, — делится наблюдениями Константин Панин. — Простой, понятный и лаконичный заголовок может сразу сказать про что сайт».

Заголовок должен зацепить аудиторию и заявить проблему пользователя, которую вы собираетесь решить на странице.

На этой странице кнопку «О проекте» стоит заменить на краткое описание проекта. Например, «помогаем семьям, воспитывающим детей с инвалидностью». Тогда тем, кто пришел на страницу впервые, будет сразу понятно, что это за организация. Изображение предоставили Бременские консультанты.
На этой странице кнопку «О проекте» стоит заменить на краткое описание проекта. Например, «помогаем семьям, воспитывающим детей с инвалидностью». Тогда тем, кто пришел на страницу впервые, будет сразу понятно, что это за организация. Изображение предоставили Бременские консультанты.

«Представьте, что вам надо рассказать суть работы вашего НКО в двух-трех предложениях. Старайтесь сделать это просто. Что это значит? Текст должен быть понятен школьнику. Избегайте специальных терминов, которые редко используются в обиходе», — советует специалист.

2. Что это за организация?

Вы дали краткую информацию о вашем проекте на главной странице сайта. Далее вы можете более подробно рассказать о том, что вы делаете.

Расскажите истории людей, которым вы помогли или истории волонтеров, публикуйте репортажи с ваших мероприятий. Все это покажет проект в действии. Делайте это максимально достоверно с живыми цитатами из речи ваших героев.

Если используете фотографии — берите документальные фотографии, а не стандартные клипарты из сети. По словам специалиста, они чаще вызывают доверие и эмоциональный отклик у посетителей сайта.

Пример документальной фотографии. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Пример документальной фотографии. Изображение предоставили Бременские консультанты.

Еще можно использовать факты: сосчитайте, скольким людям вы помогли, сколько собрали средств или передали игрушек в детские дома. Факты повышают уровень доверия.

Еще по теме: Как сделать редизайн сайта НКО за 60 минут: примеры и советы

Удачный пример визуального использования фактов, цифр. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Удачный пример визуального использования фактов, цифр. Изображение предоставили Бременские консультанты.

3. «У меня проблема. Мне здесь помогут?» или «Что вы от меня хотите?»

Теперь пользователю понятно, что это за сайт. Он доверяет вам и понимает какие проблемы решает ваш проект.

«Частая ошибка на этом этапе — не очевидное целевое действие. Вы озвучили проблемы, которые решает ваше НКО, но далее страница заканчивается. Кнопка «помочь проекту», «написать в НКО» или «подписаться на новости проекта» расположена где-то высоко в шапке сайта», — объясняет Константин Панин.

Лучше предоставить пользователю возможность действовать прямо здесь. Кнопку сбора пожертвований или ссылку на страницу получения услуг нужно разместить в доступном и очевидном месте.

На этой странице пользователь может не понять, как именно получить помощь. В конце списка нужно сделать кнопку «звонок на горячую линию» или ссылку на форму обратной связи. Надпись сверху «мы поможем» можно сделать активной кнопкой.К словам «изучить», «получить», «узнать» стоит прикрепить гиперссылку на соответствующие разделы. Изображение предоставили Бременские консультанты.
На этой странице пользователь может не понять, как именно получить помощь. В конце списка нужно сделать кнопку «звонок на горячую линию» или ссылку на форму обратной связи. Надпись сверху «мы поможем» можно сделать активной кнопкой.К словам «изучить», «получить», «узнать» стоит прикрепить гиперссылку на соответствующие разделы. Изображение предоставили Бременские консультанты.

4. Кто работает в команде проекта? Можно ли им доверять?

Пользователю важно знать, что за люди работают в организации. Уровень доверия к проекту можно повысить, если создать раздел «о команде».

«Включите в него информацию о людях, работающих в проекте и о том, почему они это делают, об их мотивации, миссии, идее. Главное, чтобы пользователь мог посмотреть на фотографии людей и получить краткую информацию об их профессиональной деятельности», — объясняет Константин Панин.

Такая страница «О команде проекта» не вызовет дополнительного доверия. Ее лучше дополнить информацией о людях. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Такая страница «О команде проекта» не вызовет дополнительного доверия. Ее лучше дополнить информацией о людях. Изображение предоставили Бременские консультанты.

Еще по теме: Как пользователи помогут найти недочеты перед запуском социального проекта

Это пример хорошей страницы «О команде» проекта. Такая страница вызывает доверие у пользователя.

Изображение предоставили Бременские консультанты.
Изображение предоставили Бременские консультанты.  

Также стоит опубликовать отзывы, дипломы, награды НКО и разместить форму «задать вопрос», чтобы пользователю было удобно связаться с вами или отправить отзыв.

5. «Насколько они честны? Я слышал, сейчас много мошенников»

«Уровень доверия организации повышает прозрачность ее документации. Сделайте доступным финансовый отчет за последний год работы, — советует Константин Панин, — Потенциальному донору будет видно, как вы расходуете свой бюджет».

Пример успешной страницы финансового отчета НКО. Изображение предоставили Бременские консультанты.
Пример успешной страницы финансового отчета НКО. Изображение предоставили Бременские консультанты.

Константин Панин уверен, что при просмотре сайта пользователь должен легко находить ответы на эти пять вопросов.

«Тогда вы сможете привлечь его внимание к вашей организации, вызвать интерес и желание совершить целевое действие. То есть, ваш сайт будет выполнять свою функцию, работать для людей и для вашей организации», — заключил специалист.

Бременские консультанты — участники программы «Пасека».