Есть идея: как НКО решать проблемы в масштабах всей страны

Индийские некоммерческие организации работают на увеличение охвата своего влияния по всей стране. Изображение: скриншот с сайта www.kefindia.org
Индийские некоммерческие организации работают на увеличение охвата своего влияния по всей стране. Изображение: скриншот с сайта www.kefindia.org

Как НКО думать о реше­нии про­бле­мы в мас­шта­бах всей стра­ны? Каким опы­том могут поде­лить­ся соци­аль­ные инно­ва­то­ры из Индии? На эти вопро­сы отве­ти­ли пред­при­ни­ма­те­ли и парт­не­ры неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции The Bridgespan Group Соумит­ра Пан­дей (Soumitra Pandey), Рохит Мене­зес (Rohit Menezes) и кон­суль­тант меж­ду­на­род­ной кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии Bain & Company Сва­ти Гане­ти (Swati Ganeti).

Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла ста­тью экс­пер­тов, опуб­ли­ко­ван­ную в Stanford Social Innovation Review. Экс­пер­ты на при­ме­ре трех круп­ней­ших фон­дов Индии рас­ска­за­ли, как важ­но для руко­во­ди­те­ля рас­суж­дать о про­бле­ме в мас­шта­бах всей стра­ны.

Важен охват влияния

Индий­ский фонд Kaivalya Education Foundation зани­ма­ет­ся повы­ше­ни­ем каче­ства обра­зо­ва­ния в стране. Он объ­еди­ня­ет 700 тысяч детей и учи­те­лей из госу­дар­ствен­ных началь­ных школ, охва­ты­ва­ет более 1200 школ. Спе­ци­а­ли­сты фон­да про­во­дят в шко­лах учеб­ные семи­на­ры по теме лидер­ства.

Фонд высту­па­ет соци­аль­ным инно­ва­то­ром, кото­рый уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния удо­вле­тво­ре­нию потреб­но­стей насе­ле­ния. Зача­стую индий­ские неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции рабо­та­ют имен­но на уве­ли­че­ние охва­та сво­е­го вли­я­ния.

В Индии более 280 мил­ли­о­нов чело­век негра­мот­ны, более 25 мил­ли­о­нов детей стра­да­ют от остро­го недо­еда­ния, а 750 мил­ли­о­нов не име­ют досту­па к эле­мен­тар­ной сани­та­рии.

В этой стране соци­аль­ные инно­ва­то­ры доби­ва­ют­ся мак­си­маль­но­го про­грес­са, а не совер­шен­ства.

Они счи­та­ют, что необ­хо­ди­мо решать мас­штаб­ную про­бле­му по частям, а не зани­мать­ся поис­ком иде­аль­но­го реше­ния, кото­рое помо­жет мень­ше­му коли­че­ству людей. Имен­но поэто­му осно­ва­тель фон­да Kaivalya Ади­тья Натрай (Aditya Natraj) рас­ши­рил сфе­ру дея­тель­но­сти фон­да: рабо­та ведет­ся не толь­ко с дирек­то­ра­ми школ и учи­те­ля­ми, но и с рай­он­ны­ми адми­ни­стра­ци­я­ми.

У фон­да суще­ству­ет тео­рия: если фонд смо­жет укре­пить лидер­ские навы­ки адми­ни­стра­то­ров в тече­ние сле­ду­ю­щих пяти лет, то охват орга­ни­за­ции уве­ли­чит­ся в десять раз.

И все же даже тако­го резуль­та­та будет недо­ста­точ­но. «Охват 10 тысяч школ, в конеч­ном сче­те, не будет иметь зна­че­ния, ведь все­го в стране 700 тысяч школ», – гово­рит Ади­тья Натрай.

Читающая Индия

Одним из соци­аль­ных инно­ва­то­ров в Индии стал про­фес­сор Мад­хав Чаван (Madhav Chavan). Он запу­стил фонд Pratham Education Foundation, кото­рый при­зван решить про­бле­му негра­мот­но­сти в Индии.

Фонд был создан в 1994 году. Спе­ци­а­ли­сты фон­да ста­ли уде­лять осо­бое вни­ма­ние дошколь­но­му обра­зо­ва­нию: созда­ли дошколь­ные клас­сы для детей в мар­ги­на­ли­зи­ро­ван­ных общи­нах Мум­баи. За послед­ние 20 лет фонд суще­ствен­но рас­ши­рил свои направ­ле­ния. Он создал «клас­сы моста», обу­че­ние в кото­рых дает детям мини­маль­ный уро­вень зна­ний.

В 2000 году фонд выявил одну из глав­ных при­чин негра­мот­но­сти: неза­кон­ный дет­ский труд.

Он про­вел мас­штаб­ную инфор­ма­ци­он­но-про­па­ган­дист­скую кам­па­нию. В резуль­та­те был создан спе­ци­аль­ный совет фон­да, кото­рый защи­ща­ет пра­ва детей.

В 2007 году фонд запу­стил про­грам­му «чита­ю­щая Индия», кото­рая попу­ля­ри­зи­ру­ет чте­ние. Иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное в 2016 году, пока­за­ло, что чис­ло чита­те­лей сре­ди детей (3–5-е клас­сы) уве­ли­чи­лось на 51%.

С 2014 по 2015 год про­грам­мы фон­да смог­ли охва­тить почти 425 тысяч уча­щих­ся и кос­вен­но повли­я­ли на 6 мил­ли­о­нов чело­век через госу­дар­ствен­ные и рай­он­ные пра­ви­тель­ствен­ные парт­нер­ства. Фонд стал вли­я­тель­ным зве­ном в фор­ми­ро­ва­нии обра­зо­ва­тель­ной поли­ти­ки Индии.

Для еже­год­но­го отче­та об обра­зо­ва­нии фонд раз­ра­бо­тал про­стой инстру­мент для оцен­ки про­грес­са чте­ния детей.

В 2005 году пра­ви­тель­ство Индии попро­си­ло фонд внед­рить инстру­мент оцен­ки гра­мот­но­сти в вузах по всей стране. Более 20 тысяч доб­ро­воль­цев в 9 500 дерев­нях ста­ли соби­рать демо­гра­фи­че­ские пока­за­те­ли детей школь­но­го воз­рас­та, дан­ные об успе­ва­е­мо­сти в базо­вом чте­нии и мате­ма­ти­ке.

«Наши волон­те­ры охва­ти­ли 150 рай­о­нов, – вспо­ми­на­ет Мад­хав Чаван. – И мы спро­си­ли себя: «Можем ли мы охва­тить в пять раз боль­ше рай­о­нов?». В ито­ге доб­ро­воль­цы фон­да смог­ли про­ве­сти опрос в 485 рай­о­нах (а это 84% сель­ской Индии) мень­ше чем за 100 дней. Это был вызов для фон­да, на такую зада­чу бро­си­ли все ресур­сы.

У фон­да была цель посто­ян­но уве­ли­чи­вать вли­я­ние в мас­шта­бах всей стра­ны. Фонд неод­но­крат­но менял свою модель пове­де­ния. К при­ме­ру, когда он не стал справ­лять­ся с дея­тель­но­стью по ока­за­нию услуг, он сосре­до­то­чил­ся на обу­че­нии учи­те­лей, раз­ра­бот­ке учеб­ной про­грам­мы и педа­го­ги­ке. При этом фонд стал парт­не­ром в фор­ми­ро­ва­нии госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки.

Поддержка сельского хозяйства по всей стране

Еще одним образ­цом соци­аль­ных изме­не­ний стал фонд Foundation for Ecological Security, кото­рый рабо­та­ет в 8 индий­ских шта­тах, 31 рай­оне с 8 845 сель­ски­ми учре­жде­ни­я­ми. Фонд помо­га­ет общи­нам сохра­нить более 2,6 мил­ли­о­на акров земель для под­дер­жа­ния сель­ско­го хозяй­ства в стране.

Ген­ди­рек­тор фон­да Джаг­диш Пуп­па­ла (Jagdeesh Rao Puppala) зада­ет­ся таким вопро­сом: «Мы мог­ли бы охва­тить око­ло 50 рай­о­нов, но в стране есть еще 600 рай­о­нов, как мы можем повли­ять на них?».

Сна­ча­ла фонд суще­ство­вал в виде коопе­ра­ти­ва, что­бы помочь сель­ским жите­лям вос­ста­но­вить забы­тые зем­ли. Но посте­пен­но он рас­ши­рил сфе­ру вли­я­ния и охват.

Фонд стал зани­мать­ся сохра­не­ни­ем эко­ло­ги­че­ской целост­но­сти всех ланд­шаф­тов и укреп­ле­ни­ем здо­ро­вья жите­лей.

«Мы поня­ли, что коопе­ра­ти­вы пре­крас­ны, – гово­рит Пуп­па­ла. – Но если вы хоти­те обра­тить­ся к про­бле­ме в мас­шта­бе, вы долж­ны иметь внеш­нюю струк­ту­ру, кото­рая вклю­ча­ет в себя мно­же­ство инсти­ту­ци­о­наль­ных вари­ан­тов, а не толь­ко коопе­ра­ти­вов».

В 2005 году у фон­да был пере­лом­ный момент, финан­си­ро­ва­ния не хва­та­ло. Тогда фонд попы­тал­ся рас­ши­рить коли­че­ство индий­ских доно­ров. «Кра­си­во ли с нашей сто­ро­ны рабо­тать толь­ко с 500 дерев­ня­ми или делать 30% того, что мы в силах, но в 10 тыся­чах дере­вень. Мы выбра­ли этот вари­ант», – гово­рит ген­ди­рек­тор.

Этот шаг под­толк­нул фонд рас­ши­рить диа­па­зон сво­е­го вли­я­ния: не толь­ко помо­гать вос­ста­нав­ли­вать зем­ли бед­ным, но и в целом улуч­шать раз­но­об­раз­ные ланд­шаф­ты, начи­ная от паст­бищ до круп­ных водо­е­мов. Более того, фонд решил укреп­лять инсти­ту­ты мест­но­го само­управ­ле­ния.

Такие соци­аль­ные инно­ва­то­ры, как Чаван, Пуп­па­ла, Натрай, мыс­лят о про­бле­мах в мас­шта­бе. Они смот­рят на вопрос реа­ли­стич­но, ищут баланс меж­ду реши­тель­ны­ми шага­ми и рис­ка­ми, ана­ли­зи­ру­ют ситу­а­цию.

Ори­ги­нал ста­тьи (Eng.).