Как Гринпис использует комиксы для продвижения общественной кампании

Гринпис России впервые запустил для продвижения кампании комиксы. Автор комиксов: Елена Макурина.
Гринпис России впервые запустил для продвижения кампании комиксы. Автор комиксов: Елена Макурина.

Меж­ду­на­род­ная эко­ло­ги­че­ская орга­ни­за­ция «Грин­пис Рос­сии» выпу­сти­ла серию рисо­ван­ных исто­рий, геро­ем кото­рых стал пла­сти­ко­вый пакет. Каж­дая кар­тин­ка рас­ска­зы­ва­ет как о сла­бо­стях и вред­ных осо­бен­но­стях самой упа­ков­ки, так и «болез­нен­ных» отно­ше­ни­ях с ней. Пред­ста­ви­те­ли «Грин­пис» рас­ска­за­ли Теп­ли­це, как с помо­щью комик­сов при­вле­ка­ли вни­ма­ние к кам­па­нии под назва­ни­ем «Пакет? – Спа­си­бо, нет!».

Фор­мат комик­са в «Грин­пис Рос­сии» исполь­зу­ют впер­вые. Такая идея при­шла веду­ще­му дизай­не­ру «Грин­пис Рос­сии» Елене Маку­ри­ной. К запус­ку кам­па­нии “Пакет? Спа­си­бо, нет!”, кото­рая стар­то­ва­ла 1 нояб­ря 2017 года, дизай­нер нари­со­ва­ла восемь исто­рий. Каж­дая из них рас­кры­ва­ла факт того, поче­му от пла­сти­ко­во­го паке­та сто­ит отка­зать­ся.

«Комикс – это что-то новое, задор­ное и, что важ­но, – серий­ное. Наши под­пис­чи­ки при­вык­ли к опре­де­лен­но­му набо­ру кон­тен­та, а комикс был для них новин­кой, серий­ность же помо­га­ла заце­пить, вызвать жела­ние узнать, «а что будет даль­ше», хотя каж­дая кар­тин­ка пол­но­цен­на и выра­жа­ет закон­чен­ную мысль. И конеч­но, с помо­щью комик­са мы хоте­ли заин­те­ре­со­вать про­ек­том новую ауди­то­рию». Ири­на Вла­со­ва, меди­а­ко­ор­ди­на­тор про­ек­та «Ноль отхо­дов»

Каждый комикс рассказывает об одном факте. Например, сколько тонн пластика попадает ежегодно в океан, как в этом комиксе, или сколько пакетов ежегодно выбрасывает человек на помойку (181 пакет). Автор комикса: Елена Макурина
Каж­дый комикс рас­ска­зы­ва­ет об одном фак­те. Напри­мер, сколь­ко тонн пла­сти­ка еже­год­но попа­да­ет в оке­ан, как в этом комик­се, или сколь­ко паке­тов еже­год­но выбра­сы­ва­ет чело­век на помой­ку (181 пакет). Автор комик­са: Еле­на Маку­ри­на.

Руко­во­ди­тель интер­нет-про­ек­тов «Грин­пис Рос­сии» Анна Доро­ни­на рас­ска­зы­ва­ет, что серию комик­сов гото­ви­ли зара­нее. Имен­но это поз­во­ли­ло эффек­тив­нее рас­пла­ни­ро­вать посты в соци­аль­ных сетях и соот­не­сти их с дру­ги­ми мате­ри­а­ла­ми кам­па­нии. Так­же был при­ду­ман спе­ци­аль­ный хэш­тег #порвис­па­ке­том

«Мы зада­ли для себя шаг: два поста в неде­лю, пре­иму­ще­ствен­но в сре­ду и суб­бо­ту, – делит­ся стра­те­ги­ей Анна Доро­ни­на. – Уже в про­цес­се мы выби­ра­ли те изоб­ра­же­ния, кото­рые полу­ча­ют боль­ший отклик, и уде­ля­ли им допол­ни­тель­ное вни­ма­ние в про­дви­же­нии. Весь ноябрь комик­сы пуб­ли­ко­ва­лись толь­ко в соци­аль­ных сетях, а сей­час мы опуб­ли­ку­ем их на сай­те одной под­бор­кой».

Комикс про “матерь пакетов” отсылает к конкретному произведению и призван привлечь аудиторию сериала “Игра престолов”.
Комикс про “матерь паке­тов” отсы­ла­ет к кон­крет­но­му про­из­ве­де­нию и при­зван при­влечь ауди­то­рию сери­а­ла “Игра пре­сто­лов”. Автор: Еле­на Маку­ри­на.

В каж­дом посте с комик­сом авто­ры при­зы­ва­ли под­пи­сать обра­ще­ние в адрес круп­ней­ших тор­го­вых сетей в Рос­сии, что­бы они отка­за­лись от про­да­жи одно­ра­зо­вых пла­сти­ко­вых паке­тов. По наблю­де­ни­ям спе­ци­а­ли­ста, актив­ность в ВКон­так­те пре­вы­ша­ла актив­ность людей в Facebook: сред­ний охват поста в ВКон­так­те был более 13 тысяч поль­зо­ва­те­лей, в Facebook – более 8 тысяч.

«Мы ожи­да­ли уви­деть реак­цию людей и наде­я­лись, что эта серия поз­во­лит обра­тить их вни­ма­ние на про­бле­му. Поэто­му весь­ма оправ­дан­но, что неко­то­рые эпи­зо­ды не были одно­знач­ны­ми в плане вос­при­я­тия. Напри­мер, комикс № 3 про “матерь паке­тов” отсы­ла­ет к кон­крет­но­му про­из­ве­де­нию, он направ­лен на то, что­бы най­ти отклик у ауди­то­рии сери­а­ла “Игра пре­сто­лов”. Радо­ва­ло, что в ком­мен­та­ри­ях люди писа­ли о том, что раз­де­ля­ют нашу пози­цию и гото­вы сокра­тить потреб­ле­ние паке­тов, а кто-то уже это сде­лал». Анна Доро­ни­на

По сло­вам Анны Доро­ни­ной, такой фор­мат инте­ре­сен сво­ей ори­ги­наль­но­стью и воз­мож­но­стью выде­лить клю­че­вые момен­ты, рас­ста­вить акцен­ты лег­ко и с юмо­ром. В пла­нах авто­ров про­ек­та про­дол­жать рас­про­стра­не­ние комик­сов в сети.

Всю серию комик­сов мож­но посмот­реть в бло­ге Грин­пис по ссыл­ке.