Три ошибки в работе с НКО: история одного консультанта

Основатель проекта "Бременские консультанты" Андрей Мисюрев с 2011 года помогает коммерческим, а с 2016 и общественным организациям, — привлекать внимание, убеждать и получать поддержку людей. На фотографии эксперт проводит консультацию. Фото предоставлено экспертом.
Основатель проекта "Бременские консультанты" Андрей Мисюрев с 2011 года помогает коммерческим, а с 2016 и общественным организациям, — привлекать внимание, убеждать и получать поддержку людей. На фотографии эксперт проводит консультацию. Фото предоставлено экспертом.

Как неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции общать­ся со сво­ей ауди­то­ри­ей? Как понять, что ей нуж­но и инте­рес­но? С чего начать успеш­ный фанд­рай­зинг? На эти и дру­гие вопро­сы НКО помо­га­ют отве­тить кон­суль­тан­ты. Они спо­соб­ны напра­вить НКО, пока­зать, что и как сто­ит улуч­шить, и пред­ло­жить эффек­тив­ную стра­те­гию раз­ви­тия.

Одна­ко ино­гда кон­суль­тан­ты могут зацик­ли­вать­ся на тех­но­ло­ги­ях, пред­ла­гать непод­хо­дя­щие для неком­мер­че­ской сфе­ры реше­ния и забы­вать о людях. О том, какие про­ма­хи может совер­шить кон­суль­тант и как их избе­жать, Теп­ли­це рас­ска­зал спе­ци­а­лист «Бре­мен­ских кон­суль­тан­тов» Андрей Мисю­рев.

Кон­суль­тант НКО – прак­ти­ку­ю­щий спе­ци­а­лист, кото­рый раз­би­ра­ет­ся в дизайне, мар­ке­тин­ге, менедж­мен­те, тех­но­ло­ги­ях и биз­не­се. Его зада­ча – понять, что хочет потре­би­тель, что целе­со­об­раз­но для орга­ни­за­ции (то есть на чем мож­но зара­ба­ты­вать) и какой про­дукт реаль­но тех­ни­че­ски создать.

«Пло­хой кон­суль­тант может при­ду­мать реше­ние, кото­рое реа­ли­зу­е­мо для орга­ни­за­ции, но не инте­рес­но людям. И, наобо­рот, пред­ло­жить идею, кото­рая понра­вит­ся всем, но тех­ни­че­ски будет невы­пол­ни­ма или вовсе не при­не­сет дохо­да», – объ­яс­нил Андрей Мисю­рев.

Спе­ци­а­лист пять лет помо­гал орга­ни­за­ци­ям уве­ли­чи­вать про­да­жи, запус­кать стар­та­пы, сни­жать издерж­ки. Одну из орга­ни­за­ций, кото­рую он кон­суль­ти­ро­вал в тече­ние двух лет, при про­да­же оце­ни­ли в 2 млрд руб­лей. Сей­час Андрей Мисю­рев помо­га­ет обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям при­вле­кать вни­ма­ние, убеж­дать и полу­чать под­держ­ку людей.

Что надо уметь

  • Изу­чать пове­де­ние людей. Знать, что такое целе­вая ауди­то­рия, как пра­виль­но доне­сти до нее посыл.
  • Рас­по­зна­вать модель орга­ни­за­ции, знать не толь­ко ее цели, но и цен­но­сти.
  • Оце­ни­вать ресур­сы орга­ни­за­ции и тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти.

Что консультанты делают не так

1. Мно­го вни­ма­ния уде­ля­ют тех­но­ло­ги­ям. По мне­нию спе­ци­а­ли­ста, кон­суль­тан­ты долж­ны пони­мать, что у НКО нет боль­ших бюд­же­тов, что­бы раз­ра­ба­ты­вать с нуля тех­но­ло­ги­че­ски совре­мен­ные про­ек­ты. Сто­ит исполь­зо­вать уже гото­вые сер­ви­сы для реше­ния задач. Как мини­мум на пер­вых порах.

«Луч­ше сде­лать доста­точ­но хоро­ший про­дукт вовре­мя, чем иде­аль­ный нико­гда». Андрей Мисю­рев

«Нет сай­та – создай­те на Wordpress по совре­мен­но­му шаб­ло­ну сооб­ще­ства Themeforest, а не пиши­те с нуля. Для запус­ка кам­па­ний исполь­зуй­те Tilda, Readymag, для сбо­ра пожерт­во­ва­ний – пла­гин Теп­ли­цы «Онлайн-лей­ка». Хоти­те опуб­ли­ко­вать исто­рию – про­си­тесь в бло­ги к СМИ, напри­мер, к интер­нет-жур­на­лу «7×7». Вме­сто ресур­со­за­трат­ной съем­ки видео сде­лай­те слайд-шоу фото­гра­фий. Не надо изоб­ре­тать вело­си­пед, эко­номь­те вре­мя», – сове­ту­ет спе­ци­а­лист.

Еще по теме: «Кан­дин­ский» – создать свой сайт НКО быст­ро и бес­плат­но

2. Кон­суль­тан­ты верят людям на сло­во. «Люди гово­рят одно, дума­ют вто­рое, а дела­ют тре­тье», – напо­ми­на­ет спе­ци­а­лист. Кон­суль­тант дол­жен пони­мать, что утвер­жде­ния поль­зо­ва­те­лей или заказ­чи­ков – это лишь гипо­те­за, кото­рую нуж­но про­ве­рить объ­ек­тив­ны­ми пока­за­те­ля­ми.

«Кон­суль­тан­ты риску­ют, когда берут тех­ни­че­ское зада­ние, состав­лен­ное орга­ни­за­ци­ей, и дела­ют так, как в нем напи­са­но. Допу­стим, НКО счи­та­ет, что люди не жерт­ву­ют, пото­му что у них пло­хой дизайн сай­та. И они начи­на­ют его пере­де­лы­вать, все силы тра­тят на это. Но не сто­ит верить на сло­во и зацик­ли­вать­ся на одной точ­ке зре­ния. Про­ве­ди­те свое иссле­до­ва­ние. Вполне может ока­зать­ся, что дело не в реди­зайне», – гово­рит Андрей Мисю­рев.

Еще по теме: Как поль­зо­ва­те­ли помо­гут най­ти недо­че­ты перед запус­ком соци­аль­но­го про­ек­та

Спе­ци­а­лист сове­ту­ет соста­вить порт­рет поль­зо­ва­те­ля и про­ве­сти с ним интер­вью, изу­чить ана­ли­ти­ку сай­та и соци­аль­ных сетей, пона­блю­дать, как дей­ству­ют кон­ку­рен­ты, обра­тить­ся за сове­том к экс­пер­там. Все это помо­жет соста­вить объ­ек­тив­ную кар­ти­ну и понять реаль­ные при­чи­ны.

3. Кон­суль­тан­ты пред­ла­га­ют идеи, кото­рые не соот­вет­ству­ют куль­тур­но­му уров­ню НКО. Кон­суль­тант дол­жен пони­мать, на каком эта­пе эво­лю­ции нахо­дит­ся орга­ни­за­ция. Ина­че не все­гда пред­ло­жен­ные реше­ния будут под­хо­дя­щи­ми, пусть даже они тех­ни­че­ски выпол­ни­мы.

Надо соблю­дать такой прин­цип: уро­вень про­дук­та не дол­жен быть силь­но выше уров­ня ресур­сов, необ­хо­ди­мых для его созда­ния и сопро­вож­де­ния. Напри­мер, кам­па­ния по сбо­ру средств может быть кре­а­тив­ной, но у орга­ни­за­ции не хва­тит ресур­сов для ее реа­ли­за­ции в пол­ном объ­е­ме.

Андрей Мисю­рев при­вел при­мер из сво­ей прак­ти­ки. К нему обра­ти­лась реги­о­наль­ная НКО и попро­си­ла раз­ра­бо­тать сайт, что­бы выкла­ды­вать на него ста­тьи и индек­си­ро­вать­ся в поис­ко­ви­ках. Цель же была такая: при­влечь заяв­ки на юри­ди­че­скую помощь.

«Все­гда нуж­но идти от цели. Кон­суль­тант дол­жен понять, что НКО нуж­ны заяв­ки, а не сайт и кон­тент, – отме­тил спе­ци­а­лист. – Сто­ит лишь посчи­тать сто­и­мость сай­та и понять, что это неце­ле­со­об­раз­но. В этом слу­чае будет разум­нее запу­стить тар­ге­ти­ро­ван­ную рекла­му в соци­аль­ных сетях. И тогда будет реаль­нее и дешев­ле собрать заяв­ки. Кон­суль­тант дол­жен уви­деть, что НКО не гото­ва к сай­ту: нет бюд­же­та, неко­му писать тек­сты, и ей не сто­ит пры­гать выше голо­вы».

Спе­ци­а­лист сове­ту­ет дви­гать­ся неболь­ши­ми шага­ми и рабо­тать с тем, что есть. Напри­мер, вме­сто реди­зай­на будет доста­точ­но убрать визу­аль­ный шум.

Андрей Мисю­рев убеж­ден, что кон­суль­тант, кото­ро­му дове­ря­ют вопро­сы уров­ня орга­ни­за­ции, дол­жен иметь опыт рабо­ты в биз­нес-ком­па­нии, стар­та­пе или свой про­ект. Имен­но там он полу­ча­ет цен­ные навы­ки, совер­ша­ет ошиб­ки и в буду­щем смо­жет давать сове­ты. Преж­де чем начи­нать рабо­тать с НКО, спе­ци­а­лист сове­ту­ет про­чи­тать кни­гу выда­ю­ще­го­ся биз­нес-кон­суль­тан­та Ицх­а­ка Адие­за «Управ­ле­ние жиз­нен­ным цик­лом кор­по­ра­ции» и «Десять типов инно­ва­ций» (Ten Types of Innovation).

«Бре­мен­ские кон­суль­тан­ты» – участ­ни­ки про­грам­мы «Пасе­ка».