10 новых принципов хорошего дизайна

Каким тре­бо­ва­ни­ям дол­жен отве­чать совре­мен­ный дизайн циф­ро­вых про­дук­тов? На этот вопрос отве­ти­ла редак­тор пор­та­ла Co.Design Сью­зан Лабар­ре (Suzanne Labarre). Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла ста­тью экс­пер­та. Экс­перт сфор­му­ли­ро­ва­ла пара­мет­ры хоро­ше­го дизай­на, и объ­яс­ни­ла, как они изме­ни­лись за послед­ние годы.

Каким требованиям должен отвечать современный дизайн цифровых продуктов? На этот вопрос ответила редактор портала Co.Design Сьюзан Лабарре (Suzanne Labarre). Замредактора Теплицы Наталья Баранова перевела статью эксперта. Эксперт сформулировала параметры хорошего дизайна, и объяснила, как они изменились за последние годы.

Впервые принципы хорошего дизайна сформулировал известный немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс. Сьюзан Лабарре в своей работе представила новый взгляд на его тезисы.

1. Хороший дизайн – прозрачный

Дружелюбный пользовательский интерфейс был доминирующей парадигмой в человеко-компьютерном взаимодействии на протяжении десятилетий. И это было заслуженно: такой принцип переводит сложный код на простой язык, который любой может понять. Однако сегодня потребители стали опасаться таких интерфейсов, это произошло на фоне громких нарушений хранения данных и непрозрачных алгоритмов.

«В течение многих лет в UX-дизайне существовала тенденция к "бесшовности", она позволяла скрыть как можно больше, но это происходило в интересах пользователей ради их удобства, – говорит директор по дизайну некоммерческой организации Simply Secure Эм Эллиот (Ame Elliott). – Теперь UX эксперты много трудятся, чтобы подумать о том, как правильно разоблачить эти швы».

Хороший дизайн должен быть достаточно прозрачным, чтобы дать пользователям возможность помогать им принимать обоснованные решения об их конфиденциальности, их привычках к просмотру, но без их подавления.

2. Хороший дизайн рассматривает хорошие последствия

Еще одна проблема с дружелюбным пользовательским интерфейсом: с упором на непосредственные потребности пользователей. Часто не учитываются долгосрочные последствия. Например, эхо-камера Facebook (то, что в Facebook мы видим лишь новости их лент наших друзей – это в конечном итоге навязанное социальной сетью ограничение), пагубное влияние Airbnb на доступное жилье или смартфоны, которые буквально меняют мозги людей и породили целое поколение подростковых автоматов.

Хороший дизайн преследует гораздо больше, чем получение кликов. Он учитывает потенциальное воздействие, будь то экономическое, социальное, культурное или экологическое. Он помнит об этом воздействии со временем.

Еще по теме: "Хороший дизайн − это как можно меньше дизайна": 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса

3. Хороший дизайн – медленный

В течение последних 20 лет технологии действуют по принципу «быстро двигаться и ломать вещи». Это было хорошо, когда программное обеспечение имело относительно небольшое влияние на мир. Но сегодня оно формирует почти каждый аспект нашей жизни: от того, что мы читаем, с кем встречаемся, как тратим деньги, и в значительной степени оптимизирован для выгоды корпораций, а не пользователей. Ставки изменились, но методы нет.

Хороший дизайн требует времени. Он поддерживает долгосрочные решения по быстрым исправлениям. Как утверждает дизайнер Джонс Дауни (Jonas Downey): «Сейчас пришло время замедлиться и проанализировать, что сломалось».

4. Хороший дизайн честен

Это один из принципов, который сформулировал известный дизайнер Дитер Рамс.  Но он по прежнему актуален и сейчас, в то время, когда корпорации рассматривают UX как оружие. Uber – самый вопиющий пример. Компания построила свой бизнес на бесшовном пользовательском интерфейсе, манипулируя и пользователями, и водителями.

"Хороший дизайн не пытается манипулировать потребителями с помощью обещаний, которые не может сдержать, – пишет Рамс. – Хороший дизайн не делает продукт более инновационным, мощным или ценным, чем он есть».

Еще по теме: Видеоурок Теплицы: что такое UX/UI

5. Хороший дизайн – политический

«Если вы работаете в программном обеспечении или дизайне... вы также работаете в политике». Так писал в конце 2016 года британский дизайнер Ричард Папа после неожиданных выборов президента США Дональда Трампа. Но этот вопрос остается актуальным и сейчас: политика – это распределение власти, и несколько вещей влияют на власть более существенно и быстро в XXI веке, чем код и дизайн.

Одним из очевидных примеров является роль Facebook в формировании итогов президентских выборов. Но вы можете найти более тонкие примеры повсюду: от объявлений, ориентированных на мужчин с более высокооплачиваемыми рабочими местами, до интеллектуального программного обеспечения для полицейской деятельности, которое обвиняет чернокожих людей больше, чем белых.

6. Хороший дизайн учитывает системное мышление

Системное мышление – это довольно высокий термин для относительно простой идеи: "все связано, и дизайнеры, и разработчики должны соответствующим образом разрабатывать стратегии". Системное мышление приобрело еще большую популярность за последние несколько лет, поскольку мир становится более сложным и переплетенным.

Считается, что мы генерируем 2,5 квинтиллиона байтов данных в год, более 90 из которых были созданы всего за последние два года. Сегодня почти половина всех взрослых людей владеют смартфонами; к 2020 году эта цифра, как ожидается, возрастет до 80%. Тогда хороший дизайн не будет  касаться решения только дискретных задач. «Задача состоит в том, чтобы подняться над отвлечением деталей и расширить ваше поле зрения, – пишет учредитель Foundation Capital Стив Вассалло (Steve Vassallo). – Попытайтесь сразу увидеть весь мир и понять его. Это непростая задача, но вы либо разрабатываете систему, либо получаете систему через дизайн».

7. Хороший дизайн как хорошее письмо

Такой тезис сформулировал автор доклада «Дизайн 2017 года в техническом отчете» Джон Маэда (John Maeda). Дело в том, что с ростом чат-ботов и разговорных интерфейсов письмо часто является основным интерфейсом, через который пользователи взаимодействуют с продуктом или услугой. (Даже шутки Siri должны были быть написаны кем-то.) Даже дизайнеры, которые не работают над копией интерфейса, должны понять: чем лучше они умеют писать, тем выше их шансы продать идею.

Еще по теме: Юрий Ветров: Тенденции UX/UI дизайна и впечатляющие решения

8. Хороший дизайн многогранен

Дни брендов, торгующих единой идентичностью, ушли. Агентство эмоционального интеллекта проанализировало бренды, про которые более 5000 человек заявили, что они их искали. Результаты были на удивление непротиворечивыми. Известные бренды, такие как от "Виктории Сикрет" до Тако Белл имели четыре, казалось бы, разрозненные черты: юмор, полезность, красоту и вдохновение. Вывод таков, что во все более сложном розничном ландшафте бренды должны принимать многогранных личностей, чтобы эмоционально соединиться с потребителями.

9. Хороший дизайн принимает риски

Международная дизайн-агентство IDEO изучила более 100 компаний в попытке количественно оценить инновации. Каждая организация ответила на вопрос, что для них означают инновации? В итоге выяснилось, что наиболее важным элементом является способность организации адаптироваться и реагировать на изменения.

Всего было сформулировано шесть ключевых векторов. Среди них: цели, эксперименты, сотрудничество, расширение прав и возможностей, информирование (то есть держать в курсе всех сотрудников о том, что происходит в отрасли) и совершенствование (способность успешно выполнять задачи и генерировать новые идеи).

Также исследование показало, что сохранение статус-кво имеет реальные преимущества для бизнеса. Согласно опросу, шансы на неудачный запуск продукта снизились на 16,67 %, когда большинство сотрудников смогли проявить свои лидерские качества и высказать свою точку зрения.

10. Хороший дизайн для людей и для машин

Исторически компьютеры были разработаны для пользования человеком. Но по мере того как машины становятся умнее, а искусственный интеллект внедряется в повседневную жизнь людей, дизайнерам придется создавать продукты для нового типа пользователей: человеко-машинного гибрида.

Гендиректор студии дизайна Normative Мэттью Милан (Matthew Milan) утверждает, что такие человеко-машинные гибриды смогут делать намного больше, чем любой человек или компьютер по отдельности.

Оригинал статьи (Eng.).