10 новых принципов хорошего дизайна

Впервые принципы хорошего дизайна сформулировал известный немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс. Фото: Afton Almaraz/Getty Images, Jason Jaroslav Cook/Getty Images (pattern), winterling/iStock (photo), davide ragusa/Unsplash
Впервые принципы хорошего дизайна сформулировал известный немецкий промышленный дизайнер Дитер Рамс. Фото: Afton Almaraz/Getty Images, Jason Jaroslav Cook/Getty Images (pattern), winterling/iStock (photo), davide ragusa/Unsplash

Каким тре­бо­ва­ни­ям дол­жен отве­чать совре­мен­ный дизайн циф­ро­вых про­дук­тов? На этот вопрос отве­ти­ла редак­тор пор­та­ла Co.Design Сью­зан Лабар­ре (Suzanne Labarre). Замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла ста­тью экс­пер­та. Экс­перт сфор­му­ли­ро­ва­ла пара­мет­ры хоро­ше­го дизай­на, и объ­яс­ни­ла, как они изме­ни­лись за послед­ние годы.

Впер­вые прин­ци­пы хоро­ше­го дизай­на сфор­му­ли­ро­вал извест­ный немец­кий про­мыш­лен­ный дизай­нер Дитер Рамс. Сью­зан Лабар­ре в сво­ей рабо­те пред­ста­ви­ла новый взгляд на его тези­сы.

1. Хороший дизайн – прозрачный

Дру­же­люб­ный поль­зо­ва­тель­ский интер­фейс был доми­ни­ру­ю­щей пара­диг­мой в чело­ве­ко-ком­пью­тер­ном вза­и­мо­дей­ствии на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий. И это было заслу­жен­но: такой прин­цип пере­во­дит слож­ный код на про­стой язык, кото­рый любой может понять. Одна­ко сего­дня потре­би­те­ли ста­ли опа­сать­ся таких интер­фей­сов, это про­изо­шло на фоне гром­ких нару­ше­ний хра­не­ния дан­ных и непро­зрач­ных алго­рит­мов.

«В тече­ние мно­гих лет в UX-дизайне суще­ство­ва­ла тен­ден­ция к «бес­шов­но­сти», она поз­во­ля­ла скрыть как мож­но боль­ше, но это про­ис­хо­ди­ло в инте­ре­сах поль­зо­ва­те­лей ради их удоб­ства, – гово­рит дирек­тор по дизай­ну неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции Simply Secure Эм Эллиот (Ame Elliott). – Теперь UX экс­пер­ты мно­го тру­дят­ся, что­бы поду­мать о том, как пра­виль­но раз­об­ла­чить эти швы».

Хоро­ший дизайн дол­жен быть доста­точ­но про­зрач­ным, что­бы дать поль­зо­ва­те­лям воз­мож­ность помо­гать им при­ни­мать обос­но­ван­ные реше­ния об их кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, их при­выч­ках к про­смот­ру, но без их подав­ле­ния.

2. Хороший дизайн рассматривает хорошие последствия

Еще одна про­бле­ма с дру­же­люб­ным поль­зо­ва­тель­ским интер­фей­сом: с упо­ром на непо­сред­ствен­ные потреб­но­сти поль­зо­ва­те­лей. Часто не учи­ты­ва­ют­ся дол­го­сроч­ные послед­ствия. Напри­мер, эхо-каме­ра Facebook (то, что в Facebook мы видим лишь ново­сти их лент наших дру­зей – это в конеч­ном ито­ге навя­зан­ное соци­аль­ной сетью огра­ни­че­ние), пагуб­ное вли­я­ние Airbnb на доступ­ное жилье или смарт­фо­ны, кото­рые бук­валь­но меня­ют моз­ги людей и поро­ди­ли целое поко­ле­ние под­рост­ко­вых авто­ма­тов.

Хоро­ший дизайн пре­сле­ду­ет гораз­до боль­ше, чем полу­че­ние кли­ков. Он учи­ты­ва­ет потен­ци­аль­ное воз­дей­ствие, будь то эко­но­ми­че­ское, соци­аль­ное, куль­тур­ное или эко­ло­ги­че­ское. Он пом­нит об этом воз­дей­ствии со вре­ме­нем.

Еще по теме: «Хоро­ший дизайн − это как мож­но мень­ше дизай­на»: 10 прин­ци­пов хоро­ше­го дизай­на Дите­ра Рам­са

3. Хороший дизайн – медленный

В тече­ние послед­них 20 лет тех­но­ло­гии дей­ству­ют по прин­ци­пу «быст­ро дви­гать­ся и ломать вещи». Это было хоро­шо, когда про­грамм­ное обес­пе­че­ние име­ло отно­си­тель­но неболь­шое вли­я­ние на мир. Но сего­дня оно фор­ми­ру­ет почти каж­дый аспект нашей жиз­ни: от того, что мы чита­ем, с кем встре­ча­ем­ся, как тра­тим день­ги, и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опти­ми­зи­ро­ван для выго­ды кор­по­ра­ций, а не поль­зо­ва­те­лей. Став­ки изме­ни­лись, но мето­ды нет.

Хоро­ший дизайн тре­бу­ет вре­ме­ни. Он под­дер­жи­ва­ет дол­го­сроч­ные реше­ния по быст­рым исправ­ле­ни­ям. Как утвер­жда­ет дизай­нер Джонс Дау­ни (Jonas Downey): «Сей­час при­шло вре­мя замед­лить­ся и про­ана­ли­зи­ро­вать, что сло­ма­лось».

4. Хороший дизайн честен

Это один из прин­ци­пов, кото­рый сфор­му­ли­ро­вал извест­ный дизай­нер Дитер Рамс. Но он по преж­не­му актуа­лен и сей­час, в то вре­мя, когда кор­по­ра­ции рас­смат­ри­ва­ют UX как ору­жие. Uber – самый вопи­ю­щий при­мер. Ком­па­ния постро­и­ла свой биз­нес на бес­шов­ном поль­зо­ва­тель­ском интер­фей­се, мани­пу­ли­руя и поль­зо­ва­те­ля­ми, и води­те­ля­ми.

«Хоро­ший дизайн не пыта­ет­ся мани­пу­ли­ро­вать потре­би­те­ля­ми с помо­щью обе­ща­ний, кото­рые не может сдер­жать, – пишет Рамс. – Хоро­ший дизайн не дела­ет про­дукт более инно­ва­ци­он­ным, мощ­ным или цен­ным, чем он есть».

Еще по теме: Видео­урок Теп­ли­цы: что такое UX/UI

5. Хороший дизайн – политический

«Если вы рабо­та­е­те в про­грамм­ном обес­пе­че­нии или дизайне… вы так­же рабо­та­е­те в поли­ти­ке». Так писал в кон­це 2016 года бри­тан­ский дизай­нер Ричард Папа после неожи­дан­ных выбо­ров пре­зи­ден­та США Дональ­да Трам­па. Но этот вопрос оста­ет­ся акту­аль­ным и сей­час: поли­ти­ка – это рас­пре­де­ле­ние вла­сти, и несколь­ко вещей вли­я­ют на власть более суще­ствен­но и быст­ро в XXI веке, чем код и дизайн.

Одним из оче­вид­ных при­ме­ров явля­ет­ся роль Facebook в фор­ми­ро­ва­нии ито­гов пре­зи­дент­ских выбо­ров. Но вы може­те най­ти более тон­кие при­ме­ры повсю­ду: от объ­яв­ле­ний, ори­ен­ти­ро­ван­ных на муж­чин с более высо­ко­опла­чи­ва­е­мы­ми рабо­чи­ми места­ми, до интел­лек­ту­аль­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для поли­цей­ской дея­тель­но­сти, кото­рое обви­ня­ет чер­но­ко­жих людей боль­ше, чем белых.

6. Хороший дизайн учитывает системное мышление

Систем­ное мыш­ле­ние – это доволь­но высо­кий тер­мин для отно­си­тель­но про­стой идеи: «все свя­за­но, и дизай­не­ры, и раз­ра­бот­чи­ки долж­ны соот­вет­ству­ю­щим обра­зом раз­ра­ба­ты­вать стра­те­гии». Систем­ное мыш­ле­ние при­об­ре­ло еще боль­шую попу­ляр­ность за послед­ние несколь­ко лет, посколь­ку мир ста­но­вит­ся более слож­ным и пере­пле­тен­ным.

Счи­та­ет­ся, что мы гене­ри­ру­ем 2,5 квин­тил­ли­о­на бай­тов дан­ных в год, более 90 из кото­рых были созда­ны все­го за послед­ние два года. Сего­дня почти поло­ви­на всех взрос­лых людей вла­де­ют смарт­фо­на­ми; к 2020 году эта циф­ра, как ожи­да­ет­ся, воз­рас­тет до 80%. Тогда хоро­ший дизайн не будет касать­ся реше­ния толь­ко дис­крет­ных задач. «Зада­ча состо­ит в том, что­бы под­нять­ся над отвле­че­ни­ем дета­лей и рас­ши­рить ваше поле зре­ния, – пишет учре­ди­тель Foundation Capital Стив Вас­сал­ло (Steve Vassallo). – Попы­тай­тесь сра­зу уви­деть весь мир и понять его. Это непро­стая зада­ча, но вы либо раз­ра­ба­ты­ва­е­те систе­му, либо полу­ча­е­те систе­му через дизайн».

7. Хороший дизайн как хорошее письмо

Такой тезис сфор­му­ли­ро­вал автор докла­да «Дизайн 2017 года в тех­ни­че­ском отче­те» Джон Маэ­да (John Maeda). Дело в том, что с ростом чат-ботов и раз­го­вор­ных интер­фей­сов пись­мо часто явля­ет­ся основ­ным интер­фей­сом, через кото­рый поль­зо­ва­те­ли вза­и­мо­дей­ству­ют с про­дук­том или услу­гой. (Даже шут­ки Siri долж­ны были быть напи­са­ны кем-то.) Даже дизай­не­ры, кото­рые не рабо­та­ют над копи­ей интер­фей­са, долж­ны понять: чем луч­ше они уме­ют писать, тем выше их шан­сы про­дать идею.

Еще по теме: Юрий Вет­ров: Тен­ден­ции UX/UI дизай­на и впе­чат­ля­ю­щие реше­ния

8. Хороший дизайн многогранен

Дни брен­дов, тор­гу­ю­щих еди­ной иден­тич­но­стью, ушли. Агент­ство эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та про­ана­ли­зи­ро­ва­ло брен­ды, про кото­рые более 5000 чело­век заяви­ли, что они их иска­ли. Резуль­та­ты были на удив­ле­ние непро­ти­во­ре­чи­вы­ми. Извест­ные брен­ды, такие как от «Вик­то­рии Сикрет» до Тако Белл име­ли четы­ре, каза­лось бы, раз­роз­нен­ные чер­ты: юмор, полез­ность, кра­со­ту и вдох­но­ве­ние. Вывод таков, что во все более слож­ном роз­нич­ном ланд­шаф­те брен­ды долж­ны при­ни­мать мно­го­гран­ных лич­но­стей, что­бы эмо­ци­о­наль­но соеди­нить­ся с потре­би­те­ля­ми.

9. Хороший дизайн принимает риски

Меж­ду­на­род­ная дизайн-агент­ство IDEO изу­чи­ла более 100 ком­па­ний в попыт­ке коли­че­ствен­но оце­нить инно­ва­ции. Каж­дая орга­ни­за­ция отве­ти­ла на вопрос, что для них озна­ча­ют инно­ва­ции? В ито­ге выяс­ни­лось, что наи­бо­лее важ­ным эле­мен­том явля­ет­ся спо­соб­ность орга­ни­за­ции адап­ти­ро­вать­ся и реа­ги­ро­вать на изме­не­ния.

Все­го было сфор­му­ли­ро­ва­но шесть клю­че­вых век­то­ров. Сре­ди них: цели, экс­пе­ри­мен­ты, сотруд­ни­че­ство, рас­ши­ре­ние прав и воз­мож­но­стей, инфор­ми­ро­ва­ние (то есть дер­жать в кур­се всех сотруд­ни­ков о том, что про­ис­хо­дит в отрас­ли) и совер­шен­ство­ва­ние (спо­соб­ность успеш­но выпол­нять зада­чи и гене­ри­ро­вать новые идеи).

Так­же иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что сохра­не­ние ста­тус-кво име­ет реаль­ные пре­иму­ще­ства для биз­не­са. Соглас­но опро­су, шан­сы на неудач­ный запуск про­дук­та сни­зи­лись на 16,67 %, когда боль­шин­ство сотруд­ни­ков смог­ли про­явить свои лидер­ские каче­ства и выска­зать свою точ­ку зре­ния.

10. Хороший дизайн для людей и для машин

Исто­ри­че­ски ком­пью­те­ры были раз­ра­бо­та­ны для поль­зо­ва­ния чело­ве­ком. Но по мере того как маши­ны ста­но­вят­ся умнее, а искус­ствен­ный интел­лект внед­ря­ет­ся в повсе­днев­ную жизнь людей, дизай­не­рам при­дет­ся созда­вать про­дук­ты для ново­го типа поль­зо­ва­те­лей: чело­ве­ко-машин­но­го гибри­да.

Ген­ди­рек­тор сту­дии дизай­на Normative Мэттью Милан (Matthew Milan) утвер­жда­ет, что такие чело­ве­ко-машин­ные гибри­ды смо­гут делать намно­го боль­ше, чем любой чело­век или ком­пью­тер по отдель­но­сти.

Ори­ги­нал ста­тьи (Eng.).