Александр Братчиков: «Мы рассказываем школьникам из регионов, как технологии могут улучшить жизнь их города»

За несколько месяцев команда проекта "Кружок" провела бесплатные школы по программированию для детей в четырех регионах России и помогли жителям села Глазок Тамбовской области создать сайт. На фото: команда проекта. Автор фото: Никита Бережной.
За несколько месяцев команда проекта "Кружок" провела бесплатные школы по программированию для детей в четырех регионах России и помогли жителям села Глазок Тамбовской области создать сайт. На фото: команда проекта. Автор фото: Никита Бережной.

Технологическое образование должно быть доступно для школьников из регионов. В этом уверены создатели образовательного проекта "Кружок", веб-разработчики и преподаватели Александр Братчиков и Сергей Нугаев. За несколько месяцев они провели бесплатные школы по программированию для детей в четырех регионах России и помогли создать сайт жителям села Глазок Тамбовской области.

В интервью замредактора Теплицы Наталье Барановой преподаватели рассказали, почему их занятия могут изменить жизнь регионального города.

Александр Братчиков и Сергей Нугаев познакомились в школе Moscow Coding School: вместе они преподавали для детей веб-разработку и робототехнику. Идея о запуске проекта появилась одновременно: "Давай делать образование в регионах, в Москве и Петербурге уже все есть", – с такой мыслью Сергей приехал в гости к Александру. Над подобной концепцией Александр уже думал.

Так, в мае 2017 года они запустили "Кружок", в который пригласили своих коллег Александра Патлуха и Влада Кяуне. Участники команды преподают в НИУ ВШЭ, центре технологий TUMO, онлайн-школе Bang Bang Education и в лагере "Камчатка". Вместе они запустили 21 учебную программу, шесть из них разработали сами.

– Расскажите, какую цель вы ставили, когда запускали "Кружок"?

Александр: Мы решили, что нужно развивать образование в регионах. И думали, как это можно сделать. Конечно, мы не можем объездить все города. Поэтому начали планировать запуск онлайн-платформы для обучения школьников и учителей со всей России, чтобы дать доступ к технологичному образованию всем вне зависимости от места проживания.

Но перед этим мы сами должны понять, как и чем живет школьное сообщество. Сначала мы придумали гастроли, а потом отдельный проект "Кружок-тур". Решили проехать 10 мест – городов и сел.

– Как вы выбираете города?

Сергей: Сначала мы написали пост на Facebook и попросили контакты учителей, активистов в регионах. Так получили первый список из 20 городов. Все лето планировали поездку. Первым выбрали Воткинск (Удмуртская Республика), где Саша родился. Там было проще все организовать.

Потом нам стали писать преподаватели из программы "Учитель для России". Так поехали в Калугу и Вязьму (Смоленская область). Со временем мы выработали критерий: в городах должно жить до 500 тысяч человек и точно должен быть дефицит на рынке дополнительного образования.

Еще по теме: Treehouse – 300 онлайн-курсов по программированию и технологиям

– Как проходят ваши занятия, и какие навыки вы даете?

Александр: Все программы, которые мы делаем, краткосрочные. Акцент на практику, все завязано вокруг проектной деятельности. В город мы приезжаем на неделю. Школьный учитель развешивает афиши в школе. Многие дети не понимают, что будет происходить, но ими движут любопытство и заинтересованность. За первые пять дней после уроков по три часа мы работаем над мини-проектами. А в выходные делаем уже один большой проект, разбиваемся на команды.

Сергей: Мы предлагаем школьникам выбрать тему, предмет, о чем бы они хотели рассказать. Показываем учебные ролики, учимся писать код, работать с Github, верстать, разбираемся в дизайне, типографике и многом другом.

Мы рассказываем про платформу Redymag, мессенджер для командной работы Slack. Но на конкретных современных инструментах сложно делать акцент, потому что в школах довольно слабый Интернет и не очень производительные компьютеры. Там, например, даже Википедия заблокирована. И мы планируем, кстати, поднять эту проблему.

Александр: Но важно, что мы даем не только навыки по теме, но стараемся развивать и soft skills, важные для нашего времени: умение работать в команде, генерацию идей, защиту проектов.

– Расскажите о проектах, какие идеи предлагают школьники?

Александр: В трех городах ребята придумывали много идей на тему того, как технологии могут улучшить жизнь в их городе. А в Глазке совместно решили взять одну идею на всех: создать сайт о селе. В эти два дня у детей было много самостоятельной работы: они учились сами искать информацию, даже гуглить.

Многие дети не умеют гуглить, они не понимали, что можно просто взять и написать запрос.

Еще важно, чтобы тему проекта предложил ребенок, тогда он гораздо более включен в занятия. Например, в Глазке ученик Саша, который очень любит рыбалку создал лендинг про рыбу сазана. И он выглядел круто, как модный журнал.

Сергей: В Вязьме создали интересный проект: сайт про кинотеатр, которого нет. Точнее, раньше кинотеатр в городе был, но закрылся. А в Вязьме живут более 50 тысяч человек. Ребята разместили на сайте афиши фильмов, которые не увидят, описали историю кинотеатра и даже создали петицию, в которой призвали жителей оставить подписи за открытие кинотеатра.

Александр Братчиков и Сергей Нугаев в эфире РБК рассказали о создании проекта. Изображение: скриншот с сайта tv.rbc.ru
Александр Братчиков и Сергей Нугаев в эфире РБК рассказали о создании проекта. Изображение: скриншот с сайта tv.rbc.ru

– Ваш медиапроект, сайт о селе “Глазок”, привлек внимание журналистов. О нем уже написали Дождь, Сноб, Esquire, РБК, Такие дела, TJ и дизайнер Артемий Лебедев. Вы ожидали такого интереса?

Сергей: Конечно, среди наших целей было привлечение внимание к жизни в глубинке. Но мы не ожидали, что ажиотаж будет настолько сильным. У нас есть сообщество во ВКонтакте, Facebook и Instagram. В день запуска сайта мы сделали пост, думали, что поставим рекламу, напишем пресс-релиз и робко попросим СМИ написать о проекте. Но нам даже не пришлось ничего делать. Мы смотрели, как пост начинает жить самостоятельной жизнью.

На следующее утро нам написали с телеканала "Дождь" и предложили выйти в эфир новостей. В тот момент мы поняли, что информационное поле уже заполнилось новостями о Глазке.

Так выглядит главная страница сайта про сел Глазок. Изображение: скриншот с сайта seloglazok.ru
Так выглядит главная страница сайта про село Глазок. Изображение: скриншот с сайта seloglazok.ru

Александр: Мы пытаемся анализировать, почему новость так взлетела. Скорее всего, сама тема жизни в российском селе скрыта от большинства людей. Плюс свою роль сыграло и то, что сайт про Глазок сделали сами местные жители. Людям это интересно, а мы постараемся и дальше помогать в создании подобных историй.

Сейчас мы видим свою миссию не только в образовательном плане, это основное, но также в том, чтобы рассказывать истории и просвещать. Мы хотим показать, что происходит в "другой" России.

Мы сами открываем для себя нашу страну. Но надо уметь грамотно транслировать, что мы видим. С Глазком это получилось. Велик шанс, что это принесет реальную пользу.

Хоть и весь шум происходит в информационном интернет-пространстве, ситуация может измениться. Уже сейчас десятки людей пишут о том, что они поедут отдыхать в Глазок, в село уже приезжают журналисты, скорее, они будут подсвечивать и другие проблемы. Есть предпосылки для запуска дополнительного транспортного сообщения из Глазка до Мичуринска.

– Какие впечатления от ваших занятий у преподавателей и у детей?

Александр: Мы сталкиваемся с разным мнением о нас. Есть два полюса: одни боятся, потому что мы не местные, приехали из Москвы и бесплатно что-то делаем.

Другие же люди, которые зовут нашу команду, поддерживают нас. В основном это учителя, наши ровесники, из проекта "Учитель для России". Например, в Глазок нас пригласила участница программы Арина Сачкова, она написала: "Вряд ли вы приедете, но «Кружок-Глазок» звучит здорово". Мы не могли отказаться! И в Глазке все были открыты и хорошо нас приняли.

Сергей: От детей мы всегда получаем огромную благодарность. Мы заметили: чем беднее регион, в котором мы оказываемся, тем коэффициент благодарности больше. Дети намного лучше понимают, с чем мы приехали и что хотим дать.

– Продолжаете ли вы общаться с ребятами после поездки?

Александр: Конечно, мы не разрываем связь с ребятами. Переписываемся в мессенджерах, курируем их проекты, узнаем об успехах и неудачах. Например, в Глазке мы даже устраивали телемост с участниками из других городов: новенькие ребята задавали вопросы, спрашивали про проекты.

Сергей: Недавно школьники из Вязьмы уже сами придумали идею интернет-магазина, ребята прислали нам презентацию, представили концепцию, один выступил разработчиком, другой – дизайнером. Мы помогаем, даем советы.

– Куда поедете дальше?

Александр: Следующий – Баренцбург. Это российское поселение на архипелаге Шпицберген, в Норвегии. Там живет около 500 человек, есть одна школа. После него поедем в Новороссийск.

Сергей: После Глазка нам прислали заявки больше чем из 50 городов, в основном не крупных, деревень и сел. В заявках люди рассказывают, какие у них есть проблемы, и добавляют, что школьники очень активные.

– Расскажите об онлайн-платформе, что на ней будет?

Александр: Сейчас у нас постепенно растет сообщество ребят, с которыми нужно общаться удаленно. Мы переписываемся в мессенджерах, делимся наработками на Github, но нам этого недостаточно.

На онлайн-платформе мы хотим обобщить весь наш опыт. Выложить учебные материалы, чтобы ими мог пользоваться любой. Также с помощью платформы ребята смогут общаться с ментором, завязать контакт с теми, кто подскажет, как двигаться дальше. И самое главное, мы хотим сформировать сообщество школьников и учителей из разных городов, которые смогут делать проекты вместе.

Всероссийский региональный проект "Кружок-Тур".

Группа "Кружка" "ВКонтакте".