Александр Братчиков: «Мы рассказываем школьникам из регионов, как технологии могут улучшить жизнь их города»

За несколько месяцев команда проекта "Кружок" провела бесплатные школы по программированию для детей в четырех регионах России и помогли жителям села Глазок Тамбовской области создать сайт. На фото: команда проекта. Автор фото: Никита Бережной.
За несколько месяцев команда проекта "Кружок" провела бесплатные школы по программированию для детей в четырех регионах России и помогли жителям села Глазок Тамбовской области создать сайт. На фото: команда проекта. Автор фото: Никита Бережной.

Тех­но­ло­ги­че­ское обра­зо­ва­ние долж­но быть доступ­но для школь­ни­ков из реги­о­нов. В этом уве­ре­ны созда­те­ли обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Кру­жок», веб-раз­ра­бот­чи­ки и пре­по­да­ва­те­ли Алек­сандр Брат­чи­ков и Сер­гей Нуга­ев. За несколь­ко меся­цев они про­ве­ли бес­плат­ные шко­лы по про­грам­ми­ро­ва­нию для детей в четы­рех реги­о­нах Рос­сии и помог­ли создать сайт жите­лям села Гла­зок Там­бов­ской обла­сти.

В интер­вью замре­дак­то­ра Теп­ли­цы Ната­лье Бара­но­вой пре­по­да­ва­те­ли рас­ска­за­ли, поче­му их заня­тия могут изме­нить жизнь реги­о­наль­но­го горо­да.

Алек­сандр Брат­чи­ков и Сер­гей Нуга­ев позна­ко­ми­лись в шко­ле Moscow Coding School: вме­сте они пре­по­да­ва­ли для детей веб-раз­ра­бот­ку и робо­то­тех­ни­ку. Идея о запус­ке про­ек­та появи­лась одно­вре­мен­но: «Давай делать обра­зо­ва­ние в реги­о­нах, в Москве и Петер­бур­ге уже все есть», – с такой мыс­лью Сер­гей при­е­хал в гости к Алек­сан­дру. Над подоб­ной кон­цеп­ци­ей Алек­сандр уже думал.

Так, в мае 2017 года они запу­сти­ли «Кру­жок», в кото­рый при­гла­си­ли сво­их кол­лег Алек­сандра Пат­лу­ха и Вла­да Кяуне. Участ­ни­ки коман­ды пре­по­да­ют в НИУ ВШЭ, цен­тре тех­но­ло­гий TUMO, онлайн-шко­ле Bang Bang Education и в лаге­ре «Кам­чат­ка». Вме­сте они запу­сти­ли 21 учеб­ную про­грам­му, шесть из них раз­ра­бо­та­ли сами.

– Расскажите, какую цель вы ставили, когда запускали «Кружок»?

Алек­сандр: Мы реши­ли, что нуж­но раз­ви­вать обра­зо­ва­ние в реги­о­нах. И дума­ли, как это мож­но сде­лать. Конеч­но, мы не можем объ­ез­дить все горо­да. Поэто­му нача­ли пла­ни­ро­вать запуск онлайн-плат­фор­мы для обу­че­ния школь­ни­ков и учи­те­лей со всей Рос­сии, что­бы дать доступ к тех­но­ло­гич­но­му обра­зо­ва­нию всем вне зави­си­мо­сти от места про­жи­ва­ния.

Но перед этим мы сами долж­ны понять, как и чем живет школь­ное сооб­ще­ство. Сна­ча­ла мы при­ду­ма­ли гастро­ли, а потом отдель­ный про­ект «Кру­жок-тур». Реши­ли про­ехать 10 мест – горо­дов и сел.

– Как вы выбираете города?

Сер­гей: Сна­ча­ла мы напи­са­ли пост на Facebook и попро­си­ли кон­так­ты учи­те­лей, акти­ви­стов в реги­о­нах. Так полу­чи­ли пер­вый спи­сок из 20 горо­дов. Все лето пла­ни­ро­ва­ли поезд­ку. Пер­вым выбра­ли Вот­кинск (Удмурт­ская Рес­пуб­ли­ка), где Саша родил­ся. Там было про­ще все орга­ни­зо­вать.

Потом нам ста­ли писать пре­по­да­ва­те­ли из про­грам­мы «Учи­тель для Рос­сии». Так поеха­ли в Калу­гу и Вязь­му (Смо­лен­ская область). Со вре­ме­нем мы выра­бо­та­ли кри­те­рий: в горо­дах долж­но жить до 500 тысяч чело­век и точ­но дол­жен быть дефи­цит на рын­ке допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния.

Еще по теме: Treehouse – 300 онлайн-кур­сов по про­грам­ми­ро­ва­нию и тех­но­ло­ги­ям

– Как проходят ваши занятия, и какие навыки вы даете?

Алек­сандр: Все про­грам­мы, кото­рые мы дела­ем, крат­ко­сроч­ные. Акцент на прак­ти­ку, все завя­за­но вокруг про­ект­ной дея­тель­но­сти. В город мы при­ез­жа­ем на неде­лю. Школь­ный учи­тель раз­ве­ши­ва­ет афи­ши в шко­ле. Мно­гие дети не пони­ма­ют, что будет про­ис­хо­дить, но ими дви­жут любо­пыт­ство и заин­те­ре­со­ван­ность. За пер­вые пять дней после уро­ков по три часа мы рабо­та­ем над мини-про­ек­та­ми. А в выход­ные дела­ем уже один боль­шой про­ект, раз­би­ва­ем­ся на коман­ды.

Сер­гей: Мы пред­ла­га­ем школь­ни­кам выбрать тему, пред­мет, о чем бы они хоте­ли рас­ска­зать. Пока­зы­ва­ем учеб­ные роли­ки, учим­ся писать код, рабо­тать с Github, вер­стать, раз­би­ра­ем­ся в дизайне, типо­гра­фи­ке и мно­гом дру­гом.

Мы рас­ска­зы­ва­ем про плат­фор­му Redymag, мес­сен­джер для команд­ной рабо­ты Slack. Но на кон­крет­ных совре­мен­ных инстру­мен­тах слож­но делать акцент, пото­му что в шко­лах доволь­но сла­бый Интер­нет и не очень про­из­во­ди­тель­ные ком­пью­те­ры. Там, напри­мер, даже Вики­пе­дия забло­ки­ро­ва­на. И мы пла­ни­ру­ем, кста­ти, под­нять эту про­бле­му.

Алек­сандр: Но важ­но, что мы даем не толь­ко навы­ки по теме, но ста­ра­ем­ся раз­ви­вать и soft skills, важ­ные для наше­го вре­ме­ни: уме­ние рабо­тать в коман­де, гене­ра­цию идей, защи­ту про­ек­тов.

– Расскажите о проектах, какие идеи предлагают школьники?

Алек­сандр: В трех горо­дах ребя­та при­ду­мы­ва­ли мно­го идей на тему того, как тех­но­ло­гии могут улуч­шить жизнь в их горо­де. А в Глаз­ке сов­мест­но реши­ли взять одну идею на всех: создать сайт о селе. В эти два дня у детей было мно­го само­сто­я­тель­ной рабо­ты: они учи­лись сами искать инфор­ма­цию, даже гуг­лить.

Мно­гие дети не уме­ют гуг­лить, они не пони­ма­ли, что мож­но про­сто взять и напи­сать запрос.

Еще важ­но, что­бы тему про­ек­та пред­ло­жил ребе­нок, тогда он гораз­до более вклю­чен в заня­тия. Напри­мер, в Глаз­ке уче­ник Саша, кото­рый очень любит рыбал­ку создал лен­динг про рыбу саза­на. И он выгля­дел кру­то, как мод­ный жур­нал.

Сер­гей: В Вязь­ме созда­ли инте­рес­ный про­ект: сайт про кино­те­атр, кото­ро­го нет. Точ­нее, рань­ше кино­те­атр в горо­де был, но закрыл­ся. А в Вязь­ме живут более 50 тысяч чело­век. Ребя­та раз­ме­сти­ли на сай­те афи­ши филь­мов, кото­рые не уви­дят, опи­са­ли исто­рию кино­те­ат­ра и даже созда­ли пети­цию, в кото­рой при­зва­ли жите­лей оста­вить под­пи­си за откры­тие кино­те­ат­ра.

Александр Братчиков и Сергей Нугаев в эфире РБК рассказали о создании проекта. Изображение: скриншот с сайта tv.rbc.ru
Алек­сандр Брат­чи­ков и Сер­гей Нуга­ев в эфи­ре РБК рас­ска­за­ли о созда­нии про­ек­та. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та tv.rbc.ru

– Ваш медиапроект, сайт о селе “Глазок”, привлек внимание журналистов. О нем уже написали Дождь, Сноб, Esquire, РБК, Такие дела, TJ и дизайнер Артемий Лебедев. Вы ожидали такого интереса?

Сер­гей: Конеч­но, сре­ди наших целей было при­вле­че­ние вни­ма­ние к жиз­ни в глу­бин­ке. Но мы не ожи­да­ли, что ажи­о­таж будет настоль­ко силь­ным. У нас есть сооб­ще­ство во ВКон­так­те, Facebook и Instagram. В день запус­ка сай­та мы сде­ла­ли пост, дума­ли, что поста­вим рекла­му, напи­шем пресс-релиз и роб­ко попро­сим СМИ напи­сать о про­ек­те. Но нам даже не при­шлось ниче­го делать. Мы смот­ре­ли, как пост начи­на­ет жить само­сто­я­тель­ной жиз­нью.

На сле­ду­ю­щее утро нам напи­са­ли с теле­ка­на­ла «Дождь» и пред­ло­жи­ли вый­ти в эфир ново­стей. В тот момент мы поня­ли, что инфор­ма­ци­он­ное поле уже запол­ни­лось ново­стя­ми о Глаз­ке.

Так выглядит главная страница сайта про сел Глазок. Изображение: скриншот с сайта seloglazok.ru
Так выгля­дит глав­ная стра­ни­ца сай­та про село Гла­зок. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та seloglazok.ru

Алек­сандр: Мы пыта­ем­ся ана­ли­зи­ро­вать, поче­му новость так взле­те­ла. Ско­рее все­го, сама тема жиз­ни в рос­сий­ском селе скры­та от боль­шин­ства людей. Плюс свою роль сыг­ра­ло и то, что сайт про Гла­зок сде­ла­ли сами мест­ные жите­ли. Людям это инте­рес­но, а мы поста­ра­ем­ся и даль­ше помо­гать в созда­нии подоб­ных исто­рий.

Сей­час мы видим свою мис­сию не толь­ко в обра­зо­ва­тель­ном плане, это основ­ное, но так­же в том, что­бы рас­ска­зы­вать исто­рии и про­све­щать. Мы хотим пока­зать, что про­ис­хо­дит в «дру­гой» Рос­сии.

Мы сами откры­ва­ем для себя нашу стра­ну. Но надо уметь гра­мот­но транс­ли­ро­вать, что мы видим. С Глаз­ком это полу­чи­лось. Велик шанс, что это при­не­сет реаль­ную поль­зу.

Хоть и весь шум про­ис­хо­дит в инфор­ма­ци­он­ном интер­нет-про­стран­стве, ситу­а­ция может изме­нить­ся. Уже сей­час десят­ки людей пишут о том, что они поедут отды­хать в Гла­зок, в село уже при­ез­жа­ют жур­на­ли­сты, ско­рее, они будут под­све­чи­вать и дру­гие про­бле­мы. Есть пред­по­сыл­ки для запус­ка допол­ни­тель­но­го транс­порт­но­го сооб­ще­ния из Глаз­ка до Мичу­рин­ска.

– Какие впечатления от ваших занятий у преподавателей и у детей?

Алек­сандр: Мы стал­ки­ва­ем­ся с раз­ным мне­ни­ем о нас. Есть два полю­са: одни боят­ся, пото­му что мы не мест­ные, при­е­ха­ли из Моск­вы и бес­плат­но что-то дела­ем.

Дру­гие же люди, кото­рые зовут нашу коман­ду, под­дер­жи­ва­ют нас. В основ­ном это учи­те­ля, наши ровес­ни­ки, из про­ек­та «Учи­тель для Рос­сии». Напри­мер, в Гла­зок нас при­гла­си­ла участ­ни­ца про­грам­мы Ари­на Сач­ко­ва, она напи­са­ла: «Вряд ли вы при­е­де­те, но «Кру­жок-Гла­зок» зву­чит здо­ро­во». Мы не мог­ли отка­зать­ся! И в Глаз­ке все были откры­ты и хоро­шо нас при­ня­ли.

Сер­гей: От детей мы все­гда полу­ча­ем огром­ную бла­го­дар­ность. Мы заме­ти­ли: чем бед­нее реги­он, в кото­ром мы ока­зы­ва­ем­ся, тем коэф­фи­ци­ент бла­го­дар­но­сти боль­ше. Дети намно­го луч­ше пони­ма­ют, с чем мы при­е­ха­ли и что хотим дать.

– Продолжаете ли вы общаться с ребятами после поездки?

Алек­сандр: Конеч­но, мы не раз­ры­ва­ем связь с ребя­та­ми. Пере­пи­сы­ва­ем­ся в мес­сен­дже­рах, кури­ру­ем их про­ек­ты, узна­ем об успе­хах и неуда­чах. Напри­мер, в Глаз­ке мы даже устра­и­ва­ли теле­мост с участ­ни­ка­ми из дру­гих горо­дов: новень­кие ребя­та зада­ва­ли вопро­сы, спра­ши­ва­ли про про­ек­ты.

Сер­гей: Недав­но школь­ни­ки из Вязь­мы уже сами при­ду­ма­ли идею интер­нет-мага­зи­на, ребя­та при­сла­ли нам пре­зен­та­цию, пред­ста­ви­ли кон­цеп­цию, один высту­пил раз­ра­бот­чи­ком, дру­гой – дизай­не­ром. Мы помо­га­ем, даем сове­ты.

– Куда поедете дальше?

Алек­сандр: Сле­ду­ю­щий – Баренц­бург. Это рос­сий­ское посе­ле­ние на архи­пе­ла­ге Шпиц­бер­ген, в Нор­ве­гии. Там живет око­ло 500 чело­век, есть одна шко­ла. После него поедем в Ново­рос­сийск.

Сер­гей: После Глаз­ка нам при­сла­ли заяв­ки боль­ше чем из 50 горо­дов, в основ­ном не круп­ных, дере­вень и сел. В заяв­ках люди рас­ска­зы­ва­ют, какие у них есть про­бле­мы, и добав­ля­ют, что школь­ни­ки очень актив­ные.

– Расскажите об онлайн-платформе, что на ней будет?

Алек­сандр: Сей­час у нас посте­пен­но рас­тет сооб­ще­ство ребят, с кото­ры­ми нуж­но общать­ся уда­лен­но. Мы пере­пи­сы­ва­ем­ся в мес­сен­дже­рах, делим­ся нара­бот­ка­ми на Github, но нам это­го недо­ста­точ­но.

На онлайн-плат­фор­ме мы хотим обоб­щить весь наш опыт. Выло­жить учеб­ные мате­ри­а­лы, что­бы ими мог поль­зо­вать­ся любой. Так­же с помо­щью плат­фор­мы ребя­та смо­гут общать­ся с мен­то­ром, завя­зать кон­такт с теми, кто под­ска­жет, как дви­гать­ся даль­ше. И самое глав­ное, мы хотим сфор­ми­ро­вать сооб­ще­ство школь­ни­ков и учи­те­лей из раз­ных горо­дов, кото­рые смо­гут делать про­ек­ты вме­сте.

Все­рос­сий­ский реги­о­наль­ный про­ект «Кру­жок-Тур».

Груп­па «Круж­ка» «ВКон­так­те».