Онлайн-обучение: для всех, даром и пусть никто не уйдёт обиженный

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения - коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Фото: Pexels.com (CC0).
Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения - коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Фото: Pexels.com (CC0).

Онлайн-обу­че­ние, или e-learning, – обу­че­ние с при­ме­не­ни­ем муль­ти­ме­диа и Интер­не­та. Это самая рас­про­стра­нен­ная на сего­дня фор­ма дистан­ци­он­но­го обу­че­ния, неуклон­но рас­ши­ряв­ша­я­ся послед­ние 13 лет. С недав­не­го вре­ме­ни онлайн-обу­че­ние счи­та­ет­ся мейн­стрим-направ­ле­ни­ем в обра­зо­ва­нии, по неко­то­рым пара­мет­рам уже опе­ре­жа­ю­щим тра­ди­ци­он­ный очный фор­мат.

Одна из силь­ней­ших сто­рон онлайн-обра­зо­ва­ния – демо­кра­ти­за­ция учеб­но­го про­цес­са. Оно поз­во­ля­ет устра­нить мно­гие барье­ры: гео­гра­фи­че­ские, физи­че­ские, финан­со­вые. Сту­ден­ты полу­ча­ют воз­мож­ность зани­мать­ся в удоб­ном для себя месте: дома, по доро­ге на рабо­ту, в спорт­за­ле и даже в оче­ре­ди.

Все чаще они так­же могут выби­рать и наи­бо­лее под­хо­дя­щее им вре­мя и само­сто­я­тель­но опре­де­лять, что они изу­ча­ют и в каком тем­пе. Неред­ко онлайн-обу­че­ние в разы дешев­ле клас­си­че­ско­го ана­ло­га или не сто­ит вооб­ще ниче­го. Одно­вре­мен­но рас­ши­ря­ют­ся и воз­мож­но­сти вузов, полу­ча­ю­щих доступ к тем сту­ден­там, кото­рые в силу раз­ных при­чин не могут при­сут­ство­вать на заня­ти­ях лич­но.

Что такое МООC

Тра­ди­ци­он­ные обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния одни­ми из пер­вых нача­ли про­бо­вать себя в сфе­ре онлайн-обу­че­ния. Раз­ные фор­мы онлайн-обу­че­ния уже адап­ти­ро­ва­ли тыся­чи учеб­ных заве­де­ний. Яркий при­мер инно­ва­ци­он­но­го под­хо­да – про­грам­ма «Вир­ту­аль­ный обмен» тех­но­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та Дел­фта в Гол­лан­дии. Она поз­во­ля­ет сту­ден­там наби­рать необ­хо­ди­мые кре­ди­ты, про­хо­дя онлайн-кур­сы парт­нер­ских вузов.

Инсти­ту­ты и кол­ле­джи могут пред­ла­гать сме­шан­ные или гибрид­ные про­грам­мы, в кото­рых стан­дарт­ные «живые» лек­ции соче­та­ют­ся с рабо­той онлайн. Так, посе­щать заня­тия мож­но уда­лен­но: под­клю­ча­ясь к транс­ля­ции в реаль­ном вре­ме­ни (син­хрон­ная опция) или про­слу­ши­вая запись (асин­хрон­ная опция), курс может вклю­чать skype-сес­сии и веби­на­ры.

На базах дру­гих вузов запу­ще­ны пол­но­стью дистан­ци­он­ные кур­сы, вооб­ще не пред­по­ла­га­ю­щие лич­но­го при­сут­ствия сту­ден­та: уче­ба и экза­ме­ны про­хо­дят уда­лен­но.

Самый быст­ро раз­ви­ва­ю­щий­ся на сего­дня сек­тор дистан­ци­он­но­го обу­че­ния – мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы или МООC, раз­ра­ба­ты­ва­е­мые учеб­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми для спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных МООC-плат­форм.

Пер­вые МООC были еще одним дети­щем дви­же­ния за откры­тость зна­ний и дан­ных, сопут­ство­вав­ше­го раз­ви­тию Интер­не­та и циф­ро­вых тех­но­ло­гий. С 2000-х годов ряд уни­вер­си­те­тов в США и Евро­пе начал экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с онлайн-инстру­мен­та­ми для того, что­бы предо­ста­вить как мож­но боль­ше­му чис­лу людей воз­мож­ность изу­чать пре­по­да­ва­е­мые пред­ме­ты на без­воз­мезд­ной осно­ве. Они мог­ли исполь­зо­вать плат­фор­му Moodle для дис­кус­сий меж­ду сту­ден­та­ми и RSS-под­пис­ку для рас­сыл­ки учеб­но­го мате­ри­а­ла.

Посто­ян­но рас­ши­ряв­ши­е­ся тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти для ком­му­ни­ка­ций, достав­ки и потреб­ле­ния онлайн-кон­тен­та при­ве­ли к созда­нию пер­вых неза­ви­си­мых аген­тов онлайн-обу­че­ния – ком­мер­че­ских и неком­мер­че­ских МООC-плат­форм.

Сре­ди них ста­ро­жил плат­но­го онлайн-обра­зо­ва­ния Lynda.com, запу­стив­шая сек­цию онлайн-кур­сов в 2002 году, Udemy (Ru/Eng), бес­плат­ные Aga Khan Academy (Eng) и Peer 2 Peer (Eng) University.

В 2012 году мир МООC бук­валь­но взо­рвал­ся и начал мас­со­во пере­хо­дить на рель­сы ком­мер­ции. Прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но зара­бо­та­ли круп­ней­шие плат­фор­мы Coursera, Udacity, бри­тан­ская FutureLearn, фран­цуз­ская OpenClassrooms и австра­лий­ская OpenLearning.

В том же году в ответ на рез­кую пере­ори­ен­та­цию онлайн-обра­зо­ва­ния в сто­ро­ну извле­че­ния при­бы­ли пре­по­да­ва­те­ли Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та и Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та ини­ци­и­ро­ва­ли круп­ней­шую неком­мер­че­скую плат­форму edX, на базе кото­рой сего­дня пуб­ли­ку­ют свои бес­плат­ные кур­сы более 70 орга­ни­за­ций и вузов.

Пер­вая МООС, или мас­со­вая откры­тая сте­пень, маги­стра­ту­ра ком­пью­тер­ных наук, была пред­ло­же­на пио­не­ром онлайн-обра­зо­ва­ния тех­но­ло­ги­че­ским уни­вер­си­те­том Джор­джии в парт­нер­стве с Udacity в 2014 году. Сей­час онлайн мож­но полу­чить любое науч­ное зва­ние вплоть до док­то­ра. Все­го, по под­сче­там Class Central, у сту­ден­тов есть доступ к 500 раз­лич­ным МООC и МООС-дипло­мам и сер­ти­фи­ка­там.

По дан­ным на 2017 год, на МООC-плат­фор­мах, коли­че­ство кото­рых в мире пре­вы­ша­ет семь тысяч, раз­ме­ще­ны 9,4 тыся­чи кур­сов от 800 уни­вер­си­те­тов. Из них 150 кур­сов при­хо­дит­ся на долю рос­сий­ской МООC-плат­фор­мы «Откры­тое обра­зо­ва­ние».

Лидер инду­стрии Coursera пред­ла­га­ет доступ к двум тыся­чам кур­сов, а чис­ло заре­ги­стри­ро­ван­ных на ней поль­зо­ва­те­лей дости­га­ет 25 мил­ли­о­нов чело­век из 200 стран мира.

Образовательный проект «Открытое образование». Фото: фрагмент сайта openedu.ru
Обра­зо­ва­тель­ный про­ект «Откры­тое обра­зо­ва­ние». Фото: фраг­мент сай­та openedu.ru

Почти 40 про­цен­тов всех МООC состав­ля­ют кур­сы по биз­нес-прак­ти­кам и тех­но­ло­ги­ям, пятая часть – это кур­сы по гума­ни­тар­ным и точ­ным нау­кам. Но встре­ча­ют­ся и совсем неожи­дан­ные спе­ци­аль­но­сти. Так, при необ­хо­ди­мо­сти онлайн мож­но запи­сать­ся на курс по пра­виль­но­му выра­щи­ва­нию мари­ху­а­ны в меди­цин­ских целях. Суще­ству­ют про­грам­мы, по окон­ча­нии кото­рых сту­ден­ту может быть при­сво­е­но зва­ние бака­лав­ра кули­нар­но­го дела или сель­ско­го хозяй­ства, маги­стра сто­ма­то­ло­гии и асси­стен­та вете­ри­на­ра.

Онлайн-обучение для всех и обо всем

Онлайн-обу­че­ние – инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий раз­ным кате­го­ри­ям людей в гиб­кой фор­ме закры­вать про­бе­лы в зна­ни­ях и полу­чать новые навы­ки: роди­те­лям, уха­жи­ва­ю­щим за малень­ки­ми детьми, людям с огра­ни­че­ни­я­ми здо­ро­вья, тем, кто тру­дит­ся пол­ный рабо­чий день, или тем, кому в свое вре­мя не уда­лось полу­чить обра­зо­ва­ние.

Боль­шую часть слу­ша­те­лей онлайн-кур­сов состав­ля­ют взрос­лые рабо­та­ю­щие люди с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем: до 75 про­цен­тов – сту­ден­ты стар­ше 25 лет. Мно­гих к про­дол­же­нию уче­бы под­тал­ки­ва­ют реа­лии совре­мен­но­го рын­ка тру­да.

В про­фес­си­о­наль­ной сре­де все более острой темой ста­но­вит­ся «обу­че­ние дли­ною в жизнь» – необ­хо­ди­мость посто­ян­но при­об­ре­тать новые навы­ки и осве­жать уже име­ю­щи­е­ся из-за фено­ме­на стре­ми­тель­но­го уста­ре­ва­ния зна­ний, уси­ли­ва­ю­ще­го­ся на фоне тех­но­ло­ги­че­ско­го бума.

Более того, все гром­че зву­чат голо­са в под­держ­ку одна­жды озву­чен­но­го Бил­лом Гейт­сом мне­ния, что в буду­щем на сме­ну обра­зо­ва­нию, оце­ни­ва­е­мо­му ака­де­ми­че­ски­ми сте­пе­ня­ми, при­дет обра­зо­ва­ние, изме­ря­е­мое набо­ром уме­ний.

Отве­том онлайн-обу­че­ния на эти тен­ден­ции ста­ло появ­ле­ние так назы­ва­е­мых мик­ро­сте­пе­ней, напри­мер, нано­сте­пе­ней плат­фор­мы Udacity, впер­вые пред­ло­жен­ных в 2015 году и став­ших мгно­вен­ным хитом. С того момен­та на про­грам­мы Udacity посту­пи­ли 53 тыся­чи чело­век, а 18 тысяч уже полу­чи­ли дипло­мы.

Мик­ро­сте­пе­ни – это рас­па­ко­ван­ные и рас­фа­со­ван­ные в более корот­кие моду­ли про­дол­жи­тель­ные про­грам­мы, напри­мер, MBA. Они охва­ты­ва­ют неболь­шой круг тем или обу­ча­ют узко­му спек­тру навы­ков.

Так, сре­ди нано­сте­пе­ней Udacity – спе­ци­а­ли­за­ция по Google AdWords или по раз­ра­бот­ке бес­пи­лот­ных авто­мо­би­лей. Свои мик­ро­сте­пе­ни посте­пен­но появ­ля­ют­ся и у дру­гих плат­форм, в том чис­ле у FutureLearn и у китай­ской МООC-плат­фор­мы XuetangX. На плат­фор­ме edX раз­ме­ща­ют свои мик­ро­ма­ги­стра­ту­ры Мас­са­чу­сет­ский тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут, Колум­бий­ский уни­вер­си­тет и уни­вер­си­тет Пен­силь­ва­нии.

«Мик­ро­фи­ка­ция» онлайн-обу­че­ния затро­ну­ла и про­дол­жи­тель­ность учеб­ных сес­сий. Как пишет пор­тал Elucidat, совре­мен­ный сту­дент тра­тит не более семи секунд на то, что­бы оце­нить, сто­ит ли мате­ри­ал его вни­ма­ния.

С таким быст­рым сокра­ще­ни­ем пери­о­дов кон­цен­тра­ции дли­тель­ность учеб­ных сес­сий про­дол­жа­ет уко­ра­чи­вать­ся. В неко­то­рых слу­ча­ях – до пары-трой­ки минут в день, как, напри­мер, в мега­по­пу­ляр­ном при­ло­же­нии для изу­че­ния язы­ков Duolingo. Этот под­ход стал изве­стен как мик­ро­обу­че­ние и «учеб­ные пере­ку­сы» – snack learning.

Онлайн-обу­че­ние ста­но­вит­ся все более при­вле­ка­тель­ной аль­тер­на­ти­вой не толь­ко для рабо­та­ю­щих про­фес­си­о­на­лов, но и для моло­де­жи. В США чис­ло сту­ден­тов онлайн рас­тет обрат­но про­пор­ци­о­наль­но чис­лу новых аби­ту­ри­ен­тов очных отде­ле­ний в уни­вер­си­те­тах и кол­ле­джах. В 2017 году 6,7 мил­ли­о­на сту­ден­тов в США, или почти треть от обще­го чис­ла, были заре­ги­стри­ро­ва­ны как мини­мум на один онлайн-курс.

Как след­ствие, онлайн-обу­че­ние напря­мую транс­фор­ми­ру­ет не толь­ко харак­тер учеб­но­го про­цес­са, но и дру­гие усто­яв­ши­е­ся обра­зо­ва­тель­ные схе­мы. По ста­ти­сти­ке, почти 70 про­цен­тов сту­ден­тов исполь­зу­ют для про­хож­де­ния кур­сов не ноут­бу­ки и ком­пью­те­ры, а смарт­фо­ны. Поэто­му мобиль­ные вер­сии кур­сов или нали­чие при­ло­же­ний ста­но­вит­ся еще одним необ­хо­ди­мым тре­бо­ва­ни­ем для успе­ха МООC.

Изме­ня­ет­ся фор­мат дипло­мов. В неко­то­рых слу­ча­ях элек­трон­ные экви­ва­лен­ты бумаж­ных сер­ти­фи­ка­тов заме­ня­ют циф­ро­вые бей­джи, как бей­джи IBM, кото­рые затем мож­но выве­сить в про­фай­лах онлайн, напри­мер, на стра­ни­це в LinkedIn.

Совре­мен­ное онлайн-обу­че­ние задей­ству­ет интер­ак­тив­ные видео, гей­ми­фи­ка­цию, при­ло­же­ния, объ­яс­не­ние мате­ри­а­ла в фор­ма­те сце­на­ри­ев, симу­ля­ций и исто­рий. Напри­мер, вир­ту­аль­ная адап­тив­ная плат­фор­ма Osmosis для буду­щих меди­ков.

Или Tata Interactive Systems для пато­ло­го­ана­то­мов – она содер­жит даже симу­ля­цию места пре­ступ­ле­ния в 3D, что­бы сту­ден­ты мог­ли на прак­ти­ке при­ме­нить полу­ча­е­мые зна­ния.

Неко­то­рые ком­па­нии, как SB Studio гото­вые шаб­ло­ны с при­ме­не­ни­ем раз­лич­ных интер­ак­тив­ных мето­дов онлайн-обу­че­ния.

Неда­лек тот момент, когда МООC-плат­фор­мы мас­со­во возь­мут на воору­же­ние дру­гие круп­ные тех­но­ло­ги­че­ские нара­бот­ки: искус­ствен­ный интел­лект, допол­нен­ную и вир­ту­аль­ную реаль­ность, робо­тов и рече­вые тех­но­ло­гии.

Canvas, плат­фор­ма для управ­ле­ния обра­зо­ва­ни­ем, предо­став­ля­ет про­стран­ство для орга­ни­за­ции вир­ту­аль­ных клас­сов. В 2017 году было объ­яв­ле­но о запус­ке сов­мест­но­го про­ек­та Canvas и Amazon по созда­нию серии навы­ков голо­со­во­го асси­стен­та Alexa.

В слу­чае успе­ха сту­ден­ты смо­гут под­клю­чать Alexa к учеб­но­му про­цес­су: про­сить ее резю­ми­ро­вать основ­ные пунк­ты лек­ции, про­ве­сти сес­сию «вопрос-ответ» перед экза­ме­ном, полу­чать уве­дом­ле­ния об обнов­ле­ни­ях или домаш­ней рабо­те.

Онлайн-обу­че­ние рас­ши­ря­ет­ся не толь­ко в выс­шем обра­зо­ва­нии. К-12 – тер­мин, кото­рый так­же все чаще мож­но услы­шать в этой сфе­ре. Им обо­зна­ча­ют воз­раст­ную груп­пу детей дошколь­но­го воз­рас­та и до 12 лет ( “K” – или англ. kindergarden). Так, мед­лен­но, но вер­но рас­тет чис­ло вир­ту­аль­ных школ. Неко­то­рые из них, такие как Mosaica Online или K-12 Inc., рабо­та­ют на про­тя­же­нии 10–15 лет.

Еще одно попу­ляр­ное направ­ле­ние – онлайн-под­го­тов­ка к шко­ле. Ею все чаще поль­зу­ют­ся роди­те­ли, про­жи­ва­ю­щие в уда­лен­ных рай­о­нах или огра­ни­чен­ные финан­со­во. По оцен­кам пор­та­ла Technavio, к 2021 году коли­че­ство вир­ту­аль­ных школ в Север­ной Аме­ри­ке вырас­тет на 13 про­цен­тов.

Попыт­ки при­об­щить детей к азам онлайн-обу­че­ния пред­при­ни­ма­ют­ся по все­му миру, в Кении, Поль­ше, Австра­лии.

В декаб­ре в одной из школ на Бага­мах зара­бо­тал пилот­ный про­ект, под­дер­жан­ный пра­ви­тель­ством. В его рам­ках в учеб­ном про­цес­се будут широ­ко задей­ство­ва­ны циф­ро­вые тех­но­ло­гии.

Онлайн-обу­че­ние часто ста­но­вит­ся вре­мен­ной аль­тер­на­ти­вой, если уче­ни­ки не могут попасть в класс. Толь­ко в 2017 году мно­же­ство учеб­ных заве­де­ний, в том чис­ле школ, исполь­зо­ва­ли свои онлайн-плат­фор­мы для про­дол­же­ния заня­тий в экс­тре­маль­ных погод­ных усло­ви­ях: силь­но­го сне­го­па­да и даже ура­га­нов. В аме­ри­кан­ском шта­те Коло­ра­до для про­ве­де­ния «дня элек­трон­но­го обу­че­ния», вве­ден­но­го из-за пло­хой пого­ды, исполь­зо­ва­ли школь­ные авто­бу­сы. В них был уста­нов­лен бес­про­вод­ной Интер­нет для детей, чьи дома не под­клю­че­ны к Сети.

Опро­сы сви­де­тель­ству­ют, что сту­ден­ты счи­та­ют онлайн-обу­че­ние как мини­мум таким же эффек­тив­ным, а мно­гие и пре­вос­хо­дя­щим по каче­ству тра­ди­ци­он­ное обра­зо­ва­ние.

Но оно не лише­но и недо­стат­ков. На ран­них эта­пах боль­ше все­го наре­ка­ний вызы­ва­ли каче­ство пре­по­да­ва­ния и полу­ча­е­мых зна­ний. Для реше­ния этой про­бле­мы мно­гие МООC-плат­фор­мы при­бег­ли к внед­ре­нию систе­мы отзы­вов и рей­тин­гов, было осно­ва­но несколь­ко сер­ти­фи­ци­ру­ю­щих орга­нов.

Одной из основ­ных слож­но­стей, сопро­вож­да­ю­щих онлайн-обу­че­ние, оста­ет­ся моти­ва­ция сту­ден­тов. Такая фор­ма полу­че­ния зна­ний тре­бу­ет высо­ко­го уров­ня само­дис­ци­пли­ны, сохра­нять кото­рый ока­зы­ва­ет­ся под силу дале­ко не всем: бро­са­ют уче­бу, не закон­чив курс, от 40 до 60 про­цен­тов поль­зо­ва­те­лей.

Оппо­нен­ты онлайн-обра­зо­ва­ния так­же часто затра­ги­ва­ют тему отсут­ствия соци­а­ли­за­ции и пря­мо­го кон­так­та меж­ду пре­по­да­ва­те­лем и сту­ден­том и внут­ри обу­ча­е­мой груп­пы, харак­тер­ные для стан­дарт­ной фор­мы обу­че­ния.

Для вос­пол­не­ния это­го зве­на обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са в онлайн-обу­че­нии ста­но­вит­ся все более попу­ляр­ной кон­цеп­ция соци­аль­но­го обра­зо­ва­ния: добав­ле­ние к онлайн-кур­сам опций для пря­мых skype-кон­фе­рен­ций, пере­пис­ки в соци­аль­ных сетях и дру­гих инстру­мен­тов, спо­соб­ству­ю­щих обще­нию и вза­и­мо­об­ме­ну.

Дру­гая часто цити­ру­е­мая про­бле­ма – язы­ко­вой и куль­тур­ный барье­ры. Как пишет пор­тал eLearning Industry, англий­ский язык по-преж­не­му явля­ет­ся доми­ни­ру­ю­щим язы­ком онлайн-кур­сов, а их про­из­во­ди­те­ля­ми высту­па­ют в основ­ном запад­ные инсти­ту­ты. Как след­ствие, ино­стран­ным сту­ден­там может быть слож­но участ­во­вать в дис­кус­си­ях, зада­вать вопро­сы и пони­мать спе­ци­фи­че­ские тре­бо­ва­ния, свя­зан­ные с зада­ни­я­ми и их оцен­кой.

Часто так­же под­ни­ма­ет­ся вопрос о респек­та­бель­но­сти полу­ча­е­мых сер­ти­фи­ка­тов и дипло­мов. Но рабо­то­да­те­ли, по всей види­мо­сти, все более бла­го­склон­но настро­е­ны в отно­ше­нии онлайн-сте­пе­ней. Так, в декаб­ре ком­па­ния General Electric заяви­ла, что будет интер­вью­и­ро­вать для потен­ци­аль­но­го тру­до­устрой­ства любо­го сту­ден­та, окон­чив­ше­го мик­ро­ма­ги­стра­ту­ру Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та.

Google раз­ра­бо­тал и суб­си­ди­ро­вал курс по IT-тех­но­ло­ги­ям для Coursera, выпуск­ни­ки кото­ро­го смо­гут напря­мую свя­зы­вать­ся с рабо­то­да­те­ля­ми из создан­но­го пула заин­те­ре­со­ван­ных ком­па­ний.

Онлайн-образование и НКО

Онлайн-обу­че­ние дока­зы­ва­ет свою состо­я­тель­ность и как инстру­мент для НКО: как спо­соб про­дви­же­ния мис­сий, вовле­че­ния целе­вых групп, обу­че­ния сотруд­ни­ков.

В про­шлом году исклю­чи­тель­ный про­ект запу­стил ита­льян­ский уни­вер­си­тет International Telematic University UNINETTUNO – един­ствен­ный в мире, где пре­по­да­ва­ние ведет­ся на пяти язы­ках. На его базе был создан пор­тал «Обра­зо­ва­ние без гра­ниц». С его помо­щью мигран­ты и бежен­цы могут под­твер­дить свои дипло­мы, про­дол­жить обу­че­ние или запи­сать­ся на допол­ни­тель­ные кур­сы, напри­мер, про­фес­си­о­наль­ные или язы­ко­вые.

eLearnAfrica – соци­аль­ный про­ект, запу­щен­ный в 2016 году. Эта бес­плат­ная МООC-плат­фор­ма наце­ле­на на облег­че­ние досту­па к обра­зо­ва­нию для афри­кан­ских сту­ден­тов. Siyavula – южно­аф­ри­кан­ская ком­па­ния, зани­ма­ю­щая раз­ра­бот­кой учеб­ных онлайн-мате­ри­а­лов кате­го­рии «К-12».

Ком­па­ния HeyPayless нака­нуне сооб­щи­ла о запус­ке прин­ци­пи­аль­но новой игро­вой плат­фор­мы онлайн-обу­че­ния Dyslexia Dragon, спе­ци­аль­но подо­гнан­ной под нуж­ды детей с дислек­си­ей.

НКО исполь­зу­ют онлайн-обу­че­ние для повы­ше­ния инфор­ми­ро­ван­но­сти ауди­то­рии о про­бле­мах, на борь­бу с кото­ры­ми направ­ле­на дея­тель­ность орга­ни­за­ции. МООC-плат­фор­ма Женев­ско­го цен­тра аутиз­ма рабо­та­ет уже мно­го лет, на ней, в част­но­сти, раз­ме­ще­ны и бес­плат­ные кур­сы, посвя­щен­ные осо­бен­но­стям аутиз­ма. В 2015 году Amnesty International на базе плат­фор­мы Udemy запу­сти­ла курс по осно­вам прав чело­ве­ка (Eng).

Курс Amnesty International по основам прав человека. Фото фрагмент курса.
Курс Amnesty International по осно­вам прав чело­ве­ка. Фото: фраг­мент кур­са.

МООC могут слу­жить тре­на­же­ра­ми, симу­ля­то­ра­ми, бес­ко­неч­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции для НКО и гума­ни­тар­ных работ­ни­ков, как NGO Academy или Agora ЮНИСЕФ. Австра­лий­ская МООC-плат­фор­ма BloodSafe наце­ле­на на под­го­тов­ку меди­цин­ских работ­ни­ков к без­опас­ным мани­пу­ля­ци­ям кро­ви: пере­ли­ва­ни­ям, забо­ру и хра­не­нию. Все кур­сы на ней бес­плат­ные.

Мно­же­ство кур­сов на рус­ском язы­ке пред­ла­га­ет про­грам­ма Восточ­но­го парт­нер­ства ЕС.

Про­грам­ма Восточ­но­го парт­нер­ства ЕС.

У Global Health Learning Center есть бес­плат­ные онлайн-про­грам­мы по вопро­сам здра­во­охра­не­ния. Save the Children раз­ра­бо­та­ла свой курс по адво­ка­ции, а Все­мир­ное анти­до­пин­го­вое агент­ство бук­валь­но на днях запу­сти­ло анти­до­пин­го­вую плат­фор­му онлайн-обу­че­ния.